Скачать 0.5 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Кодификация русского права (1649–1917): вопросы теории и истории Russian Law Codification (1649–1917): Issues of Theory and History Язык обучения русский Трудоемкость 4 зачетные единицы Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург 2013 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины 1.1. Цели и результаты изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: обогащение фундаментальных основ профессиональной правовой культуры юриста; углубление и расширение знаний, умений и навыков студентов в области систематизации права. Результаты изучения дисциплины: студенты должны иметь систематизированные представления об актуальных теоретико-правовых аспектах и отечественной традиции систематизации права эпохи Империи, включая основополагающие понятия и теоретические проблемы систематизации права; сравнительный анализ видов (форм) систематизации права; модельные признаки кодифицированного акта; идейные и юридические истоки, а также конкретно-исторические условия создания важнейших памятников систематизации русского права периода Империи; основные этапов систематизации русского права в 1649–1917 гг.; сравнительную характеристику государственных органов, проводивших работы по систематизации права в период Империи. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) Пререквизиты при изучении настоящей дисциплины не требуются. 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся По результатам обучения магистр должен знать: — методологию получения юридических знаний; — философские основы формирования представлений о правовой действительности; — основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра. По результатам обучения магистр должен уметь: — аргументировать принятые решения, в том числе с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; — проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации; — самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний; По результатам обучения магистр должен обладать навыками: — устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике. — изучения правовой действительности с помощью научной методологии. 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекции; объем учебной работы за курс: 6 часов. Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий; объем учебной работы за курс: 16 часов. В-третьих, интерактивные занятия; объем учебной работы за курс: 10 часов. В-четвертых, самостоятельная учебная работа студентов под руководством преподавателя; объем учебной работы за курс: 62 часа. 1.6. Организация учебных занятий
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ (ВИДЫ) ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРАВА Уровни систематизации права. Систематизация права и систематизация закона. Роль доктрины в систематизации права. Традиционная классификация: инкорпорация, консолидация, кодификация. Разновидности (подвиды) инкорпорации. Консолидация как смешанная форма систематизации законодательства; ее инкорпорационно-кодификационная природа. Разновидности (подвиды) кодификации. (Законо)творческий характер — атрибут кодификации. Важнейшие требования к кодифицированному акту. Закон как акт кодификации. Способы систематизации права. Учет. Соотношение понятий «свод (законов)», «уложение», «кодекс» в законодательстве и доктрине XVIII — начала XX в. Проблемы периодизации систематизации права в Российской империи. Классическая лекция: 2 часа. Семинар: Основные формы (виды) систематизации права — 4 часа. План семинара 1) Критерии выделения форм (видов) систематизации. 2) Систематизация права и систематизация законодательства. 3) Учет и его виды. 4) Инкорпорация и ее виды. 5) Консолидация и ее виды. 6) Кодификация и ее виды. Интерактивное занятие: 1 час. Форма интерактивного занятия – групповая дискуссия по следующим вопросам: 1) Является ли учет формой систематизации права? 2) Каково соотношение инкорпорации, консолидации и кодификации? 3) Каково соотношение понятий «кодификация» и кодекс? Самостоятельная работа студентов — составление сравнительной таблицы и написание реферата — 8 часов. Примерная форма сравнительной таблицы «Основные формы (виды) систематизации права»:
Написание реферата на тему «Свод законов как форма систематизации права» (объемом до 20 000 знаков с пробелами и количеством источников и/или исследований в библиографии не менее 7). Информационное обеспечение: Исследования, учебники и ученые пособия Баранов В. М., Рахманина Т. М., Сырых В. М. Систематизация нормативно-правовых актов. Нижний Новгород, 1993. Баркалов С. В. Специфика официальной и неофициальной инкорпорации нормативных правовых актов // Юридическая мысль. 2004. № 6. Булаков О. Н. Законодательная техника и законодательный процесс в Российской Федерации (правила конструирования закона): Учеб. пособие. М., 2002. Вершинин А. П. Электронный свод законов и правовая информатизация в России // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 4. Кабрияк Р. Кодификации. М., 2007. Кодификация законодательства: Теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25–26 сентября 2008 года / Под ред. В. М. Баранова, Д. Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. Литягин Н. Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. 2002. № 4. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов (любое издание). Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций (любое издание). Рахманина Т. Н. Закон как высшая форма кодификации // Проблемы совершенствования советского законодательства. Вып. 37. М., 1987. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А. С. Пиголкина. СПб., 2003. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник (любое издание). Трикоз Е. Н. Кодистика (учение о технике кодификации) в международном праве // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 4. |