Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/10
Дата публикации16.11.2013
Размер1.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Департамент образования и науки Костромской области

Костромской областной институт развития образования

Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Костромской области

МЕТОЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Выпуск 1

Кострома, 2011

ББК 74.100.5

УДК 372

Печатается по решению ученого совета

Костромского областного института развития образования
Рецензенты:

Лушина Е.А., ректор Костромского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России

Шереметова Г.П., проректор Костромского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Редактор-составитель:

Шаваринская С.Р., методист лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель кафедры воспитания Костромского областного института развития образования
Технический редактор:

Терлецкая Е.Ю., заведующий редакционно-издательским отделом Костромского областного института развития образования

А 43 Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Костромской области: Методическое пособие / Ред.-сост. С.Р. Шаваринская. — Выпуск 1. — Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2011. — 84 с.
ISBN 978-5-98841-045-4
В сборник вошли материалы опытно-экспериментальной деятельности ОГДОУ №42 г. Костромы. Данные материалы могут быть использованы для разработки собственных программ и занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

Сборник предназначен для заведующих ДОУ, старших воспитателей, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста.
ISBN 978-5-98841-045-4
© Костромской областной институт

развития образования, 2011




Составитель выражает особую благодарность за участие в подготовке сборника

творческой группе опытно-экспериментальной площадки ОГДОУ №42

и лично А.Е. Кузиной, старшему воспитателю ОГДОУ №42 г. Костромы
СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово ……………………………………………………………………………. 5

Вопросы духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения федеральных

государственных образовательных стандартов второго поколения и принятия

федеральных государственных требований к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования: обеспечение

преемственности на ступенях дошкольного и начального школьного образования.

С.Р. Шаваринская ………………………………………………………………………………… 6

РАЗДЕЛ 1. Методические материалы для педагогов

  1. Введение в Родиноведение: программа экспериментального интегрированного

учебно-воспитательного курса для детей старшего дошкольного возраста

(в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром) и детей младшего

школьного возраста. С.Р. Шаваринская ................................................................. 18

  1. Как работать с художественным текстом. С.Р.Шаваринская …………………….. 29

  2. Как провести занятие по ознакомлению с художественной литературой.

А.Е. Кузина ………………………………………………………………..……………….. 33

  1. Как учить с детьми стихи. А.Е. Кузина ………………………………………………… 34

  2. Ознакомление с литературным жанром на примере басен И.А. Крылова.

С.Р. Шаваринская ………………………………………………………………………… 35

  1. Ознакомление старших дошкольников с творчеством поэтов-костромичей.

А.Е. Кузина …………………………………………………………………………………. 38

  1. Как открыть мир художественного творчества через книжную иллюстрацию.

Е.Е. Демидова ………………………………….…………………………………………. 40

  1. Как оформить книжный уголок в группе. А.Е. Кузина ………………………………. 42

  2. Как организовать и провести тематическое развлечение на основе

духовно-нравственных традиций русского народа в ДОУ. Л.В. Скурлатова …. 43

  1. Духовно-нравственные и этнопедагогические смыслы создания праздничной

культуры в ДОУ. А.Е. Кузина, С.Р. Шаваринская ………………………………….. 45

  1. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. А.А. Гопанчук ……………. 48


РАЗДЕЛ 2. Консультации для родителей

  1. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей:

консультация для родителей. Т.А. Седых ………………..…………………………... 50

  1. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций. М.В. Давидюк ………. 51

  2. Особенности произведений устного народного творчества, их значение

в развитии ребенка-дошкольника. С.Р. Шаваринская ……………………………... 53

РАЗДЕЛ 3. Конспекты занятий с детьми

  1. «Труд кормит, а лень портит». Занятие по басне И.А. Крылова «Стрекоза

и муравей» в старшей группе. Е.Е. Платонова, С.Р. Шаваринская …………… 60

  1. «Секреты «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». Занятие

в подготовительной группе. Е.Е. Платонова ……………………………………….. 62

  1. Занятие-викторина по иллюстрациям Е.М. Рачева к русским народным сказкам.

Т.А. Кочанова ……………………………………………………………………………… 66

РАЗДЕЛ 4. Разработки тематических развлечений для детей

и их родителей (с приложениями). Л.В. Скурлатова, А.Е. Кузина

  1. «Как на наши именины…» ………………………………………………..……………… 70

  2. «Праздник Святой Троицы» ………………………………………………..……………. 74

  3. «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» ………………………………………… 78


Список литературы …………………………………………………………………………... 83

Интернет-ресурсы ……………………………………………………………………………. 83
Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений!
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

Духовно-нравственное воспитание личности — сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса. Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении, отследить её результаты под силу только учреждениям образования, где работаю педагоги-профессионалы.

Сегодня в Костромском регионе активно выстраивается система непрерывного духовно-нравственного образования. Важнейшей задачей в этой области является обеспечение целостности и преемственности в области духовно-нравственного образования детей на всех ступенях образования. В этой связи особое внимание уделяется вопросам развития духовно-нравственного воспитания на ступени дошкольного образования.

В помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений, воспитателям ДОУ и педагогам дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста, мы и предлагаем 1 выпуск настоящего методического пособия «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Костромской области», которое призвано помочь педагогу-дошкольнику разобраться в непростых вопросах духовно-нравственного воспитания.

Каковы особенности нормативно-правовой базы духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения ФГОС второго поколения, можно ли выделить основополагающие принципы преемственности в области духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного и младшего школьного образования, каковы подходы и способы решения этой проблемы, на эти и другие вопросы дает ответы в статье С.Р. Шаваринской «Вопросы духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и принятия Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: обеспечение преемственности на ступенях дошкольного и начального школьного образования».

С целью обеспечения реализации вариативного подхода в решении задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Вашему вниманию предложена авторская программа по духовно-нравственному воспитанию «Введение в Родиноведение», победитель грантового конкурса (г. Москва, 2000), программа прошла апробацию в ряде ДОУ и школах г. Костромы и Костромской области и выдержала проверку временем. Программу отличает выраженная направленность на интеграцию духовно-нравственного патриотического и художественно-эстетического воспитания.

Содержательным ядром настоящего методического пособия стали промежуточные итоги опытно-экспериментальной работы ГДОУ №42 г. Костромы, на базе которого с 2009 года действует региональная опытно-экспериментальная площадка по теме «Формирование духовно-нравственных и эстетических качеств личности дошкольников средствами детской художественной литературы» (научный руководитель С.Р. Шаваринская). Творческая группа педагогов ДОУ уверена, что развитие эстетического чувства прекрасного неотделимо от всей системы работы по духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Практические материалы по вопросам духовно-нравственного воспитания (конспекты занятий, сценарии праздников, дидактические и методические материалы) распределены в пособии по четырем тематическим разделам:

  • Методические материалы для педагогов

  • Консультации для родителей

  • Конспекты занятий с детьми

  • Разработки тематических развлечений для детей и их родителей (с приложениями)

В сборнике Вы найдете также список литературы и интернет-ресурсов по заявленной проблематике.
С.Р. Шаваринская

Вопросы духовно-нравственного воспитания

в условиях внедрения федеральных государственных образовательных

стандартов второго поколения

и принятия федеральных государственных требований к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

обеспечение преемственности на ступенях дошкольного

и начального школьного образования
Сердце человека, как и поле, не может

остаться навсегда без растений.

Если в нём не будут сеять добрых растений,

в нём непременно вырастут худые…»

Святитель Иннокентий (Вениаминов)
Кризис нравственности и духовности в современном обществе наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения пора признать приоритетными. От их решения зависит будущее страны, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием гражданина Отечества, развитием его духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. И в условиях внедрения ФГОС второго поколения вопросы духовно-нравственного воспитания детей являются одними из основополагающих.

Сегодня перед системой образования Костромской области стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

Методологической и идеологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (начального и основного) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания1 (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, а также принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях1.

Базовые ценности не могут быть локализованы в содержании отдельного учебного предмета, речь идет о целостной системе воспитательных задач, которая отражается и на содержании ряда учебных предметов.

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. И здесь возраст учащегося начальной школы является наиболее сенситивным для духовно-нравственного воспитания.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (п.1.3) процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения ребенком духовно-нравственного и социального опыта.

В условиях внедрения ФГОС одной из важнейших становится предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основными задачами по её реализации являются: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать обязательный раздел Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание в свете ФГОС второго поколения становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ духовно-нравственного развития личности.

Естественная соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурного развития обеспечивается созданием (в ходе реализации данного проекта) условий, как создающих предпосылки для культурных инноваций, так и поддерживающих культурную преемственность.

Оптимизация культурной жизни, особенно на региональном уровне, предполагает востребованность историко-культурных ценностей, включение их в контекст современных культурных процессов. Следовательно, в основу культурного развития (на данном этапе) должна быть положена идея преемственности. Следует всемерно оказывать поддержку тех ценностей, норм, традиций, культурных практик, которые выработаны историческим опытом многих поколений, отвечают критериям нравственности и гуманности, отражают специфику нашего региона и могут рассматриваться в качестве социокультурных стабилизаторов жизнедеятельности общества и человека в целом.

Выделим некоторые методологические основы преемственности в области духовно-нравственного развития и воспитания детей в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения:

  • преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой;

  • преемственность между начальной и основной школой;

  • преемственность в реализации программ внеучебной деятельности школьников;

  • преемственность между образовательным учреждением и учреждениями системы дополнительного образования детей;

  • преемственность в развитии субъектов образовательной деятельности;

  • преемственность сопровождения педагога при переходе ОУ на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

К сожалению, когда речь идет о преемственности в области духовно-нравственного воспитания, нельзя обойти молчанием имеющиеся разночтения в понятиях, принципах и подходах в педагогике на разных ступенях образования (дошкольного, начального и основного школьного).

В этой связи ещё раз остановимся на терминологии. Под духовностью, в широком смысле слова, понимают высшие духовно-нравственные качества, ценности и достижения человека. Человек, являясь частью природы, в то же время является существом социальным. Духовность человеческой личности предполагает и признание существования мира духовного.

Общепризнанна взаимообусловленность существования духовности и человеческих ценностей. Сущность человека отражает духовность как концентрацию эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека; духовность является специфическим человеческим качеством, характеризующим мотивацию и смысл поведения личности; духовная культура выполняет функцию социальной памяти, т.к. передаёт ценнейший человеческий опыт.

Процесс формирования духовно-нравственной сферы имеет социальную обусловленность, а потому зависит как от правил, установок, принятых в данном обществе, так и от моральных установок, норм и традиций воспитания в конкретной семье.

Формирование духовно-нравственных качеств является результатом диалектического единства социального и индивидуального в личности ребёнка. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания и продолжено в младшем школьном возрасте с учетом основных подходов, принципов и ориентиров воспитания, а затем в подростковом и юношеском возрасте.

Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Теперь определим основополагающие принципы преемственности в области духовно-нравственного воспитания на разных ступенях образования:
1. Принцип духовной и культурной целостности.

Принцип духовной и культурной целостности, единства культурно-исторического типа означает, что фундаментальные основы воспитания детей, получаемые ими знания и социокультурный опыт формируются в одной исторической культуре; факты, сведения, воззрения подчас вытекают друг из друга.
2. Принцип целостности в образовании и воспитании реализуется, с одной стороны, через следование духовно-нравственным традициям народа, раскрытие хранящихся в этих традициях мировосприятия и мировоззрения (гносеология), нравственных, этических и культурно-исторических ценностей, и с другой стороны, через последовательное освоение научных знаний, соответствующих возрасту ребенка.

К.Д. Ушинский говорил, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний, а процесс становления нравственного сознания характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств.

ФГОС второго поколения указывает на важность создания школьниками «личного образовательного продукта», открывает широчайшие горизонты использования метапредметного подхода к построению содержания образования.

Метапредметный уровень образовательной деятельности определяют учебные метапредметы (курсы, темы), т.е. образовательные структуры, содержание которых группируется вокруг системы фундаментальных образовательных объектов, которые представляют собой ключевые сущности (первосмыслы), отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.

Компетентностный подход позволяет конкретизировать учебный материал на общепредметном уровне и обеспечить системный подход к формированию содержания образования. Здесь в качестве системообразующего фактора выступает образовательная компетенция педагога — требование к его подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности его учениками (воспитанниками).
3. Принцип взаимодействия образовательного учреждения со субъектами социализации — семьей, общественными организациями и религиозными объединениями1.

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Единение образовательного учреждения и субъектов социализации в вопросах воспитания и ценностных приоритетов в образовании обеспечивается тем, что педагоги, учащиеся и их родители придерживаются единых мировоззренческих принципов, одинаково понимают цели воспитания и образования детей, осознанно выбирают и воспринимают духовно-нравственную основу той или иной религиозной1 и культурной традиции.

В этой связи исключительно важно, чтобы родители поступающих в образовательное учреждение детей обязательно знакомились с концепцией и программами ОУ, с целью выработки единства во взглядах на принципиальные вопросы образования и воспитания ребенка.

Здесь необходимо подчеркнуть, что традиционные религиозные объединения могут выступать в роли помощника ОУ, прежде всего, во взаимодействии с семьями воспитанников (учащихся). Их представители с согласия обучающихся и их родителей могут участвовать в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся2.

Для организации особого благоприятного воспитывающего пространства необходимо взаимодействие ОУ с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Целью такого взаимодействия станет совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
4. Принцип непрерывности.

Принцип непрерывности заключается в последовательности, преемственности знаний и методов обучения и воспитания от дошкольного, младшего школьного возраста до окончания основной школы, и относится не только к учебной, но и внеучебной деятельности детей.

Внеучебная деятельность, являясь неотъемлемая частью образовательного процесса, дает широкие возможности для успешного решения задач воспитания и социализации, предоставляет детям возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие и воспитание.

Первый уровень результатов — приобретение детьми доступных по возрасту социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение детьми собственного социокультурного опыта.
5. Принцип дифференцированности обучения.

Принцип дифференцированности обучения реализуется за счет наличия двух уровней сложности: повышенной сложности (для детей из семей, осуществляющих духовно-нравственное воспитание) и общего уровня, ориентированного на требования, определенные государственным стандартом. Дифференцированным может быть домашнее задание, индивидуальная работа на занятии (уроке) и проч.

6. Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход реализуется за счет разработки и реализации индивидуальных программ обучения в рамках обозначенных выше уровней (см. п.4).
7. Систематичность и последовательность в организации учебно-воспитательного процесса.

Программное обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития должно строиться на прочной мировоззренческой основе.

Педагогу важно понимать, что важным средством воспитания являются морально-этические и религиозно-эстетические нормы. Чувство уважения к традиционной религии1, вере, святыням родного края, почитание родителей, уважение к ближним, осознание ценности человеческой жизни, ответственное отношение к своему здоровью (в рамках этнической духовной традиции2 здоровье — дар Божий), которое необходимо хранить и умножать, бережное отношение ко всему живому, чувство благоговения перед величием окружающего нас мира и забота о нем, чувства милосердия, сострадания, ответственности перед прошлым и будущим — все это необходимо развиваться у детям с самого раннего возраста…

В процессе обучения и воспитания детей следует развивать в них стремление к личному совершенствованию, при этом обращая внимание на предотвращение развития в детях эгоцентризма. Необходимо всемерно способствовать пробуждению в ребенке уважения и любви к людям. Заповеди Божии являются четким нравственным ориентиром. Поэтому важно помочь ребенку их понять, увидеть и оценить красоту и гармонию мира добра, красоты и правды.
А теперь обратимся к нормативно-правовой базе современного дошкольного образования. Прежде всего, нас интересует изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Образовательная программа ДОУ должна состоять из двух частей: обязательной и вариативной части, формируемой непосредственно участниками образовательного процесса.

Обязательная часть призвана отражать содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми следующих образовательных областей: физической культуры, здоровья, безопасности, социализации, труда, познания, коммуникации, чтения художественной литературы, художественного творчества и музыки. Подчеркнем то, что духовно-нравственное содержание образования должно найти место в таких образовательных областях как социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество и музыка3.

В свою очередь, вариативная часть должна строиться с учетом регионального компонента и отражать специфику национально-культурных, демографических и климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Здесь уместно привести слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Родной край, его история — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Вариативная часть программы предоставляет значительные возможности для решения задач духовно-нравственного воспитания. Прежде всего, речь идет о:

  • создании и обновлении предметно-развивающей среды;

  • инновационной или экспериментальной работе в ДОУ;

  • формах сотрудничества с семьей;

  • преемственности в работе ДОУ и школы;

  • взаимодействии ДОУ с другими учреждениями.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Во время переходного периода сохраняется вариативность программ.

Работа в области духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании Костромской области имеет широкие перспективы. Большое значение имеет грамотная кадровая подготовка, достаточная информированность руководителей и педагогов ДОУ в области программно-методического обеспечения этого сегмента образования, последовательный рост профессиональных и личностных компетенций педагога. Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать как неотделимое от воспитания патриотического и гражданственного.

Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников может быть обеспечена за счёт сквозного плана содержания программы духовно-нравственного воспитания в ДОУ и начальной школе, учитывающего возрастные возможности детей, социальный опыт и уровень их интеллектуального и нравственного развития; технологии использования пригодных для размышления текстов, предусматривающей специальные условия, содержание, средства, формы и методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; поэтапного овладения ребёнком основополагающего смысла духовно-нравственных понятий и ценностей.

Процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников предполагает активное и заинтересованное общение ребёнка со взрослым (педагогом, родителем), и это является обязательным условием эффективности воспитательной работы, на основе которой формируются мотивы соблюдения ребёнком нравственных норм.

Для использования духовно-нравственных понятий (базовых ценностей) в семейном воспитании родители дошкольников и младших школьников должны быть соответственно подготовлены. Такая подготовительная работа может быть проведена с использованием различных форм работы: групповых родительских собраний, диспутов, индивидуальных и групповых консультаций, на которых родители не только знакомились бы с содержанием работы в области духовно-нравственного воспитания, но и сами участвовали в созидательной деятельности по созданию соответствующей предметно-развивающей среды и проч.

Сочетание подходов, методов и технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, включающих в себя чётко регламентированный набор действий субъектов, организационных норм, процедур выработки, принятия и реализации педагогических влияний и направленных на упорядочение и систематизацию коллективной деятельности участников педагогического взаимодействия, обеспечение её (деятельности) всем необходимым для плодотворной работы в области духовно-нравственного развития и воспитания ориентируют педагогов на определение критериев качества организованного ими процесса воспитания. Подчеркнем то, что в Костромской области накоплен трехлетний опыт работы в области подобной диагностики (в ряде ДОУ области используется нормативная карта развития дошкольников, разработанная Л.П. Гладких).

Таким образом, очевидно, что в рамках внедрения ФГОС второго поколения в базисном учебном плане школы (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и во всей системе работы школы (Основная образовательная программа начального общего образования: раздел «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования») должны быть отражены основные принципы преемственности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

Так как Костромская область в 2009—2010 уч. г. в числе 19 пилотных регионов вступила в эксперимент по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4 и 5 классах школы), работа по преемственности должна строиться с учетом данной образовательной перспективы. Напомним, что данный курс призван способствовать формированию у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России

Назовем основные направления работы по обеспечению преемственности в области духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного и начального образования:

1) Воспитание гражданственности и патриотизма.

2) Формирование устойчивой нравственной позиции и этического сознания.

3) Воспитание трудолюбия и уважения к людям труда.

4) Формирование ответственного отношения к своему и чужому здоровью и жизни, необходимо всемерно способствовать пробуждению у детей устойчивого стремления вести здоровый образ жизни.

5) Воспитание ответственного отношения к природе и окружающей среде. Необходимо учить детей видеть красоту окружающего нас мира. Человечеству важно осознать и «самоценность» мира природы.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Костромичи испокон веков отличались благочестием и стремлением к сохранению духовно-нравственных традиций. История и культура обусловили формирование социокультурного пространства нашего региона, основанного на духовно-нравственных традициях. Думается, бесспорно то, что работа в области духовно-нравственного воспитания должна строиться с учетом регионального компонента содержания образования, который может рассматриваться в качестве своеобразного стержня осмысленной, последовательной деятельности в данном направлении.

Рассмотрим некоторые формы работы, которые способствовали бы решению основных задач по обеспечению преемственности в данной области.

Формы работы с детьми:

  • Факультативные и индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, лепка, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения.

  • Проведение праздников, развлечений и тематических меропреятий.

  • Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей…).

  • Совместная исследовательская и проектная деятельность детей и их родителей.

  • Экскурсии.

  • Организация выставок.

  • Тематические и творческие вечера.

  • Театрализованные постановки.

  • Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

  • Вечера вопросов и ответов.

  • Выставки, конкурсы.


С учетом возрастных особенностей дошкольников и младших школьников подчеркнем, что развитие духовно-нравственных представлений происходит успешнее путем использования игровых форм и методов работы. Перечислим некоторые сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию нравственного сознания:

«Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада (школы)» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу). Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы). «Как поступить…: проблемные ситуации»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь дома…

На наш взгляд, перспективной в области духовно-нравственного воспитания и комплексного развития обучающихся в начальной школе детей будет работа с пословицами и поговорками, сгруппированными по тематическому признаку. Костромским педагогам мы предлагаем любимые и редко используемые тексты для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Русские народные пословицы:

Пословицы и поговорки о Костроме:

Галич Кострому обманул на острову.

Костромичи в кучу, а ярославцы прочь (врознь).

Ярославль славен купцами, а Кострома — церквами.

Пословицы и поговорки о Боге и вере:

Где просто, там ангелов со сто.

Бог не в силе, а в правде.

С Богом хоть за море, а без Бога — ни до порога.

Кто рано встает, тому Бог подает.

Суда Божьего околицей не объедешь.

Не стоит город без святого, а селение без праведника.

Пословицы и поговорки о слове:

Давши слово, держись.

Слово — серебро, молчание — золото.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь

Что написано пером, того не вырубишь топором

Пословицы и поговорки о песне, сказке:

Беседа дорогу коротает, а песня — работу.

Весело поется, весело и прядется.

Сказка — ложь, а песня — правда.

Сказка — складка, а песня — быль.

Сказка складом, песня ладом красна.

Соловья за песни кормят.

Пословицы и поговорки о семье:

В родной семье и каша гуще.

На что и клад, коли в семье лад

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Хороша дочка Аннушка, когда хвалит мать да бабушка.

Без отца полсироты, а без матери и вся сирота.

Мать праведна — ограда камена.
Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте очень любят созидательную творческую деятельность.
Поделка «Ангел»

Необходимые материалы: лист плотной бумаги, фломастеры или цветные карандаши, ножницы, клей.

Порядок работы:

Вырежьте выкройку ангела.

Положите выкройку на лист плотной бумаги и обведите карандашом.

Вырежьте ее, соблюдая инструкции, данные на рисунке, и раскрасьте, как считаете нужным.

Склейте туловище: часть А с частью Б.

Склейте руки ангела: часть В с частью Г.

Сделайте разрезы по пунктирным линиям.

Намажьте клеем концы крыльев и приклейте аккуратно к спине ангела.

Поделка готова. Можно приклеить нитку и подвесить в комнате или просто поставить.
Примерные темы к размышлению для этических бесед:

  • Кто создал правила человеческого поведения?

  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  • Зачем быть вежливым?

  • Неразлучные друзья — взрослые и дети.

  • Мамочкины руки…

  • Дружба — это…

  • Как выбирать друзей?

  • Отзывчивость и доброта.

  • Спешите делать добро.

  • Милость сердца или милое сердце…

  • Правда или ложь. Рассматривание проблемных ситуаций.

  • Что значит быть счастливым?

  • Мир без улыбки. Какой он?

  • Достоинства и недостатки.

  • Маленький, да удаленький.

  • Человек и мир природы.

  • Дружба зверей и людей (в том числе с использованием примеров из житийной литературы)

  • Дом, в котором ты живешь…

  • Прогулки в лес.


Сегодня наиболее перспективной интерактивной формой работы с детьми школьного возраста является, безусловно, проектная деятельность. Дадим примерные темы некоторых видов проектов, которые посильно осуществить с детьми младших классов:

Социальные проекты: помощь ветеранам, шефство в детском саду или младшем классе, очистим наш пруд, собачий питомник, мусор и т.п.

Информационные проекты:

  • Словарь духовно-нравственных понятий и терминов.

  • «Изречения великих людей о нравственности и духовности».

  • «Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности».

  • «Что в дружбе главное?»

  • «Славные сыны родного края».

  • «Отважные герои Руси».

  • «Писатели и поэты нашей Родины».

  • «Ученые-исследователи, прославившие Родину».

  • «Великие русские композиторы».

  • «Великие русские художники» и др.


Примерные формы работы с родителями:

  • родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;

  • открытые уроки или занятия;

  • совместные с родителями и детьми вечера вопросов и ответов;

  • проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, диспутов и дискуссий, дистанционных тематических родительских конференций и форумов);

  • совместно организованные с родителями праздники;

  • факультативные занятия совместно с родителями; анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;

  • индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);

  • использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

  • экскурсии;

  • ведение социальной карты развития ребенка с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

  • индивидуальная работа с детьми дома (м.б. ведение тетради эмоционального развития ребенка);

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

  • помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск