Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации27.10.2013
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

О.В. Богунова
История отечественного государства и права

Методические указания для написания контрольных работ студентами заочной и очно-заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2010

УДК 340.12(07)

ББК 67.62.я73.

Ф 20 (авт. знак дает РИО. )

Составитель О.В. Богунова


История отечественного государства и права: методические указания для написания контрольных работ студентами заочной и очно-заочной форм обучения [Текст] / сост. О.В. Богунова – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. – ?? с.

ISBN 978-5-7638-????-? (для внешних работ – дает РИО)
Методические указания для написания контрольных работ по истории отечественного государства и права.

Предназначено для студентов заочной, очно-заочной форм обучения Юридического института СФУ, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция» и по направлению 030500.62 «Юриспруденция».

УДК 340.12(07)

ББК 67.62.я73.

© Сибирский

федеральный

университет, 2010

Введение
Выполнение студентами заочного и очно-заочного отделений контрольной работы по истории отечественного государства и права предусмотрено учебным планом. Цель контрольной работы заключается в углубленном изучении некоторых разделов истории отечественного государства и права и приобретении навыков самостоятельной работы со специальной литературой и источниками, а также в закреплении полученных историко-правовых знаний.

Объем контрольной работы - 24 страницы ученической тетради (или аналогичный объем печатного текста). Писать работу следует грамотно, аккуратно и разборчиво. Страницы тетради пронумеровывают и оставляют поля (слева или справа) для замечаний преподавателя.

Перед написанием работы необходимо изучить все рекомендованные по темам источники и дополнительную литературу. Работу выполняют самостоятельно, переписывание учебников недопустимо. Использование источников и литературы следует оформлять ссылками на них в конце каждой страницы.

На титульном листе контрольной работы необходимо указать свои Ф.И.О., название предмета, номер варианта, курс, номер учебной группы. Контрольная работа должна быть представлена на факультет в установленные сроки, за месяц до сессии.

На первой странице контрольной работы необходимо снова указать вариант, номер и текст задания. Ответы должны быть развернутыми, теоретически обоснованными, четкими, в объеме не более двух страниц для ответа на одно задание. При этом нужно приводить полностью (иди частично) текст использованной нормы права из соответствующего источника, если это необходимо. После каждого ответа указывают список использованной литературы. Новое задание необходимо начинать с новой страницы.

Преподаватель оценивает работу по двухзвенной шкале "зачтено" или "не зачтено".

Номер варианта зависит от первой буквы фамилии студента. Студенты, фамилия которых начинается на буквы "А" и «Б», выполняют первый вариант, на буквы "В" и «Г» - второй и т.д. (см. номера вариантов).

Работы, выполненные с нарушением этого требования, не будут приниматься к рецензированию.

Задания для выполнения контрольной работы разделены на два блока. Задания блока «А» выполняют те студенты, учебным планом которых предусмотрена одна контрольная работа по данной дисциплине. Так же задания блока «А» в первом семестре выполняют те студенты-первокурсники, в учебном плане которых предполагается выполнение двух контрольных работ по истории отечественного государства и права.

Выполнение заданий данного блока предполагает обязательную работу с нормативными актами по истории государства и права России. Для этого следует обратиться к 9-томному изданию «Российского законодательства X – XX веков”, в котором необходимые для изучения нормативные акты расположены следующим образом:

Т. I - Русская Правда, Псковская Судная грамота 1467 г.

Т. II – Двинская уставная грамота 1397 г., Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г.

Т. III – Соборное Уложение 1649 г.

Т. IV – законодательство о правовом статусе населения Российской империи в XVIII в., Артикул воинский 1715 г., «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.

Т. V – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г, «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г.

Т. VI - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Т. IX – Высочайше утвержденные Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г., Уголовное Уложение 1903 г., Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г.

Остальные рекомендованные к изучению источники правового характера имеются в списке нормативных актов, расположенном в конце данной программы.

Если планом предусмотрена вторая контрольная работа по истории отечественного государства и права, то студентам в весеннем семестре следует выполнить задание блока «Б» соответствующего варианта. Данное задание предполагает составление развернутого ответа по предложенному вопросу с обязательным использованием всей рекомендованной для каждого варианта литературы. Вторая контрольная работа оформляется по аналогии с первой. В начале работы приводится план изложения материала, в конце – список литературы (он может быть дополнен и расширен по желанию студента). Объем второй контрольной работы должен составлять не менее 12-15 страниц ученической тетради (или аналогичный объем печатного текста). Работа предоставляется для проверки за один месяц до начала сессии.

Задания к контрольным работам по дисциплине
Вариант I (А, Б)

Блок А


  1. Назовите субъектов имущественных отношений в Древнерусском государстве. Когда возникали гражданская правоспособность и гражданская дееспособность по Русской Правде?

  2. Кто такие наймиты? В каких случаях Псковская Судная грамота разрешает, а в каких не допускает их участия в суде?

  3. На торгу была приобретена лошадь, которая вскоре была опознана как украденная. Что необходимо было предпринять истцу в суде для решения этого вопроса в соответствии со статьями Судебника 1497 г.?

  4. Мог ли служилый человек стать холопом? Прокомментируйте статьи Судебника 1550 г. о холопах и сравните их с Судебником 1497 г.

  5. Охарактеризуйте систему местного самоуправления в XVI – XVII вв.

  6. В XVIII в. законодатель стремился определить правовой статус каждого сословия. Какие законодательные акты первой половины XVIII в. регламентировали правовое положение дворянства, духовенства, крестьянства, городского населения? Какие нормы относительно каждой категории населения содержали эти акты?

  7. В чем отличия городского избирательного собрания, городской думы и городской управы (в соответствии с «Городовым положением» 1870 г.)?

  8. Сравните Положения о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. с изменениями от 11 декабря 1905 г. и 3 июня 1907 г.

  9. Общая характеристика и источники советского права 1917-1920 гг.

  10. Нарисуйте схему высших органов государственной власти и управления по Конституции 1936 г. Охарактеризуйте каждый элемент схемы.

  11. Что такое референдум РФ? Порядок проведения отечественных референдумов в 1991 – 1993 гг.



Блок Б
Суд присяжных в России XIX – XX в.: генезис, эволюция, перспективы развития.
Литература: 130, 174, 187, 188, 303.

Вариант II (В, Г)
Блок А


  1. Укажите основания возникновения, способы обеспечения и основания прекращения обязательственных отношений (по Русской Правде).

  2. Реконструируйте социальную структуру Псковской республики (по Псковской Судной грамоте). Охарактеризуйте правовое положение каждой категории населения.

  3. Прокомментируйте изменения, внесенные Двинской уставной грамотой в уголовное право.

  4. Можно ли провести аналогии глав Собора 1551 г. с западноевропейской инквизицией?

  5. Определите статус поместья и вотчины в главе XVI Соборного Уложения 1649 г.

  6. Какие изменения в государственном строе России произошли в период правления Петра I?

  7. Охарактеризуйте Общую часть «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.

  8. Определите порядок принятия законов согласно Основным законам 1906 г.

  9. Эволюция советского избирательного права. Можно ли говорить о том, что на всех этапах существования советского государства избирательное право являлось всеобщим и равным?

  10. Какая новая отрасль советского права появляется в конце 1920-х – начале 1930-х гг.? Ее эволюция.

  11. Конституционный суд Российской Федерации: история учреждения, полномочия, деятельность в 1991 – 1993 гг.



Блок Б
Развитие отечественной прокуратуры (XVIII – XX вв.)
Литература: 94, 95, 100, 102, 440, 558, 605.


Вариант III (Д, Е, Ж, З, И)
Блок А


  1. Охарактеризуйте положение женщины по древнерусскому законодательству.

  2. Судоустройство по Псковской Судной грамоте. Какие дела относились к княжеской и вечевой юрисдикции?

  3. За пользование дорогой из Москвы в Вычегду с пристава взяли 8 рублей. Правомерно ли было это решение в соответствии с Судебником 1497 г.?

  4. В чем суть ст. 100 Судебника 1550 г.?

  5. Какие наказания предусмотрены Соборным Уложением 1649 г. за клевету? В каком случае законодательство рассматривает клевету как преступление против государства, а в каком – как преступление против личности? Проследите развитие этой части законодательства в XV – XVII в.

  6. Как развивалось гражданское и брачно-семейное право в XVIII в.?

  7. Опишите реформу следственного аппарата России 1860 г. Укажите основные положения преобразования судебной части в Российской империи 1862 г.

  8. Как изменился государственный строй Российской империи в течение 1905 – 1914 гг.?

  9. Охарактеризуйте национально-государственное устройство советского государства в 1917-1991 гг.

  10. Какие изменения произошли в советском трудовом праве в годы Великой отечественной войны?

  11. Договор о Союзе России и Белоруссии от 2 апреля 1997 г.: основные положения, правовой анализ.



Блок Б
Создание парламента в России, учреждение Государственной Думы.
Литература: 76, 171, 184, 273, 346.

Вариант IV (К)
Блок А


  1. Какую виру Русская Правда называла « дикой»? Какие последствия наступали в результате отказа от уплаты «дикой» виры?

  2. Охарактеризуйте правовое положение изорника, огородника и кочетника по Псковской Судной грамоте.

  3. Прокомментируйте судоустройство Московского государства по Судебнику Ивана III.

  4. Какое постановление об образовании вынес Собор 1551 г.?

  5. Какие виды наказания предусмотрены Соборным Уложением 1649 г.? Какие статьи Уложения говорят о преступлениях против экономики государства? Проследите развитие этой части законодательства в XV – XVII в.

  6. Решите задачу:

Офицер, подозреваемый в убийстве, был свободен в перемещениях по полку и даже наведывался в город, где был задержан за пьяную драку и посажен в темницу. Офицер показывал охране какие-то документы, но на свободу выпущен не был. Что это были за документы и кто был прав в этой ситуации? (При решении задачи используйте «Краткое изображение процессов» 1715 г.).

7. Общественный строй Российской империи в первой половине XIX в. Изменения в правовом положении дворянства, духовенства, крестьянства, городского населения.

  1. Определите круг полномочий Государственного совета и Государственной Думы в начале XX в.

  2. Перечислите основные положения судебной реформы 1922 г.

  3. Развитие института усыновления в советском семейном праве.

  4. История создания института Президента СССР и Президента РСФСР.


Блок Б
Систематизация законодательства России в первой половине XIX в.
Литература: 288, 396, 521, 522, 535.


Вариант V (Л, М)
Блок А


  1. Охарактеризуйте институт «несчастного» и злостного банкротства по Русской Правде.

  2. Как назывался судебный процесс в Пскове? Перечислите его основные свойства. Подтвердите свой ответ статьями из Псковской судной грамоты.

  3. Что нового внес Судебник Ивана III в нормы гражданского права?

  4. Охарактеризуйте социальную структуру общества в XVI вв. Определите правовое положение каждой категории населения.

  5. Прокомментируйте главу II Соборного Уложения 1649 г.

  6. Военный суд рассматривал ссору двух прапорщиков (один нанес другому ножевое ранение). Во время суда выяснилось, что потерпевший дружил с поручиком (членом суда), а обвиняемый в нанесении ранения – родственник адъютанта. Кто из членов суда должен был обнаружить этот факт и каковы были его предложения суду? (При решении задачи используйте «Краткое изображение процессов» 1715 г.).

  7. Развитие гражданского и семейного права (по Своду законов 1832 г.).

  8. Нарисуйте схему государственного строя России 1905 – 1907 гг. Охарактеризуйте каждый элемент схемы.

  9. Создание и функционирование Рабкрина в 1920-1934 гг.

  10. Основные положения «Беловежских соглашений» и Декларации об образовании СНГ. Их историко-правовой анализ.


Блок Б
Развитие государства и права в годы Великой Отечественной войны
Литература: 170, 219, 245, 301, 352, 430, 440, 441.

Вариант VI (Н, О, П)
Блок А


  1. Наследственное право по Русской Правде. Кто мог выступать в качестве завещателя? Почему законодатель не ограничивал свободу завещания матери? Каким образом регламентировалось выделение членам семьи умершего частей из наследства?

  2. Какие виды преступлений Псковская Судная грамота считала наиболее опасными? Назовите новые составы преступлений, неизвестные Русской Правде.

  3. Прокомментируйте ст. 17, 18, 54, 56, 57, 66 Судебника 1497 г. В чем суть феодально-крепостнического права?

  4. Купец заказал писцу несколько рукописных книг. Заказ был выполнен, но вскоре купцу пришли с обыском государевы люди и конфисковали рукописи, объяснив свои действия решением Собора 1551 г. Какой закон нарушил купец?

  5. Прокомментируйте главу XIX Соборного Уложения 1649 г.

  6. Какие законодательные акты второй половины XVIII в. регламентировали правовое положение дворянства, духовенства, крестьянства, городского населения? Какие нормы относительно каждой категории населения содержали эти акты?

  7. Мог ли претендовать на должность мирового судьи города N 24-летний выпускник юридического факультета университета?

  8. Прокомментируйте сущность российского самодержавия по Своду Основных государственных законов 1906 г.

  9. Каким образом выглядела система государственных органов СССР и РСФСР к 1925 г.? Перечислите общесоюзные и федеральные органы, а также государственные органы автономных республик и областей.

  10. Основные положения союзной Конституции 1977 г.

  11. Что такое Конституционное совещание? Деятельность Конституционного совещания РФ в 1993 г.



Блок Б
Управление национальными «окраинами» Российской империи в XIX в.
Литература: 178, 241, 359, 456, 529.
Вариант VII (Р, С)
Блок А
1. Докажите, что Русская Правда различала преступления в форме действия и бездействия.

2. Охарактеризуйте право пожизненного пользования вещью по Псковской Судной грамоте.

3. По дороге в Астрахань ярославский купеческий караван был разграблен татарами. Купец вернулся в Ярославль без денег и без товаров. Вскоре «кредиторы» неудачника потребовали вернуть долг, о чем заявили в суд. Каким (по Судебнику 1497 г.) будет решение суда?

4. В каких случаях по Судебнику 1550 г. пожилое составляло рубль и два алтына, а в каких полтину и два алтына?

5. Какое преступление признается Соборным Уложением 1649 г. более опасным – против государства и церкви или против государя (царя)? Проследите развитие этой части законодательства в XV – XVII вв. Можно ли в этой связи утверждать, что Уложение включало в себя нормы государственного права?

6. Каким образом в законодательстве XVIII в. сформулирована неограниченная власть монарха?

7. Изменения в общественном строе Российской империи в конце XIX - начале XX вв.

8. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности депутатов местных советов по Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г.

9. За какие действия, не предусмотренные ранее, в годы Великой Отечественной войны вводилась уголовная ответственность?

10. Указ президента Б.Н. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; его историко-правовой анализ.

Блок Б
Основные положения судебной реформы 1864 г. Особенности проведения реформы в Сибири.
Литература: 134, 303, 304, 306, 344, 409, 618.

Вариант VIII (Т, У, Ф)
Блок А


  1. В каком случае по Русской Правде не наступало наказание за убийство?

  2. Какие способы оформления договоров известны Псковской Судной грамоте?

  3. Серебреник Федор из Кириллова, ссылаясь на пошлину, ушел в Вологду 26 ноября, половник Максим 25 декабря. Наместник князя, узнав об этом, тотчас принял соответствующее решение. Какое решение, руководствуясь Судебником 1497 г., принял наместник?

  4. Какие положения Судебника 1497 г. вошли в Царский судебник практически без изменений?

  5. Нарисуйте схему государственного строя России периода сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.). Охарактеризуйте каждый элемент схемы.

  6. Как определялся в «Кратком изображении процессов и тяжб» судебный процесс, его функции и последовательность?

  7. Проследите развитие системы местного самоуправления во второй половине XIX в.

  8. Кто не мог быть избран в Государственную Думу по положениям о выборах (от 6 августа 1905 г.; от 11 декабря 1905 г. и от 3 июня 1907 г.)?

  9. Положение о прокурорском надзоре 1922 г. Эволюция советской прокуратуры.

  10. Развитие советского природоохранительного права.

  11. Укажите основные черты развития отечественного государства и права в годы «перестройки» (1985-1991 гг.).


Блок Б
Развитие советского конституционного права
Литература: 207, 233, 326, 592, 631.

Вариант IX ( Х, Ц, Ч, Ш)
Блок А
1. Реконструируйте социальную структуру Древнерусского государства (по Русской Правде).

  1. Почему по Псковской Судной грамоте право собственности на лесные участки не могло возникнуть на основании давности владения?

  2. Какие изменения были внесены Двинской грамотой в уголовное право?

  3. Сравните ст. 88 Судебника 1550 г. со ст. 57 Судебника 1497 г. В чем суть изменений законодательства?

  4. Каким образом изменилось судоустройство и судебный процесс в XVII в.? Подтвердите свой ответ статьями из Соборного Уложения 1649 г.

  5. Какие изменения произошли в системе высших и центральных органов власти с 1727 по 1796 гг.?

  6. В 1878 г. учитель народной уездной школы, из разночинцев, с годовым жалованием в 400 руб. не был допущен к выборам его присяжным заседателем. Справедливо ли было это решение и почему?

  7. Охарактеризуйте развитие государства и права России в годы Первой мировой войны.

  8. Когда и почему произошел переход к территориальной системе управления хозяйством СССР? Что такое совнархоз?

  9. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.



Блок Б
Развитие уголовного права России во второй половине XIX в.
Литература: 82, 136, 149, 251, 333, 405, 406, 588.


Вариант X (Щ, Э, Ю, Я)
Блок А


  1. Какие виды доказательств известны древнерусскому праву? Подтвердите свой ответ соответствующими статьями Русской правды.

  2. Укажите основания возникновения, способы обеспечения и основания прекращения обязательственных отношений (по Псковской Судной грамоте).

  3. Прокомментируйте ст. 61-65 Судебника 1497 г. Как решались в Судебнике нормы семейного права?

  4. Судебник 1550 г., по Вашему, смягчал или ужесточал наказания по сравнению с законодательством XV века? Приведите примеры.

  5. Как изменилось правовое положение крестьянства в XVII в.? Прокомментируйте главу XI Соборного Уложения 1649 г.

  6. Опишите судоустройство России второй половины XVIII в.

  7. Охарактеризуйте Особенную часть «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.

  8. Генезис и эволюция Совета Министров во второй половине XIX в. Изменение статуса СМ в годы первой русской революции.

9. Охарактеризуйте полномочия ГКО, Ставки Верховного главнокомандования, СНК в 1941-1945 гг.

10. XIX Всесоюзная конференция КПСС. Принятие программы реформы политической системы; ее основные положения.

Блок Б
Генезис и эволюция древнерусского государства и права IX – XII вв.
Литература: 284, 321, 354, 381, 387, 412, 418, 419, 421, 474, 536, 617, 640.

Список рекомендуемой литературы

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск