Скачать 307.36 Kb.
|
Конспект Понятие и содержание международного гуманитарного права. Сегодня на планете постоянно вспыхивают войны, происходят международные и внутренние вооруженные конфликты. Война как форма коллективного насилия все мощнее влияет на жизнь народов и государств. За последние годы вооруженные конфликты стали чаще и более длительными. Мировая общественность дошла до осознания необходимости ограничения насилия воюющих сторон путем согласованной разработки и заключение договоров, которые регулируют отношения между государствами во время вооруженных конфликтов. Это обусловило создание системы международного гуманитарного права, которое еще иногда называют «право вооруженных конфликтов», или «право войны». МГП – это совокупность международных юридических принципов и норм, которые применяются во время международных и внутригосударственных вооруженных конфликтах. Ими согласовываются взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрету или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивается защита лиц, которые стали жертвами конфликта, и устанавливается ответственность за нарушения норм и принципов МГП. Оно применяется с началом вооруженного конфликта ко всем противоборствующим сторонам в равной мере. Источником MГП стали нормы морали. Задача МГП – регулирование военных действий с целью облегчения страданий и бедствий, которые являются их следствиями. В современном МГП различают три направления:
Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г.:
3 декабря 1994 г. в Будапеште Президентом Украины был подписан Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. 29 государств обязались распространять в своих странах документы по МГП, в которых будут прописаны обязательства в этой сфере в военных программах и правилах. Каждое государство обязалось, что «будет знакомить личный состав своих вооруженных сил с положениями МГП, международными гуманитарными правилами, нормами и обязательствами, касающимися вооруженных конфликтов, и обеспечивать его осведомленность об индивидуальной ответственности за свои действия в соответствии с национальным законодательством и международным правом. Государства-участники будут обеспечивать, чтобы личный состав вооруженных сил, наделенный командными полномочиями, исполнял их согласно соответствующему национальному законодательству и международному праву, а также, чтобы он был осведомлен о том, что согласно этим правовым нормам он несет индивидуальную ответственность за противозаконное осуществление таких полномочий и что приказы, которые противоречат национальному законодательству и международному праву, не должны отдаваться. Ответственность начальников не освобождает подчиненных от индивидуальной ответственности». 8 декабря 2005 г. был принят Протокол III — « О введении дополнительной распознавательной эмблемы», который регламентирует использование дополнительной распознавательной эмблемы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. От лица Украины он был подписан в г. Берн (Швейцария) 23 июня 2006 г. Дополнительная эмблема Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца имеет вид красной рамки в форме квадрата на белом фоне, который стоит на одной из своих вершин, — «красный кристалл». Эти договоры имеют универсальный характер. Участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II – 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных, прежде всего, на ограничение средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров. Подавляющее большинство норм МГП, а их насчитывается свыше 161, имеют императивный характер. На них не распространяется «принцип взаимности», то есть воюющая сторона не может отказаться от них соблюдение даже в тех случаях, когда вторая сторона их нарушает. Обязательством государств является приведения внутреннего законодательства в соответствие с нормами МГП, а также ответственность за нарушения этих норм и международное сотрудничество по задержанию преступников, создание Комиссии по установлению фактов преступлений и т.п. Меры контроля осуществляются действиями Государств-Покровительниц, Международного Комитета Красного Креста, национальных союзов Красного Креста (КК) и Красного Полумесяца (КП). Таким образом, сфера действия МГП не ограничивается межгосударственными границами и имеет большое практическое значение для любого военнопленного. В УК также установлена уголовная ответственность за такие серьезные нарушения норм и предписаний МГП как:
Международно-правовыми документами запрещены проявления насилия над гражданским населением и военнопленными в условиях вооруженного конфликта. Во всех случаях совершения военнослужащим во время вооруженного конфликта в районе военных действий насилия над гражданским населением такие действия квалифицируют по ст. 433 УК «Насилие над населением в районе военных действий», а случаи совершения насилия над военнопленными — соответственно за ст. 434 УК «Плохое обращение с военнопленными». Если же такие действия, содеянные не в районе боевых действий и не военнослужащим, то их квалифицируют за ст. 438 УК как жестокое обращение с гражданским населением или военнопленными. Если преступные действия происходят по прямому приказу военного начальника, то он подлежит уголовной ответственности за отдачу приказа о совершении действий, которые нарушают законы и обычаи войны (ст. 438 УК). Подчиненные такого военного начальника будут отвечать уже за конкретные нарушения законов и обычаев войны. Дополнительный протокол І требует от командиров и начальников контролировать действия своих подчиненных и принимать необходимые меры по предотвращению нарушений конвенций. В случае же совершения таких нарушений командир или начальник обязан предпринять шаги по дисциплинарному или уголовному преследованию против тех, кто совершил такие нарушения. Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами: Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта. Немеждународный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами либо иными организованными вооруженными группами). Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил в не международном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству. Разумеется, термин «война» неоднократно применялся при обозначении кампаний борьбы с преступностью, в частности с наркокартелями или с мафией. Однако такие кампании на деле представляют собой, даже при участии военных, широкую операцию по обеспечению правопорядка, но не боевые действия вне рамок уголовной юстиции. В таком случае работают традиционные нормы в области защиты прав человека. Не относятся к конфликтам немеждународного характера и не подпадают под действие Протокола беспорядки, отдельные и спонтанные акты насилия или иные акты аналогичного характера. Любой вооруженный конфликт, не выходящий за пределы государства, считается его внутренним делом. Государство вправе устанавливать нормы, регулирующие его отношения с восставшими гражданами, включая нормы, устанавливающие преступность восстания. Согласно международного гуманитарного права, военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. В наше время вооруженные конфликты происходят без официального признания состояния войны. Из числа последних конфликтов можно указать на англо-аргентинский вооруженный конфликт 1982 г, по поводу Фолклендских островов и агрессию Ирака против Кувейта в 1990г. Правовые последствия объявления войны сводятся в основном к следующему:
Прекращение войны было принято оформлять заключением мирного договора, который решал возникшие в результате конфликта проблемы и восстанавливал нормальные отношения между бывшими противниками. Мирному договору обычно предшествовали соглашения о перемирии. Они могут заключаться в целях частичного или общего приостановления военных действий. Такие соглашения решают военные вопросы и не затрагивают отношений между государствами. Формой прекращения военных действий может быть капитуляция одной из сторон. Капитуляция не прекращает состояния войны. После нее необходимо мирное урегулирование. Новое явление представляют решения Совета Безопасности как инструменты мирного урегулирования. После прекращения агрессии Ирака против Кувейта решения Совета заменили не только соглашения о перемирии, но и сам мирный договор, включая вопросы ответственности Ирака за агрессию. Прекращение состояния войны восстанавливает мирные правоотношения между бывшими противниками в полном объеме. Оно имеет значение и для третьих стран. Прекращается действие норм, относящихся к нейтральным государствам. Участники боевых действий Вооруженные силы государства – это организованные, обученные и оснащенные согласно ее внутреннему законодательству люди, которые предназначены в первую очередь для выполнения задач национальной обороны и безопасности, и лица, которые официально командуют, контролируют и несут ответственность за эти вооруженные силы. Международное право различает две категории лиц: те, которые не входят в состав вооруженных сил и не принимают участие в боях – гражданское население; и, так называемые, законные участники войны, действиям которых предоставляется государственный характер и они принадлежат к вооруженным силам воюющих сторон – комбатанты (фр. combattant — боец, воин). Комбатантами называют лиц, которые имеют командира, ответственного за их действия, носят определенный и выразительно видимый издалека опознавательный знак, который отличает их от гражданского населения, входят в состав вооруженных сил воюющих сторон и непосредственно ведут боевые действия против врага с оружием в руках, соблюдая в своих действиях законы и обычаи войны. Согласно Женевским конвенциям 1949 г. к комбатантам принадлежат:
К вооруженным силам относятся и разведчики, которые внедряются в расположение противника с целью сбора сведений для своего командования. Главное отличие военного разведчика от шпиона – это наличие у разведчика военной формы, которая свидетельствует о его принадлежностях к вооруженным силам своего государства За комбатантами признается право применять военное насилие, соответственно и к ним применяется высшая форма военного насилия – физическое уничтожение. Попавши в плен, комбатанты получают статус военнопленных. Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала. Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Некомбатанты – это интендантский, медицинский, юридический и духовный персонал, который правомерно находится в составе вооруженных сил воюющей стороны и помогает в достижении успехов во время боевых действий, но непосредственно участие в них не берет и применять оружие может лишь для самозащиты. Соответственно применение оружия против некомбатантов запрещены. Они не являются объектом военных действий со стороны противника и имеют право на защиту при попадании под его власть. Но в случае участия в боевых действиях этот персонал получает статус комбатантов. Бытует понятие «незаконные комбатанты», которых можно поделить на две группы с разным правовым статусом и соответственно разным объемом прав, которые применяются к ним. К первой относят «незаконных комбатантов на поле боя», которые не выполняют одну или несколько из условий, необходимых для предоставления статуса комбатанта, и. соответственно, не имея права, принимают непосредственное участие в боевых действиях. Особенно это касается отказы отличать себя от гражданского населения. Второй группой «незаконных комбатантов в тылу» являются диверсанты и шпионы, которые действуют в тыле противника. Но всем незаконным комбатантам гарантируется хотя бы минимальный уровень защиты их прав. Например, убийство, истязание и другие действия, которые посягают на жизнь, здоровье или достоинство «незаконных комбатантов», строго запрещены. В Протоколе І (1977 г.) юридически конкретизированы определенные положения про вероломство, представлено четкое определение шпиона и наемника, а также выделены сведения о гражданской защите и добавлены некоторые другие определения, которые расширяют сферу МГП. Лазутчики (шпионы), собирая сведения в районе военных действий, в отличие от разведчиков, действуют тайно или под фальшивыми предлогом (видом). Наемники не имеют права на статус комбатанта или военнопленного (ст. 47), а наемничество квалифицируется как военное преступление, поэтому наемники могут быть наказаны военным судом и даже осуждены насмерть. МГП считает наемником лицо, которое завербовано на месте (или чаще всего за границей) специально для того, чтобы принимать непосредственное участие в вооруженном конфликте с целью получения от стороны, которое находится в конфликте, материального вознаграждения. В 1989 г. под эгидой ООН была принята Конвенция о запрете вербовки, использовании, финансировании и обучении наемников. ООН объявила наемничество международным преступлением, которое задевает интересы всех государств, и призвала их установить законы, которые наказывают наемников как криминальных преступников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. Согласно статье 63 УК Украины наемничество признано криминальным преступлением и квалифицируется как «вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или в насильнических действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушения территориальной целостности». Эти действия наказываются лишением свободы сроком от 6 до 10 лет. А само «участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств, с целью получения материального вознаграждения или другой личной выгоды» наказывается лишением свободы сроком от 5 до 12 лет. В отличие от наемников, добровольцы (волонтеры) из числа иностранных граждан в силу своих политических или других убеждений (но не за материальную выгоду!) могут быть зачисленными к личному составу вооруженных сил одной из воюющих сторон. |