План-конспект урока
Предмет: интегрированный урок чтения и окружающего мира.
Класс: 2 класс
Тема: «Россия - Наша Родина» Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цели:
Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной истории и культуры.
Воспитание гражданственности и патриотизма.
Задачи:
формирование и конкретизация понятия Родины, осознание собственного отношения к ней;
формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения;
расширить представления учащихся о родной стране, государственных символах,
воспитывать любовь к родной стране, уважение к законам и символам государства,
воспитывать уважение к народам России и их культурам.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран или ИАД;
административная карта Российской Федерации;
мультимедийная презентация « Россия – наша Родина;
портреты героев Великой отечественной войны, фотографии из семейного альбома;
изображения Государственного герба и Государственного флага России;
8. репродукции произведений русских художников-пейзажистов;
9. фотографии Кремля и Красной площади;
9. запись Государственного гимна Российской Федерации;
10. нарисованный на листах формата А3 журнал «Россия – наша Родина»;
11. ромашка, с отдельными лепестками;
12. разрезные пословицы для собирания;
13. портрет Дмитрия Кедрина;
Оформление доски:
Родина- 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения. (С.И.Ожегов)
| Карта России
| Россия – наша Родина (устный журнал)
Поэтическая
Слово «Родина»
«Наша Родина – Россия»
Символы государства
Викторина
Игра «Собери пословицу»
|
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД на каждом этапе урока
|
Ι. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.
Постановка учебной проблемы.
| 1.Организационный момент. Вступительная беседа учителя.
-Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
-Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.
2. Сообщение темы и целей урока. -Ребята, сегодня на уроке мы будем создавать устный журнал. Кто знает, что такое журнал? (это печатное издание, в котором содержатся рассказы, повести, комиксы, стихи, ребусы, загадки, головоломки.)
-Для чего нужны журналы? (Чтобы узнавать новое)
-Какие журналы вы знаете? (Юный натуралист, Тете, Весёлые картинки, Мурзилка, и т.д.)
-А наш устный журнал, т.е. ненапечатанный, а рассказанный в устной форме, называется «Россия - наша Родина» Слайд 1.
-А как вы думаете, какие знания вы получите на сегодняшнем уроке? ( Мы узнаем, что такое Родина, что нашей Родиной является Россия, будем рассматривать карту России, показывать её границы, прочитаем стихотворения о России, рассмотрим символы России)
- Любой журнал состоит из страниц, которые можно открывать и читать. Так и наш устный журнал имеет страницы.
Итак, открываем первую страницу….
|
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять цель деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
|
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
|
3. Работа с устным журналом.
1) Страница первая. Открытие журнала. Слайд 2.
На этой странице стихотворение Дмитрия Кедрина «Родина»
а) Словарная работа.
-В тексте могут встретиться незнакомые слова:
Плёс – широкое место реки или озера;
Андреевская звезда – высшая награда до 1917 года, орден ;
Зябкий – чувствительный к холоду. Слайд 3.
- Послушайте это стихотворение и скажите, какой теме оно посвящено, какими чувствами оно проникнуто? (учитель читает стихотворение)
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос.
И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.
И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звёздах,
В высоких седых париках.
И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола…
И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.
И ливни – такие косые,
Что в поле не видно ни зги…
Запомни:
Всё это – Россия,
Которую топчут враги.
- Итак, о чём это стихотворение? ( о Родине, о войне)
-Как поэт относится к Родине (Он любит свою Родину, всё стихотворение проникнуто любовью к Родине)
-Это стихотворение написано в 1942 году. В это время шла ВОВ. Фашистская Германия напала на нашу родину и хотела завоевать её. 1942 год был очень тяжёлым, т.к. враги оккупировали большую часть нашей земли, и всё равно русский народ не сдался и приложил все силы, чтобы сломить врага. Эта война, начавшаяся в 1941году, закончилась в 1945 году полной победой русских над фашисткой Германией. Слайд 4.
- Про Родину написано очень много стихотворений. Сейчас мы с вами послушаем некоторые из них, которые выучили наши ученики. ( Приложение 1) Слайд 5.
- Понравились вам эти стихотворения?
- А что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите?
( Выслушиваются ответы детей)
-Родина-место, где мы родились, выросли, где живут наши мамы и папы, дедушки и бабушки, жили наши прадеды и прабабушки.
2) Страница вторая «Слово Родина». а) Слово «Родина» в словарях.
-А сейчас мы открываем вторую страничку нашего журнала, из которой мы узнаем, откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах. (Приложение2) Слайд 6- 8 б) Подбор родственных слов к слову «Родина»
- Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение. Слайд 9.
-Какие слова называются родственными? (которые имеют один корень и одинаковое смысловое значение)
Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родня – родственники.
Род - группа людей, объединённых кровным родством.
Родословная – перечень поколений одного рода.
-Итак, у слова Родина много родственных слов. И все эти слова произошли от слова РОД.
|
Личностные УУД:
1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
Коммуникативные УУД:
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД: 1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) гражданско-патриотическое воспитание;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Духовно-нравственное развитие и воспитание:
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
Познавательные УУД:
формируем умение обобщать.
|
| Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде раз,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
Лёгкие шажки – раз, два, три,
Лёгкие прыжки – раз, два, три,
Вот и вся зарядка – раз, два, три,
Мягкая посадка – раз, два, три.
| Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
|
| -Итак, мы узнали, что Родина – это место, где мы родились, это страна, где мы живём.
-А в какой же мы стране живём? (В России или РФ)
3) Страница третья «Наша Родина – Россия»
-Мы открываем третью страничку нашего журнала, из которой мы узнаем о России. Слайд 10-11. (карта мира, РФ)
а) Беседа по карте мира и по карте РФ.
-На каком материке находится Россия? (Евразия)
-В каких частях света находится Россия? (Европа и Азия)
От самого центра Азии и заснеженных вершин Кавказа до холодных побережий Сев. Ледовитого океана, от Берегов Балтийского моря до Тихого океана раскинулась наша Родина. Россия – самое большое по площади государство. Её территория омывается водами 13 морей, которые принадлежат к бассейнам трёх океанов. Россия – многонациональное государство. На его необъятных просторах проживают десятки различных народов: русские и татары, мордва и коми, башкиры и чеченцы, осетины и карелы, калмыки и алтайцы, хакасы и черкесы, эвенки и нанайцы, саамы и ногайцы, эскимосы и чукчи и многие-многие другие. Все они отличаются друг от друга языком, культурой, укладом жизни, хозяйством. (Слайд 12) - В какой республике мы живём? -Покажите на карте столицу России, столицу Чувашии. (Слайд 13)
-Кто является президентом России? Главой Чувашии? (Слайд 14)
4) Страница четвёртая «Символы государства» Слайд 15.
- Откроем четвёртую страничку нашего журнала.
(На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации) - Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: они используются в государственных учреждениях, морских и космических кораблях, самолётах. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие – международный форум, спортивное состязание или военный парад.
- Наши ученики подготовили сообщения о символах России: гербе, флаге, гимне. (Чтение докладов) ( Приложение 3) Слайды 16-18.
-А теперь я вам предлагаю послушать гимн Российской Федерации. Как надо слушать гимн? (стоя) (Прослушивание гимна.)
- Ребята. Понравился вам гимн? Какой у нас гимн? (торжественный, очень красивый)
-Наша малая Родина Чувашская Республика тоже имеет свои символы. Доклад про чувашский герб, флаг, гимн прочитает … (учитель называет фамилию, имя ученика) Слайд 19. (приложении 4)
-Чувашские символы тоже очень красивые, яркие, показывают величие и красоту чувашского народа.
|
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) эстетическое воспитание.
Познавательные УУД:
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; Духовно-нравственное развитие и воспитание:
2) гражданско-патриотическое воспитание; Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
6) эстетическое воспитание.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания.
|
5. Страница пятая «Викторина» - А сейчас открываем следующую страницу нашего журнала, я вам предлагаю поучаствовать в викторине по теме нашего урока. Узнаем, что же вы запомнили.
Как называется торжественная песня, мелодия? (Гимн.)
Назовите автора стихов государственного гимна Российской Федерации. (С. В. Михалков.)
Назовите композитора, автора музыки, государственного гимна Российской Федерации. (А.В. Александров.)
Назовите цвета современного государственного флага Российской Федерации. (Белый, синий, красный.)
Назовите имя президента России, утвердившего современный государственный гимн РФ. (Владимир Владимирович Путин.)
Что обозначают цвета государственного флага Российской Федерации? (Учащиеся называют одну из версий: земля, небо, воздух; вера, надежда, любовь.)
Назовите императора, при котором окончательно определилось расположение горизонтальных цветных полос российского флага. (Пётр I)
Кто изображён на гербе г. Москвы? (Георгий Победоносец.)
Что символизируют на государственном гербе России две головы орла, смотрящие в разны стороны? (Единство страны).
Как называется изображенный на гербе украшенный драгоценными камнями жезл в лапе орла? (Скипетр.)
Как называется изображённый на гербе в лапе орла золотой шар с крестом наверху? (Держава.)
Что изображено на гербе Чувашской Республики?
Какого цвета флаг Чувашии?
6. Страница шестая «Игра «Собери пословицу»»
а) Работа в парах.
-Каждая пара собирает разрезанную пословицу, а потом её объясняет. ( учитель раздаёт разрезанные пословицы по рядам )
Родина – мать, умей за неё постоять.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Пословицы и поговорки о родине отражают любовь человека к родной стороне, домашнему очагу. Живя на чужбине, человек начинает тосковать и скучать по Родине, по своему родному дому. Пословицы о родине вобрали в себя такие чувства как любовь, преданность, гордость за Родину.
| Регулятивные УУД:
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД:
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Познавательные УУД:
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
6) формируем умение обобщать.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; Коммуникативные УУД:
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Познавательные УУД:
6) формируем умение обобщать.
| 4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
а) Беседа с учащимися. Заполнение ромашки.
На этом мы закрываем наш журнал. Я надеюсь, что вы сегодня получили много нужных знаний.
-Что нового вы узнали на этом уроке?
-Сегодня мы вспомнили государственные символы России. Все граждане нашего государства должны их знать и почитать, поскольку они зримо воплощают прежде всего современную Россию, в которой мы живём. -Что же такое Родина? Сейчас я каждому раздам лепесток ромашки, на котором надо написать слово, которое ассоциируется со словом «Родина» (на доске прикреплена сердцевина ромашки, на которую дети по очереди прикрепляют лепестки)
б) Домашнее задание: нарисовать журнал «Россия – наша Родина» на альбомных листах, скрепить посередине скобами или сшить.
Выставление оценок за урок.
в) Завершение урока песней «С чего начинается Родина?»
( ученики подпевают, слова песни учитель раздаёт каждому ученику
| Регулятивные УУД:
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
|
Приложение 5. Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
* Отметить учеников, которые хорошо работали по карте РФ.
* Отметить учеников, которые читали наизусть стихи, подготовили сообщения к уроку.
ΙΙΙ. Применение нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы викторины.
* Отметить учеников, которые правильно объяснили пословицы о Родине.
* Отметить учеников, которые активно работали в парах. |