Конспект урока Тема урока. Наша родина – Россия.
Предмет: окружающий мир
1 класс
Учитель: Корх Виктория Викторовна, учитель начальных классов
МКОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1».
Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.
Авторы учебника: Федотова О.Н., Трофимова Г.В., Трафимов С.А.
Цель: формирование oснов гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, осознание своей этнической принадлежности.Совместный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Знать название страны, народы ее населяющие. Показывать территорию России и ее границы на карте. Участвовать в практической работе со схемой: находить местоположение Москвы. Обсуждать особенности государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета), герба России, Узнавать российский флаг среди флагов других стран, работать с текстом и иллюстрациями учебника.
:расширение представлений детей о стране, в которой они живут.
Задачи:
познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение работать самостоятельно;
воспитывать любовь к родному краю, родине, чувство патриотизма;
формировать универсальные учебные действия.
Результаты:
Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| Основы гражданской идентичности личности в формеосознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю; осознание своей этнической принадлежности.
| Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
| Называть: название страны, народы ее населяющие. Показывать территорию России и ее границы на карте. Участвовать в практической работе со схемой: находить местоположение Москвы. Обсуждать особенности государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета), герба России. Узнавать российский флаг среди флагов других стран, работать с текстом и иллюстрациями учебника.
|
| Краткая аннотация урока
Данный урок находится в разделе «Наша Родина - Россия». Это первый урок по теме «Наша Родина — Россия».
Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. В настоящее время в системе школьного образования недостаточное внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, поэтому проблема формирования гражданской позиции у младших школьников является актуальной на современном этапе.
На данном уроке воспитывается уважения к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительного отношения к государственным символам России. Урок способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания. Нам очень важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией.
Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску урока, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
Этап урока
| Время, мин
| Содержание учебного материала
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| ФУУД
| Организационный
| 1
| Создание положительного настроя на урок.
-Я думаю, что сегодня на уроке будет интересно и вам, ребята, и гостям. Ведь мы с вами отправляемся путешествовать по нашей планете. Итак, вперёд за маленькими открытиям!
| Приветствует обучающихся, организует внимание.
| Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
| Личностные
| Постановка темы и целей урока
Актуализация знаний
| 5
| Послушайте стихотворение, которое нам приготовила Полина (на фоне муз. С чего начинается Родина?)
-О чем это стихотворение?
- Какова же тема нашего урока?
-Что же такое Родина?
Вывод: просмотр слайдов с изображением нашего села.1-6
Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и школа, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки. ( к слайдам)
- У всех ли есть Родина?
У каждого человека есть свой маленький уголок – поселок, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Кто ребята нам сможет рассказать о своей малой родине?
– Где бы в последствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша Родина? (Россия.)
| Знакомит с темой урока, показывая слайды с изображением природы.
| Рассматривают слайды, слушают стихотворение. Самостоятельно формулируют тему урока. Отвечают на вопросы.
Рассматривают слайды презентации, высказывают свое мнение.
| Познавательные,
коммуникативные
| Первичное восприятие и усвоение нового материала
| 7
| - Как называют жителей России? (россияне)
Знакомство с физической картой России.
- Откройте учебники на стр.64. Текст внизу страницы, прочитаем до слов «Мы все-россияне!»
-Посмотрите на карту России. Её границы обозначены. С помощью чего? Проведите обратной стороной ручки по границе России.
-Воды каких океанов и морей омывают границы России?
-Ребята, посмотрите внимательно на маленькие точки в океане, очерченные красной линией. Как вы думаете, что это? Правильно, это острова, которые так же являются территорией России.
-Россию называют богатой страной, как вы думаете, почему? Чем богата Россия?
(слайд) 7 -10–вывод леса, реки, озера .
-Продолжим работу с текстом в учебнике со слов «Мы – это.. 145 миллионов» рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр.64. чем отличаются люди разных национальностей?
Знаете ли вы свою национальность?
У нас в классе все ребята русские, а с людьми каких национальностей вы встречались?
-Что нас всех объединяет?
И все мы россияне! Наше государство называют Российской Федерацией - объединение многих республик краев и областей
- В каждой стране есть главный город, который называют столицей. Какой город столица нашей родины?(слайд) 11
Она является символом нашего государства.
Какие символы страны вам известны?
Знакомство с государственной символикой России.
Над Кремлёвским дворцом, в котором находится государственная резиденция главы государства – всегда, ночью и днём, в хорошую погоду и в ненастье, гордо развивается бело-сине-красное полотнище. 12 слайд
Государственный флаг нашей Родины. Каждый из цветов имеет свое значение Впервые в России трехцветный флаг появился при Петре 1
Какое?
Белый цвет – олицетворяет свободу, мир, честность, благородство
Синий цвет - постоянство, веру и верность
Красный цвет - отвагу, мужество, героизм, смелость. Где мы можем увидеть государственный флаг?
- Следующий символ РФ – это Государственный герб.(слайд)13
- Что представляет собой герб? Расскажет.
- Где мы можем видеть герб? (на монетах, паспортах…)
Третий символ России – это Государственный гимн. О нем мы поговорим на след. уроке
- Во главе нашей страны стоит президент, который избирается гражданами для руководства страной.Назовите его. Слайд 14
| Показывает слайды презентации, побуждает к высказыванию своего мнения.
Рассказывает о символах страны, опираясь на слайды, побуждает учащихся принять участие в беседе.
|
Принимают информацию о расположении страны на карте, рассматривают национальные костюмы. Чтение текста в учебнике.
Дети отвечают на вопрос, а затем отгадывают, по описанию, о каком символе говорит учитель.
(высказывания детей)
Сообщение ученицы
Изображение золотого двуглавого орла на красном щите.
| Познавательные
Личностные
Регулятивные
| Физкультминутка
| 2
| Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
| Знакомит с новой физминуткой.
| Повторяют за учителем.
| Познавательные
| Практическая работа
| 5
| - Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем уроке каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20x10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; "древко" (трубочка для коктейля), скрепка.
Инструкция по изготовлению:
1. Раскрасьте полоски на российском флаге.
2. Приклейте флажок к древку
-Где вы видели флаги?
Как мы можем использовать свои изделия? 9 мая состоится митинг, мы сможем взять наши флажки, как атрибуты праздника, и даже подарить их ветеранам.
| Выдвигает проблему.
| Дети работают над заданием в парах.
На здании администрации, милиции.
| Коммуникативные
Регулятивные
| Закрепление изученного материала
| 4
| Родина у каждого человека, как и мать, - одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине?
| Организует диалог.
| Высказывают свое мнение.
| Регулятивные
Коммуникативные
| 6
| Работа с пословицами(слайд).15
| Показывает слайд с пословицами. Задает наводящие вопросы.
| Объясняют смысл пословиц.
| Личностные
| Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока.
| 3
| Как называется наша Родина?
Что нового узнали на уроке?
| Нацеливает на полные ответы.
| Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об уроке.
| Познавательные Коммуникативные
|
| (слайд)Живут в России разныеУ каждого народа
Народы с давних пор. Язык свой и наряд.
Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,
Другим – степной простор. Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.
Конспект урока Тема урока. Наша родина – Россия.
Предмет: окружающий мир
1 класс
Цель: расширение представлений детей о стране, в которой они живут.
Задачи:
познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение работать самостоятельно;
воспитывать любовь к родному краю, родине, чувство патриотизма;
формировать универсальные учебные действия.
Результаты:
Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю; осознание своей этнической принадлежности.
| Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
| Называть: название страны, народы ее населяющие. Показывать территорию России и ее границы на карте. Участвовать в практической работе со схемой: находить местоположение Москвы. Обсуждать особенности государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета), герба России. Работать с текстом и иллюстрациями учебника.
|
| Краткая аннотация урока
Данный урок находится в разделе «Наша Родина - Россия». Это первый урок по теме «Наша Родина — Россия».
Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. В настоящее время в системе школьного образования недостаточное внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, поэтому проблема формирования гражданской позиции у младших школьников является актуальной на современном этапе.
На данном уроке воспитывается уважения к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительного отношения к государственным символам России. Урок способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания. Нам очень важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией.
Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску урока, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
Этап урока
| Содержание учебного материала
| Организационный
| Создание положительного настроя на урок.
-Я думаю, что сегодня на уроке будет интересно и вам, ребята, и гостям. Ведь мы с вами отправляемся путешествовать по нашей планете. Итак, вперёд за маленькими открытиям!
| Постановка темы и целей урока
Актуализация знаний
| Послушайте стихотворение, которое нам приготовила Полина (на фоне муз. С чего начинается Родина?)
-О чем это стихотворение?
- Какова же тема нашего урока? Какова цель урока?
-Что же такое Родина?
Вывод: просмотр слайдов с изображением нашего села.1-7
Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и школа, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки. ( к слайдам)
- У всех ли есть Родина?
У каждого человека есть свой маленький уголок – поселок, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Кто ребята нам сможет рассказать о своей малой родине?
– Где бы в последствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша общая Родина? (Россия.)
| Первичное восприятие и усвоение нового материала
| - Как называют жителей России? (россияне)
- Откройте учебники на стр.64. Текст внизу страницы, прочитаем до слов «Мы все-россияне!» Вслух читает Полина.
-Посмотрите на карту России. Её границы обозначены. С помощью чего? Проведите обратной стороной ручки по границе России.
-Воды каких океанов и морей омывают границы России?
-Ребята, посмотрите внимательно на маленькие участки суши в океане, очерченные красной линией. Как вы думаете, что это? Правильно, это острова, которые так же являются территорией России.
-Россию называют богатой страной, как вы думаете, почему? Чем богата Россия? Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.
(видео)
-Продолжим работу с текстом в учебнике со слов «Мы – это.. 145 миллионов» рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр.64. чем отличаются люди разных национальностей?
Знаете ли вы свою национальность?
У нас в классе все ребята русские, а с людьми каких национальностей вы встречались?
-Что нас всех объединяет?
И все мы россияне! Наше государство называют Российской Федерацией
- В каждой стране есть главный город, который называют столицей. Какой город столица нашей родины?(слайд) 8 На каждой карте он есть давайте поищем на нашей карте в учебнике.
Она является символом нашего государства.
Какие ещё символы страны вам известны?
. 9 слайд
Государственный флаг нашей Родины. Впервые в России трехцветный флаг появился при Петре 1. Каждый из цветов имеет свое значение
Какое? Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Белый: мир, чистота, правда, благородство.
Синий: небо, духовность, вера.
Красный: отвага, героизм, огонь Где мы можем увидеть государственный флаг?
- Следующий символ РФ – это Государственный герб.(слайд)10
- Что представляет собой герб? Расскажет.
- Где мы можем видеть герб? (на монетах, паспортах…)
Третий символ России – это Государственный гимн. О нем мы поговорим на след. уроке
- Кто стоит во главе нашей страны? стоит президент, который избирается гражданами для руководства страной. Назовите его. Слайд 11
| Физкультминутка
| А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
| Практическая работа
| - Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем уроке каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги, на которых уже проведены горизонтальные линии; "древко" (трубочка для коктейля), скрепка. Прочитайте инструкцию по изготовлению и приступайте к работе. слайд 12
Инструкция по изготовлению:
1. Раскрасьте полоски на российском флаге.
2. Приклейте флажок к древку
Как мы можем использовать свои изделия? 9 мая состоится митинг, мы сможем взять наши флажки, как атрибуты праздника, и даже подарить их ветеранам. Можно подарить своим родителям.
| Закрепление изученного материала
| Родина у каждого человека, как и мать, - одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине?
| Работа с пословицами(
| Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока.
| Как называется наша Родина?
Что нового узнали на уроке?
|
У. - Что такое гимн?
Д. - Главная песня страны, торжественная песня, славящая что-либо. Государственный гимн Россия славит нашу страну, наш народ, исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При его исполнении люди любой страны, слушащие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
У.- Сейчас мы послушаем символ России – гимн, а слушать его мы будем стоя. Прошу всех встать.
(учитель включает гимн I куплет и припев)
1)
Как велика моя земля, как широки просторы! Озёра, реки и поля, леса, и степь, и горы! Раскинулась моя страна от севера до юга: когда в одном краю весна, в другом - снега и вьюга. И поезд по стране моей к границе от границы не меньше, чем за десять дней и то едва домчится
2)
И в городах, и средь морей, и средь колхозных пашен - везде вы встретите людей родных, российских, наших. Живём мы в радостном краю, и знать его должны мы - Страну Российскую свою, свой светлый край любимый.
* Рассказ учителя:
Наше государство - Российская федерация, самая большая страна в мире! Она широко раскинулась с запада на восток. Её границу с севера омывает Северный Ледовитый океан, с юга она - до Черного моря; с запада от Балтийского моря. С Востока - до Тихого океана. Она граничит со многими государствами. (рассказ сопровождается показам по карте). Мы все россияне! Мы – это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов.
Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как автор, К.Ушинский, по - другому называет нашу страну Россию:
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она нас вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
- Какие же другие имена есть у нашей страны? (отечество, родина, матушка)
- Почему так называют, за что? (пояснение детей)
Вывод: Главное чувство к родине: любовь, гордость, уважение.На территории нашей страны живут 128 разных народов. Мы – дружные.
3. – Какой город нашей страны самый главный? (Москва)
Вывод: Москва – столица нашего государства
- Что изображено на гербе России? (ответы детей)
- Что обозначает двуглавый орел на гербе? (всегда на страже, смотрит в стороны границы)
- Выберите из предложенных изображений гербов и флагов символы России. (выбирают и показывают)
Вывод: Знаем символы России: герб, флаг.
Ученик читает стихи
Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней... |