Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан)





Скачать 352.35 Kb.
НазваниеНормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан)
страница1/3
Дата публикации29.06.2013
Размер352.35 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ЗАРИПОВА Светлана Равилевна

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Специальность 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Казань 2012

Работа выполнена на кафедре конституционного права и прав человека ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Султанов Евгений Батырович


Официальные оппоненты:


доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации

Филлипов Николай Кондратьевич


Ведущая организация:


кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела по организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан

Хабибуллин Алмаз Рашитович
ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»


Защита состоится 24 мая 2012 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.081.26 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, ауд. 335
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета http://www.ksu.ru.

Автореферат разослан: « » апреля 2012 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент Г.Р.Хабибуллина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Практика деятельности органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации свидетельствует о значительном росте взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Реальное положение дел давно отвергло идею о полной самостоятельности местного самоуправления. Увеличение присутствия государства в делах местного самоуправления в основном идет по пути усиления централизации, увеличения субординационных отношений. Особенно наглядно это происходит за счет увеличения числа отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.

На уровне политического руководства страны, в теории и практике организации местного самоуправления все больше осознается необходимость поиска других, более эффективных направлений развития отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

По мнению многих ученых и практиков, наиболее эффективным направлением является расширение отношений взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Широкое использование форм и методов взаимодействия в различных областях обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований сдерживается отсутствием необходимого нормативного правового регулирования.

Возможность такого регулирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации базируется на положениях Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о местном самоуправлении.
Субъекты Российской Федерации обладают огромным, пока ещё не реализованным, нормотворческим потенциалом по нормативному правовому регулированию взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Всё это определяет необходимость изучения состояния и перспектив развития нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, обусловливает актуальность и практическую значимость темы диссертационного исследования,

Степень научной разработанности исследования. Вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления привлекали внимание многих учёных — философов, юристов, политологов, экономистов, социологов и др.

Проблема взаимодействия государства и местного самоуправления рассматривалась ещё в работах В. М. Гессена, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И.Лазаревского, А.Г. Михайловского, М.И. Свешникова, Б.Н.Чичерина и других.

В современный период научные исследования в области правового регулирования отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления нашли своё выражение в работах: С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, Л.Ф. Болтенковой, И.В. Выдрина, Ю.А.
Дмитриева, Н.А. Емельянова, В.Г. Игнатова, В.А. Лебедева, Н.А. Игнатюк,
Е.М. Ковешникова, Т.А. Козловой, А.М. Кононова, И.О. Кулиева, О.Е.
Кутафина, Е.А. Незнамовой, Е.А. Переверзева, С.Г. Пилипенко, Н.В.
Постового, А.С. Прудникова, В.В. Пылина, С.Г. Соловьёва, В.В. Таболина,
Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, А.И.Черкасова, В.Е. Чиркина, К.Ф.
Шеремета, Е.Н. Щендригина.

Различные стороны теории и организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматривались в трудах: О.В. Берг, В.Н. Бутылина, В.И. Васильева, Е.В. Гриценко, Л.Ю. Грудцыной, М.В. Доцкевича, А.А. Замотаева, А.П. Коренева, В.В. Лазарева, Б.М. Лазарева, Л.Е. Лаптевой, В.А. Лебедева, Э.В. Тадевосяна, Т.Я. Хабриевой, Е.С. Шугриной и др.

Специальными исследованиями в области взаимодействия являются диссертационные исследования Н.А. Игнатюк, Н.Э. Соломки, Е.Е. Жеребцова, М.Ю. Середы.

Признавая вклад этих и других ученых в исследование проблематики взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления следует отметить, что вопросы нормативного правового регулирования такого взаимодействия на уровне субъектов Российской Федерации еще не были предметом специального комплексного исследования. Отсутствие научных исследований негативно сказывается на процессе создания в субъектах РФ полноценной правовой базы эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу создания, изменения и реализации нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые содержат нормы, регулирующие взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предмет диссертационного исследования. Предметом диссертационного исследования являются нормы регулирующие взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также закономерности, особенности и проблемы нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования. На основе выявленных закономерностей, разработать концепцию нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Поставленная цель определяет основные задачи диссертационного исследования:

— рассмотреть соотношение понятий «взаимоотношение» и «взаимодействие» органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— определить основные сферы, области и направления взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— проанализировать нормативное правовое регулирование форм и методов взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— выявить общие закономерности и тенденции конституционного (уставного), законодательного, подзаконного, муниципального нормативно-правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— проанализировать особенности и проблемы регионального нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности общества и государства;

— сформулировать концепцию и на её основе дать предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Теоретическая основа и методы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы ученых по конституционному праву и муниципальному праву, теории государства и права, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы.

Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использованы методы познания, разработанные наукой и апробированные практикой. В ходе проведения исследования использовались диалектический, системный, сравнительно-исторический, формально-юридический и другие методы исследования. Основополагающим и интегрирующим методом данной работы выступает сравнительно-правовой метод, позволяющий наиболее полно раскрыть формы и механизм взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления.

Исследование строилось на основе обобщения и критического анализа работ отечественных и зарубежных авторов, нормативной базы исследования.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, конституции (уставы), законодательство и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Научная новизна исследования. Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является базой решения многих вопросов экономического, социального и политического развития субъектов Российской Федерации, однако до настоящего времени в юридической науке эта тема не была предметом специального комплексного исследования.

В этой связи научная новизна исследования выражается в следующем:

- сформулирована концепция нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- определены правовая природа, сущность, направления, формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- выявлены закономерности, особенности, общие проблемы и тенденции развития конституционного (уставного), законодательного, подзаконного и муниципального нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- сформулированы предложения по совершенствованию законодательного регулирования взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в экономической сфере, социальной сфере и в сфере безопасности.

Положения выносимые на защиту:

1. Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации носит отрывочный, эклектичный и противоречивый характер.

Нет ни одного субъекта Российской Федерации, где нормативное правовое регулирование взаимодействия носило бы системный, полный и достаточно детальный характер.

Всё это свидетельствует об отсутствии научной концепции нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. В нормативных правовых актах большинства субъектов Российской Федерации не проводится различий между взаимодействием и взаимоотношениями (воздействием) органов государственной власти на органы местного самоуправления.

Наиболее показательным в этом смысле является отнесение в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации отношений контроля или наделения отдельными государственными полномочиями к видам (направлениям, формам) взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В этой связи следует отметить, что в большинстве научных исследований в области взаимодействия также не проводится разграничения между взаимодействием и взаимоотношением (воздействием) органов государственной власти на органы местного самоуправления.

3. Исходя из конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, часто делается неправильный вывод о том, что любое отношение между органами государственной власти и органами местного самоуправления является взаимодействием.

С нашей точки зрения, конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления, распространяется только на те законодательные пределы, в рамках которых органы местного самоуправления самостоятельно решают, отнесенные к их компетенции, вопросы местного значения.

Поэтому, большинство других взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления носит субординационный (соподчиненный, вертикально властный) неравноправный характер.

Например, наделение отдельными государственными полномочиями носит явно односторонний властный характер.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления – это другая, значительно меньшая часть их возможных отношений (взаимоотношений).

4. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления – это отношения равноправных, но разностатусных субъектов.

С юридической точки зрения взаимодействие может быть обязательным, императивно предусмотренным в законе или другом нормативном правовом акте, или добровольным, основанным на свободном волеизъявлении субъектов взаимодействия.

Юридическим основанием для добровольного взаимодействия чаще всего выступают договоры и соглашения.

Добровольное взаимодействие также возможно на основе разрешающих или стимулирующих норм законов и других нормативных правовых актов. Однако добровольное взаимодействие на основе закона принципиально отличается от юридической обязанности взаимодействовать, если она прямо установлена законом.

Взаимодействие почти всегда предполагает единую цель, а результат достигается путем согласованных действий.

Императивная обязанность взаимодействовать, установленная в законе, предполагает невозможность изменения цели и порядка взаимодействия для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При добровольном взаимодействии, даже на основе норм закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно определяют цель и порядок своего взаимодействия.

5. Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, по мнению автора, концептуально должно основываться на следующих положениях.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, кроме (а лучше – вместо) воспроизведения положений Конституции РФ, должны содержать принципиальную обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействовать с органами местного самоуправления в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности городских и сельских поселений.

Закон субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении на основе выделения взаимодействия из общей группы взаимоотношений, должен системно и полно закрепить основные сферы, области, направления, формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Отраслевое законодательство и подзаконные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации должны содержать положения об обязательном или добровольном взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при решении конкретных вопросов обеспечения жизнедеятельности поселений и иных муниципальных образований.

Законы субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обязательно должны содержать положения о взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Подзаконные нормативные правовые акты и муниципальные нормативные правовые акты должны закрепить административные и муниципальные регламенты обязательного и (или) добровольного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Проведенный анализ законодательного регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в экономической, социальной сферах и сфере безопасности, позволяет сделать вывод, что, в настоящее время, наиболее эффективной формой нормативного правового регулирования взаимодействия, являются программы развития субъектов Российской Федерации по конкретным направлениям.

7. В современном нормативном правовом регулировании субъектов Российской Федерации, по мнению автора, следует признать негативной тенденцию усиления централизации и увеличения доли субординационных отношений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Это выражается, в том числе, путем исключения органов местного самоуправления из решения ряда важных вопросов жизнедеятельности поселений и иных муниципальных образований. В качестве примера можно привести сокращение участия органов местного самоуправления в обеспечении экологической безопасности.

Усиление централизации можно проследить на примере тех же программ развития субъектов Российской Федерации, которые почти всегда содержат прямые финансовые и организационные обязанности для органов местного самоуправления.

Преодоление этой негативной тенденции возможно путем системного, полного и детального нормативного правового регулирования всех сторон взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положении и выводов, сделанных в диссертации, в дальнейшей научной разработке проблем правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Ряд выводов данного исследования направлен на совершенствование действующего конституционного и отраслевого законодательства, их целью является определение направлений приведения российских правовых актов в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, может способствовать совершенствованию существующих и разработке дополнительных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Сформулированные в диссертационном исследовании положения могут быть использованы в учебном процессе, учебниках и пособиях, во время проведения лекционных и семинарских занятий по конституционному праву России, конституционному праву зарубежных стран, муниципальному праву, административному праву.

Обоснованность и достоверность полученных результатов подкреплена использованием в исследовании обширной информационной базы, в том числе теоретических положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых, анализом источников, исторических материалов, законодательных актов.

Автором изучены работы по конституционному праву, муниципальному, праву общей теории права, иным отраслевым юридическим наукам, использованы современные достижения общеправовых и отраслевых юридических наук в исследуемой области. В процессе работы над диссертацией были также изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, имеющие непосредственное отношение к теме исследования, в том числе Конституция Российской Федерации, Указы Президента РФ, акты исполнительных, законодательных и судебных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре конституционного права и прав человека Казанского государственного университета.

Основные положения диссертации докладывались автором на научно-практических конференциях и теоретических семинарах.

Основные идеи, а также теоретические и практические положения, изложенные автором в настоящем диссертационном исследовании, нашли отражение в 9 научных работах, общим объёмом 6,7 п. л. и представляют
практический интерес для государственных и муниципальных служащих, научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы и актуальность решаемой научной проблемы, определяется степень её научной разработанности, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методологические основы исследования, научная новизна и основные положения, выносимые на защиту, приводится информация о практической значимости работы и результатах апробации результатов исследования.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconПамятка гражданину
Противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconАнтикоррупционная работа в муниципальном образовании Чукотский муниципальный район
Противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconПравительство российской федерации
Ции при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, важнейшей...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconПоложение об Управлении государственной гражданской службы Республики...
Республики Коми, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, координирующим деятельность...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconОсетия Алания 1 3 сентября 2004 года Москва 2006
Действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления республики...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconОсетия Алания 1 3 сентября 2004 года Москва 2006
Действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления республики...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconДоклад к семинару-совещанию с главами городских и сельских поселений
Российской Федерации регламентирована Конституцией рф, Бюджетным кодексом рф, иными законодательными актами федерального уровня,...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) icon2 Учебный план
Финансовые основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) icon2012 содержание
«О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», нормативных правовых актов Президента Российской...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconДеятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по
Настоящие Правила внутреннего контроля (далее Правила) разработаны с учетом требований законодательства Российской Федерации в области...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconПримерный перечень тем рефератов по курсу «Жилищное право»
Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления гражданам в осуществлении права на жилище
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconУтверждаю согласовано
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconКонцепция противодействия терроризму в Российской Федера- ции 4-22
Атк в субъектах Российской Федерации. На них возложены функции координации деятельности территориальных органов исполнительной власти...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconСправочник судов общей юрисдикции. Информация о системе судебного...
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconОсновные направления развития архивного дела в Республике Татарстан на 2013 год
Планирование и организация работы Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан осуществляется на основе...
Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте российской федерации (на примере республики татарстан) iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск