Скачать 64.21 Kb.
|
Урок русского языка учителя начальных классов гимназии№3 г.Брянска Никишиной Анны Викторовны Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс (по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко) Цель: закреплять знания о глаголе как части речи и о способах определения спряжения глаголов, упражнять учащихся в написании безударных личных окончаний глаголов; ввести понятие «разноспрягаемые глаголы», развивать интерес учащихся к родному языку. Ход урока:
- Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. - Все готовы? Значит, начинаем! 2. Повторение - Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал: На доске: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К.Г.Паустовский - Чем же интересен русский язык? Какое богатство скрыто в нём? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн.) - Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет. - Над секретами какой части речи работаем в последнее время? (Над глаголами.) - Какие слова относятся к глаголам? (Глаголы – это слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? и обозначающие действие предмета.) - Что вы знаете об этой части речи? (Глаголы изменяются по временам. Глаголы бывают прошедшего, настоящего, будущего времени. Они изменяются по числам. В прошедшем времени единственном числе глаголы изменяются по родам, а в настоящем и будущем времени по лицам и числам – спрягаются.) На доске по мере ответов появляются карточки-опоры. - С глаголами какого времени сейчас работаем? (С глаголами настоящего и будущего времени.) - Какую орфографическую задачу научились решать, работая с этими глаголами? (Определять букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов.) - Какие буквы чаще всего «спорят» на месте этой орфограммы? (Е и И.) - От чего зависит выбор буквы? (От спряжения глаголов.) - Расскажите о спряжении глаголов. (Выделяют два спряжения: 1 и 2. Ко 2 спряжению относят глаголы, неопределённая форма которых заканчивается на –ить и 11 глаголов-исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать и обидеть, и зависеть и терпеть, ненавидеть и вертеть. К 1 спряжению относят все остальные глаголы и 2 глагола-исключения: брить, стелить.) Дополнение схемы. - Каков алгоритм выбора буквы гласного звука в безударном личном окончании глагола? На доске: 1 спр. у(ю) ем ешь ете неопр. ф. на –ить? искл.? ет ут(ют) 2 спр. у(ю) им ишь ите ит ат(ят) - Все умеете решать эту орфографическую задачу? Тогда проверьте работу Чарли. (У всех детей листики с глаголами.) - Если будете сомневаться, какая буква пишется в суффиксе неопределённой формы глагола, можете пользоваться словарём в конце задачника. На обратной стороне доски тоже записаны эти слова, при проверке эта часть доски открывается. Карточка: задержется тянете терпешь гладим клеют заметит - Покажите (на пальчиках), какое количество ошибок нашли у Чарли. Проверим, у всех ли были одинаковые слова. (Дают объяснение написания только для слов, в которых были ошибки.) - Молодцы! Вы умеете действовать по алгоритму и решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов. - Почему Чарли допустил ошибки? (Возможно, выполнял не все необходимые действия.) - Среди данных глаголов найдите «лишний». (Тянете – это глагол 1 спряжения.) - Вспомните, в каких фразеологических оборотах используется этот глагол? И что означают эти выражения? Тянуть за язык – заставлять, вынуждать сказать, высказать что-либо. Тянуть кота за хвост – медлить с ответом или слишком долго делать что-либо, оттягивать время. Тянуть резину – медлить с ответом; задерживать чьё-либо дело. Тянуть канитель – заниматься каким-либо однообразным, утомительным делом; медлить с осуществлением чего-либо, зря тратить время. Тянуть жилы – мучить, изнурять. Тянуть лямку – долгое время заниматься тяжёлым утомительным делом. - Дайте письменную характеристику этого слова как части речи. 1. Тянете – гл., что делаете? ; действ. 2. Неопр.ф. – тянуть. 3. 1 спр. 4. В наст.в., во мн.ч., во 2 л. - Так какой же постоянный признак мы указываем теперь при характеристике глагола как части речи? (Спряжение.) - Бывают ли у вас ошибки при определении этого признака? (Ещё да.) К чему может привести неправильное определение спряжения глагола? (К ошибкам при написании безударных личных окончаний глаголов.) - Значит, важно правильно определять спряжение глаголов? 3. Определение целей и задач урока - Какова будет цель нашего урока? (Учиться определять спряжения глаголов.) - И быть может, в ходе нашего урока мы сможем узнать ещё какую-нибудь тайну глаголов. 4. Работа над материалом урока - Посмотрите на следующие рассуждения и определите, к какому спряжению вы бы отнесли глаголы с этими записями. Почему? На доске: - + + - - - - Этот способ определения спряжения в каком случае используется? (Когда окончание безударное.) - Прочитайте слова, записанные на доске. На доске: жить шуметь звенеть - Что это за слова? (Это глаголы неопр. формы.) - По неопр. форме предположите, окончания какого спряжения будут иметь эти глаголы? - Давайте запишем эти глаголы в форме 2 л. ед.ч., 2 и 3 л. мн.ч., ставьте ударение и выделяйте окончания. (Запись в задачнике стр.45.) Жить – живёшь, живёте, живут Шуметь – шумишь, шумите, шумят Звенеть – звенишь, звените, звенят - Что замечаете? (Предположили, что глагол … спр., а набор окончаний из другого спряжения.) Какие окончания в этих словах? (Ударные.) Так всё-таки какого же спряжения будет глагол? (1 спр., 2 спр., 2 спр.) Почему? (Если окончание глагола ударное, то по нему определяем спряжение глагола.) - Давайте прочитаем сообщение авторов на стр.44. - О чём надо помнить при определении спряжения? (Когда личное окончание ударное, то нельзя по неопределённой форме определять спряжение.) На доске: Спряжение неопр. ф. - Вот теперь давайте потренируемся правильно определять спряжение глаголов. Для этого необходимо внимание, поэтому немножко отдохнём и постараемся сконцентрировать его. Физпауза на концентрацию внимания - Итак, прочитайте задание упражнения 451 стр.44. Группируют, указывают спряжение, первые 4 слова по цепочке, остальные самостоятельно, один ученик у доски. неопр.ф. сидеть (2 спр.) колоть (1 спр.) лежать (2 спр. ) терпеть (2 спр.) молчать (2 спр.) ловить (2 спр.) гасить (2 спр.) гнать (2 спр.) - Проверим работу. Есть замечания? Кто сделал также? Поставьте на полях +. - А теперь возьмите карточки и прочитайте предложения. Карточка: Кто назад бежит, тот честью не дорожит. Бегут годы – что вешние воды. - Что прочитали? (Пословицы.) Пословицы – это тоже достояние нашего языка, народная мудрость. О каких только жизненных ситуациях не говорят они, чему только не учат! - Каков смысл этих пословиц? - Поработайте в парах, у всех глаголов определите спряжение. - Как определяли спряжение? (По ударным окончаниям.) - Проверим, к какому спряжению отнесли каждый глагол. - Форма какого глагола встретилась и в одном отрывке и в другом? (Глагола бежать.) - Назовите эти формы. (Учитель записывает на доске: бежит, бегут.) - При определении спряжения этих глаголов на что нужно ориентироваться? (На ударное окончание.) - Что замечаете? (Слово одно, а окончания в разных формах из разных спряжений.) - Встречались мы раньше с такими глаголами? - Давайте проспрягаем этот глагол. (я) бегу (мы) бежим (ты) бежишь (вы) бежите (он) бежит (они) бегут - Как объяснить то, что вы заметили? - Прочитайте объяснения авторов на стр. 45 учебника самостоятельно, а потом дайте этому объяснение. На доске: разноспрягаемые глаголы - Так к какому же спряжению относится глагол бежать? (Ни к какому, это разноспрягаемый глагол.) 5. Итог урока - Какую задачу ставили в начале урока? (Учиться правильно определять спряжение глаголов.) - О чём должны помнить? (Если окончание ударное по нему определяем спряжение, если же безударное, то по неопределённой форме.) - Что нового узнали о глаголах? (Есть разноспрягаемые глаголы.) - Закончите предложения: Теперь я знаю… Теперь я умею… - Покажите, на какой ступеньке знаний русского языка вы находитесь. (Дети выходят к доске и прикрепляют магнит на выбранную ступеньку.) Хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Пока испытываю трудности - Конечно, тайны языка Не все открыли мы пока… - И постигли не всё богатство и волшебство родного языка, но это ведь не последний наш урок, а значит всё ещё впереди! 6. Домашнее задание Стр.45 упр.453 |
Тема: Спряжение глаголов Цель: дать понятие о спряжении глаголов; познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения | Урок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1 на основе сравнения окончаний глаголов во 2-м и 3-м лице дать понятие о спряжении глаголов; формировать умение различать... | Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов Цель: формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием глаголов и правильно писать гласную в безударном окончании... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возвратные местоимения, систематизация грамм знаний о спряжении глаголов в Präsens, об образовании Perfekt | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Первый урок в теме | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила... «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» (Путешествие по городу «Глагольск») | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор и рассказчик в произведении» и урок русского языка в 6 классе «Спряжения глаголов». Уроки прошли на высоком уровне, вызвали... | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «Различение повелительного... Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределенной форме (на тся, ться) | Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | ||
Части речи в русском языке (3 класс) Еще раз поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо | Тема урока (содержание) Видовременные формы глаголов: Present Simple, Past Simple. Формы неправильных глаголов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторение правил: «Не с глаголами», «-Тся и –ться в конце глаголов», «Буквы е и и в окончаниях глаголов I и I i спряжения», «Ь после... | Тема: «Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени» Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В |