Скачать 399.27 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации «У Т В Е Р Ж Д А Ю» Проректор по образовательной деятельности, председатель ЦКМС, профессор Л.М.Мухарямова ____________________________ «______»_____________ 201___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: __Иммунология – клиническая иммунология___ для специальности _060201 «стоматология», код квалификации выпускника 65 – специалист_ форма обучения очная Факультет ____стоматологический____ Кафедра клинической иммунологии и аллергологии___ Курс __2_ Семестры __3, 4__ Лекции __20___ часов Практические занятия 52 часа Зачет __4_семестр Самостоятельная работа __36____ часов Всего __108_ часов, 3 зачетных единицы трудоемкости (ЗЕТ) 2013 год Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060201 «стоматология» Разработчики программы: Зав.кафедрой клинической иммунологии и аллергологии, д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н. Доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии к.м.н. _________________________________ Васильева А.А. Профессор кафедры клинической иммунологии и аллергологии д.м.н. _________________________________ Хакимова Р.Ф. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии « 10 » июня 2013 года протокол № 6 Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам «_____»_______________201____ года протокол №________ «Согласовано» Председатель ПМК по терапевтическим дисциплинам д.м.н.,профессор Ослопов В.Н.
Цель освоения дисциплины: сформировать способность и готовность анализировать закономерности функционирования иммунной системы с использованием знаний анатомо-физиологических основ, основных методик клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния органов иммунной системы. Задачи дисциплины: Знать – структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии. Уметь - обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного. Владеть - основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с нарушениями иммунной систем 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета 2.1. Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу. 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками: История медицины Знания: представление о медицинских системах и школах; история изыскания эффективных средств лечения и профилактики, становление и развитие медицинской науки; выдающиеся медицинские открытия; влияние гуманистических идей на медицину. Умения: осуществлять свою деятельность с учетом социальной ситуации в России и за рубежом. Навыки: публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики. Биоэтика Знания: взаимоотношения «врач-пациент»; морально-этические нормы, правила и принципы профессионального лечебного поведения, этические основы современного медицинского законодательства; обязанности, права, место врача в обществе; основные этические документы. Умения: выстраивать и поддерживать отношения в коллективе. Навыки: изложение самостоятельной точки зрения, анализа, логического мышления, публичной речи, аргументации; владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Латинский язык Знания: основная медицинская терминология на латинском языке. Умения: умение оперировать латиноязычными терминами. Навыки: чтение и письмо на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов. Анатомия человека – анатомия головы и шеи Знания: анатомо-физиологические, поло-возрастные и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма; знание анатомии иммунной системы. Умения: отобразить топографические ориентиры органов иммунной системы. Навыки :владение медико-анатомическим понятийным аппаратом. Нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области Знания: функциональные системы организма, их регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней средой. Умения: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики; определять и оценивать результаты электрокардиографии, спирографии, термометрии, гематологических показателей. Навыки: владение несложными медицинскими инструментамии аппаратами. Физика, математика Знания: физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики и биофизические механизмы воздействия физических факторов на организм; физико-химическую сущность процессов, происходящих в организма на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровне. Умения: работать с физическим оборудованием; работать с увеличительными приборами (микроскопами, оптическими и простыми лупами). Навыки: работа с несложными медицинскими приборами. Биологическая химия – биохимия полости рта Знания: химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения. Умения: пользоваться химическим и биологическим оборудованием; трактовать данные энзимологических и биохимических исследований крови. Навыки: способность интерпретировать результаты биохимических исследований биологических жидкостей человека для обоснования предварительного диагноза. Биология Знания: общие закономерности происхождения жизни, антропо- и онтогенез человека; законы генетики и ее значение для медицины; способы хранения и передачи наследственной информации; строение генома человека; структура и назначение главного комплекса гистосовместимости; основные направления генной инженерии; строение и цикл развития гельминтов; биологические аспекты опухолевого роста. Умения: пользоваться биологическим оборудованием. Навыки: микроскопия биологических препаратов; методы изучения наследственности. Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта Знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования. Умения: давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур; объяснить характер отклонений в ходе развития иммунной системы, которые могут привести к развитию вариантов аномалий и пороков. Навыки: микроскопия гистологических препаратов. Микробиология, вирусология – микробиология полости рта (изучается параллельно с иммунологией) Знания: классификация, морфология, физиология микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека; микробиология полости рта; методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов. Умения: применение основных биологических препаратов. Навыки: постановка предварительного диагноза на основании результатов лабораторного микробиологического обследования пациентов. 2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: Внутренние болезни, Клиническая фармакология Знания: этиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний, клиническая картина, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме. Умения: собрать полный медицинский анамнез пациента, провести физикальное обследование пациента различного возраста направить его на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам; обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях. Навыки: методами общего клинического обследования детей и взрослых; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста; алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам. Инфекционные болезни, фтизиатрия Знания: основные принципы диагностики, лечения и реабилитация инфекционных больных. Умения: осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний. Навыки: использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), направить пациента на консультацию к специалистам. Дерматовенерология Знания: основные клинические проявления заболеваний кожи и подкожной клетчатки. Умения: обосновать фармакотерапию у конкретного больного при неотложных состояниях; направить пациента на консультацию к специалистам. Навыки: владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам. Оториноларингология Знания: основные клинические проявления заболеваний ЛОР-органов. Умения: собрать полный медицинский анамнез пациента, провести физикальное обследование ЛОР-органов пациента, направить его на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам. Навыки: интерпретация результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики заболеваний ЛОР-органов у пациентов разного возраста; владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам. Педиатрия Знания: клиническая картина, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний у детей, протекающих в типичной форме. Умения: собрать полный медицинский анамнез пациента, провести физикальное обследование пациента детского возраста, направить его на лабораторно- инструментальное обследование, на консультацию к специалистам. Навыки: владеть методами общего клинического обследования детей; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов детского возраста; алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам. Стоматология Знания: принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов; организация врачебного контроля состояния стоматологического здоровья населения. Умения: проводить профилактику и лечение пациентов с болезнями твердых тканей зубов, пульпы и периапикальных тканей пародонта, слизистой оболочки рта и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам. Навыки: владеть методами диагностики и лечения кариеса, болезней пульпы и периодонта, заболеваний пародонта и слизистой рта у детей и взрослых в соответствии с нормативными документами ведения пациентов.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам:
5.5. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
|