Скачать 83.13 Kb.
|
-1- УРОК Р У С С К О Г О Я З Ы К А ( ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 4 КЛАСС) Составила Чернова Л.А. учитель МБОУ СОШ № 5 г. Азнакаево РТ Т Е М А УРОКА « Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» (Путешествие по городу « Глагольск») Ц Е Л Ь: 1. Развивающие: развитие культуры речи, умений наблюдать за глаголами, обобщать. 2.Формировать умение определять спряжения глаголов, писать безударные личные окончания настоящего, будущего времени и обосновывать их написание. 3.Воспитание личностных качеств: развитие интереса к предмету, развивать творческое мышление. О Б О Р У Д О В А Н И Е: учебник русского языка А.В.Поляковой 4 класс, доска, таблица спряжения, таблица с изображением города «Глагольска» с названием улиц, сигнальные карточки «Да», «Нет», карточки – тесты для учащихся 1, 2 вариант. К -2- Ход урока 1.Организационный момент. Психологический настрой. Ученики хором произносят: - Мы урок наш начинаем На столе все проверяем: Все ль в порядке? Все ль на месте? И урок начнем все вместе! 2.Проверка домашнего задания. Развитие творчества. Учитель: - Кто продолжил? Залетела к нам оса И гудела два часа… Высказывания учащихся: - И жужжала, и летала, Надоело нам гонять, И на нервах нам играла. Ушли на улицу гулять, Два часа её гоняли, И не ожидали сами, Только так и не поймали. Что оса летит за нами. ( Ш. Марат) - Всё гудела и гудела, - Мёд покушала немножко, На собачку нашу села. Пожужжала у окошка, Вдруг увидела окошко, А потом, увидев дверь, На окошке сидит мошка. Полетела сразу к ней. А потом она взлетела, (М. Лена) И в окошко улетела. (В. Кристина) Учитель: - Понравились вам стихи? Какие глаголы вы услышали? 3. Актуализация. 1.Учитель: - Давайте вспомним пять «золотых правил грамматики». Вывешивается таблица. Ученики сообщают правила. Первое правило: « Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно». Второе правило: « Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку». Третье правило: « Помню о красной строке при записи заданий и частей текста». Четвертое правило: « Использую перенос слов с одной строки на другую». Пятое правило: « При письме проговариваю слова по слогам». ( Источник: А.А.Лоншакова «Нестандартные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка», журнал «Начальная школа», 2002г., № 4, стр.38-44.) -3- 2. Чистописание. На доске написаны окончания: - ешь, - ет , - ем Учитель: - Продолжите ряд. Ученики: - Это окончания - ете, - ут, - ют Учащиеся записывают в тетради на первой строке: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют. Учитель: - На что указывает окончание - ешь? Ученики: - На глаголы 1 спряжения. Учитель: - Какие имеют окончания глаголы 2 спряжения? Ученики: - Глаголы 2 спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат , -ят. Учащиеся записывают в тетради на второй строке: - ишь, - ит, -им, - ите, - ат, - ят Учитель: - Подумайте, какой глагол пропущен? Запишите пословицу. На доске: Упустишь минуту, ………….. часы. Ученики: Упустишь минуту, потеряешь часы. Учащиеся записывают в тетради на третьей строке: Упустишь минуту, потеряешь часы. Учитель: -Выделите окончание глаголов, объясните смысл пословицы. Ученики: - Надо ценить время. - Стараться жить по режиму дня, тогда успеешь всё сделать. Учитель: - Какие еще знаете пословицы? Ученики: - Любишь кататься, люби и саночки возить. - Что в деревне родится, то в городе пригодится. - Декабрь год кончает – зиму начинает. - Без топора по дрова не ходят. 4. Сообщение темы урока. Учитель: - Сегодня мы продолжим работу по теме «Глагол», то есть попутешествуем по городу «Глагольск», по улицам этого города, которые имеют разные названия. Посмотрите на таблицу и назовите эти улицы. (Ученики рассматривают таблицу, где изображен Глагол – Король и называют улицы: действие предмета, лицо и число, 1 и 2 спряжение, время. Источник: книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу. Русский язык», Москва, 1999 г., стр. 204, 226) - Проверим, как вы подружились с этой ошибкоопасной частью речи. В конце урока проведем самостоятельную работу в виде теста. - Глаголу нравится читать, шуметь, бурлить, кипеть, играть, работать и мечтать, свистеть и петь. Почему? Ученики: - Потому что глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие предмета. -4- 5. Повторение материала о глаголах. 1. Игра «Да – нет». Игру проводит ученик. Учащиеся показывают ответы сигнальными карточками. Ученик: - Я думаю, что глаголы изменяются по временам. ( Да.) Ученик: - Я думаю, что глаголы склоняются. ( Нет.) Ученик: - Они изменяются по числам! ( Да.) Ученик: - Глаголы изменяются по падежам. ( Нет.) Ученик: - В глаголах не бывает окончаний! (Нет.) Ученик: - Глаголы имеют 3 спряжения. ( Нет.) Ученик - Глагол неопределенной формы отвечает на вопрос что делать? что сделать? (Да) Учитель: - Зачем нужен глагол неопределенной формы? Ученики: - По глаголу неопределённой формы можно определить спряжение глагола, а значит правильно записать окончание глагола. 2. Игра « Кто быстрее?» (На доске) Для каждого ряда свой столбик. Учащиеся должны вставить пропущенные буквы и определить спряжение. смотр…т вид…т терп…т стро..т топ…т клее…т посад..т пол…т слыш…т заплач…т пиш…шь кол…т мокн…т сохн…т пляш…т верт..т терп…т пил…т утон…т спряч…т посад…м ( Обратить внимание на глаголы - исключения.) 6. Закрепление. 1.Коллективный разбор, самостоятельная запись. Задание: списать, раскрыв скобки, определить спряжение глагола, падеж имён существительных. На доске: Звери (чуять) приближение весны. Высоко в небе (реять) орел. (Таять) последний снег в лесу. (Веять) теплый ветерок. (Источник: АУндзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением», Екатеринбург, 1997 г., стр. 167) Учитель: - Прочитайте, а затем запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Обратите внимание на окончание глагола в городе «Глагольск». ( Дополнительно: разобрать первое предложение по членам предложения и по частям речи.) -5- Ф И З М И Н У Т К А Мы выходим на площадку, Зарядка всем полезна, Начинаем мы зарядку. Зарядка всем нужна Шаг на месте, два вперед, От лени и болезней А потом наоборот. Спасает нас она! ( Выполняют движения.) (Источник: Р.М.Арсланова Будьте здоровы!», журнал «Начальная школа», 2005г., № 7, стр.93 – 95) Учитель: - Какую зарядку может предложить глагол? Ученики: - Встать, присесть, попрыгать, посмеяться. Учитель: - Встали, присели, поднялись, попрыгали, улыбнулись, похлопали в ладоши. Сели, продолжаем работать. 2. Работа с учебником русского языка А.В.Поляковой 4 класса страница 104. а) Учитель: - На какой вопрос вам предстоит ответить? Ученики читают с учебника: «Что нужно определить для правильного написания безударного окончания глагола?» Учитель: - Как вы думаете? (Высказывания учащихся.) Учитель: - Правильно ли вы думали? Прочитаем с учебника. Ученик читает с учебника алгоритм написания безударного окончания глагола.) б) Коллективный устный разбор двух предложений упражнения № 162: Скаж..шь с ноготок, а перескажут с локоток. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Учитель: - Это упражнение выполните дома. 3. Проверка знаний. Учащиеся индивидуально выполняют тест. Фамилия, имя ученика ___________________________________ 1 – в. ТЕСТ « Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов» 1.Глаголы в скобках поставить в 1 -м лице 2. Образуй глаголы во 2- м лице мн. числа. Выделить окончания глаголов: ед. числа. Укажите спряжение: Топором (колоть) – колем ловить -______________________ Ножом (резать) - ________________ готовить -____________________ Пилой (пилить) -_________________ утонуть -____________________ Щёткой (чистить) - ______________ варить - _____________________ лопнуть - ___________________ узнать - ____________________ 3.Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов. Кто вперед смотр__т, тот далеко вид__т. За двумя зайцами погон__шься, ни одного не пойма__шь. Конь вырвется – догон__шь, а слова сказанного не ворот__шь. -6- Фамилия, имя ученика__________________________________________ _2 – в. ТЕСТ « Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов» 1.Глаголы в скобках поставить в 1-м лице 2.Образуйте глаголы во 2-м лице мн. числа. Выделить окончания глаголов: ед. числа. Укажите спряжение: Топором (колоть) – колем торопить -___________________ Лопатой ( копать) - ___________________ пахать - ____________________ Краской (красить) -___________________ плакать -___________________ Сеялкой (сеять) - _____________________ носить - ___________________ укрыть - ___________________ опустить - _________________ 3. Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов. Воду в решете не удерж__шь. Не посмотр__шь - не увид__шь, не расспрос__шь - не найд__шь. За малым погон__шься, больше потеря__шь. (Источник теста: В.Т.Г олубь «Тематический контроль знаний учащихся» русский язык 4 класс, Воронеж, 2008 г.) Для учащихся выполнивших тест, дополнительно предложить сделать упражнение № 163. 7. Домашнее задание. Стр. 104 упр. №162 письменно, повторить глаголы – исключения. По желанию продолжить строчки: Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает… 8. Итог урока. Самооценка. Учитель: - Как же писать безударные окончания личных глаголов? Ученики: - При выборе буквы в безударном личном окончании глагола нужно проверить: спряжение по неопределённой форме и обратить внимание, не является ли глагол исключением. Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие по городу «Глагольск» на этом уроке. Многие из вас уже подружились с глаголом, запомнили название улиц этого города, Были активны на уроке и давали правильные ответы. Используемая литература 1.« Я иду на урок в начальную школу» Русский язык Книга для учителя, Москва, 1999 г. 2. А.Ундзенкова, О.Сагирова « Русский с увлечением» , Екатеринбург, 1997 г. 3. В.Т.Голубь «Тематический контроль знаний учащихся» русский язык 4 класс, Воронеж, 2008 г. 4. А.А.Лоншакова « Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка», журнал « Начальная школа» № 4 2002 г. 5. Р.М.Арсланова «Будьте здоровы!», журнал «Начальная школа» № 7 2005 г. |
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов Цель: формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием глаголов и правильно писать гласную в безударном окончании... | Урок ознакомления с новым материалом. Форма Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и... | ||
Тема: «Ещё раз о спряжении глаголов», 4 класс Цель: закреплять знания о глаголе как части речи и о способах определения спряжения глаголов, упражнять учащихся в написании безударных... | Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | План-конспект открытого урока русского языка, проведенного в рамках... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | ||
«Спряжение глаголов» Закрепить умение определять спряжение глаголов; научить определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием | Урок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» ... | ||
Тема: Спряжение глаголов Цель: дать понятие о спряжении глаголов; познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения | Урок русского языка по теме: «Начальная форма глаголов» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | ||
Урок русского языка в 5 классе № 20 г Тема урока: «Правописание -тся,-ться в глаголах» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С.... Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | ||
«I и II спряжение глаголов» > Аннотация к проекту урока Обучающие: познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, научить различать глаголы 1 и 2 спряжения | Спряжение глаголов Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с практическим способом определения спряжения... | ||
"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов" >11 «Использование... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |