Составитель: Артюхина Н. Е.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №51
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цель: формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием глаголов и правильно писать гласную в безударном окончании глагола.
Ход урока:
Этапы урока и содержание
| Ответы детей
|
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин).
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности посредством размышления над смыслом текста. - Наступила весна. Всё кругом радуется и оживает. И я вам на уроке желаю весеннего настроения , а начнём мы с проверки готовности рабочего места.
- Молодцы! (звучит пение птиц )
|
Хочу, могу, надо
|
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. (5-6 мин)
Цель: 1) повторить, что такое глагол, как определяется спряжение глагола, особенности окончаний глаголов I и II спряжения;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
3) организовать индивидуальное затруднение при нахождении безударной гласной в окончании глагола, спряжение которого неизвестно.
-Какая была тема предыдущих уроков? - Какие окончания имеют глаголы 1 спр.? - Какие окончания имеют глаголы 2 спр.? - Наш урок я хочу начать с эпиграфа . Это пословица. - Прочитайте и объясните её смысл. Кто дума…т - тот найд…т решение! - Назовите в пословице глаголы. - Что вы знаете про глаголы? Расскажите по плану: Глагол – это…
Обозначает …
Отвечает ..
Изменяется по …
Н.ф. -
Имеет постоянный признак …
- Как определить спряжение глагола? - Определите спряжение данных глаголов. Обоснуйте свой ответ.
- Какие гласные пропущены в окончаниях?
- Почему вы затруднились? Всё ли знаете о глаголе? - Хотите открыть новое? - Какой сегодня урок? - С чего начинаем открытие нового знания?
|
спряжение глаголов
Найдёт - окончание ударное -ёт -1 спр.
Думает-окончание
безударное
найдёт – ё,
думает - ?, т.е. в написании окончания могут быть разные гласные ( и, е)
не хватает знаний
урок открытия нового знания с повторения
|
III. Выявление места и причин затруднения. (4 – 5 мин)
Цель: 1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
2) организовать согласование цели и темы урока.
- У вас на парте лежит карточка с заданием « Прочитайте слова. Вставьте безударную гласную, обоснуйте свой выбор» б…дрит (мороз) п..ёт весен…м по тонк…му ст…ите на полян… - Во всех словах встретилась орфограмма – безударная гласная. И всё же эти слова можно разделить на две группы. Какие? По какому признаку? В каких частях слова встретилась безударная гласная? - Повторите способы проверки безударной гласной для каждого случая.
- Чем же данное задание отличается от предыдущего?
- Почему не смогли написать безударную гласную в окончании глагола думает?
- Почему не смогли определить спряжение глагола думает?
- В чём затруднение?
- Какую цель перед собой поставим?
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? - Уточним тему: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
| Дети объясняют, параллельно на доске появляются схемы - опоры
Разные части речи.
В одних словах в корне, в других – в окончании.
Эти случаи написания безударной гласной мы умеем объяснять, а у глагола – нет. Не знаем спряжения
Не знаем гласную, т.к. она безударная
Не умеем определять спряжение глаголов с безударным окончанием.
Научиться определять спряжение глаголов с безударным окончанием и правильно писать безударное окончание.
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (7 – 8 мин)
.
Цель: 1) вывести алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме;
2) организовать выполнение исходного задания, данного для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнить общий характер нового знания. - Как определяем спряжение глагола? - У каких глаголов умеем определять спряжение?
- Назовите их.
- Как же определить спряжение глагола думает? Где можно узнать ответ?
- Как будем действовать?
Алгоритм Ставлю глагол в неопределённую форму. Смотрю, на что оканчивается.
-ить -еть, -ыть, -оть, -уть, -ать, -ять 2 спр 1 спр - Обратите внимание: в правиле сказано большинство глаголов. Какой вопрос возникает? - На него мы ответим на следующих уроках, продолжая изучать тему глагол. - Какую цель ставили? - Сможете теперь определить спряжение глагола, вызвавшего затруднение? - Вернёмся к нему. Рассуждаем по алгоритму. - Решили затруднение?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Какой следующий шаг работы?
| По гласной в окончании.
У глаголов с ударным окончанием
Бодрит - ударное окончание-ит-2спр. Поёт - ударное окончание-ёт-1спр. Стоите-…
в учебнике стр. 89
построим алгоритм
Какие глаголы не подходят под это правило?
Думает -1спр.,т.к. в н.ф.- думать (- ать)
потренироваться
|
V. Первичное закрепление c проговариванием во внешней речи (4 – 5 мин).
Цель: отработать последовательность выполнения действий, согласно алгоритму. - Сейчас вы поработаем вместе. Вставляем пропущенные гласные, пользуясь алгоритмом.
Гасн…т, сине…т, вывод…т, куку…т, чернее…т, порт…т, корм…т, пиш…т, спор…т, друж…м, приход…т.
|
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(4 – 5 мин).
Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися задания с самопроверкой по эталону;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок). - Вместе поработали хорошо. А теперь попробуйте поработать самостоятельно.
Задание «Определить спряжение глаголов, вставить пропущенные гласные».
Ранняя птичка носок прочища…т, а поздняя – глазки продира…т. - Проверим по эталону. Если ваш вариант совпал с эталоном, то поставьте «5», если не совпал – «?».
- У кого были затруднения?
- На каком этапе?
|
|
VII. Включение в систему знаний и повторение.
(4 – 5 мин)
Цель: тренировать навык определения спряжения глагола, способность к правильному определению безударной гласной в окончании глагола.
- Давайте вспомним, над какой темой мы сегодня работали?
- Где нам пригодятся новые знания?
Работа с предложением «Вставь подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенную гласную»
Зима лето… , а всё равно снег … .
Синица … к дому – скоро … весна.
Слова для справок: пуга…т, та…т, прилета…т, наступ…т.
|
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
(2 – 3 мин).
Цель: 1)зафиксировать умение использования алгоритма при написании безударной гласной в окончании глагола;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) обсудить домашнее задание. - Какую цель ставили перед собой на сегодняшнем уроке? - Достигли ли цели? Что теперь знаем, умеем? - Кому всё удалось?
- Кто в ходе выполнения заданий испытывал затруднения? С чем они были связаны?
- Подумайте и оцените с помощью смайликов свою работу на уроке.
Кто считает, что на уроке работал активно и у него всё получилось - .
Кто считает, что работал активно, но были некоторые трудности - .
Кто старался, но не всё получилось - .
- Дайте оценку работе класса. - В соответствии с вашей оценкой запишите д/з
Стр. 90, упр. 459
И Стр. 90, упр. 457
|
|
|
| |