Скачать 361.01 Kb.
|
Законодательное собрание Ульяновской области Значение представительных органов власти в жизни государства Методические рекомендации для учителей по проведению «Парламентского урока», посвященного дню Конституции Российской Федерации и 15-летию Законодательного Собрания Ульяновской области Ульяновск 2010 Вниманию организаторов проведения «Парламентского урока» В декабре 2010 года Законодательное Собрание Ульяновской области совместно с органами образования региона, студентами и преподавателями юридических факультетов ВУЗов Ульяновской области планирует провести в школах и учебных заведениях области уже ставший традиционным открытый «Парламентский урок», который станет важным этапом и событием в череде мероприятий, посвящённых дню Конституции РФ, и 15-летию областного парламента. «Парламентские уроки» должны пройти в каждом учебном заведении региона, в них примут участие депутаты Законодательного Собрания, советов муниципальных образований Ульяновской области, представители исполнительной власти. В 2010 году Парламентский урок посвящается такой важной теме, как «Значение представительных органов власти в жизни государства». Её особая актуальность заключается в том, что именно на основе заинтересованного сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности органов власти и управления, в том числе их представительной ветви, и самого населения возможно рациональное и эффективное решение всех имеющихся в области проблем, и соответственно улучшение на этой основе качества жизни людей. «Парламентский урок» рекомендуется проводить в форме классного занятия или проведения объединённого открытого урока для группы классов в актовом зале школы. Организаторам «Парламентского урока» необходимо заблаговременно ознакомиться с данными рекомендациями, пригласить к участию в уроке кого-то из депутатов или их помощников, подготовить помещение, оборудовав его символикой Российской Федерации и Ульяновской области, прибором для демонстрации школьникам видеофильма и видеопрезентации. Целесообразно также поручить школьным активистам подготовить заметки и фоторепортажи с этих уроков, пригласить для участия в «Парламентском уроке» представителей местной прессы. I. Методические рекомендации по проведению «Парламентского урока» по теме «Значение представительных органов власти в жизни государства» для старших школьников (9-11 классы) Цель Парламентского урока:
Задачи:
Средства обучения:
Примечание: Данные материалы в помощь учителям для проведения Парламентских уроков подготовлены, изданы Законодательным Собранием Ульяновской области и направлены в образовательные учреждения в текущем и в предыдущих годах. Участники: • Ученики 9-11 классов средних общеобразовательных школ области. • Учащиеся системы среднего профессионального образования области. Подготовка: 1. Целесообразно при оформлении класса или актового зала, где будет проходить Парламентский урок, использовать изображения государственной символики: гербов и (или) флагов России и Ульяновской области. (Просим обратить внимание, что при их одновременном размещении в соответствии с законодательством герб и флаг России должны располагаться слева, а справа – герб и флаг Ульяновской области.) 2. Подготовить к использованию мультимедийное оборудование для просмотра видеофильма, фотоснимков в электронном формате, карту Ульяновской области. 3. Накануне Парламентского урока получить в городском или районном отделе образования подготовленные Законодательным Собранием к Парламентскому уроку методические рекомендации, а также зайти в раздел «Парламентский урок» на официальном сайте Законодательного Собрания Ульяновской области (www.zsuo.ru), откуда можно получить дополнительную информацию к уроку. 4. Предложить школьникам ознакомиться накануне урока с сайтами Законодательного Собрания Ульяновской области (www.zsuo.ru), Государственной Думы (http://www.duma.gov.ru/), Совета Федерации (http://www.council.gov.ru/), Совета муниципальных образований Ульяновской области и предложить им найти там информацию о депутатах, основных направлениях деятельности законодательных (представительных) органов, принятых законах, важнейших проблемах, которые обсуждаются в парламентах страны и области. 5. Целесообразно провести Парламентский урок как совместное общественно значимое мероприятие для нескольких классов. 6. Парламентский урок может проводиться в двух вариантах:
Ход урока. Начало урока В классе (зале) звучит гимн Российской Федерации (все встают). Начинает Парламентский урок учитель. Необходимо начать разговор о предстоящем Дне Конституции, рассказать о значении представительных органов власти в государстве, осуществляемых ими функциях. Указать, что эти органы созданы и действуют как на федеральном, так и на региональном уровнях. Затем следует рассказать собравшимся о значимом событии в 2010 году - 15-летии Законодательного Собрания Ульяновской области и объявляет начало урока. Цель урока для учащихся формулируется как знакомство с областным парламентом, депутатским корпусом региона, формами взаимодействия между обществом и законодательной властью. Слово представляется присутствующему депутату. В классе (зале) звучит гимн Ульяновской области. В первой части урока учитель (используя мультимедийное оборудование, фото-, видео- и печатные материалы) напоминает учащимся: - что такое демократия (ст.3 Конституция РФ); - о конституционном праве граждан на участие в управлении делами государства(ст.32 Конституция РФ); - о создании (первых выборах) в декабре 1995 года Законодательного Собрания. Ульяновской области (в 2010 году ему исполняется 15 лет); - о современном парламентаризме, основных направлениях парламентской деятельности (встречи и отчёты депутатов перед избирателями, прием граждан и рассмотрение их обращений, использование смешанной избирательной системы при выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области); - о руководстве и депутатах Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва; - о важнейших событиях современного законотворческого процесса (назвать вместе с учащимися несколько важных законов Ульяновской области). Примерные вопросы для обсуждения: В прошлом году у нас уже был Парламентский урок, на котором мы многое узнали о деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области. Давайте вспомним: - Что такое парламент? (ответ) - Как вы думаете, почему парламент называют одновременно и законодательной, и представительной властью? (ответ) - Как вы это понимаете, в чем разница? (ответ) - Кого представляют депутаты? (ответ) - Как формируется Федеральное Собрание РФ, в т.ч. Государственная Дума и Совет Федерации, кого представляет Государственная Дума и Совет Федерации РФ? (ответ) - Как формируется Законодательное Собрание Ульяновской области? (по территориальным округам и по партийным спискам – так называемая смешанная система выборов). - Отличается ли порядок формирования Государственной Думы РФ и Законодательного Собрания Ульяновской области и в чем отличие? (ответ) - Кого из депутатов вы знаете? (ответ) - Какие важные законы Ульяновской области вы знаете? (ответ) Во второй части урока внимание учащихся следует сосредоточить на том, что именно через депутата избиратели имеют возможность влиять на работу парламента, на принятие и на содержание законов, преимущественно через него осуществляется взаимосвязь власти и избирателей. А каким способом происходит эта взаимосвязь?
- если избиратели ошиблись и выбрали «не того депутата», то они будут вынуждены сталкиваться с тем, что их интересы не всегда полностью учитываются и др. Потому очень важно (ответственно), кого мы выбираем. - Если депутаты проголосовали за «ошибочный» закон или его отдельные «неверные» положения, то после начала его выполнения общество неизбежно столкнется с какими-то новыми сложностями, которые будут негативно влиять на оценку деятельности депутатов и на следующих выборах они могут избрать других депутатов. - Если избирателей не устраивает работа конкретного депутата, то они могут ставить вопрос о его досрочном отзыве. Целесообразно предоставить слово депутату, который расскажет о депутатских делах и различных формах взаимосвязи с народом. Третью часть урока (при наличии времени и подготовленности учащихся) можно посвятить деловой игре «Парламент и общество» Правила игры: Класс делится на две группы в соотношении примерно 1 к 3. Меньшая группа будет «Парламентом», большая «Обществом». Представители от народа обращаются к депутату, депутатская группа выдвигает «проект закона», после чего проводятся «общественные слушания». Группа «Парламент» - каждый депутат должен высказаться по поводу проекта, но имеет право не раскрывать, как именно он будет голосовать по этому поводу. Затем высказываются несколько человек от группы «Общество». Далее, группы проводят тайное голосование – «Парламент» по принятию «проекта закона», «Общество» проводит 2 голосования по выражению доверия «Парламенту» и по отзыву своего проекта. Голосование проходит одновременно. Подведение итогов игры. Существует 4 варианта итогов. 1. Общая победа. (Достижение согласия) а. «Общество» отзывает свой проект закона, оказывает доверие «Парламенту», а «Парламент» поддерживает проект закона от «Парламента». б. «Общество» не отзывает свой проект закона, оказывает доверие «Парламенту», а «Парламент» поддерживает проект закона от «Общества». 2. Общее поражение. Ситуация, в которой «Парламент» не может уловить настроения «Общества» или «Общество» смещает работоспособный «Парламент». а. «Общество» отзывает свой проект закона, оказывает доверие «Парламенту», а «Парламент» голосует за проект группы «Общество». б. Общество отзывает свой проект закона, оказывает недоверие «Парламенту», а «Парламент» голосует за проект группы «Общество». в. «Общество» не отзывает свой проект закона, оказывает недоверие «Парламенту», а «Парламент» голосует за проект группы «Общество». г. Общество отзывает свой проект закона, оказывает недоверие «Парламенту», а «Парламент» голосует за проект группы «Парламент». 3. Победа «Парламента». «Общество» не отзывает свой проект закона, оказывает доверие «Парламенту», а «Парламент» голосует за проект группы «Парламент». 4. Победа «Общества» «Общество» не отзывает свой проект закона, оказывает недоверие «Парламенту», а «Парламент» голосует за проект группы «Парламент». Подведение итогов игры. Завершающий этап. Учитель предоставляет слово приглашенному депутату, который в течение 3-5 минут подводит итоги проблемно-поисковой работы групп. Заключение. Рефлексия. Учитель организует беседу на тему, что нового учащиеся узнали в ходе урока, расширилось ли их представление о деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области, о содержании работы депутатов. * * * Примечание: При необходимости учитель в ходе урока разъясняет учащимся некоторые важные для понимания темы понятия: «правило» - 1. Постановление (предписание), устанавливающее порядок чего-нибудь. «социальные нормы» - правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в жизни общества. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. В систему социальных норм входят нормы: правовые, моральные нормы, религиозные, корпоративные нормы, обычаи и традиции, ритуалы и обряды, а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п. «закон» - нормативный акт, принимаемый представительным органом (парламентом), который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Закон устанавливает обязательные для всех правила поведения, за неисполнение которых предусматривается наказание. «моральные нормы» - нравственные требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях: - о добре и зле; - о должном либо непозволительном. Соблюдение моральных норм обеспечивается обществом при поддержке государства. «гражданское общество» - совокупность субъектов общественной жизни (индивидов, их общностей, организаций), реализующих свои частные интересы и взаимосвязанных друг с другом в процессе экономической, социальной, политической и духовной деятельности. «молодежный парламент» - коллегиальный совещательный и консультативный орган при Законодательном Собрании по вопросам государственной молодежной политики. В Ульяновской области он был создан в 2006 г. Примечание: областная символика, информация и фотоматериалы о деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области имеются на DVD-диске, который подготовлен к Парламентским урокам и направлен в каждую школу в 2009 году. II. Методические рекомендации по проведению Парламентского урока для средних и младших школьников (5-8 классы) Цель Парламентского урока:
Задачи:
Средства обучения:
Примечание: Данные материалы в помощь учителям для проведения Парламентских уроков подготовлены, изданы Законодательным Собранием Ульяновской области и направлены в образовательные учреждения в текущем и в предыдущих годах. Участники: • Ученики 5-8 классов средних общеобразовательных школ области. Подготовка: 1. Целесообразно при оформлении класса или актового зала, где будет проходить «Парламентский урок», использовать изображения государственной символики: гербов и (или) флагов России и Ульяновской области. (Необходимо обратить внимание, что при их одновременном размещении в соответствии с законодательством герб и флаг России должны располагаться слева, а справа – герб и флаг Ульяновской области.) 2. Подготовить к использованию мультимедийное оборудование для просмотра видеофильма, фотоснимков в электронном формате, карту Ульяновской области. 3. Парламентский урок проводит учитель начальной школы или истории. Ход урока Начало урока - звучит гимн России. Начинает Парламентский урок учитель. Он рассказывает собравшимся о значимом событии – предстоящем в 2010 году 15-летии Законодательного Собрания Ульяновской области и объявляет начало урока. Цель урока для учащихся формулируется как знакомство с областным парламентом, депутатами, которые создают законы. Представляется присутствующий депутат. В классе (зале) звучит гимн Ульяновской области. Первая часть урока – получение общего представления об истории парламентаризма в России и Законодательном Собрании Ульяновской области, его роли в жизни общества. Учитель (используя мультимедийное оборудование, фото-, видео- и печатные материалы) обращает внимание учащихся на сплачивающее значение государственной символики при реализации политики государства (в том числе государственной символики регионов: гимна, герба и флага Ульяновской области, а также о том, что приняты они Законодательным Собранием Ульяновской области). Далее учитель предоставляет слово приглашённому депутату или сам кратко рассказывает (используя мультимедийное оборудование, фото-, видео- и печатные материалы): - что такое закон и законотворчество; - что такое вертикальное и горизонтальное разделение властей. - о руководстве и депутатском корпусе Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва. Вторую часть урока можно посвятить организации творческого путешествия школьников в «Страну законов» (по материалам книги «Мы живём в Российском государстве»), обсуждению вопросов, вызвавших общий интерес и т.д. Рекомендуется попросить ребят найти и правильно сформулировать ответы на следующие вопросы (возможно использовать групповой метод работы, устроить соревнование между группами в скорости и точности нахождения правильных ответов и их формулировок): Что такое демократия? (власть народа; общество, где уважаются права человека, и народ участвует в решении общих дел). Какие ветви власти есть в Российском государстве? (законодательная, исполнительная, судебная). Что такое «законодательная власть»? (ветвь власти в государстве, которая разрабатывает и принимает законы). Что означает слово «парламент»? (высший законодательный орган, в который входят депутаты). Кто такие депутаты? (представители от народа, которых выбрали в представительные органы государственной власти или местного самоуправления). Как называется парламент Ульяновской области? (Законодательное Собрание Ульяновской области). Сколько депутатов избрано в Законодательное Собрание? (30). Чем занимаются депутаты? (разрабатывают и принимают законы для Ульяновской области). Что такое закон? (документ, где записаны правила поведения, обязательные для всех граждан). Кто является председателем областного парламента? (Борис Иванович Зотов). Сколько комитетов в Законодательном Собрании? (четыре). Что такое местное самоуправление? (граждане сами решают местные проблемы в своём муниципальном образовании). Что означает слово «муниципальный»? (населённый пункт с правом самоуправления). Какие вопросы могут самостоятельно решать жители муниципальных образований? (организовать ремонт школ, детских садов, жилых домов, организовать перевозки жителей к месту работы или учёбы и т.д.). Как зовут депутата от вашего округа? Игра «Школьный парламент» Учитель предлагает ученикам сформулировать три новых школьных закона (три правила). Законы должны стимулировать школьников к активной общественной и учебной деятельности. Инициаторы законов должны рассказать о них. Всему классу раздаются листы для голосования. Выигрывают те проекты законов, которые наберут большее количество голосов. Заключение. Рефлексия. Учитель организует беседу на тему, что нового учащиеся узнали в ходе урока, расширилось ли их представление о роли законов в нашей жизни, о деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области. Примечание: областная символика, информация и фотоматериалы о деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области имеются на DVD-диске, который подготовлен к Парламентским урокам и направлен в каждую школу в 2009 году. Способы привлечения и удержания внимания школьников Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и не известную школьникам информацию, а также «выпуклые» формулировки с «оживляющим эффектом». Провокация. На короткое время вызовите у школьников реакцию несогласия с излагаемой информацией. Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы привлечь внимание аудитории к конкретной проблеме. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутому вопросу. Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий. Сопоставление всех «за» и «против». Ознакомьте школьников со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, события, концепции и т.д. После сопоставления всех аргументов изложите свою позицию. Для придания ей авторитета используйте слова: «Однако на самом деле...». Делегирование возможностей принимать решения. За счёт постановки соответствующих вопросов вовлекайте школьников в процесс обсуждения. Добивайтесь того, чтобы они высказывали свою точку зрения. Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический и исторический), а также авторитет науки. Сопереживание. Увлеченно описывайте события, заставляя слушателей сопереживать себе. Внесение элемента неформальности. Поведайте аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках ошибках и их последствиях и покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в вашу пользу. Драматизация. Увлекательно, сознательно драматизируя, описывайте анализируемые события, чтобы школьники могли отождествить себя с действующими лицами и жизненной ситуацией. Прямое включение. Откажитесь от растянутого вступления, начинайте с самого главного. Смысловые и эмоциональные акценты. Одна и та же фраза в зависимости от ударений передаcт совершенно разный настрой, отразит различные ситуации, побудит к соответствующим действиям. Приложения Перечень дополнительной литературы для проведения «Парламентского урока» в старших классах Конституция РФ. 1993 г. В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова, Е.С. Королькова: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе - Новый учебник, 2004. В.А. Родионов, Е.А. Лангуева: Развитие навыков делового общения - Академия Развития, 2007. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 класс - Глобус, 2008. Государственные символы России: Герб; Флаг; Гимн: Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России (сост. Шепелева Т.В.) - 2004. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы - Просвещение, 2007. История и обществознание. 9-11 классы. Технологии гражданского образования. Социальное проектирование. Интерактивные игры - Учитель, 2009. Мухаев Р.Т., Земцов А.В. Политология (конспект лекций в схемах). – М.: «Приор-издат», 2003. Никитин А.Ф.: Методические рекомендации к учебнику Правоведение: 10-11 классы: Пособие для учителя - 2004. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Том I. – С.-Петербург, 2000. Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. – М.: ГИЦ «Владос», 1999. Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Компьютерный курс «Введение в политологию» (учебно-методический комплекс). – Казань, Казанский государственный университет – Москва, НФПК, 2002-2004 гг. Сайт Законодательного собрания Ульяновской области: http://www.zsuo.region73.ru/ Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М.: Изд. дом «Дашков и Ко», 2002. Школьный словарь по обществоведению. – М.: Просвещение, 2001. Справочный материал Законодательное Собрание Ульяновской области – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти в нашем регионе. Впервые оно было избрано в декабре 1995 года, а с марта 2008 года работает уже четвёртый состав депутатов областного парламента. После выборов 2008 г. Законодательное Собрание Ульяновской области исполняет свои обязанности в составе 30 депутатов. Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва, депутат от Чердаклинского избирательного округа №6 – Зотов Борис Иванович. Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва, депутат по списку политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - Майер Александр Александрович. Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва, депутат от Засвияжского одномандатного избирательного округа №14, член партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - Дмитриева Тамара Александровна. Депутаты Законодательного Собрания четвёртого созыва объединены во фракции: - Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (руководитель – Майер Александр Александрович), - Фракция КПРФ (руководитель – Кругликов Александр Леонидович), - Фракция ЛДПР (руководитель – Маринин Сергей Владимирович), - Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (руководитель – Доронин Николай Петрович). Основная роль в законотворческой деятельности принадлежит комитетам Законодательного Собрания. В составе областного парламента четвёртого созыва созданы следующие комитеты: - Комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу (председатель комитета – Селивёрстов Игорь Викторович). Комитет занимается:
Комитет по бюджету, налогам и предпринимательству (председатель комитета – Балакишиева Алсу Харисовна). Комитет занимается: 1) формированием и исполнением областного бюджета Ульяновской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования населения Ульяновской области, внесением в них изменений и контролем за их исполнением; 2) бюджетным устройством Ульяновской области, реформированием региональных финансов; 3) законодательством Ульяновской области о налогах и сборах, в том числе по вопросам введения региональных налогов, установления ставок региональных налогов, порядка и сроков их уплаты, а также предоставления льгот по их уплате; 4) управлением и распоряжением объектами, находящимися в собственности Ульяновской области, в том числе их приватизацией, а также формированием и реализацией государственной политики в сфере имущественных отношений; 5) развитием на территории Ульяновской области предпринимательской деятельности, в том числе поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Комитет по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи (председатель комитета – Тихонов Игорь Викторович). Комитет занимается: 1) образованием, здравоохранением, культурой, физической культурой и спортом, туризмом; 2) заработной платой и охраной труда, занятостью населения, уровнем жизни населения; 3) социальной защитой и социальным обеспечением; 4) охраной семьи, материнства, отцовства и детства, демографической и молодёжной политикой; 5) сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 6) взаимодействием со средствами массовой информации; 7) Уставом Ульяновской области и поправками к нему; 8) организацией и деятельностью органов государственной власти Ульяновской области, статусом лиц, замещающих государственные должности Ульяновской области, должности государственной гражданской службы Ульяновской области; 9) содействием развитию местного самоуправления, статусом лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы; 10) выборами и референдумами в Ульяновской области; 11) отдельными аспектами деятельности мировых судей Ульяновской области; органов судейского сообщества, адвокатуры, нотариата в Ульяновской области; 12) милицией общественной безопасности, защитой населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечением пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 13) законодательством Ульяновской области об административных правонарушениях и административно-территориальном устройстве Ульяновской области; 14) развитием гражданского общества и национальных отношений на территории Ульяновской области. Комитет по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии (председатель комитета – Голубков Анатолий Иванович). Комитет занимается: 1) развитием сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности; ветеринарией, социальным развитием села и развитием потребительской кооперации; 2) природными ресурсами, лесным хозяйством, недропользованием и использованием водных объектов, объектов растительного и животного мира; 3) земельными отношениями; 4) охраной окружающей среды, экологической безопасностью, экологическим образованием и воспитанием. * * * В составе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Законодательное Собрание Ульяновской области имеет своего представителя. В соответствии с ранее действовавшим порядком формирования Совета Федерации его членом с 1996 г. по октябрь 2001 г. по должности являлся Председатель Законодательного Собрания Сергей Николаевич Рябухин. С 29 октября 2001 г. по 31 августа 2008 года представителем Законодательного Собрания Ульяновской области в Совете Федерации был Валерий Александрович Сычев. Третьим по счёту представителем Законодательного Собрания Ульяновской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является Сергей Викторович Бажанов. * * * Некоторые базовые (основные) законы Ульяновской области, действующие по состоянию на 1 сентября 2010 года (без законов, вносящих в них изменения)
|