Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс





Скачать 64.21 Kb.
НазваниеТема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс
Дата публикации08.09.2014
Размер64.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка

учителя начальных классов гимназии№3 г.Брянска

Никишиной Анны Викторовны

Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс

(по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко)

Цель: закреплять знания о глаголе как части речи и о способах определения спряжения глаголов, упражнять учащихся в написании безударных личных окончаний глаголов; ввести понятие «разноспрягаемые глаголы», развивать интерес учащихся к родному языку.

Ход урока:

  1. Оргмомент

- Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.

- Все готовы? Значит, начинаем!

2. Повторение

- Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:

На доске:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

- Чем же интересен русский язык? Какое богатство скрыто в нём? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн.)

- Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.

- Над секретами какой части речи работаем в последнее время? (Над глаголами.)

- Какие слова относятся к глаголам? (Глаголы – это слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? и обозначающие действие предмета.)

- Что вы знаете об этой части речи? (Глаголы изменяются по временам. Глаголы бывают прошедшего, настоящего, будущего времени. Они изменяются по числам. В прошедшем времени единственном числе глаголы изменяются по родам, а в настоящем и будущем времени по лицам и числам – спрягаются.)

На доске по мере ответов появляются карточки-опоры.

- С глаголами какого времени сейчас работаем? (С глаголами настоящего и будущего времени.)

- Какую орфографическую задачу научились решать, работая с этими глаголами? (Определять букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов.)

- Какие буквы чаще всего «спорят» на месте этой орфограммы? (Е и И.)

- От чего зависит выбор буквы? (От спряжения глаголов.)

- Расскажите о спряжении глаголов. (Выделяют два спряжения: 1 и 2. Ко 2 спряжению относят глаголы, неопределённая форма которых заканчивается на –ить и 11 глаголов-исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать и обидеть, и зависеть и терпеть, ненавидеть и вертеть. К 1 спряжению относят все остальные глаголы и 2 глагола-исключения: брить, стелить.)

Дополнение схемы.

- Каков алгоритм выбора буквы гласного звука в безударном личном окончании глагола?

На доске: 1 спр. у(ю) ем

ешь ете

неопр. ф. на –ить? искл.? ет ут(ют)

2 спр. у(ю) им

ишь ите

ит ат(ят)

- Все умеете решать эту орфографическую задачу? Тогда проверьте работу Чарли. (У всех детей листики с глаголами.)

- Если будете сомневаться, какая буква пишется в суффиксе неопределённой формы глагола, можете пользоваться словарём в конце задачника.

На обратной стороне доски тоже записаны эти слова, при проверке эта часть доски открывается.

Карточка:

задержется тянете

терпешь гладим

клеют заметит

- Покажите (на пальчиках), какое количество ошибок нашли у Чарли. Проверим, у всех ли были одинаковые слова. (Дают объяснение написания только для слов, в которых были ошибки.)

- Молодцы! Вы умеете действовать по алгоритму и решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов.

- Почему Чарли допустил ошибки? (Возможно, выполнял не все необходимые действия.)

- Среди данных глаголов найдите «лишний». (Тянете – это глагол 1 спряжения.)

- Вспомните, в каких фразеологических оборотах используется этот глагол? И что означают эти выражения?

Тянуть за язык – заставлять, вынуждать сказать, высказать что-либо.

Тянуть кота за хвост – медлить с ответом или слишком долго делать что-либо, оттягивать время.

Тянуть резину – медлить с ответом; задерживать чьё-либо дело.

Тянуть канитель – заниматься каким-либо однообразным, утомительным делом; медлить с осуществлением чего-либо, зря тратить время.

Тянуть жилы – мучить, изнурять.

Тянуть лямку – долгое время заниматься тяжёлым утомительным делом.

- Дайте письменную характеристику этого слова как части речи.

1. Тянете – гл., что делаете? ; действ.

2. Неопр.ф. – тянуть.

3. 1 спр.

4. В наст.в., во мн.ч., во 2 л.
- Так какой же постоянный признак мы указываем теперь при характеристике глагола как части речи? (Спряжение.)

- Бывают ли у вас ошибки при определении этого признака? (Ещё да.) К чему может привести неправильное определение спряжения глагола? (К ошибкам при написании безударных личных окончаний глаголов.)

- Значит, важно правильно определять спряжение глаголов?

3. Определение целей и задач урока

- Какова будет цель нашего урока? (Учиться определять спряжения глаголов.)

- И быть может, в ходе нашего урока мы сможем узнать ещё какую-нибудь тайну глаголов.

4. Работа над материалом урока

- Посмотрите на следующие рассуждения и определите, к какому спряжению вы бы отнесли глаголы с этими записями. Почему?

На доске: - +

+ -

- -

- Этот способ определения спряжения в каком случае используется? (Когда окончание безударное.)

- Прочитайте слова, записанные на доске.

На доске: жить

шуметь

звенеть

- Что это за слова? (Это глаголы неопр. формы.)

- По неопр. форме предположите, окончания какого спряжения будут иметь эти глаголы?

- Давайте запишем эти глаголы в форме 2 л. ед.ч., 2 и 3 л. мн.ч., ставьте ударение и выделяйте окончания. (Запись в задачнике стр.45.)

Жить – живёшь, живёте, живут

Шуметь – шумишь, шумите, шумят

Звенеть – звенишь, звените, звенят

- Что замечаете? (Предположили, что глагол … спр., а набор окончаний из другого спряжения.) Какие окончания в этих словах? (Ударные.) Так всё-таки какого же спряжения будет глагол? (1 спр., 2 спр., 2 спр.) Почему? (Если окончание глагола ударное, то по нему определяем спряжение глагола.)

- Давайте прочитаем сообщение авторов на стр.44.

- О чём надо помнить при определении спряжения? (Когда личное окончание ударное, то нельзя по неопределённой форме определять спряжение.)

На доске:



Спряжение

 неопр. ф.

- Вот теперь давайте потренируемся правильно определять спряжение глаголов. Для этого необходимо внимание, поэтому немножко отдохнём и постараемся сконцентрировать его.

Физпауза на концентрацию внимания

- Итак, прочитайте задание упражнения 451 стр.44.

Группируют, указывают спряжение, первые 4 слова по цепочке, остальные самостоятельно, один ученик у доски.

 неопр.ф.

сидеть (2 спр.) колоть (1 спр.)

лежать (2 спр. ) терпеть (2 спр.)

молчать (2 спр.) ловить (2 спр.)

гасить (2 спр.)

гнать (2 спр.)

- Проверим работу. Есть замечания? Кто сделал также? Поставьте на полях +.

- А теперь возьмите карточки и прочитайте предложения.

Карточка:

Кто назад бежит, тот честью не дорожит.

Бегут годы – что вешние воды.

- Что прочитали? (Пословицы.) Пословицы – это тоже достояние нашего языка, народная мудрость. О каких только жизненных ситуациях не говорят они, чему только не учат!

- Каков смысл этих пословиц?

- Поработайте в парах, у всех глаголов определите спряжение.

- Как определяли спряжение? (По ударным окончаниям.)

- Проверим, к какому спряжению отнесли каждый глагол.

- Форма какого глагола встретилась и в одном отрывке и в другом? (Глагола бежать.)

- Назовите эти формы. (Учитель записывает на доске: бежит, бегут.)

- При определении спряжения этих глаголов на что нужно ориентироваться? (На ударное окончание.)

- Что замечаете? (Слово одно, а окончания в разных формах из разных спряжений.)

- Встречались мы раньше с такими глаголами?

- Давайте проспрягаем этот глагол.

(я) бегу (мы) бежим

(ты) бежишь (вы) бежите

(он) бежит (они) бегут

- Как объяснить то, что вы заметили?

- Прочитайте объяснения авторов на стр. 45 учебника самостоятельно, а потом дайте этому объяснение.

На доске: разноспрягаемые глаголы

- Так к какому же спряжению относится глагол бежать? (Ни к какому, это разноспрягаемый глагол.)

5. Итог урока

- Какую задачу ставили в начале урока? (Учиться правильно определять спряжение глаголов.)

- О чём должны помнить? (Если окончание ударное по нему определяем спряжение, если же безударное, то по неопределённой форме.)

- Что нового узнали о глаголах? (Есть разноспрягаемые глаголы.)

- Закончите предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

- Покажите, на какой ступеньке знаний русского языка вы находитесь. (Дети выходят к доске и прикрепляют магнит на выбранную ступеньку.)

Хочу знать больше

Хорошо, но могу лучше

Пока испытываю трудности

- Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока…

- И постигли не всё богатство и волшебство родного языка, но это ведь не последний наш урок, а значит всё ещё впереди!

6. Домашнее задание

Стр.45 упр.453

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconТема: Спряжение глаголов
Цель: дать понятие о спряжении глаголов; познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconУрок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
...
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: 1 на основе сравнения окончаний глаголов во 2-м и 3-м лице дать понятие о спряжении глаголов; формировать умение различать...
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconТема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Цель: формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием глаголов и правильно писать гласную в безударном окончании...
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возвратные местоимения, систематизация грамм знаний о спряжении глаголов в Präsens, об образовании Perfekt
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Первый урок в теме
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconУрок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила...
«Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» (Путешествие по городу «Глагольск»)
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор и рассказчик в произведении» и урок русского языка в 6 классе «Спряжения глаголов». Уроки прошли на высоком уровне, вызвали...
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «Различение повелительного...
Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные...
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределенной форме (на тся, ться)
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconЧасти речи в русском языке (3 класс)
Еще раз поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconТема урока (содержание)
Видовременные формы глаголов: Present Simple, Past Simple. Формы неправильных глаголов
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение правил: «Не с глаголами», «-Тся и –ться в конце глаголов», «Буквы е и и в окончаниях глаголов I и I i спряжения», «Ь после...
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс iconТема: «Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени»
Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск