Скачать 62.38 Kb.
|
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов»Цели:
Ход урока I. Орг. моментЯ рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! II. Работа с текстом.Перед вами лежит текст, работаем с ним, будьте внимательны. Чтение текста учителем: Январь Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжелые головы, застыли скорбные белые деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес сказочные, невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие… На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку. А вот зверек-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом. Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали! (Н.Сладков)
Дремучие сугробы, скорбные деревья, сказочные существа; задумчивый лес, молчаливые снега, диковинные птицы
Сказочный – волшебный, удивительный, поразительный, восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный. Задумчивый – печальный, грустный. Диковинный – необычный, красивый. Итог. Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться его богатством: употреблять в своей речи прилагательные, синонимы и другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала грамотной и красивой. I11. Новая тема.Экспресс-опрос: « Подскажи словечко ».- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __(прилагательное). - Прилагательные согласуются ____ (с существительными). - Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____(по вопросу). - По значению прилагательные делятся на __ (качественные, относительные, притяжательные). - Прилагательные имеют две формы ___(полную и краткую ). - Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________(степени сравнения). - Словообразовательные морфемы – это … - Самый распространённый способ образования прилагательных _ ( суффиксальный). Какие суффиксы прилагательных вы знаете? (- еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян- )-А каким способом образуются имена прилагательные от существительных? (чаще всего суффиксальным).Давайте проанализируем опорную запись (с.154), т. о., решим проблему – расшифруем графическое обозначение орфограммы, установим связь между орфограммой и условием выбора написания. Попробуйте сами сформулировать правило правописания н и нн в суффиксах прилагательных.- А теперь проверим себя, прочитав параграф 105 теории-Сделаем вывод: когда в прилагательных пишется н?-Когда нн?Опорный конспект
Первичное закрепление – упр.412Работа в парахПеред вами карточки. Запишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прил:Лебеди…ый це…ыйСеребр…ый кожа…ыйЛу…ый орли…ыйДеревя…ый чугу…ыйБагря…ый глиня…ыйПри выполнении задания советуйтесь друг с другом.Следующее задание – буквенный диктант. Напишите в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду диктовать прилагательные, а вы под цифрой будете записывать н или нн:Соломенный, сонный, гусиный, ветреный, оловянный, масляный, травяной, румяный, карманный, комариный1V. Здоровьесберегающая пауза.Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи. Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо… А потом опять вперед – Тут немного отдохнет. Теперь Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно – Расслабление приятно. Шея не напряжена, а расслаблена. А теперь посмотрим вниз – Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – Расслабление приятно. V. Работа с текстом (текст написан с ошибками):Шел я однажды по пустыной дороге. Гляжу: ветрянная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменных домах, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственые чувства к людям и не бояться временных трудностей.-А теперь давайте вспомним морфологический разбор имени прилагательного, разберем прил. –пристанционном.Творческая работа:-Составьте словосочетания с данными прилагательными:Безветренный (день), утренний (воздух), длинная (паутина), ветряная (мельница).-Составьте текст из 3-5 предложений с данными словосочетаниями.- Прочитаем, что у вас получилось.Работаем устно:-Определите, одним или разными способами образованы данные прилагательные:Батальонный, дивизионныйСлово учителя: Здесь вы можете проверить свои умения применять правило на письме. Вам предлагается выбрать задание первого или второго уровня и выполнить его в тетради. Время выполнения заданий - 3 минуты.
Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее », запишите эти слова в тетрадь. «Четвёртый лишний» А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый. Выполните тест и запишите в тетради букву, обозначающую строку верного ответа. Тест. Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН- А). песенный, безветренный, бритвенный; Б). болезненный, клюквенный, фирменный; В). именной, производственный, тыквенный. Итог урока- Понравился ли урок? -Что запомнилось больше всего?-Какие слова-исключения запомнили?-Какой вывод можно сделать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?Домашнее задание: п.105, упр.XII. Поэтическая минутка.
Я вам предлагаю два стихотворения. Кто хочет прочитать? Все в мире сейчас загадочно, Все будто летит куда-то, Метельно, красиво, сказочно… А сказкам я верю свято. Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо.
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания. |