Скачать 71.28 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» Специализированный учебно-научный центр ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 9 ГУМАНИТАРНЫЙ КЛАСС Екатеринбург Программа утверждена на заседании кафедры филологии СУНЦ УрФУ. Зав. кафедрой филологии кандидат филологических наук, доцент М. А. Алексеева Автор-составитель: Л. Ю. Довгошея, учитель кафедры филологии I. ПРОГРАММА Для того чтобы успешно выполнить задание по русскому языку, абитуриенты должны иметь представление о перечисленных ниже понятиях из различных разделов языкознания. 1. Фонетика. Различение звуков и букв. Случаи соответствия и несоответствия буквы и звука в русском языке. Слабые и сильные позиции для звука. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. 2. Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Различение омонимов, синонимов, антонимов. Фразеологические обороты. Их использование в речи. 3. Словообразование и морфемика. Части слова (морфемы): основа и окончание, корень, приставка, суффикс. Нулевое окончание. Словообразование и словоизменение. Простые и сложные слова. Однокоренные слова и формы слова. Основные способы словообразования в русском языке. Морфемный (по составу) разбор слова. 4. Морфология. Части речи, их общие грамматические значения, постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль частей речи (какими членами предложения могут являться). Морфологический (как часть речи) разбор слова. 5. Орфография. Употребление прописных букв. Правописание безударных гласных (проверяемых, чередующихся и непроверяемых) в корнях. Гласные -О-/-Ё(Е)- после шипящих согласных и Ц. Гласные И/Ы после Ц. Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных, глаголов и причастий. Правописание приставок пре- и при-. Правописание приставок на –з и –с. Переход и в ы после приставок. -Н- и -НН- в суффиксах отыменных прилагательных, отглагольных прилагательных, страдательных причастий и производных от них слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание частиц НЕ и НИ. Дефисное написание существительных и прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Правописание Ъ и Ь. Правописание числительных. 6. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Главные члены двусоставного предложения (способы выражения подлежащего и типы сказуемых). Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (определения: согласованные, несогласованные, приложения; дополнения: прямые и косвенные; виды обстоятельств). Главные члены и типы односоставного предложения (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное). Способы выражения сказуемого в безличном предложении. Распространенные, нераспространенные, полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Понятие обособления. Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями и существительными с предлогами. Знаки препинания при обособленных дополнениях. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. Оформление прямой речи. Диалог. Косвенная речь. Цитаты и их оформление на письме. Синтаксический разбор простого осложненного предложения. II. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Переписать предложенный отрывок текста, вставив пропущенные буквы, знаки препинания и выделив орфограммы. 2. Сделать синтаксический разбор подчеркнутого предложения, морфемный разбор (или разбор по составу) слова, выделенного жирным шрифтом, и морфологический (как часть речи) разбор слова, выделенного курсивом. ВНИМАНИЕ! На выполнение задания дается 60 минут. III. ПРИМЕРНОЕ ЗАДАНИЕ И ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗБОРОВ 1. Задание: перепишите предложенный отрывок текста, вставив пропущенные буквы, знаки препинания и выделив орфограммы. Мы пошли на вал в..звышение образован(?)ое природой и укреплен(?)ое ч..стоколом. Там уже т..лпились жители креп..сти. Г..рнизон стоял (в)ружье. Пушку туда перет..щили нак..нуне. К..мендант ра..хаживал перед св..им малочислен(?)ым строем. Близость опас(?)ности одушевляла старого во..на бодростию (не)обыкновен(?)ой. По степи не в дальнем ра(?)стояни.. от крепост.. раз..е(?)жали человек два..цать верхами. Они к..зались к..заками но между ими нах..дились и башкирцы, которых ле..ко можно было ра..познать по их рыс..им шапкам и по к..лчанам. К..мендант обош..л свое войско гов..ря с..лдатам Ну детушки п..стоим се..одня за матушку г..сударыню и докаж..м всему свету что мы люди бравые и пр..сяжные! С..лдаты громко из..явили усерд..е. Швабрин ст..ял подле меня и пр..стально гл..дел на (не)приятеля. Люди раз..е(?)жающие в степи заметя дв..жение в крепости с..ехались в куч(?)ку и стали между с..бою толк..вать. К..мендант велел Ивану Игнат(?)ичу нав..сти пушку на их т..лпу и сам пр..ставил ф..тиль. Ядро зажу(?)жало и прол..тело над ними (н..)сделав (н..)какого вреда. Наез(?)ники ра..сеясь (тот)час уск..кали (из)виду, и степь ..пустела. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 2. Образцы выполнения разборов. Задание: сделайте синтаксический разбор подчеркнутого предложения, морфемный разбор (или разбор по составу) слова, выделенного жирным шрифтом, и морфологический (как часть речи) разбор слова, выделенного курсивом. Синтаксический разбор Люди, разъезжающие в степи, заметя движение в крепости, съехались в кучку и стали между собою толковать. 1) Синтаксическая характеристика предложения. Предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Люди – подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже; съехались – простое глагольное сказуемое; стали толковать – составное глагольное сказуемое; предложение двусоставное, распространенное, полное, осложнено двумя однородными сказуемыми, соединенными одиночным соединительным союзом, обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 2) Разбор предложения по членам. Люди съехались и стали толковать (какие?) (почему?) (каким образом?) (как?) разъезжающие заметя в кучку между в степи движение собою в крепости Морфемный разбор укрепленное – причастие
* Примечание. При образовании причастия конечный суффикс и инфинитивной основы усекается, а в корне возникает чередование согласных п//пл. Морфологический разбор что? I. (приставил) фитиль – существительное, обозначает предмет. II. Начальная форма: фитиль; постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, мужского рода, 2 склонения; непостоянные признаки: в единственном числе, в винительном падеже. III. приставил (что?) фитиль (прямое дополнение). IV. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Каждая из двух частей задания (текст и разборы) оценивается по пятибалльной системе, и баллы суммируются. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно получить за задание, равно 10. V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ 1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение (любое издание). 2. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. 3. Матвеева Т. В. От звука до текста. Все виды разбора на экзамене по русскому языку: Учебное пособие. – Екатеринбург: У-Фактория (любое издание). 4. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа (любое издание). 5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис-пресс (любое издание). Серия «Домашний репетитор». 6. Савко И. Э. Весь школьный курс русского языка: Пособие для учащихся ст. кл. и абитуриентов. – Минск: Современный литератор (любое издание). 7. Савко И. Э. Русский язык: конспекты, таблицы и схемы. – Минск: Харвест, 2006. ЖЕЛАЕМ УСПЕХА! |