Скачать 287.72 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» п. Затеречный Нефтекумского района Ставропольского края Сборник сценариев по организации правового воспитания учащихся "Имею право…" Автор: Ф.И.О. Краюшкина Ирина Викторовна Должность - учитель русского языка и литературы Нефтекумский район, 2012 Содержание
(в 5 классе) ………………………………….……………………. стр. 5
(в 9-11 классах) …………………………………………………… стр. 10
обязанности родителей» …………………………………………. стр. 16 Введение. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. Правовое образование - это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное) независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и государством. Приоритетной задачей образования становится создание совокупности таких условий развития обучающегося, которые в будущем обеспечат его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание:
Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность. Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей. Материалы, представленные в сборнике, предназначены обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, развивать правовое самосознание, формировать навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения. Классный час «Права детей» ( 5 класс) Аннотация. Классный час правовой тематики, посвящённый Всемирному дню прав ребёнка (20 ноября), Конвенции «О правах ребёнка». Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей. Дети работают тремя группами. Цель классного часа – сформировать у учащихся общее представление о правовых документах, в частности о «Конвенции прав ребёнка»; помочь осознать ряд правовых понятий. Классный час способствует формированию у учащихся основы правовой культуры, развитию способности соотносить свои ценности с общечеловеческими, воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам, сформированию отрицательного отношения к противоправным поступкам, побуждению детей к защите своих прав, воспитанию уважения к правам других людей; формированию активной жизненной позиции. При проведении классного часа используется мультимедийная презентация, включающая в себя ролик «Конвенция о правах ребёнка» (Интернет-ресурсы с You Tube). Сценарий классного часа «Права детей» Цель: сформировать у учащихся общее представление о Конвенции ООН «О правах ребёнка», помочь учащимся в осмыслении понятий «свобода», «право на свободу», познакомить учащихся с основными свободами в области прав человека. Задачи:
Оформление класса. На доске: Права и обязанности детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. Конвенция «О правах ребёнка» (1989 г.) Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 1) Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям). Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. План классного часа. I. Интерактивная беседа с элементами лекции. II. Ролевая игра «Юридическая консультация».
I. Беседа. - Ребята, знаете ли вы, что такое ООН? ООН - Организация Объединенных Наций. Она была создана 24 октября 1945 года, после Второй мировой войны, которая отняла самое главное право у десятков миллионов людей – право на жизнь, для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами; предотвращать войны и вооружённые конфликты; защищать права и свободы человека; делать всё для того, чтобы людям на земле жилось лучше. Штаб-квартира ООН находится в США, в Нью-Йорке. В настоящее время в ООН входит более 200 государств. К сожалению, наш мир не стал безопаснее: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. - Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребёнка. А почему именно этот день? В этот день в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) была принята международная Конвенция «О правах ребёнка». - А что такое Конвенция? Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами. В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей. В Конвенции говорится, что ребёнок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами начинаем изучать права, то есть ваши права (учитель называет права, записанные на доске). II. «Юридическая консультация». Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация». Представьте, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. К вам за советом приходят литературные герои. Разъясните герою его права. Давая консультацию, обязательно ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребёнка»: «Согласно Конвенции «О правах ребёнка»…» Появляется Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и другие дети? /Ответ: Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребёнком является человеческое существо до 18-тилетнего возраста. Вам ещё нет 18-ти лет, значит, вы ребёнок и имеете те же права, что и все дети./ Появляется Буратино: Я Буратино. Мой папа Карло купил мне азбуку и отправил учиться. Какое право обеспечил мне мой папа? / Согласно Конвенции вы могли использовать право на образование/ Появляется Золушка: Моя мачеха кричит на меня, она и мои сводные сёстры оскорбляют меня, нагружают работой. Даже когда король объявил в королевстве бал, моя мачеха и мои сводные сёстры отправились во дворец, а мне мачеха дала огромный список работы. Разве она права? /Конечно, мачеха не права. Согласно Конвенции ребёнок имеет право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям) и право на отдых и досуг/ III. Игра «Найди соответствие» -конкурс капитанов. (Капитаны каждой из команд по очереди вытягивают листочки с репликами сказочных героев и зачитывают их, отгадывая литературного героя, которому они принадлежат. Затем отвечает от лица того героя, чьё право нарушено, используя подсказки на столе. Если капитан ошибается, команда может помочь) Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:… Не имеешь права меня эксплуатировать. Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем». Серая Шейка:… Не имеешь права лишать меня жизни. Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице». Герда… Не имеешь права лишать меня имущества. IV. «Конвенция о правах…» глазами детей. Каждой команде дается задание проиллюстрировать на доске одно из прав, а соперники должны догадаться, какое право изображено на рисунке. V. «Право на жизнь». Право на жизнь. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения. (Учащиеся отвечают) Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Продолжите фразу: «Для меня самым важным правом является…» Приложение: презентация и видеоролик Классный час «Право на счастье» (9-11 класс) Аннотация Классный час лауреата муниципального конкурса "Самый классный классный 2011". Классный час по нравственно-правовому воспитанию для учащихся старших классов. Цель классного часа - расширить и закрепить знания учащихся по вопросам прав человека в демократическом обществе. Учащиеся должны усвоить основные понятия темы: «право», «обязанность», «Декларация прав человека», «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка». Классный час способствует формированию у учащихся основы правовой культуры, развитию способности соотносить свои ценности с общечеловеческими, воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам, развитию умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях, внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы. При проведении классного часа используется мультимедийная презентация, включающая в себя с эпизод из фильма «Обыкновенный фашизм» (1965г.), видеоролики о правах (Интернет-ресурсы с You Tube), минусовки к песням: «Песенка мамонтёнка», «Чему учат в школе», «Коммунальная квартира». Конспект классного часа «Право на счастье» Имеем право мы иметь права, Но ведь моралью люди связаны. Поэтому, чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны. Цель: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам прав человека в демократическом обществе. Задачи: 1) усвоить основные понятия темы; 2) формировать у учащихся основы правовой культуры; 3) развивать способности соотносить свои ценности с общечеловеческими; 4) способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам; 5) развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях; 6) способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы. Основные понятия: «право», «обязанность», «Декларация прав человека», «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка». Подготовительная работа: 1) Рекомендуется учащимся прочитать литературу о правах человека. 2) Создаётся мультимедийная презентация к классному часу. 3) Карточки к игре «Полёт на шаре» Ход мероприятия: I. Организационный момент. (слайд 1) Сообщение темы мероприятия. II. Актуализация опорных знаний: просмотр видеоролика на основе документального фильма «Обыкновенный фашизм» (слайд 2) III. Вступительное слово учителя: Работа с эпиграфом (слайд 3) (слайд 4) Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности. В 1948 году Комиссия по правам человека ООН подготовила Всеобщую Декларацию прав человека. Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия). Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. (слайд 5) Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит – «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов» (слайд 6) В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер. (слайд 7) Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. (слайд 8) В Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать (слайд 9) (слайд 10) (слайд 11) ПРАВО - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). (слайд 12) IV. Проведение игры «Полет на воздушном шаре». Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Он начинается снижаться и вам надо сбросить балласт, находящийся в мешках, на которых написаны права. Можно оставить только 3 мешка, т.е. самые главные, основные права. Какие вы оставите? Права:
(слайд 13) ОТВЕТЫ: Право на жизнь. Право на свободу. Право на охрану здоровья (слайд 14) Задание: «Угадай!» Необходимо по минусовке к песне угадать её и назвать то право, которое необходимо герою. (слайд 15) Звучит мелодия «Учат в школе» - право на образование. (слайд 16) Звучит мелодия к песне группы «Дюна» «Коммунальная квартира» - право на жилище (слайд 17) Звучит мелодия к «Песенке мамонтёнка» - право иметь семью. (слайд 18) Викторина «Права литературных героев» Посмотрите видеоролик и вспомните, в каких литературных произведениях и какие герои реализуют данное право или лишены этого права. (слайд 19-20) «Право на образование» (слайд 21-22) «Право на частную жизнь» (слайд 23-24) «Право на свободу мысли» (слайд 25) Человек имеет не только право, но и обязанности. (из статьи 29 Конвенции) (слайд 26) Обязанность - круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). (слайд 27) - Можно ли права отделять от обязанностей? /Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности/. (слайд 28) Видеоролик. Право № 30: «Никто не может отобрать у вас права человека» (слайд 29) V. Итог мероприятия: - Назовите основные документы, закрепляющие права человека. - Почему в наше время международное сообщество придает особое значение международному праву? Выводы: Долг каждого гражданина – уважать права и свободы человека, защищать их. Это – наше общее дело! Приложение: презентация и видеоролики Детско-родительское собрание «Права детей и обязанности родителей» (9-11 класс) Аннотация. Это собрание для родителей и учащихся 10-11 класса в форме круглого стола, направленное на развитие продуктивного диалога между родителями и детьми. Предмет: Работа с родителями |