Тема. Элементы графической грамоты.
Цель. Знакомство с элементами графической грамоты.
Задачи урока.
Ознакомить учащихся с элементами графической грамоты, научить читать чертежи; выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки деталей.
Развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы), пространственное воображение, память, структурные элементы деятельности (целеполагание, саморегуляция).
Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, технологическая культура, ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к оборудованию и материалам.
Объекты: брусок для пиления, варианты работ (скворечник, кормушка для птиц, разделочная доска).
Оборудование: образцы изготовляемых изделий для демонстрации, чертежные инструменты, модель трехгранного угла, набор деталей, таблица с техническим рисунком изготовляемого изделия, таблица «Оборудование основных видов проекций», таблицы с техническими рисунками, чертежами и эскизами деталей. Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Формирование новых знаний.
Изображение деталей.
Объяснение нового материала начинается с демонстрации образца изделия, которое будет изготавливаться.
- Что нужно знать, чтобы изготовить данное изделие? (обобщаю ответы учащихся и подчеркиваю, что для изготовления любого изделия нужно знать его устройство, форму, размер, способы соединения деталей между собой, материала из которого они сделаны.)
- Все эти сведения мы можем узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.
- Что такое чертеж, эскиз, технический рисунок? (Ученики дают определение этих понятий.)
Чертеж – это изображение детали изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов – линейки, угольника, циркуля, транспортира. На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указаны: название детали, материал, масштаб изображения. Чертеж также можно выполнить на компьютере.
Эскиз – это изображение выполненное от руки (без чертежных инструментов) с выдержанными на глаз пропорциями с указанием размеров. Эскиз выполняется в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскиз лучше выполнять на бумаге в клеточку, тогда легче выдержать пропорции деталей.
Технический рисунок – это изображение, Технический рисунок – это объемное изображение, выполненное от руки без чертежных инструментов в котором примерно выдержанны пропорции детали, и где видны сразу три стороны детали или изделия. По техническому рисунку легко представить форму детали или изделия.
- Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме детали на чертеже, показывают несколько ее видов. Для этого на деталь нужно посмотреть с разных сторон, они показаны стрелками:
спереди – А;
слева – Б;
сверху – В.
Затем увиденное переносят на лист бумаги, получится три различных вида этой детали.
- Что такое «вид»? (Вид – это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.)
- Изображение, полученное на виде спереди, называют главным видом. При выполнении чертежа деталь нужно располагать так, чтобы главный вид давал наибе полное, отчетливое представление о его форме и размерах, а количество видов на чертеже было наименьшим.
Контрольные вопросы:
Что такое эскиз и технический рисунок, чертеж? Что общего и в чем разница.
Назовите виды изображений детали на чертеже?
Какой вид называют главным видом?
Линии чертежа.
- Для того чтобы изображение было всем понятно, при выполнении чертежей, применяют линии различной толщины и начертания, которые устанавливает государственный стандарт. Их используют для всех чертежей промышленности и строительства. Перечислим все линии чертежа представленные в таблице.
1. Сплошная толстая - основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой S, в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от сложности и величины изображения на данном чертеже, а также от формата чертежа. Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета. Выбранная толщина S линии должна быть одинаковой на данном чертеже.
2. Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии выноски. Толщина сплошных тонких линий берётся в 2-3 раза тоньше основных линий.
3. Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая, от 2 до 8 мм. Расстояние между штрихами берут от 1 до 2 мм. Толщина штриховой линии в 2-3 раза тоньше основной.
4. Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов – должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами от 2 до 3 мм. Толщина штрихпунктирной линии от S/3 до S/2, Осевые и центровые линии концами должны выступать за контур изображения на 2-5 мм и оканчиваться штрихом, а не точкой.
5. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия применяется для изображения линии сгиба на развёртках. Длина штрихов от 5 до 30 мм, и расстояние между штрихами от 4 до 6 мм. Толщина этой линии такая же, как и у штрихпунктирной тонкой, то есть от S/3 до S/2 мм.
6. Сплошная волнистая линия применяется, в основном как линия обрыва в тех случаях, когда изображение дано на чертеже не полностью. Толщина такой линии от S/3 до S/2.
- Обратите внимание, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.
Контрольные вопросы:
Каково назначение сплошной тонкой основной линии?
Какая лини называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?
Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?
В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?
Какой линией показывают линию сгиба?
Масштаб.
- В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких – деталей часового механизма, некоторых приборов и т.д. Изображения очень крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину. Как можно поступить в данном случае? (при вычерчивании большие детали уменьшают, а малые увеличиваю по сравнению с реальными размерами).
Масштаб - это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.
- При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Стандарт предусматривает следующие масштабы:
Масштабы уменьшения
| 1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000
| Натуральная величина
| 1:1
| Масштабы увеличения
| 2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1
|
- Следует помнить, что, в каком бы масштабе не выполнялось изображение, размеры на чертеже наносятся действительные, т.е. те, которые должна иметь деталь в натуре. Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.
IV. Закрепление изученного.
- Решим задачу. Рассмотрите изображение детали. На нем цифрами отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради следующую таблицу и заполните ее.
№ линии на изображении
| Название линии
| Назначение линии на чертеже
| Толщина обводки
|
|
|
|
|
Работа в группе (по 3-4 человека)
- Прочитайте чертежи, данные в таблице по следующему плану:
Название детали.
Материал, из которого изготовлена деталь.
Масштаб.
Виды детали.
Представьте форму детали.
Реальные размеры детали.
| Название детали – Брусок.
Материал, из которого изготовлена деталь – Сосна.
Масштаб – 1:1
Виды детали – главный и вид слева.
Представьте форму детали – четырехгранная призма.
Реальные размеры детали – длина, ширина, высота 80х20х40.
|
- По техническому рисунку бруска для пиления, который будем изготавливать на следующем уроке, выполните эскиз в тетрадях.
После выполнения работы учащиеся, сравнивают эскизы между собой и эскизом учителя, который показывается на доске для контроля и самопроверки.
Итог урока.
- Что вы узнали нового?
- Почему эскиз или чертеж начинаем строить тонкими линиями? (Легче будет исправить, работа будет выглядеть чище и аккуратней)
- Какие линии чертежа запомнили?
- Зачем нужно указывать масштаб чертежа?
Д/з. 1. Прочитать § 4 «Графическое изображение деталей», ответить на контрольные вопросы. 2. Пользуясь готовым изделием, выполнить чертеж, нанести все необходимые обозначения. (По желанию учащихся) Литература
Тищенко А.Г., Симоненко В.Д.. Технология. 5 класс.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С.. Черчение.
Тхорнявский Д.А. Занятия по техническому труду.
Коваленко В.И., Кулененок В.Е. Объекты труда.
МБУОШИ «Ляминская СОШИ» Дудченко Анатолий Геннадьевич
|