Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола





НазваниеУрок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола
страница1/4
Дата публикации28.06.2013
Размер0.68 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3   4
УРОК 1-3. Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола

1. В зависимости от личных окончаний глаголов в настоящем и будущем (простом) времени различаются два спряжения: I (первое) и II (второе).

Глаголы I спр. имеют гласную е или ё в большинстве окончаний (кроме 1-го лица единственного числа) и -ут (-ют) в 3-м лице множественного числа.

Глаголы II спр. имеют гласную и в большинстве окончаний (кроме 1-го лица ед. числа) и -ат (-ят) в 3-м лице множественного числа.

Сравните, например, спряжения глаголов брать и спать:

я

беру

СПЛЮ

ты

берёшь

СПИШЬ

он

берёт

СПИТ

мы

берём

СПИМ

вы

берёте

СПИТЕ

они

берут

СПЯТ

2. Если окончания глаголов находятся под ударением, то правописание их не вызывает затруднений (как в предыдущих примерах).

В безударном же положении личные окончания глаголов I и II спряжения произносятся одинаково (сравните произношение глаголов пишешь и дышишь), что приводит к многочисленным ошибкам.

Чтобы отличить глаголы I спр. от глаголов II спр., имеющих безударные окончания, необходимо поставить этот глагол в неопределённую форму, так как по ней определяется спряжение глагола.

Н.ф. глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Ко II спр. относятся все глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться). Эти глаголы будут иметь окончания 1 спр; глагол зиждиться употребляется только в двух формах: зиждется (3 лицо ед. числа) и зиждутся (3 лицо мн. числа ), а также 11 глаголов - исключений:

4 на -ать:

гнать держать слышать дышать

7 на -еть:

вертеть

видеть

зависеть

ненавидеть

обидеть

смотреть

терпеть

К I спр. относятся глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на -ать, -оть, -еть, -ыть, -нуть, -ять и др. (имеются в виду глаголы с безударным личным окончанием), кроме глаголов на -ить и исключений.

Упражнение 1.

Определите спряжение глагола. Образуйте формы 2 л. ед. ч., 3 л. ед.ч., 3 л. мн. ч. по образцу:

бороться (I) — борешься — борется — борются. Определите вид глаголов.

перекинуть — полоть —

натянуть — бриться —

прогнать — опрокинуть —

расколоть — веять —

увидеть — гоняться —

клеить — гнать —

посеять — сломаться —

3. Если новый глагол образуется путем присоединения к н.ф. приставки или -СЯ (-СЬ), которые ничего не меняют в основе, а только прибавляются к ней, то глагол остается того же спряжения, что и раньше.

Например: гнать (II) — догнать (II) — гнаться (II) ; но догонять (I), гоняться (I).

Особое внимание следует уделить приставке ВЫ-, которая часто притягивает на себя ударение и делает окончание безударным.

Например, в бесприставочном глаголе ведёте ударение падает на окончание, а в приставочном выведете ударение переходит на приставку вы-.

Необходимо запомнить, что правописание глаголов с приставкой ВЫ- следует проверять бесприставочной формой.

Например, приставочный глагол выглядишь проверяем бесприставочной формой глядишь, выберет берёт, выспятся — спят и т.д.

Таким образом, чтобы избежать ошибок в окончаниях глаголов с приставкой вы-, нельзя проверять спряжение такого глагола н.ф. с приставкой, а следует проверять бесприставочной формой этого же глагола.

Примечания:

1. Обратите внимание: в глаголах

затеять

лелеять

маяться

реять

сеять

хаять

чаять

чуять

надеяться

баять

блеять

веять

лаять

таять

выступает суффикс -я- (т.е. перед нами глаголы I спряжения).

2. Различайте глаголы таять (обращаться в жидкое состояние) и таить (скрывать, держать в тайне).

3. Глаголы хотеть, бежать и брезжить являются разноспрягаемыми, т.е. некоторые из его форм относятся к I спр., а другие — ко II:

бегу

бежишь

бежит - по II бегут - по I

бежим

бежите

хочу хотим

хочешь — по I хотите — по II

хочет хотят

брезжит — по II

брезжут — по I (другие личные формы этого глагола обычно не употребляются).

4. От глагола мучить следует образовывать личные формы по II спр.: мучу, мучишь, мучит и др. (Сравни с просторечными формами: мучаю, мучаешь, мучает и т.п.)

5. Сравни литературные и просторечные глаголы : мерить домерить

мерять домерять

померить померять

смерить смерятъ

Правильнее употреблять литературные формы, спрягаемые по II спр. (мерю, меришь, мерит, мерим, мерят).

6. Помни, что буква ь в глагольных формах пишется:

а) в неопределённой форме (мыть — мыться, беречь — беречься);

б) в окончаниях 2-го лица единственного числа (радуешь — радуешься);

в) в повелительном наклонении после согласных (взвесь — взвесьте);

г) в возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной (учись, вернитесь, скрылись).

Упражнение 2.

Определите, каким членом предложения являются глаголы в этих предложениях. Вставьте пропущенные буквы. Если нужно, поставьте мягкий знак на месте его пропуска.

1. Пруд застыва...т.

2. Сыпл...т(?)ся листва.

3. Холоде...т ночь.

4. Тихая усадьба оглаша...т(?)ся криками птиц.

5. Ветер игра...т тенями в саду.

6. Листья круж...т(?)ся.

7.Ве...т легкий ветер, пар клубит(?)ся у реки.

8. Перед нами стел...т(?)ся травы.

9. Дорога расстила...т(?)ся.

Упражнение 3.

Найдите глаголы. Образовав начальную форму, выпишите сначала глаголы несовершенного вида, затем — глаголы совершенного вида.

У крыльца стояли осёдланные кони. Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почуяв на себе двадцатипудовое бремя. Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшему, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности; она схватила его за стремя, прилипла к седлу его и, с отчаянием во всех чертах, не выпускала его из рук своих. Два дюжих казака взяли её бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею лёгкостью дикой козы, несообразной её летам, вылетела за ворота, с непостижимой силой остановила лошадь и обняла одного из них с какой-то помешанною, бесчувственною горячностью; её опять увели.

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца своего.

Упражнение 4.

Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Чтобы не ошибаться, ставьте глагол в неопределённую форму, определяя по ней спряжение. Образец: борются — бороться (на -оть — I спр.)

Не тот стрелок, кто стреля...т, а тот, кто попала...т. Смелый побеждает, трус погиба...т. Солдатское братство рожда...тся в бою. Кто робе...т, того бьют. Труд всё побежда...т. Золотые руки на серебро не куп...шь. Чего в других не люб...шь, того сам не делай. Весной час упуст...шь — годом не наверста...шь. Учёный идёт, а неучёный спотыка...тся. Книга в счастье украша...т, а в несчастье утеша...т. Знайка всё с полуслова понима...т, а незнайка всё только рот разева...т. Хлеб пита...т тело, а книга пита...т разум. Наука в лес не ведёт, а из леса вывод...т.

Упражнение 5.

Определив спряжение, образуйте формы 3 л. ед. числа и 3 л. мн. числа (глаголы можно употреблять в настоящем или простом будущем времени).

Образец: посеять (I) — посеет — посеют.

задремать— услышать —

помочь — точить —

ослепнуть— защебетать —

загнать — делить —

изымать — увязать —

крошить — бормотать —

месить — виснуть —

отсутствовать — краснеть —

поддержать — похлопать —

обидеть — закупить —

бездействовать — подменить —

деревенеть — пугать —

пороть — светиться —

осудить — стащить —

терпеть — разделить—

Упражнение 6.

Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Вставьте, где нужно, ь.

Озаря...т(?)ся окрестность, занима...т(?)ся заря, пыль вытира...т(?)ся, стало смеркат(?)ся, пора собират(?)ся, время расстат(?)ся, надо остановиться, пора зажеч(?) свет, надо сжеч(?) мусор, хлебы должны испеч(?)ся, слыш...т(?)ся голос, он исправ...т(?)ся, начина...т(?)ся осень, пчёлы жал...т(?)ся, чувству...т(?)ся холод, намерева...т(?)ся помоч(?), надо приго-тов...т(?)ся к рыбалке, познаком(?)тес(?) с ним, встан(?)те пораньше, нареж(?) хлеба, намаж(?) маслом, увелич(?)те число, соберёш(?)ся домой, покажеш(?)ся друзьям, удивиш(?)ся известию, оставиш(?) навсегда, утеш(?)те малыша, мало пиш...те, поднима...т(?)ся рано, развива...т(?)ся речь.

УРОК 4. Причастие. Понятие о причастии

В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного.

Прочитаем текст.

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озарённой свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем на столе, майской тёмной ночью, глядящей из сада сквозь растворённое окно... и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний! (Н. Гоголь.)

Слова: озарённая, стоящий, глядящая, растворённое, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Комнатка какая? — Комнатка, озарённая свечкой.

Ужин какой? — Ужин, стоящий на столе.

Ночь какая? — Ночь, глядящая из сада.

Окно какое? — Растворённое окно.

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Комнатка, озарённая свечкой.Комнатка, которую озарила свечка.

Ужин, стоящий на столе.Ужин, который стоит на столе.

Ночь, глядящая из сада.Ночь, которая глядит из сада.

Растворённое окно.Окно, которое растворили.

Точнее, слова озарённая, стоящий, глядящая, растворённое обозначают признаки предмета по действиям, т. е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называют причастиями. Причастия употребляются в письменной речи чаще, чем в устной.

Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

Общее грамматическое значение причастий — признак предмета по его действию.

Морфологические признаки причастий — сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.

Ярким морфемным признаком причастий являются суффиксы -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-, -ем-, -им-, -енн-.

Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми. Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже: Сорванный цветок увял.Цветок был сорван.

Итак, причастием называется неспрягаемая форма глагола, определяющая предмет подобно имени прилагательному. Оно обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета.

УРОК 5. Признаки прилагательного и глагола у причастия

Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного:

Свойства глагола у причастий

1.Указывает на время -настоящее: читает - читающий; прошедшее: читал - читавший.

2.Указывает на вид (определяется по виду того глагола, от которого оно образовано) -

несовершенный: читал - читающий;

совершенный: прочитал - прочитавший.

3.Может являться возвратным, сохраняя частицу -ся: одевается - одевающийся.

4.Сохраняет зависимое слово: читает книгу - читающий книгу (зависимое слово ставится в том же падеже, что и при глаголе).

Свойства прилагательного у причастий

1.Согласуется с существительным, отвечает на вопросы какой ? какого ? и т.д.:

читающий (серьезный) ученик,

читающего (серьезного) ученика.

2.Изменяется по родам и числам:

читающий (серьезный) ученик,

читающая (серьезная) ученица,

читающее дитя,

читающие дети.

3. Изменяется по падежам.

4.В предложении бывает определением.

Как же отличать причастия от прилагательных?

Нужно помнить, что прилагательные чаще всего образуются от существительных и обозначают признак предмета по форме (шар круглый), величине (шар маленький), цвету (шар светлый) и другим постоянным признакам, причастия же образуются от глаголов и обозначают непостоянный, временный признак по действию. Причастие можно заменить сочетанием слов который + глагол, а прилагательное (качественное) — синонимом.

Например:

редкий — это прилагательное {редкий лес — негустой лес); редеющий — это причастие (редеющий лес — лес, который редеет).

Следует помнить и о способности причастий изменяться по временам (редеющий лес — редевший лес).

Упражнение 1.

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия.

Комната была залита желтым солнечным светом. Будто и впрямь есть такая желтая, светящаяся краска, которая не высыхает ни на полу, ни на книжной полке.

Мокрый, тающий снег пахнет сыроежками. Он шуршит под ногами. Ему уже не белеть на крышах и на мостовой. Только в декабре снег вернется обратно, белый, нетронутый.

Упражнение 2.

Выпишите сначала словосочетания "причастие + существительное", затем — "прилагательное + существительное" .

Дувший с моря ветерок трепал колючую хвою старого бора. Гудящий шум над головой усиливался. Чудилось, что будто морские волны бьются о гранитные скалы.

На крошечной полянке Ромка снова напал на клубнику. Спелые светящиеся ягоды прятались под тонкими листочками. Казалось, что это угольки из разбросанного костра.

Из-под широкого узорчатого папоротника выпорхнула горлинка. Она летала между спутанными ветвями.

Шагая всё дальше и дальше, Ромка в тёмном месте споткнулся о корень вяза и чуть носом не ткнулся в глазеющую на него клубнику.

У низкой сосны Ромка увидел нору. Она уходила под перекрученный пень. Из глубокой, сумрачно темнеющей норы никто не выглядывал, и Ромка поплёлся дальше.

УРОК 6. Признаки прилагательного и глагола у причастия

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее; прочитанный, прочитанная, прочитанное), по числам (летящий, летящие; прочитанный, прочитанные) и падежам (летящий, летящего, летящему), т. е. склоняется.

Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже в ед. ч. и в числе и падеже во мн. ч.: прочитанный журнал, прочитанная книга, прочитанное стихотворение, прочитанные книги, прочитанных книг и т. д.

Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы — полную и краткую (прочитанный прочитан; выученныйвыучен). Краткие причастия не склоняются.

Полные причастия обычно выполняют в предложении роль определения, краткие — сказуемого.

Причастия образуются от глаголов и сохраняют некоторые их признаки.

Причастия, как и глаголы, могут быть невозвратными и возвратными: одевающий одевающийся, умывающий умывающийся.

Причастия, как и глаголы, имеют вид (бывают совершенного и несовершенного вида): прыгавший (несов. в.) и прыгнувший (сов. в.). Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образовались: прыгать (несов. в.) — прыгавший, прыгнуть (сов. в.) — прыгнувший (сов. в.)

Причастия, как и глаголы, имеют время — настоящее и прошедшее: толкающий (наст, вр.), толкавший (прош. вр.). Форм будущего времени причастия не имеют.

Причастия могут быть действительными и страдательными.

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета: летящий самолёт — это тот самолёт, который летит; упавший мяч это тот мяч, который упал.

Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета: выученный учеником урок это урок, который выучил ученик; исписанная кем-то тетрадь это тетрадь, которую кто-то исписал.

УРОК 7. Правописание окончаний причастий

Причастия имеют окончания (с учетом твёрдой и мягкой разновидности склонения), аналогичные окончаниям слова "какой": с бьющ-ИМ-ся (с каким?) сердцем, в прочитанной (в какой?) книге и т.д.

Используя это правило, необходимо учитывать разновидности склонения. Причастия, склоняющиеся по твёрдой разновидности (прочитанный, прочитанного и т.д.), будут иметь такие же окончания в единственном числе, как и слово "какой?", кроме именительного падежа мужского рода (прочитанный — какой?) и творительного падежа мужского и среднего рода (прочитанным — каким?).

В причастиях, склоняющихся по мягкой разновидности {дрожащий, дрожащего и т.д.), пишутся следующие окончания: -его вместо -ОГО, -ему вместо -ому, -ем вместо -ОМ (аналогично в причастиях женского рода). Причастия, имеющие мягкую разновидность склонения, во множественном числе совпадают по своим окончаниям со словом «какой?»: дрожащие (какие?), а имеющие твердую разновидность отличаются от него: прочитанные (какие?).

Упражнение 1.

Спишите. Причастия, заключённые в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже. Окончания причастий выделите.

(Плескавшийся) море; (образующийся) глыба; в (застоявшийся) воздухе; в (проснувшийся) лесу; к (пестреющий) цветам; (отцветающий) одуванчиков; над (бушующий) морем; (приютившийся) среди гор селение; над (зеленеющий) полянкой; (поднимающийся) облаком.

Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Что за панорама явля...тся перед нашими глазами! Кругом нас раскинулась тёмно-зелён... степь с бесчисленн...ми стадами и табунами, которые пасут(?)ся тёмн...ми движущ...ся пятнами на ровн... поверхности. Степь с золотистой рябью извилисто текущ... речек и с отражением на тихих зеркальн... озёрах серебрист... месяца, с бродящ... по их берегам животными. Степь с разда-ющ...ся изредка голосами пасущ...хся животных, с тревожным криком испуганн...й утки в камыше, быстро поднимающ...йся на воздух, с заунывным курлыканьем журавлей, плавно и высоко летящ...х где-то под облаками.

УРОК 8. Причастный оборот

К причастию, как и к глаголу, могут относиться зависимые слова: исправлять ошибки исправляющий ошибки, исправлявший ошибки; рассказывать о походе рассказывающий о походе, рассказывавший о походе.

Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом: На столе лежало не отправленное мною письмо. Не отправленное мною — причастный оборот.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутно.

Упражнение 1.

Спишите, определяемые слова заключите *в прямоугольник. Одиночные причастия и причастия, имеющие при себе пояснительные слова, подчеркните (в предложении они являются определениями). Вставьте пропущенные буквы.

Ключ бьет из расселины берега, превративш...ся в небольшой овраг. Калиныч отворил нам избушку, увеш...нную пучками сухих душистых трав. Всех подстрел...нных уток мы не достали. Луна показалась над заснувш...ми верхушками деревьев. Косой дождь,

гонимый сильным ветром, лил как из ведра. Сорв...нные травы мы сушили в книгах. Колебл...щ...ся полёт бабочек над зелене...щ...й полянкой — удивительное зрелище.

Упражнение 2.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые, объясните их (укажите определяемые слова и определения, выраженные причастиями и причастными оборотами).

1. Сотни людей глазели на обезьяну усевш...ся на самом коньке крыши.

2. Был отдан приказ запрещающий держать во дворце подобных животных.

3. Шум отворя...мои двери отвлек ее внимание.

4. Мы шли по тропинке пересекавш... поле.

5. Распри возникавш... на этой почве порождали гражданские войны.

6. Мало кто поймёт восторг охвативш... меня.

7. На обращенной ко мне стороне острова собиралась толпа.

8. На большинство вопросов задаваемых мне я смог ответить.

9. Появились огорож...иные живыми изгородями поля пашни покрываемые буйными хлебами.

10. Том юркнул в закоулок проходивш...й у задней стены теткиного коровника.

11. Том предстал перед тётей Полли сидевш...й у открытого окна в уютной комнате.

12. К полудню Том из жалкого бедняка превратился в богача буквально утопа...щ...го в роскоши.

13. Кругом стояла удруча...щ...я тишина.

14. Они придумали план обещавш...й им блестящую победу.

15. Вы вид...те презираемого всеми изгнанника.

Вернуться к оглавлению

УРОК 9-10. Словообразование действительных и страдательных причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов наст. вр. I спряжения с помощью суффиксов -ущ-, -ющ- и II спряжения с помощью суффиксов -ащ-, -ящ-.

Для образования причастий нужно:

1) отбросить личное окончание глагола, чтобы получить основу наст, вр.;

2) добавить суффикс причастия;

3) присоединить нужное окончание:

нес-\ут - нес-ущ-ий

леч\ат - леч-ащ-ий

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы глагола прошедшего времени) с помощью суффиксов -вш-, -ш-

чита-ть - чи-та-вш-ий

нес-ти - нес-ш-ий

Действительные причастия имеют только полную форму!

Словообразование страдательных причастий

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов наст. вр. I спряжения с помощью суффикса -ем- (-ом-) и II спряжения с помощью суффикса -им-

Для образования причастий нужно:

1) отбросить личное окончание глагола, чтобы получить основу наст, вр.;

2) добавить суффикс причастия;

3) присоединить нужное окончание:

реша\ют - реша-ем-ый;

хран-ят - хран-им-ый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы глагола прошедшего времени) с помощью суффиксов -енн-, -нн-, -т-:

прочита-ть - прочита-нн-ый

разби-ть - разби-т-ыи

выучи-ть - выуч-енн- ый

Если в основу инфинитива входит суффикс -и-, то при образовании причастия он опускается и используется суффикс причастия -енн-: распил-и-ть распил-енн- ый.

В суффиксе -енн- после шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о ]: сожжённый, решённый.

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: Прочитанный рассказ.Рассказ прочитан.

Краткие страдательные причастия изменяются по родам (в ед. ч.) и числам, но не изменяются по падежам (не склоняются). В предложении они обычно бывают сказуемыми.

В кратких страдательных причастиях пишется одна буква н: прочитан, рассказана.

Упражнение 1.

Выпишите сначала номера словосочетаний с действительными причастиями, а затем — номера словосочетаний со страдательными причастиями.

1. на пестреющем лугу;

2. о движущемся предмете;

3. опавшие с тополя;

4. написанная учеником;

5. построенный дом;

6. ведущая в парк;

7. летящим самолетом;

8. у потревоженных птиц;

9. разлившаяся по небу;

10. опрокинутый котёнком;

11. сидящая девочка;

12. засыпанные аллеи;

13. посаженные весной;

14. сверкающий на солнце.

Упражнение 2.

Пользуясь словами каждой из групп, составьте по 2 словосочетания, образуя от глагола сначала действительное, а затем страдательное причастие.

Образец: Солнце, земля, обогревать. Солнце, обогревающее землю. Земля, обогреваемая солнцем.

1. Человек, дерево, сажать.

2. Мяч, окно, разбить.

3. Учитель, ученик, спрашивать.

4. Механик, аппарат, ремонтировать.

5. Каменщики, дом, построить.

6. Хозяйка, обед, приготовить.

7. Библиотекарь, книга, рекомендовать.

Упражнение 3.

Определяя спряжение глагола, образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени.

Образец: пилить(II) — пилящий — пилимый.

слышать —

ненавидеть —

клеить —

образовать —

возвращать —

возобновлять —

припоминать —

омывать —

гонять —

сопровождать —

прерывать —

рекомендовать —

возбуждать —

восстанавливать —

вращать —

обстреливать —

вовлекать —

поддерживать —

мыслить —

подавлять —

приучать —

возрождать —

оперировать —

выполнять —

гнать —

обижать —

Упражнение 4.

Образуйте прошедшее время глагола, действительного и страдательного причастия.

Образец: засеять — засеял — засеявший — засеянный.

увидеть —

выдержать —




построить —




успокоить —

развеять —




расклеить —




застрелить —

закупить —




запаять —




обстрелять —

затеять —




рассеять —




УРОК 11. Н и НН в прилагательных и причастиях

Повтори известные тебе сведения о прилагательных и причастиях.

Выбор Н и НН у прилагательных и причастий обусловлен чёткими правилами, различными для прилагательных причастий. Затруднения, возникающие при выборе Н и HI объясняются обманчивым сходством между прилагательными причастиями (обозначают признак, отвечают на вопрос "какой?", а также существованием в языке так называемых "отглагольных прилагательных", которые могут функционировать то как прилагательные, то как причастия (получая в соответствующе! ситуации то Н, то НН).

Следовательно, выбирая Н или НН, следует прежде всего определить, от существительного или глагола образовано данное слово.

Если от существительного, то перед нами "нормальное прилагательное, количество Н в котором зависит от того, сколько Н имел в себе суффикс, образующий данное прилагательное. Если же слово образовано от глагола, то это может быть и причастие (если совершенного вида, то НН), a жет быть и отглагольное прилагательное, которое пишется с Н только при наличии определенных условий. Кроме того, следу! учитывать, какая перед нами форма — полная или краткая.

Остановимся сначала на полных формах (отвечают на вопрем "какой?" и др.; имеют полные окончания: -ый (-ИЙ), -ая (-яя), -ые (-ие) и др.; в предложениях являются определениями).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconУрок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила...
«Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» (Путешествие по городу «Глагольск»)
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconУрок русского языка в 5 классе № 20 г Тема урока: «Правописание -тся,-ться в глаголах»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconТема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Цель: формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием глаголов и правильно писать гласную в безударном окончании...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconКонспект урока по английскому языку в 4 классе по теме «Глагол to be в Past Simple»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перепишите предложения. Определите функцию глагола to be: а смысловой глагол; б глагол-связка в составном именном сказуемом; в вспомогательный...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отрабатывать навыки определения времени глагола, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconУрок русского языка по теме: «Начальная форма глаголов»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийный урок с использованием икт в 5-ом классе. Тема «Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глагола»...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconУрок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных
Мы продолжаем изучение правописания безударных окончаний прилагательных женского рода
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconКонспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С....
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
Урок 1 Морфология. Глагол. Правописание личных окончаний глагола iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных
Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск