План-конспект внеклассного воспитательного
мероприятия
«День Конституции Российской Федерации»
Тема: Конституция как основной закон государства. Форма: беседа с элементами диспута, обсуждение Конституции РФ, комментарий отдельных положений Конституции РФ.
Цели и задачи:
Правовое воспитание школьников.
Дать представление о Конституции РФ как «основном законе» государства, об основах государственного устройства и правовой системы России, об основных правах человека и гражданина. Выявление гражданской позиции учеников.
Предупреждение правового нигилизма у учащихся.
Оборудование: раздаточный материал (тексты Конституции РФ), компьютер с проектором.
Ученикам дается предварительное задание: ознакомиться с текстом Конституции РФ, подготовить вопросы для беседы по обсуждаемой теме.
Ход воспитательного мероприятия:
СУ1: Ребята, добрый день!
Сегодня мы поговорим о Конституции Российской Федерации. Именно 12 декабря 1993 года путем всенародного волеизъявления была принята Конституция.
СУ:
1) Ребята, как вы думаете, до 1993 года в России уже имелся такой документ (Конституция)?
2) В чем отличие современной (ныне действующей) Конституции от предшествовавших ей Конституций?
3) Ребята, а как вы думаете, для чего нужна Конституция? Может, без неё можно обойтись?
4) Итак, Конституция занимает (условно говоря) главенствующее положение в системе всех правовых актов государства.
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы (принимаются Федеральным собранием РФ)
Федеральные законы (принимаются Федеральным собранием РФ)
Постановления Правительства РФ
Указы Президента РФ
5) Структура Конституции имеет следующий вид:
Раздел 1
Глава 1 «Основы конституционного строя»
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»
Глава 3 «Федеративное устройство»
Глава 4 «Президент РФ»
Глава 5 «Федеральное собрание РФ»
Глава 6 «Правительство РФ»
Глава 7 «Судебная власть»
Глава 8 «Местное самоуправление»
Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции»
Раздел 2
Заключительные и переходные положения 6) Ребята, как вы думаете такое расположение не случайно? Почему на первом месте расположены главы «основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина»?
7) Ребята, давайте непосредственно обратимся к тексту Конституции РФ. У вас на столах имеется фрагмент Конституции РФ (главы 1 и 2). 7.1 Зачитайте, пожалуйста, статью 1 Конституции.
(спросить, как дети понимают понятия демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления).
7.2 Ребята, а как вы понимаете положение статьи 3 Конституции, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ?
7.3. В статье 6 Конституции РФ говорится о гражданстве и о правах и обязанностях гражданина. Как вы думаете, чего больше у гражданина РФ: прав и обязанностей?
7.4. Как вы думаете, какие основные обязанности у граждан РФ? 7.5 Ребята зачитайте, пожалуйста, статью 17 Конституции РФ? Как вы понимаете пункт 3 статьи 17 Конституции? (пример с сочинением и лесом).
7.6 Разъяснение смысла статьи 18 Конституции РФ (непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина). 8. Ребята, среди прав человека и гражданина можно назвать также: - Равенство всех перед законом и судом (ст. 19);
- Право на жизнь (положение о смертной казни как исключительной мере наказания) (ст. 20).
- Запрет на пытки, насилие, другое жесткое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Запрет на медицинские, научные опыты (без добровольного согласия);
- запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия;
- неприкосновенность жилища (только в случаях установленных ФЗ или на основании судебного решения);
- (ст. 37) свобода выбора трудовой деятельности и запрет принудительного труда, право на отдых;
- на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на образование (прокомментировать)
- уголовно-процессуальные права (презумпция невиновности,
Зачитать ст. 51 Конституции: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён Федеральным законом». - другие права человека и гражданина
Кратко пояснить содержание следующих глав Конституции РФ:
Пояснить принцип разделения властей
Глава 3 «Федеративное устройство»
Глава 4 «Президент РФ»
Глава 5 «Федеральное собрание РФ»
Глава 6 «Правительство РФ»
Глава 7 «Судебная власть»
Глава 8 «Местное самоуправление»
Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции»
Раздел 2
Заключительные и переходные положения
|
Да, имелся. В советский период действовали как Конституция СССР (несколько редакций – последняя была принята в 1970-х годах), Конституции республик в составе СССР (например, Конституция РСФСР).
Прежние Конституции существовали в условиях совершенно другого государства – СССР. Иным было государственное устройство, перечень права человека и гражданина. Иным был и порядок принятия Конституции. Современная Конституция России принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года.
Нет. Конституция – это своеобразный «фундамент» всей государственной и правовой системы России. Именно на базе положений Конституции принимаются другие нормативно-правовые акты: законы, постановления Правительства, указы Президента и др. Согласно пункту 2 статьи 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить Конституции РФ. В случае такого противоречия действуют положения Конституции.
6) Тем самым придается большое значение правам и свободам человека и гражданина. Чтобы изменить главы 1,2 и 9 Конституции необходимо принимать новую Конституцию (достаточно сложная процедура).
7.3 Прав больше (почти целая глава Конституции). Более того, частью прав (не политических) обладают и не граждане РФ (лица без гражданства, иностранные граждане).
7.4 Соблюдать законы.
Платить законно установленные налоги и сборы.
Беречь экологию.
Служба в армии (для мужской части населения).
|
Беседа сопровождается обсуждением отдельных вопросов правоприменения норм Конституции РФ, положений действующего законодательства РФ. Анализируются конкретные ситуации с позиций правовых норм и требований Конституции. Задачи и ситуации предлагаются как ведущим, так и учениками. Заключение: Итак, ребята, сегодня мы поговорили об основном документе нашего государства – Конституции РФ. Мы частично ознакомились с правами и свободами человека и гражданина, зафиксированными в Конституции РФ. Мы также выяснили, что изменить положения Конституции о правах и свободах не просто – для этого необходимо принять новую Конституцию.
|