Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1





Скачать 145.62 Kb.
НазваниеПроблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1
Дата публикации28.06.2013
Размер145.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1

Кудашкин А.В., доктор юридических наук, профессор

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового положения Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности проблемы законности их применения.

Вооруженные Силы, применение, законность

Вооруженный конфликт, инициированный Грузией против Южной Осетии, и трактовка хода боевых действий и их последствий со стороны западных политиков и политологов, утверждающих о «неадекватности применения силы со стороны России в отношении грузинских вооруженных сил» в очередной раз поставила вопрос ребром о проникновении права в сам ход боевых действий (принятие решений на применение вооруженной силы, ведение боевых действий, применение войскового оружия и вооружения и др.). В своем выступлении на встрече с участниками пятого заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай" В.В.Путин также отметил, что в процессе применения вооруженной силы есть сферы, которые регулируются прежде всего военной наукой, тем самым подтверждая и констатируя, что в настоящее время вопросы «адекватности применения вооруженной силы» находятся за пределами правового регулирования; при этом он подтвердил известный из области физики принцип «действие равно противодействию», который в ином варианте и применительно к указанной ситуации также должен применяться и в общественных отношениях, что предопределило адекватность применения российский вооруженных сил для принуждения Грузии к миру2.

Однако из этого не следует, что такого регулирования быть не должно. Отдельные аспекты применения вооруженных сил находят свое закрепление в нормах международного гуманитарного права и вопросы военных методов, виды, формы, масштаб боевых действий также подлежат регулированию и отчасти урегулированы каждым государством в виде, как правило, внутриведомственных актов, имеющих закрытий (секретный) характер (н-р, в боевых уставах или аналогичных директивных документах). Положения военной науки, характеризующие виды и способы ведения боевых действий, олицетворяющие уровень развития оперативного искусства, конечно же должны быть засекречены. Однако общие правила ведения боевых действий вне зависимости от вида и интенсивности конфликта должны быть унифицированы.

Военная наука оперирует понятиями «виды военных (боевых) действий» и «способы военных (боевых) действий», которые не имплементированы в нормативные правовые акты. Первое понятие означает категорию военного искусства, определяющую разделение военных (боевых) действий в зависимости от их целей, характера и способов выполнения военных (боевых) задач. Различают три основных вида военных действий: наступление, оборону и отступление.

Способы военных (боевых) действий - категория военного искусства, определяющая содержание и формы организованных действий вооруженных сил, войск (сил флота), избранный порядок и последовательность их стратегического, оперативного и тактического применения, сосредоточения и рассредоточения усилий, маневр войсками, средствами, ударами и поражающим огнем для достижения цели при выполнении боевой операции, решения стратегической, оперативной тактической боевой задачи. К наиболее общим способам военных (боевых) действия относятся прорыв, окружение, рассечение противника, разгром3. Каждый из этих видов имеет свои разновидности и может применяться в стратегическом, оперативном или тактическом масштабах. Каждый вид военных (боевых) действий отличается свойственными ему особенностями и характерными чертами применения вооруженных сил, войск (сил флота), уровнем их активности, достигаемыми результатами. Хотя различные виды военных (боевых) действий противостоят друг другу, но, они и взаимно дополняют друг друга. Так, наступление в любом масштабе включает в себя элементы обороны, а оборона - элементы наступления и отступления. Отступление применяется и при наступательных и при оборонительных действиях. Выбор того или иного вида военных действий определяется характером решаемых задач, условиями обстановки, возможностями войск (сил флота).

Как виды, так и способы военных (боевых) действий характеризуют их внешнюю сторону, в то время как военные методы отражают внутреннюю сущностную сторону военных (боевых) действий.

Как ранее не однократно отмечалось автором, военные методы решения задач военной безопасности также подлежат правовому регулированию, причем исключительно в императивной, а не в диспозитивной форме.

Перечисленные обстоятельства приводят нас к выводу о необходимости изучения правовых основ ведения боевых действий, которые могут изучаться в рамках такого направления военного права, как оперативное право, которое активно развивается в США и ФРГ. В настоящее время появилось только осознание необходимости проведения исследований в данной области, но пока изданных в России работ в области оперативного права не существует.

Вопрос также заключается в том, насколько вооруженные силы государства могут быть институционализированы в качестве субъекта права и насколько они являются таковыми в современных условиях? Несомненно то, что деятельность вооруженных сил должна быть урегулирована, должны быть определены рамки этой деятельности, их статус. Следует констатировать, что в настоящее время правовое положение Вооруженных Сил Российской Федерации в современной России проходит только стадию формирования.

Вопрос о применении силы, а тем более частей и подразделений Вооруженных Сил внутри страны, сложен как в теоретическом, так и в практическом плане. В теоретическом плане сложность заключается в уяснении, какой критерий необходим для оценки характера угроз, направленных на нарушение конституционного строя и целостности территории государства. Таковым, по нашему мнению, является наличие военной угрозы национальным интересам, н-р, в следствие покушения на целостность территории со стороны агрессора (вооруженных сил иностранного государства), незаконных вооруженных формирований, пытающихся неконституционным путем отторгнуть часть территории государства или посягающие на основы конституционного строя.

Несмотря на неурегулированность вопросам о том, какие силы и средства правомерно могут быть привлечены органами государственной власти для блокирования, локализации и нейтрализации возникающих военных угроз, аксиоматичным является посыл, согласно которому, принимаемые меры должны быть адекватными, т.е. соразмерными по форме, силам и средствам источника военной угрозы национальным интересам государства. Именно адекватность является необходимым условием применения вооруженных сил для нейтрализации военных угроз. Признаками адекватности является применение вооруженных сил в ответ на применение вооруженной инфраструктуры источника военной опасности (иностранного государства, выступающего в роли агрессора или не соблюдающего принятых на себя обязательств, незаконных вооруженных формирований).

В связи с этим крайне важно детально определить роль Вооруженных Сил Российской Федерации в разрешении внутренних вооруженных конфликтов, их место в системе сил обеспечения безопасности, а также решаемые ими задачи в случаях применения как во внешних вооруженных конфликтах, так и на территории собственной страны. Тем более, что подразделения Вооруженных Сил как ранее, так и в настоящее время применяются для разрешения вооруженных конфликтов, как внутренних, так и внешних.

Отмечая факт недостаточной правовой регламентации участия Вооруженных Сил Российской Федерации в вооруженных конфликтах, следует однако иметь ввиду, что в настоящее время имеются как правовые, так и фактические основания для их применения во всех видах вооруженных конфликтов.

Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 31-ФЗ внесены изменения в ст. 10 Федерального закона «Об обороне», целью которых является создание правовых основ применения Вооруженных Сил Российской Федерации для противодействия террористической деятельности. Согласно ранее действовавшей редакции указанного Закона Вооруженные Силы Российской Федерации предназначались для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п.2 ст.10), т.е. в Федеральном законе «Об обороне» отсутствовала норма, предусматривающая привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к противодействию террористической деятельности. В действующей редакции Закона расширено предназначение Вооруженных Сил, которое позволяет им осуществлять своими средствами задачи по противодействию террористической деятельности. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» регулирует применение Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях террористического акта, что, несомненно, является исключительно актуальным для современных условий. В то же время наш недавний горький исторический опыт показывает, что внутренняя военная угроза может исходить не только от террористов, но и от незаконных вооруженных формирований, которые, используя в своем арсенале террористические приемы (что влечет применение антитеррористического законодательства), в то же время могут применять иные приемы и способы вооруженной борьбы, что влечет необходимость применения Вооруженных Сил в ином правовом режиме, чем контртеррористическая операция. О каком режиме идет речь в этом случае?

По Конституции Российской Федерации защита конституционного строя, государственной и территориальной целостности государства осуществляется в условиях специальных конституционно-правовых режимов (военного положения, чрезвычайного положения), урегулированных федеральными конституционными законами «О военном положении» и «О чрезвычайном положении». Согласно последнему Закону (ст. 17) Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в условиях чрезвычайного положения привлекаются для выполнения задач по разъединению противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; участвуют в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований и др. Указанные задачи военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск.

Формой совместных действий перечисленных организационных структур в вопросах защиты конституционного строя, государственной и территориальной целостности во внутренних вооруженных конфликтах является совместная специальная операция — совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени оперативных, режимных, войсковых и других мер и действий, проводимых по единому замыслу и плану на ограниченной территории в зоне вооруженного конфликта в целях обеспечения законности, защиты прав и законных интересов граждан, установления и поддержания общественного порядка и общественной безопасности, пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований4. В ходе указанной операции незаконные вооруженные формирования разоружаются, а в случае сопротивления их деятельность подавляется войсковыми мерами, т. е. вооруженным воздействием войсковых подразделений с применением войскового вооружения и военной техники и с применением военных методов (каждый из перечисленных признаков требует дополнительной правовой характеристики). Целями совместной специальной операции, ее государственно-значимыми интересами, являются защита конституционного строя, территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации, недопущение дестабилизации внутриполитической обстановки в государстве, создание необходимых условий для разрешения вооруженного конфликта политическими и иными мирными средствами. Правовой режим совместной специальной операции до настоящего времени исследован не достаточно. Отправной точкой такого исследования могут послужить выявленные в ходе проведенных диссертационных исследований основные правовые проблемы взаимодействия Министерства обороны и Министерства внутренних дел Российской Федерации в вопросах защиты конституционного строя, государственной и территориальной целостности во внутренних вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях5:

— нормативная неопределенность правового режима совместных действий;

— законодательная неурегулированность оснований, условий и порядка обеспечений совместного применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов для защиты конституционного строя, территориальной целостности и национальных интересов России при разрешении вооруженных конфликтов, возникающих на территории России в мирное время;

— несоответствие нормативной правовой базы обеспечения совместного применения разноведомственных силовых структур;

— вопросы обеспечения законности тактики действий специальных подразделений в ходе совместных действий;

— отсутствие унификации законодательства в вопросах регламентации деятельности войсковых подразделений, регулируемой военным законодательством, и деятельности военизированных подразделений, регулируемой законодательством о правоохранительной службе, которое в настоящее время только создается.

К сожалению, приходится констатировать, что исследования по вышеуказанным направлениям носят в настоящее время сугубо инициативный характер, поскольку до настоящего времени Министерство обороны Российской Федерации не осознало необходимость планомерной научно-исследовательской работы по правовому обеспечению применения Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе, в условиях вооруженных конфликтов как на территории государства, так и за его пределами, борьбы с пиратством и т.д.

Примером такого «бесхозяйственного отношения» со стороны военного ведомства к теоретико-правовому обеспечению применения Вооруженных Сил Российской Федерации является авральная работа по внесению изменений в Федеральный закон «Об обороне». Дмитрий Медведев в соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации и во исполнение п. 5 перечня поручений по итогам встречи президента РФ с членами Совета палаты Совета Федерации 17 февраля 2009 года внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороне», обеспечивающий возможность оперативно использовать формирования Вооруженных сил России за ее пределами. «Это связано с известными событиями, произошедшими год назад, - пояснил Дмитрий Медведев, подразумевая агрессию Грузии против Южной Осетии. - Эти вопросы должны иметь четкую регламентацию. Нам крайне не хотелось бы, чтобы эти события повторились, но четкую регламентацию нужно иметь», сообщает «Интерфакс» 6.

Согласно законопроекту, формирования Вооруженных Сил России могут оперативно использоваться за пределами территории страны для решения таких задач, как:

отражение нападения на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, дислоцированные за пределами территории РФ;

отражение или предотвращение агрессии против другого государства;

защита граждан Российской Федерации за рубежом;

борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Именно «запоздалая реакция» на уже прошедшие события ставит ряд вопросов, которые активно обсуждаются в Интернете. В частности:

- если такие изменения в Закон вносятся спустя год после фактического использования ВС России за рубежом, то значит применение ВС России за рубежом по тем основаниям, которые перечислены в законопроекте, являются в настоящее время незаконным;

- изменение  в Закон вносится спустя год после агрессии. Использование ВС РФ произошло до принятия изменений, т.е. применение ВС РФ год назад являлось и до сего момента является, с точки зрения российского законодательства незаконным;

- данное изменение является попыткой узаконить действия российских ВС задним числом;

- можно ли считать действия РФ в августе 2008 года о вводе войск на территорию независимого государства (границы которого на тот момент признавала Российская Федерация) законными (по законам, которые имели силу до данных изменений в Федеральном законe «Об обороне»)7?

Ответы на эти вопросы частично уже даны в ряде работ8. Однако перечисленные обстоятельства непосредственно влияют на законность применения Вооруженных Сил Российской Федерации, под которым, с одной стороны, понимаются основания, условия, методы, способы их применения для решения поставленных перед ними задач (что особенно актуально в условиях вооруженного конфликта), а с другой – режим их повседневной деятельности, при котором происходит реализация правовых предписаний конкретными военнослужащими.

Правовая наука должна вооружать практиков правовым инструментарием, в рассматриваемом случае по применению ВС РФ. Так в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (п.2 ст.10). Согласно указанному Закону привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п.3 ст.10).

Таким образом, юридическим основанием для привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению является специальный федеральный закон. В настоящее время к таким федеральным законам относятся:

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", которым установлены правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом;

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", которым предусмотрено привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения режима чрезвычайного положения и определены задачи, на них возлагаемые.

Федеральный закон «Об обороне» устанавливает следующий порядок принятия решения о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению и порядок финансирования в целях реализации принятого решения:


решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению принимается Президентом Российской Федерации (п.2 ст.4);

Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению (подп. 3 п. 1 ст.5);

Правительство Российской Федерации определяет источники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением (п.24 ст.6), а также принимает решения по расходам на выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач, не связанных с их предназначением, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.26 ст.26).

Однако Федеральный закон «Об обороне» не может служить достаточным юридическим основанием для привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации не по прямому предназначению, например, для обеспечения безопасности при проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр.

Достаточное юридическое основание для привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения безопасности при проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр появится с внесением дополнений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми целесообразно установить, возлагаемые на Вооруженные Силы Российской Федерации, порядок использования вооружения, дополнительные обязанности и права военнослужащих, меры их социальной защиты.

Данный пример приведен для того, чтобы проиллюстрировать объективную необходимость в современных условиях планомерной упреждающей теоретико-правовой проработки вопросов применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Чтобы впоследствии не возникали вопросы о законности их применения по фактическим результатам.


1 Рецензенты: Дамаскин О.В., доктор юридических наук, профессор; Фатеев К.В., доктор юридических наук, профессор.

2 http://www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/2008/09/11/8225672.htm.

3 См.: Военно-юридический энциклопедический словарь. М., 2007.

4 См., подробнее: Юдин А.В. Правовые основы взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите конституционного строя, государственной и территориальной целостности Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006.

5 См.: Юдин А.В. Указ. соч.

6 http://www.actualcomment.ru/done/277/

7 http://araperi.livejournal.com/3898.html

8 См., например: Батырь В.А. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии как новый вид вооруженных конфликтов XXI века // Российский военно-правовой сборник. № 12 . М., 2008. С. 264 – 320.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconОтдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных...
Организационно-методические проблемы выявления коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconСоциальная работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной...
В и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также объединения, соединения, воинские части отдельных видов и родов войск,...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconИнститут военной истории министерства обороны российской федерации...
Применение
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconРоссийской федерации устав внутренней службы вооруженных сил российской федерации
С изменениями в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1037 «О внесении изменений в Указ Президента...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconТема урока: «Организационная структура Вооружённых Сил России, виды...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconАктуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций,...
В. М. Корякин, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconРоссийской федерации строевой устав вооруженных сил российской федерации
Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части; обязанности военнослужащих перед построением и в строю...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconРуководство и управление Вооруженными Силами. Современное состояние...
Тема №1: Военная доктрина Российской Федерации. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconВооруженных сил российской федерации
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №614-р и указаниями Министра обороны Российской...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconСтатья 1 комментируемого Закона раскрывает общие положения о военном...
Статья 1 комментируемого Закона раскрывает общие положения о военном положении, а именно его понятие, цели и период действия, порядок...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconМесто международно-правовых санкций в современном международном праве
Кроме того, Устав предусматривал коллективные меры с применением вооруженных сил государств членов Лиги. Однако механизм использования...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconОбразовательная программа «Ратное дело». 4-32 3 Образовательная программа...
Вооруженных сил Российсикой Федерации в современных условиях реформирования; а также на сохранение определенных воиснких традиций...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconДоклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской...
Российской Федерации. В исследовании подведены первые итоги применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях,...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconКультурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе
Учитывая выдающийся вклад М. Ю. Лермонтова в отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летия со дня его рождения,...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconРеспубликанский план мероприятий Правительства Республики Татарстан...
Жкх, развития Вооружённых Сил Российской Федерации, мер по реализации внешнеполитического курса, обеспечения межнационального согласия,...
Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 iconПриказ от 18 июня 2011 г. N 800 об утверждении руководства по диспансеризации...
Утвердить прилагаемое Руководство по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск