Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 290.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.11.2013
Размер290.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
План-конспект урока.
Дисциплина: Русский язык.

Продолжительность: 120 минут.

Группа: 1О1.

Дата: 21 декабря 2011 г.

Специальность: Экология и охрана окружающей среды.

Тема урока: Чередующиеся гласные в корнях слов.

Тип урока: Изучение и усвоение нового материала.

Вид учебного занятия: Урок.

Цели урока:

Дидактическая цель: Усвоить правила правописания и лексическое значение слов с непроверяемыми гласными в корнях слов.

Задачи:

  1. Научить различать правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов.

  2. Научить группировать корни с чередующими гласными и определять чередование звуков «и», «е», «а», «о».

  3. Провести проверку усвоения изученного материала.

Развивающая цель:

Развивать познавательное мышление и коммуникативные навыки.

Задачи:

  1. Учить анализировать, выделять главное, делать самостоятельные выводы.

  2. Развивать речь при выступлении и обсуждении.

  3. Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная цель:

Воспитывать личностные качества и повышать творческий потенциал студентов.

Задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность и активность при выполнении тестовых материалов.

  2. Воспитывать ответственность за своевременное и правильное выполнение самостоятельных заданий

  3. Активизировать процесс самопознания.

  4. Воспитывать коммуникативные компетенции.

Методы обучения:

Информационно-развивающий - объяснение, самостоятельная работа с учебными пособиями, практические упражнения с тестами.

Репродуктивные методы – закрепление, повторение, обобщение, систематизация ранее изученного материала.

Интерактивные методы направлены для положительных эмоций получений знаний по русскому языку.

Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, лекция и др. с использованием Т.С.О. и наглядных пособий.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная.

Методы контроля:

Устный опрос, письменная проверка.

Внутрипредметные связи:

Фонетика, лексика, правописание гласных в корнях слов.

Межпредметные связи:

Литература, русский язык и культура речи.

Студент должен знать:

Правила правописания гласных в корнях слов.

Студент должен уметь:

Грамотно излагать свои мысли; применять теоретические знания правил на письме; уметь самостоятельно работать с тестами и объяснять правила написания безударных и чередующихся гласных в корнях слов; уметь проводить исследовательскую работу по данной теме в текстовых материалах художественной литературы.

Средства обучения:

  1. Учебно-наглядные пособия – изобразительные, презентация.

  2. Вербальные средства – учебно-методическая литература:

Основная:

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко П.Н. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М. Просвещение. 2006г.

Дополнительная:

Методическое пособие. Почему мы говорим да интерактивным методам? Брошюра ЧРИО 2008г.

Сухотинская А.В. Репетитор Русская орфография и пунктуация. М. Высшая школа.2001г.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Часть 1. Домашний репетитор. Издание 7. Айрис Пресс. 1998г.

Ткаченко Н.Г., Баранов М.Г., Костякова Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Издание шестое. М. Просвещение. 2001г.

Раздаточный дидактический материал для самостоятельной работы.

  1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Место проведения:

Учебный кабинет № 412.
Ход урока.


Содержание и структура урока

Время (мин.)

Действия преподавателя

Действия студентов

Методы

обучения

Формы обучения

Формируемые компоненты коммуникативной компетенции

1. Организационный момент.

1-2

Приветствует студентов, проверяет присутствующих, готовность к уроку.

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих.










2. Изучение нового материала.

2.1. Целевая установка.

Мотивация.

1-2

Сообщает тему урока, ставит цели и задачи, отмечает значимость изучаемого материала, представляет на экране план проведения урока, настраивает студентов на восприятие и творческую деятельность.

Слушают, осознают цель и план предстоящей деятельности, записывают новую тему.

Информационно-развивающий..

Фронтальная.

Способность слушать, осмысливать.

3.Актуализация теоретических знаний и умений из раздела фонетики и лексики.

Как вы понимаете термин лексикология?

Дайте определение словарного состава слова.

3.1.Краткое обобщение.

Знание фонетики и лексикологии дает возможность правильно разбирать слово по составу, уметь находить однокоренные слова, правильно ставить ударение.

2-3


1-2



Организует студентов на восприятие материала и последующие ответы на вопросы. Проводит устный опрос у доски и с места.
Управляет познавательной деятельностью студентов, с помощью цепочкой вопросов подводит их к самостоятельному выводу.

Проводит беседу о значении знаний лексикологии и фонетики, уточняет ответы студентов, помогает грамотно их сформулировать.

Отвечают на вопросы преподавателя у доски, с места дополняют ответы, обобщают, делают выводы.


Отвечают на вопросы преподавателя, обобщают, делают выводы.


Информационный, репродуктивный.

Репродуктивный.


Фронтальная беседа.

Способность: выстроить план ответов, выступать перед аудиторией, слушать, отвечать на вопросы.

Способность грамотно излагать свои мысли.



3.2..Актуализация теоретических знаний по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Выполнение тестовых заданий.

3.3.Проверка самостоятельной работы.

Краткое обобщение преподавателя о правописании безударных гласных в корне слова.

3.4.Краткое обобщение по актуализации ранее изученного материала.

Знание фонетики и лексикологии дает возможность правильно разбирать слово по составу, находить однокоренные слова и и ставить ударения, а это значит _ писать грамотно, особенно при правописании корней с безударными гласными.

Чередующиеся гласные в корне слова нельзя проверить методом подбора однокоренных слов или форм слова, где гласная стояла бы под ударением. Переходим к изучению новой темы.

4.Изучение и усвоение нового материала.

Сообщение темы: «Чередующиеся гласные в корнях слов».

4.1.1.Восприятие и осмысление нового материала.

Изучаемый раздел темы - правописание чередующихся гласных в корне слова – «и», «е».

4.1.2. Выполнение тестовых заданий по правописанию чередующихся гласных: -и-,-е- в корнях слов.
4.1.3.Проверка самостоятельной работы.
4.1.4.Краткое обобщение: в корнях: -бер-бир-, -мер-мир-, дер-дир-, -пер-пир-, сче-счие-, -стел-стил-, -жег-жиг-правописание «и» в корне зависит от наличия суффикса. Исключение: чета, сочетать, сочетание.

4.1.5. Правописание «а» и «о» в корнях: -гар-гор-, -зар-зор-,-клан-клон-, -твар-твор-.

4.1.6. Самостоятельная работа с тестами.

4.1.7. Проверка самостоятельной работы и обобщение по данному разделу.

4.1.8.Правописание гласных «а» и «о» в корнях – кас-, -кос-, лаг-лож-, -скак-скоч-, -раст-рос-.

4.1.9. Самостоятельная работа студентов.
4.2.1.Проверка самостоятельной работы.

Вывод преподавателя по разделу правописания «а» и «о» в корнях: - кас-, кос -лаг-лож-, -скак-скоч-,-раст-рост-.

4.2.2. Правописание «а», «о» в корнях: -мак-мок-, -равн-ровн-, -плав-плов-.

4.2.3. Самостоятельная работа студентов.

4.2.4. Проверка самостоятельной работы.

4.2.5. Краткое обобщение преподавателя по данному разделу: вкорнях: -мак-мок-, -равн-ровн-, -плав-плов- написание «а» и «о» зависит от смыслового значения слова.

Мы с вами изучили тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов».

Правильное написание этих гласных требуют знание определенных правил.

4.2.6. Физ. минутка.
5. Закрепление материала.

5.1.1. Проверка усвоения изученного материала.

Вывод преподавателя и обобщение.

6. Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

7. Подведение итогов урока.

Заключительное слово преподавателя.

Выводы, обобщение.

Вопросы студентам:

Какая цель была поставлена на уроке? Справились ли мы с ней? Что нового вы узнали о правописание чередующихся гласных в корнях слов?

Анализ работы студентов на уроке.



3-4

2-3

1-2

1-2

58-59

4-5

1-2


1-2

1-2

3-4

2-3

1-2

4-5

2-3
2-3

4-5


2-3

4-5

2-3


7-8


4-2

1-2
1-2


Проводит устный и тестовый контроль знаний, организует самостоятельную работу с раздаточным материалом.

Инструктирует правильность выполнения работы.
Контролирует выполнение

самостоятельной работы.


Организует проверку тестового задания у доски и с места.

Проводит краткое обобщение по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Организует студентов на восприятие нового материала, представляет на экране тему урока.

Объясняет у доски новый материал, применяет средства обучения, требует оформление записей в тетрадях.

Организует выполнение самостоятельной работы студентов и контролирует ход ее выполнения.
Проверяет правильность тестовых заданий, комментирует ответы студентов, делает выводы.
Организует беседу со студентами, управляет познавательной деятельностью студентов, цепочкой вопросов подводит их к самостоятельному выводу.

Объясняет следующий раздел нового материала, применяет средства обучения.

Организует выполнение самостоятельной работы студентов и контролирует ход ее выполнения.

Представляет на экране текст с ответами на задание.

Объясняет следующий раздел нового материала, применяет средства обучения, концентрирует внимание студентов.

Организует выполнение самостоятельной работы студентов.

Представляет на экране тест с ответами, обобщает, делает выводы.

Объясняет следующий раздел темы, используя средства обучения, концентрирует внимание студентов.

Организует выполнение самостоятельной работы и контролирует ход ее выполнения.


Проводит закрепление и обобщение по данному разделу.

Организует физ. минутку, показывает упражнения и выполняет вместе с ними.
Организует выполнение самостоятельных работ студентов по тестам по теме: «Чередующиеся гласные в корнях слов».


Представляет на экране тест с ответами.

Организует проверку знаний по тестам, комментирует результаты, обобщает, делает выводы.
Выдает домашнее задание и разъясняет его выполнение.

Организует обсуждение итогов урока, его результативность, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы преподавателя, выполняют письменно задания по тестам по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Работают самостоятельно в тетрадях, выполняя тестовые задания.

Проверка тестового задания

устно, обсуждение, выводы.

Слушают и осмысливают информацию.

Слушают и осмысливают.

Знакомятся с новой темой, работают в тетрадях, отвечают на вопросы преподавателя, делают выводы.


Выполняют письменно тестовые задания.


Проверяют устно тестовые задания, называют правила правописания, отвечают на вопросы, делают выводы.
Слушают, осмысливают, уточняют, делают выводы.


Слушают, осмысливают, конспектируют следующий раздел нового материала.

Выполняют самостоятельную работу по тестам.

Осуществляют проверку тестового задания, отвечают на вопросы, делают выводы.


Слушают, осмысливают, конспектируют новый материал.

Выполняют самостоятельную работу по тестам.


Самостоятельно осуществляют проверку (ответы на экране), отвечают на вопросы, делают выводы.

Слушают, осмысливают, конспектируют объяснение преподавателя.


Выполняют самостоятельную работу по тестам.
Слушают, осмысливают, делают выводы.

Выполняют физические упражнения.


Выполняют самостоятельно работу по тестам.

Осуществляют взаимопроверку выполнения работ по тестам. Отвечают на вопросы, обсуждают результаты работы.

Слушают, записывают в тетрадь и осмысливают.

Рефлексия, выводы, аргументация.

Информационный, репродуктивный.

Индивидуальный устный опрос.

Информационный.

Наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Информационный, частично-поисковый.

Репродуктивный.


Репродуктивный.


Проблемно-обобщающий.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.
Самоконтроль.

Репродуктивный.
Самостоятельная работа студентов.

Самоконтроль.


Информационно-развивающий.

Групповая, индивидуальная.

Репродуктивный.

Самостоятельная работа студентов.

Взаимоконтроль.

Интерактивные.

Интерактивные.


Групповая, индивидуальная.


Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.
Объяснительно-иллюстративный.

Фронтальная.


Фронтальная.


Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.
Фронтальная.

Фронтальная.
Фронтальная.


Фронтальная.


Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.


Фронтальная.

Фронтальная.


Самостоятельность мышления, инициативность, коммуникабельность.

Ответственность, самостоятельность.

Логическое мышление, умение делать выводы.

Способность слушать, выделять главное.

Зрительное и слуховое восприятие знаний.

Способность осмысливать и применять правила на письме.
Способность осмысливать, применять правила на письме.
Способность развивать речь.

Дисциплинированность.
Ответственность, концентрация внимания, собранность.

Самостоятельность.
Концентрация внимания, дисциплинированность.


Способность мышления.


Самостоятельность, ответственность, развитие речи.

Концентрация внимания.

Самостоятельность мышления.

Концентрация внимания.

Способность отдохнуть и восстановить силы.

Ответственность, дисциплинированность.

Ответственность, честность.

Концентрация внимания, собранность.

Ход урока.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Преподаватель: Сегодня у нас урок русского языка. Мы с вами продолжим изучение темы: «Правописание корней» - эта тема относится к трудным случаям правописания в русской орфографии.

Познакомьтесь с целями и задачами урока.
Цели урока:

Дидактическая цель: Усвоить правила правописания и лексическое значение слов с непроверяемыми гласными в корнях слов.

Задачи:

  1. Научить различать правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов.

  2. Научить группировать корни с чередующимися гласными и определять чередование звуков «и», «е», «а», «о».

  3. Провести проверку усвоения изученного материала.


Развивающая цель:

Формировать навыки познавательного мышления, развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

1. Учить анализировать, выделять главное, делать самостоятельные выводы.

2. Развивать речь при выступлении и обсуждении.

3. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная цель:

Воспитывать личностные качества и повышать творческий потенциал студентов.

Задачи:

    1. Воспитывать самостоятельность и активность при выполнении тестовых материалов.

    2. Воспитывать ответственность за своевременное и правильное выполнение самостоятельных заданий

    3. Активизировать процесс самопознания.

    4. Формировать коммуникативные компетенции.

Вы должны знать:

Правила правописания гласных в корнях слов.

Вы должны уметь:

Грамотно излагать свои мысли; применять теоретические знания правил на письме; уметь самостоятельно работать с тестами и объяснять правила написания безударных и чередующихся гласных в корнях слов; уметь проводить исследовательскую работу по данной теме в текстовых материалах художественной литературы.

Мы уже изучили ряд разделов этой темы – это: «Правописание непроизносимых согласных в корне слов» и «Правописание безударных гласных в корнях слов».

Сегодня мы будем изучать «Чередование гласных в корнях слов», запишите, пожалуйста, название темы.

Прежде, чем перейти к изучению новой темы, нам надо вспомнить некоторые правила из области лексики и лексикологии.

Итак, значимой основной единицей языка является слово.

Совокупность всех слов языка составляет лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав слова, называется лексикологией.

Подробнее, на примерах, нам расскажет студент.

Студент:

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень и суффикс.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание – трава, а в неизменяемых только основа (около, завтра, по-зимнему, кашне).

Основа – это часть измененного слова без окончания, море – моря – морю. В основе слова заключается его лексическое значение.

Преподаватель: Как вы понимаете термин «лексическое значение»?

Студент:

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, действий, признаков предметов, качества.

То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Например, есть предмет «мост» и есть слово мост, обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова мост следующее: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».

Преподаватель:

Дайте определения словарного состава слова.

Студент:

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи в словосочетании и предложении.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный – подводный, водяной, водник, водянистый – все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к воде, так как в них входит корень вод.

Слова с одним и тем же корнем называются однородными.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится и обычно служит для образования слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов, например: сотрудник, одаренный, мировоззрение.

Преподаватель:

Хорошо, садись.

Итак, чтобы не допустить орфографических ошибок, надо знать правила из области лексикологии, если вы правильно разберете слово по составу, определите корень, значит, сможете подобрать однородное слово, а это необходимо для того, чтобы не ошибиться в правописании безударных гласных в корне слова (кроме корней с чередующими гласными).

Итак, переходим к повторению «Правописание безударных гласных в корне слова»

К доске пойдет отвечать студент…

Студент:

Чтобы не ошибиться в написании безударного гласного в корне (кроме корней с чередующими гласными), слово надо подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стояла под ударением. Например: Сожалеть – жалость, орошение – росы, испарение – пар, объединение – единство.

Преподаватель:

Хорошо, а сейчас выполним тестовое задание. Перепишите столбиком, вставляя пропущенные буквы, выделите корни, подберите проверочные слова, расставьте ударения, (студент работает у доски, все остальные на местах в тетрадях).

Честолюбие – честь

Зарождение – род

Заставлять – заставить

Утешение – утешить

Посвящение – свято

Уплотнить – плотно

Уделить – удел

Примириться – мир

Представлять – представить

Сплотиться – плотно

Разочароваться – чары

Роскошный – роскошь

Замечать – заметить

Наслаждение – сладок

Просвещение – свет

Преподаватель:

Проверьте, все ли правильно выполнили это задание.

Итак, сделаем вывод:

Студент: безударные гласные проверяются подбором однокоренных слов, где эта гласная стояла бы под ударением.

Преподаватель: А если гласная не проверяется ударением?

Студент: Если гласная не проверяется ударением, то это слово надо запомнить, а при затруднении обратиться к орфографическому словарю, например: инженер, интеллигенция, батальон, велосипед и т.д.

Преподаватель: итак, знание фонетики и лексикологии дает возможность правильно разбирать слово по составу, уметь находить однокоренные слова, и правильно ставить ударения, А это значит – писать грамотно, особенно при правописании корней с безударными гласными.

Чередующиеся гласные в корне слова нельзя проверить методом подбора однокоренных слов или форм слова, где гласная стояла бы под ударением.

Итак, мы переходим к изучению новой темы: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов» (запишем в тетрадь новую тему).

Сегодня мы научимся группировать корни с чередующимися гласными, определять чередование звуков «и», «е», «а», «о».

Правописание этих корней вызывает затруднение, потому что в них чередующиеся гласные могут быть ударными и безударными, чтобы легче запомнить, эти корни, (а их всего 20) сгруппируем их.

Чередование и – е

  1. В корнях – бер-бир, -мер-мир-, -дер-дир-, -пер-пир-, -тер-тир-, -стел-стил-, -счет-счит-, -блест-блист-, -жег-жиг- наблюдается чередование е – и.

  2. Буква И пишется только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-:соберу – собираю, уберу - убираю, запереть-запираю, отдеру – отдираю, растереть – растираю, расстелить – расстилаю, блестеть – блистать, зажечь – зажигать, вычет – вычитать.

Исключение: чета, сочетать, сочетание.

Выполняем письменно задание (см. тест №2).

Тест №2.

Соб…раться в путь, зап…реть дверь, раст…реться полотенцем, расст…латься по лугу, выч…сть, бл…стать талантом, заст…лить постель, выч…тание, бл…стящий ответ, прид…раться к мелочам, соч…тание, ст…реть в порошок, выж…гать по дереву.

Проверим это задание и закрепим правило: чередование – и-, -е- в корнях слов.

Студент – прверяет, объясняет правило, делает выводы.

Преподаватель:

Итак, в корнях – бер-бир, -мер-мир-, -дер-дир-, -пер-пир-, -тер-тир-, -стел-стил-, -счет-счит-, -блест-блист-, -жег-жиг- наблюдается чередование е – и. Буква И пишется только тогда, когда за корнем следует суффикс -а.

Ответьте на вопрос:

Почему в корне совершенного вида пишется А или Я, а в корне парного глагола несовершенного вида пишется ИМ или ИН: принять – принимать, сжать – сжимать, размять – разминать?

Студент: Потому что правописание этих корней, основано на этом же правиле: если за корнем следует суффикс «а», то в корне глагола несовершенного вида пишется «и».

Преподаватель: правильно, а сейчас мы сгруппируем корни с чередованием «а» и «о»: в корнях -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-.

Итак, в корнях –гор-(гореть), -клон-(поклониться), -твор-(творить) без ударения пишется О, а под ударением та гласная, которая слышится.

Исключение: пригарь, утварь.

В корнях –зар-(заря), -плав-(плавник) без ударения пишется А.

Исключение: зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, плывун.

Под ударением в корне –зар-/-зор- пишется та гласная, которая слышится.

Тест №3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни.

Покл…ниться, затв…рить, з…рница, притв…риться, выг…реть, оз…рение, тв…рение, з…ря, сг…реть.

Заг…релый, пл…вучий, пл…вун, разг…раться, з…ренька, дог…рающий, приг…реть, попл…вок, подг…рать, пл…вец, з…рянка, приг…рь, з…ревать, оз…риться, г…рь, з…рька, запл…вают, спл…влять, пог…рельцы.

Преподаватель: Пожалуйста, обратите внимание на экран, самостоятельно проверьте выполненный тест. Во время проверки будьте внимательны, чтобы не ошибиться применяйте правила к каждому слову.

Итак, в корнях –гор-(гореть), -клон-(поклониться), -твор-(творить) без ударения пишется О, а под ударением та гласная, которая слышится.

Исключение: пригарь, утварь.

В корнях –зар-(заря), -плав-(плавник) без ударения пишется А.

Исключение: зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, плывун.

Под ударением в корне –зар-/-зор- пишется та гласная, которая слышится.

Всем понятно это правило? Может, у кого-нибудь возникли вопросы, если нет, то переходим к следующему разделу этой темы.

Будьте внимательны, постарайтесь успеть во время моего объяснения сделать записи в своих тетрадях.

В корнях –кос-/-кас-, -лаг-/-лож- написание А или О зависит от наличия суффикса –а-, если за корнем следует суффикс –а-, в корне пишется А: коснуться – прикасаться, предположить – излагать.

Исключение: полог.

В корнях –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч – О: скакать, заскочить.

Исключение:скачу, скачок.

В корнях –раст-/-рос-/-ращ- перед СТ и Щ пишется А, перед С – О: растение, выращенный, выросли.

Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Тест № 4.

Предл…гать, изл…жение, прик…сновение, прил…гательное, к…саться, прил…жение, вск…чить, ск…кун, р…сти, р…сли, ср…щение, р…стение, пор…сль, ск…кать, отск…чить, ск…чок, выр…сли, р…сток, выр…щенный, р…стущий, отр…сль.

Преподаватель: посмотрите на экран, проверьте данное задание, если возникнут вопросы, задавайте.

Итак, закрепим этот раздел: В корнях –кос-/-кас-, -лаг-/-лож- написание А или О зависит от наличия суффикса –а-, если за корнем следует суффикс –а-, в корне пишется А: коснуться – прикасаться, предположить – излагать.

Исключение: полог.

В корнях –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч – О: скакать, заскочить.

Исключение: скачу, скачок.

В корнях –раст-/-рос-/-ращ- перед СТ и Щ пишется А, перед С – О: растение, выращенный, выросли.

Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Пожалуйста, повторите,…(студент отвечает, делает выводы).

Преподаватель: переходим к следующему разделу нашей темы: «Чередующиеся гласные в корнях слов».

Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/-ровн- зависит от значения слова. Корень –мак- имеет значение «погружать что-либо в жидкость»: обмакнуть перо в чернила, макать хлеб в мёд. Корень –мок- имеет значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ.

Корень –равн- имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный, сравнить, уравнять в правах, все равно. Корень –ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой»: подровнять волосы, выровнять дорогу, уровень. Запомните: равнина, равнение, равняйтесь, подравнять в шеренгах, поравняться с кем-либо, поровну.

Тест № 5.

М…кать сухарик в чай, выр…внять дорогу, ур…внение, непром…каемый плащ, р…вномерные колебания, подр…внять грядки, ср…внение, р…внение в рядах, обм…кнуть перо, пром…кательная бумага, подр…внять волосы, ур…внять в правах, ур…вень, все р…вно, подр…вняться в строю, р…внина, р…внозначные величины, ср…внять с землей.

Преподаватель: Самостоятельно, глядя на экран, проверьте данный тест и поставьте себе оценку, «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - 4 ошибки и более. Проверим ваши оценки.

Итак, подведем итоги по этому разделу: Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/-ровн- зависит от значения слова. Корень –мак- имеет значение «погружать что-либо в жидкость»: обмакунть перо в чернила, макать хлеб в мёд. Корень –мок- имеет значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ.

Корень –равн- имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный, сравнить, уравнять в правах, все равно. Корень –ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой»: подровнять волосы, выровнять дорогу, уровень. Запомните: равнина, равнение, равняйтесь, подравнять в шеренгах, поравняться с кем-либо, поровну.

Физкультурная пауза.

Преподаватель: Для закрепления темы: «Чередующиеся гласные в корнях слов» выполним тест, во время проверки вы будете объяснять правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Тест № 6.

Зам…реть от неожиданности, прим…рить противников, бл…стеть на солнце, соч..тать качества, пож…мать руки, предпол…гать, изл…жить факты, спл…тить силы, посевы разр…стаются, распол…жение войск, зар…сли, ур…вень, к…сательная, ор…сительная система, пл…вец, р…внять дорогу, возр…ст, изл…жение, тв…рение, выг…реть, з…ря, снимать ур…жай, разж…гать костер, пор…сль, отр…сль, накл…ниться, р…внина, непром…каемый плащ, ск…чок, р…сток, поч…татели таланта, оз…рение, накл…няться, нар…щение, ур…внение, отвр…щение, сг…рание, пл…вник, м…кать хлеб в соль, нар…стание, ср…внение.

Преподаватель: Посмотрите на экран, обменяйтесь тетрадями, проверьте, поставьте оценки, так как этот тест объемнее, то и норма оценок другая – «5» - нет ошибок и исправлений; «4» - 2 ошибки; «3» - 5 ошибок, далее – «2». Объясните правописание чередующихся гласных.

Итак, сегодня мы с вами изучили тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов», в процессе изучения мы вспомнили некоторые правила из области лексикологии, фонетики, повторили и закрепили правила правописания безударных гласных в корне слова, научились группировать корни, определять чередование звуков: -и-, -е-, -а-, -о-. Эта тема относится к трудным случаям в русской орфографии. На этом мы заканчиваем изучение темы: «Правописание корней».

Задание на дом: Повторить параграф 22, просмотреть все конспекты по этой теме; провести исследовательскую работу по данной теме: «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов». Проанализировать 3-4 страницы из любого художественного произведения – как часто употребляются слова с безударными и чередующими гласными в корнях слов, выписать эти слова и объяснить правила правописания. Есть вопросы по домашнему заданию? Всем все ясно?

Преподаватель: Подведем итоги сегодняшнего урока.

Вопросы студентам: Какая цель была поставлена перед нами на уроке?

Студент: Перед нами была поставлена цель: Усвоить правила правописания и лексическое значение слов с непроверяемыми гласными в корнях слов.

Преподаватель: Справились ли мы с ней? Что нового вы узнали о правописании чередующихся гласных в корнях слов?

Студенты отвечают…………………………………………………………….

Преподаватель: Все сегодня активно работали на этом уроке, вели записи в тетрадях, хорошо отвечали устно, проявили активность при самоконтроле и взаимоконтроле выполняемых тестов, честно проставили оценки себе и своим товарищам. Я это все учту и выставлю эти оценки в журнал, а сейчас я поставлю в журнал оценки тем, кто активно принимал участие в течение всего урока (выставляет оценки в журнал).

А сейчас я хочу, чтобы вы сами провели анализ своей деятельности на уроке. Перед вами лист ватмана, пожалуйста, подойдите и напишите свои выводы по уроку, правильно ли преподаватель поставил оценки, какую оценку вы поставили бы себе, действительно ли эта тема является трудной в русской орфографии, оставьте свои пожелания и предложения.

Урок окончен. До свидания.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск