Скачать 27.39 Kb.
|
Учитель: Трухина М.И. Конспект урока на тему «Глагол» Тема: « Правописание глаголов». Цели:1) повторить и углубить знания о глаголе , его грамматических категориях; употребление в речи; 2) закрепить правила написания глаголов: правописание личных окончаний глаголов , употребление ь в глагольных формах, правописание суффиксов глаголов; Ход урока. I. Орфоэпическая разминка. Начался, звонит, балуется, вручит, включит, клонит; Ходатайствовать, черпать, усугубить, плесневеть, облегчить, кашлянуть. II. Сообщение темы и цели урока. - Слова какой части речи даны в орфоэпической разминке? Глагол – одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм. III. Работа по теме. 1. Фронтальный опрос. 1) Дать определение глагола. 2) Назовите грамматические категории глагола. 3) Кратко рассказать: а) о неопределенной форме глагола. б) вид. в) переходность. г) возвратность. д) наклонения. е) время. ё) спряжение. 2. Синтаксическая пятиминутка. Заливается – стонет ветер, гнёт в поле одинокую голую берёзку.(И.Бунин.). - Как вы думаете, почему Бунин пишет, глаголы через дефис, а не через запятую? У Бунина часто можно встретить написание глаголов через дефис. Второй глагол как бы « дорисовывает », уточняет картину, делая её более яркой, образной. Он как бы подчёркивает одновременность двух действий. Это один из приёмов Бунина который помогает ему, по словам. А.Твардовского, «обходится малым числом слов для достижения наибольшей выразительности ». 1)Ветер звоном отдалённым гудит – поёт. 2)Что шумит – звенит зарёю? 3)И бегут – змеятся волны быстрой гибкой полосой. 3 Морфологический разбор. I. Гнёт - глагол. II. Н.Ф. – гнуть; несов. в., невозвратный., переходный., I спряжение; изъяв. н., наст. в., 3 л., ед. ч. III. Сказуемое (Зачем нужно знать все эти признаки?). 4. Правописание глаголов. а) Правописание личных окончаний глагола. I и II спряжений. - Какое окончание имеют глаголы I и II спряжений? С объяснением. ( Устно ). б) – Когда пишется ь в глагольных формах? Смотрите рабочее тестирование А5(2), А8(3). Выборочный диктант у доски. Выписать глаголы 2л. ед. ч. Упр. 276. 280. (4 и 1 предл.). Тревожишь – тревожь , тревожьте. Любишь – любить. Не можешь – мочь. в) Правописание суффиксов глаголов. - Какой суффикс пишется перед-л- в прошедшем времени. Обидишь-обидеть. «Четвёртый лишний». Ре…л, кле…л, се…л, леле…л. г) Упр. 283. Чтобы выполнить упражнение, мы должны вспомнить, что такое паронимы. Обессилить (лишить кого-то сил) – обессилеть (лишиться сил), белить стену – белеть (где-то вдали, в степи), чернить (делать чёрным что-либо) - чернеть, обезлесить (лишить леса). Из упр. 284. Обезденеж…л (лишил денег) – обезденеж…л (лишился денег). д) Употребление в речи. Запись. «Говори правильно». 1) Ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите. 2) Мы (движем, двигаем) мебель в комнате. Им (движет, двигает) рок. Ребята (брызгаются, брызжутся) водой. Солнце (брызгает, брызжет) лучами. IV. Итог урока. - Какую тему сегодня повторили? / Глагол. Правописание глагола./ - Какие правила Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. - Глаголов какого наклонения встретилось здесь больше всего? В. Шефнер. «Миг». V. Д / з. стр. 178-179, упр.281 (уст.). |