Скачать 134.35 Kb.
|
Опорный конспект по теме 5. Личность преступника Учебные вопросы:
Учебная литература: Время: 2 часа. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока это не будет доказано вступившим в законную силу приговором суда. Ни один криминолог, какую бы научную школу он не представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступление. До сих пор остаётся дискуссионным вопрос момента наступления уголовной ответственности, а с ним – и вопрос о том, кого считать преступником. Признание человека преступником в силу вступившего в законную силу приговора суда обусловлено скорее гуманностью и справедливостью, ибо неразумно карать за подозрения. Познавая же мир преступности, среду порой плотно скрытую от суда и правоохранительных органов, исследователь с силу объективной реальности вынужден называть преступником того, чьи деяния может быть никогда не станут известны правосудию. В криминологическом контексте понятие «преступник» вынужденное, применяемое с целью максимально сблизить объективную реальность с фактически совершаемыми преступлениями и абстракцию, с теоретическими положениями уголовного права, формирующего понятия и их содержания, используемые и обслуживаемые криминологией. В криминологическом смысле термин «преступник» ни в коей мере не призван нивелировать, игнорировать требование уголовного закона. Специфика использования понятия «преступник» в криминологии в том, что в отличие от обывательской среды, где «преступник» является словом-ярлыком, оскорблением, клеймом, исследователь преступности не в праве поддаваться эмоциям и бытовому нигилизму, а должен использовать его как специфический термин, позволяющий наиболее полно и точно в соответствии с традицией русского языка, исторической традицией, теорией уголовного права и действующим уголовным законом, отождествлять группы граждан и отдельных лиц, совершающих деяния, признаваемые в соответствии с законом противоправными и общественно-опасными, как объект изучения. Изучением личности как феномена социальной среды занимается психология. Эта наука определяет личность как социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Человек становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность это не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, оно выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического, Личность не врождённое состояние, её становятся в результате культурного и социального развития. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живёшь. Это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приёмов и средств контроля собственного поведения, подчинения его своей власти. Это значит обладать свободой выбора и нести бремя этой свободы. Важно отметить, что криминология изучает взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием личности преступника, антиобщественную направленность личности, совокупность её негативно социально-значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. При этом надо учесть одно важное обстоятельство. Само понятие «преступник» не является, строго говоря, юридическим. Данный термин с определённой долей абстракции и условности применяется в криминологии для обозначения лица, виновного в совершении преступления. В зависимости от целей исследования это может быть лицо, как установленное следствием, так и оставшееся неизвестным правоохранительным органов. Вне криминологических исследований, в юридической практике образованный юрист должен использовать уголовно-правовую и уголовно-процессуальную терминологию (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осуждённый, судимый, лицо, скрывшееся от органов дознания, расследования, суда). Наиболее часто в структуру личности преступника включают следующие признаки:
а) влияние и участие в общественно-политическом устройстве государства б) социально-экономические: - удовлетворение жизненно-важных потребностей - относительных потребностей, зависят от социального окружения, положения и исторического фон, - достижение своего идеала в виде материального стандарта, социального статуса в) насильственно-эгоистические -абсолютизация идеи самоутверждения - самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных условиях г)легкомысленные-безответственные: - отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения и законом -избирательность такого соотношения (напр., в случае строгого контроля или в определённой обстановке, социальной среде и т.п.) У несовершеннолетних дают о себе знать возрастные особенности.
Классификация преступников= = Это распределение их по группам исходя из определённых критериев Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью. Характер общественной опасности зависит от мотивационной направленности преступного поведения. Степень общественной опасности личности изменяется в зависимости от стойкости и глубины этой направленности Поэтому основная классификация преступников по двум критериям
По глубине и стойкости криминогенной направленности:
Криминогенный тип В целом всем подтипам криминогенного типа свойственны: - формирование личности или длительное пребывание в микросреде, в которой систематически пренебрегаются и игнорируются нормы морали и права; - преступление есть следствие привычного стиля поведения или как закономерный результат взаимодействия сформировавшегося способа реакции на внешние раздражители внешней среды и конкретной криминогенной ситуации. Причины, условия и механизм совершения конкретного преступления. Российскими учёными был проведён длительный эксперимент по наблюдению за детьми, усыновлёнными в раннем возрасте. Эксперимент был начат ещё в советские годы, окончен в новое время. Дети в приёмных семьях не знали, что они не родные. Ставилась цель выяснить влияние наследственности в формировании личности. Результаты оказались весьма неожиданными. С учётом того факта, что истинные родители приёмных детей, как правило, из неблагополучной социальной среды, ведущие антиобщественный и аморальный образ жизни, надлежащее воспитание и социальная обстановка в известной степени влияли на формирование позитивных мировоззренческих установок, выбор социально-одобряемого поведения и пр. Однако, с годами отмечались случаи, когда по разным причинам дети узнавали, что они приёмные и получали информацию об истинных родителях. В этих случаях их дальнейшее развитие менялось. Невзирая ни на предыдущее воспитание, ни на социальную среду, такие дети начинали проявлять свойства своих истинных родителей, их поведение начинало резко контрастировать с предыдущим, тем, что было до получения информации. Так, дети алкоголиков и лиц ведущих аморальный и антиобщественный образ жизни, воспитанные в обстановке высокой культуры и образования, в благополучной среде, после того, как узнавали, кто их родители, начинали проявлять черты характера своих родителей. Это проявлялось в том, что у них появлялась склонность к совершению соответствующего антиобщественного поведения в условиях, в которых аналогичные поступки совершали их физические родители. Некоторые дети начинали злоупотреблять спиртным. Спивались, совершали преступления и т.д. И, напротив, в приёмных семьях с относительно небольшим достатком, дети могли проявлять вдруг чрезвычайно положительные качества в критических, не располагающих для благородства ситуациях. Такие дети могли проявлять склонность к обучению, состраданию, помощи близким, и т.п. при наблюдении аморальной обстановки и т.д. Анализ результатов эксперимента позволил сделать следующие выводы. Каждый человек имеет N-ый набор свойств, заданный генетически. Этот набор задаёт некоторый ограниченный выбор вариантов развития личности. В наборе могут предполагаться как позитивные, так и неблагоприятные варианты. А вот, какой вариант возобладает, зависит от социальной среды, обстановки, конкретной ситуации. Взаимосвязь между генетическим набором свойств и социальной средой в том, что выбор варианта происходит под воздействием некоего раздражителя, индивидуального для каждого человека. Говоря проще,, генетически задаётся индикатор, т.е. конкретная среда или ситуация, которые вызывают запуск одного из заложенных генетически вариантов формирования личности. Все варианты развития личности имеют разную степень устойчивости и преобладания. Таким образом, узнавание происхождения запускало некие механизмы выбора наиболее предпочтительного для данных социальных условий варианта развития личности, который заглушал прежний вариант, видимо, менее устойчивый для данных условий. Для криминологии такое исследование важно тем, что позволяет предположить возможность набора вариантов, не допускающих совершения преступления ни при каких обстоятельствах, и напротив, совершение преступлений с максимальной вероятностью в большинстве случаев. Вероятно, это и является предпосылкой формирования представления о прирождённом преступнике. В то же время, украинские криминологи, Гитин и Хигир провели исследование на тему влияния имени, гороскопа на преступное поведение. Так оказалось, например, что человек с именем Вадим наименее всего из мужчин расположен к совершению преступлений. Преступления им совершаются, как правило, как вынужденная, крайняя необходимость под воздействием сложных внешних обстоятельств. Каждое преступление есть результат сложного взаимодействия среды и человека, совершающего преступление. Это относится к совершению преступления, как в целом, так и к каждому этапу криминального поведения: формированию мотивации, принятию решения о совершении преступления, исполнению принятого решения, посткриминальное поведение. С р е д а Формирование мотивации Принятие решения Исполнение решения, волевое усилие посткриминальное поведение ч е л о в е к, с о в е р ш а ю щ и й п р е с т у п л е н и е В понятие причин и условий конкретного преступления включаются типичные для особенности формирования личности с незаконопослушным поведением, т.к. социальный и психологический статус, деятельность и комплекс объективно существующих внешних обстоятельств, в которых функционирует субъект. Преступление – это проявление в поведении жизненной позиции, свойств личности, которые связаны с деформацией или дисгармонией потребностей, интересов, ценностей, направленности личности. Во взаимодействии с особенностями среды они формируют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и способов. Криминогенные особенности личности – результат длительного процесса её искажённого развития в неблагоприятной среде. Причины и условия конкретного преступления:
Криминальная ситуация – это событие или состояние, вызвавшее решение совершить преступление. Она может играть решающую роль в непредумышленных, аффективных преступлениях, и стимулирующую – в умышленных с разной степенью интенсивности. Имеют место затрудняющие или нейтральные ситуации. Они характеризуют упорство, дерзость, особую жестокость преступника, имеют главным образом уголовно-правовое значение. Представление о криминогенной ситуации имеет значение для оценки эффективности охраны общественного порядка, средств безопасности и техукреплённости и т.д. Типы криминогенных ситуаций:
-разовая -относительно длящаяся -длящаяся
-неожиданная -неоднократно наблюдаемая -постоянно наблюдаемая
-наличие повода -отсутствие повода -наличие локализованного повода именно в обстоятельствах данного места и времени Классификаций ситуаций по источникам возникновений:
|