Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 134.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер134.35 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект


Опорный конспект по теме 5. Личность преступника
Учебные вопросы:

  • Преступник и личность преступника.

  • Преступник как объект и предмет криминологического изучения.

  • Классификация и типология преступников.


Учебная литература:

Время: 2 часа.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока это не будет доказано вступившим в законную силу приговором суда.
Ни один криминолог, какую бы научную школу он не представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступление. До сих пор остаётся дискуссионным вопрос момента наступления уголовной ответственности, а с ним – и вопрос о том, кого считать преступником. Признание человека преступником в силу вступившего в законную силу приговора суда обусловлено скорее гуманностью и справедливостью, ибо неразумно карать за подозрения. Познавая же мир преступности, среду порой плотно скрытую от суда и правоохранительных органов, исследователь с силу объективной реальности вынужден называть преступником того, чьи деяния может быть никогда не станут известны правосудию.

В криминологическом контексте понятие «преступник» вынужденное, применяемое с целью максимально сблизить объективную реальность с фактически совершаемыми преступлениями и абстракцию, с теоретическими положениями уголовного права, формирующего понятия и их содержания, используемые и обслуживаемые криминологией. В криминологическом смысле термин «преступник» ни в коей мере не призван нивелировать, игнорировать требование уголовного закона. Специфика использования понятия «преступник» в криминологии в том, что в отличие от обывательской среды, где «преступник» является словом-ярлыком, оскорблением, клеймом, исследователь преступности не в праве поддаваться эмоциям и бытовому нигилизму, а должен использовать его как специфический термин, позволяющий наиболее полно и точно в соответствии с традицией русского языка, исторической традицией, теорией уголовного права и действующим уголовным законом, отождествлять группы граждан и отдельных лиц, совершающих деяния, признаваемые в соответствии с законом противоправными и общественно-опасными, как объект изучения.

Изучением личности как феномена социальной среды занимается психология. Эта наука определяет личность как социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Человек становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность это не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, оно выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического, Личность не врождённое состояние, её становятся в результате культурного и социального развития.

Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живёшь. Это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приёмов и средств контроля собственного поведения, подчинения его своей власти. Это значит обладать свободой выбора и нести бремя этой свободы.

Важно отметить, что криминология изучает взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием личности преступника, антиобщественную направленность личности, совокупность её негативно социально-значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. При этом надо учесть одно важное обстоятельство. Само понятие «преступник» не является, строго говоря, юридическим. Данный термин с определённой долей абстракции и условности применяется в криминологии для обозначения лица, виновного в совершении преступления. В зависимости от целей исследования это может быть лицо, как установленное следствием, так и оставшееся неизвестным правоохранительным органов. Вне криминологических исследований, в юридической практике образованный юрист должен использовать уголовно-правовую и уголовно-процессуальную терминологию (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осуждённый, судимый, лицо, скрывшееся от органов дознания, расследования, суда).

Наиболее часто в структуру личности преступника включают следующие признаки:

  • Биофизиологические

  • Социально-демографические

  • Психологические

  • Нравственные

  • Социально-ролевые

  • Уголовно-правовые

  • криминологические




    1. Биофизиологические – пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы. Биологическая природа человека – необходимое условие индивидуальности личности, определяющее его самобытность и неповторимость. Некоторые биологические и психические свойства имеют генетический характер, от них зависит, что человек возьмёт из окружающей среды, а также степень негативного восприятия явлениям окружающей среды.

    2. Социально-демографические –

      • пол

      • возраст (позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей разных возрастных групп)

      • образование, интеллектуальный уровень (определяют характер преступления)

      • социальное происхождение и положение

      • род занятий

      • семейное положение (напр., более всего семейное положение влияет на формирование несовершеннолетних, семейные люди менее склонны к преступлениям, чем холостяки и разведённые, а имеющие детей – менее склонные чем бездетные, т.к. семья выполняет роль социального контроля)

      • уровень материальной обеспеченности

      • принадлежность к городской или сельской среде и т.п.

    3. Психологические и нравственные признаки – мировоззрение и нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т.п.)

  • Мировоззрение – определённая система взглядов по основным вопросам бытия, жизни, деятельности. Принадлежность к религиозной конфессии, глубина религиозного образования и опыта, степень влияния религиозных убеждений на поведение и мышление.

  • Интеллектуальные свойства – уровень умственного развития, широта взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт

  • Эмоциональные свойства – сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д.

  • Волевые черты – способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твёрдостью, настойчивостью, др.

  • Потребности – источник мыслительной и поведенческой активности человека, отражают его природные свойства, но всегда социально окрашены, условно делятся на естественные, материальные, духовные. Интересы – это эмоционально окрашенные потребности. Зависят от системы ценностных ориентаций человека.

  • Мотивы - связанные с удовлетворением потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего делаю?», «Зачем?». Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к её удовлетворению. Наиболее значимые мотивы поведения:

а) влияние и участие в общественно-политическом устройстве государства

б) социально-экономические:

- удовлетворение жизненно-важных потребностей

- относительных потребностей, зависят от социального окружения, положения и исторического фон,

- достижение своего идеала в виде материального стандарта, социального статуса

в) насильственно-эгоистические

-абсолютизация идеи самоутверждения

- самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных условиях

г)легкомысленные-безответственные:

- отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения и законом

-избирательность такого соотношения (напр., в случае строгого контроля или в определённой обстановке, социальной среде и т.п.)

У несовершеннолетних дают о себе знать возрастные особенности.

    1. Социально-ролевые

  • Социальная роль – реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определённым социальным группам

  • в соответствии с социальным статутом от человека ожидается определённый образ мысли и действий. Невыполнение ролевых предписаний способно привести к конфликту личности с обществом, со своим окружением либо внутренний конфликт.

    1. Уголовно-правовые и криминологические признаки они отражают степень социальной деформации личности, её особые свойства, позволяющие обозначить самые существенные признаки лиц, совершающих преступления.

  • Cудимость, криминальный стаж, опыт, положение в уголовной иерархии, данные о рецидивах

  • Совершение административных правонарушений, характер нарушений

  • Совершение гражданских деликтов

  • Отношение к правоохранительным и иным контролирующим органам власти, отношение к реакции общественности, СМИ, склонен ли признавать вину, оказывать содействие следствию либо препятствует правосудию, склонен к сокрытию от властей, побегу, давлению на участников уголовного процесса

  • Характер совершаемых преступлений

  • Мотивы совершения преступлений

  • Место, время и способ совершения преступлений и иных правонарушений, иные обстоятельства

  • Степень подготовки к совершению преступлений, длительный ли период вынашивания умысла или совершение преступления происходит спонтанно под влиянием обстоятельств, порыва.

  • Склонность к аффективным действиям

  • Склонность к совершению индивидуальных или групповых преступлений, роль в группе

  • Склонность к вовлечению иных лиц в совершение преступлений, несовершеннолетних, недееспособных

  • Склонность и способность использовать достижения техники и науки при совершении преступлений

  • Склонность к совершению эксцессов

  • Криминальные и коррумпированные связи, наличие «крыши» из числа представителей власти, сотрудников правоохранительных органов


Классификация преступников=
= Это распределение их по группам исходя из определённых критериев




Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью. Характер общественной опасности зависит от мотивационной направленности преступного поведения. Степень общественной опасности личности изменяется в зависимости от стойкости и глубины этой направленности




Поэтому основная классификация преступников по двум критериям



  • По характеру и содержанию мотивов

  • По глубине и стойкости криминогенной направленности







  • С негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, её важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной и половой неприкосновенности (насильственный тип)

  • С корыстной направленностью (корыстный тип)

  • С заведомо пренебрежительным к своим гражданским и трудовым обязанностям

  • С легкомысленным и пренебрежительным отношением к требованиям и обязанностям (неосторожный тип)

  • С ориентацией на абсолютный приоритет своих собственных (родных и близких) потребностей

  • С ориентацией на необходимость удовлетворения элементарных жизненных потребностей


По глубине и стойкости криминогенной направленности:

    • Лица, впервые совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения (случайные преступники)

    • Лица, впервые совершившиеся преступления под воздействием неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности личности, но в целом характеризуемые преимущественно положительно (ситуативные преступники)

    • Лица, совершившие преступления впервые, но допускавшие ранее правонарушения и характеризуемые главным образом отрицательно (неустойчивый тип)

    • Совершавшие преступления неоднократно, ранее судимые (злостные преступники)

    • Опасные рецидивисты (особо злостные преступники)



Криминогенный тип

В целом всем подтипам криминогенного типа свойственны:

- формирование личности или длительное пребывание в микросреде, в которой систематически пренебрегаются и игнорируются нормы морали и права;

- преступление есть следствие привычного стиля поведения или как закономерный результат взаимодействия сформировавшегося способа реакции на внешние раздражители внешней среды и конкретной криминогенной ситуации.
Причины, условия и механизм совершения конкретного преступления.
Российскими учёными был проведён длительный эксперимент по наблюдению за детьми, усыновлёнными в раннем возрасте. Эксперимент был начат ещё в советские годы, окончен в новое время. Дети в приёмных семьях не знали, что они не родные. Ставилась цель выяснить влияние наследственности в формировании личности. Результаты оказались весьма неожиданными.

С учётом того факта, что истинные родители приёмных детей, как правило, из неблагополучной социальной среды, ведущие антиобщественный и аморальный образ жизни, надлежащее воспитание и социальная обстановка в известной степени влияли на формирование позитивных мировоззренческих установок, выбор социально-одобряемого поведения и пр. Однако, с годами отмечались случаи, когда по разным причинам дети узнавали, что они приёмные и получали информацию об истинных родителях. В этих случаях их дальнейшее развитие менялось.

Невзирая ни на предыдущее воспитание, ни на социальную среду, такие дети начинали проявлять свойства своих истинных родителей, их поведение начинало резко контрастировать с предыдущим, тем, что было до получения информации. Так, дети алкоголиков и лиц ведущих аморальный и антиобщественный образ жизни, воспитанные в обстановке высокой культуры и образования, в благополучной среде, после того, как узнавали, кто их родители, начинали проявлять черты характера своих родителей. Это проявлялось в том, что у них появлялась склонность к совершению соответствующего антиобщественного поведения в условиях, в которых аналогичные поступки совершали их физические родители. Некоторые дети начинали злоупотреблять спиртным. Спивались, совершали преступления и т.д. И, напротив, в приёмных семьях с относительно небольшим достатком, дети могли проявлять вдруг чрезвычайно положительные качества в критических, не располагающих для благородства ситуациях. Такие дети могли проявлять склонность к обучению, состраданию, помощи близким, и т.п. при наблюдении аморальной обстановки и т.д.

Анализ результатов эксперимента позволил сделать следующие выводы. Каждый человек имеет N-ый набор свойств, заданный генетически. Этот набор задаёт некоторый ограниченный выбор вариантов развития личности. В наборе могут предполагаться как позитивные, так и неблагоприятные варианты. А вот, какой вариант возобладает, зависит от социальной среды, обстановки, конкретной ситуации. Взаимосвязь между генетическим набором свойств и социальной средой в том, что выбор варианта происходит под воздействием некоего раздражителя, индивидуального для каждого человека. Говоря проще,, генетически задаётся индикатор, т.е. конкретная среда или ситуация, которые вызывают запуск одного из заложенных генетически вариантов формирования личности. Все варианты развития личности имеют разную степень устойчивости и преобладания. Таким образом, узнавание происхождения запускало некие механизмы выбора наиболее предпочтительного для данных социальных условий варианта развития личности, который заглушал прежний вариант, видимо, менее устойчивый для данных условий.

Для криминологии такое исследование важно тем, что позволяет предположить возможность набора вариантов, не допускающих совершения преступления ни при каких обстоятельствах, и напротив, совершение преступлений с максимальной вероятностью в большинстве случаев. Вероятно, это и является предпосылкой формирования представления о прирождённом преступнике.

В то же время, украинские криминологи, Гитин и Хигир провели исследование на тему влияния имени, гороскопа на преступное поведение. Так оказалось, например, что человек с именем Вадим наименее всего из мужчин расположен к совершению преступлений. Преступления им совершаются, как правило, как вынужденная, крайняя необходимость под воздействием сложных внешних обстоятельств.
Каждое преступление есть результат сложного взаимодействия среды и человека, совершающего преступление. Это относится к совершению преступления, как в целом, так и к каждому этапу криминального поведения: формированию мотивации, принятию решения о совершении преступления, исполнению принятого решения, посткриминальное поведение.
С р е д а




Формирование мотивации

Принятие решения

Исполнение решения, волевое усилие

посткриминальное поведение




ч е л о в е к, с о в е р ш а ю щ и й п р е с т у п л е н и е



В понятие причин и условий конкретного преступления включаются типичные для особенности формирования личности с незаконопослушным поведением, т.к. социальный и психологический статус, деятельность и комплекс объективно существующих внешних обстоятельств, в которых функционирует субъект.

Преступление – это проявление в поведении жизненной позиции, свойств личности, которые связаны с деформацией или дисгармонией потребностей, интересов, ценностей, направленности личности. Во взаимодействии с особенностями среды они формируют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и способов.

Криминогенные особенности личности – результат длительного процесса её искажённого развития в неблагоприятной среде.

Причины и условия конкретного преступления:

  • Среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов и ценностей

  • Сама криминогенная мотивация

  • пред- и непосредственно криминогенная ситуация

  • психофизиологические и психологические личности, усиливающие чувствительность к криминогенному влиянию извне и стимулирующие их превращение во внутреннюю позицию

Криминальная ситуация – это событие или состояние, вызвавшее решение совершить преступление. Она может играть решающую роль в непредумышленных, аффективных преступлениях, и стимулирующую – в умышленных с разной степенью интенсивности.

Имеют место затрудняющие или нейтральные ситуации. Они характеризуют упорство, дерзость, особую жестокость преступника, имеют главным образом уголовно-правовое значение.

Представление о криминогенной ситуации имеет значение для оценки эффективности охраны общественного порядка, средств безопасности и техукреплённости и т.д.

Типы криминогенных ситуаций:

  • по периоду существования:

-разовая

-относительно длящаяся

-длящаяся

  • по степени внезапности

-неожиданная

-неоднократно наблюдаемая

-постоянно наблюдаемая

  • по наличию или отсутствию повода

-наличие повода

-отсутствие повода

-наличие локализованного повода именно в обстоятельствах данного места и времени

Классификаций ситуаций по источникам возникновений:

  • заранее создаваемые преступником

  • непреднамеренно создаваемые им же

  • возникшие в результате легкомысленного и непредусмотрительного поведения будущих жертв, третьих лиц

  • созданные длительным пребыванием в неблагоприятных условиях жизни, деятельности, краткосрочным стечением неблагоприятных жизненных обстоятельств

  • возникшие в результате экстремальной ситуации из-за болезни, усталости, неблагоприятных метеорологических условий

  • вызванные стихийным бедствием или техногенной катастрофой


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск