Скачать 100.39 Kb.
|
22 сентября 2011 г. Выступление на «Круглом столе», проводимом Комитетом Государственной Думы по образованию (председатель Комитета Г.А. Балыхин) «Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты» заведующего отделом охраны труда и здоровья, Главного технического инспектора труда Профсоюза ЩЕМЕЛЁВА Юрия Григорьевича (Общероссийский Профсоюз образования). Уважаемые коллеги! Вопрос, рассматриваемый сегодня на «Круглом столе» по предложению Комитета ГД по образованию представляется архиважным, поскольку речь идет о безопасности, жизни и здоровье наших детей, и своевременным, так как положение с травматизмом среди обучающихся (к ним относятся воспитанники дошкольных учреждений, школьники и студенты, а это более 25 млн. человек), равно как и состояние охраны труда в целом в сфере образования, стало критическим и требует уже внимания и вмешательства со стороны руководства страны – Президента России и Правительства Российской Федерации. Данная ситуация особенно обострилась, когда в апреле прошлого года в соответствии с Указом Президента РФ было упразднено Федеральное агентство по образованию (руководителем которого в свое время был уважаемый нами Григорий Артемович Балыхин – ныне председатель профильного Комитета Думы по образованию). В Рособразовании, на тот момент, имелась служба охраны труда, вернее, отдел комплексной безопасности и охраны труда, в функции которого были включены: организация и координация работы по охране труда в подведомственных агентству образовательных учреждениях, сбор, анализ и обработка государственной статотчетности по ф. 1-Т и 7-Т, обучение по вопросам охраны труда, профилактика детского травматизма и производственного среди работников образовательных учреждений. В настоящее время в Министерстве образования и науки РФ отсутствует соответствующее подразделение по охране труда, нет ни одного специалиста по безопасности, не проводится, начиная с прошлого года, учет несчастных случаев, как среди обучающихся, так и работающих. Аналитическая работа по данному важнейшему направлению отсутствует. Следовательно, отсутствуют выводы и предложения, направленные на выработку превентивных мер по предотвращению травматизма в системе образования. В Положении о Минобрнауки России, утвержденном постановлением Правительства от 15 мая 2010 года № 337, не определены его полномочия в сфере охраны труда, в том числе по его участию в разработке и принятии нормативных правовых актов по охране труда в сфере образования, устанавливающих на федеральном уровне требования безопасности и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников для всех учреждений системы образования. Не обозначены функции министерства, региональных и муниципальных органов управления образованием по реализации и контролю за соблюдением законодательства по охране труда. Фактически в настоящее время наблюдается полное отсутствие участия в формировании государственной политики в области охраны труда со стороны федерального органа исполнительной власти в сфере образования. Руководство Минобрнауки России практически устранилось от функций по организации и координации работы по охране труда в системе образования. Региональные руководители органов управления образования, четко улавливая бездействие федеральной власти в охране труда, не принимают мер по улучшению условий и охраны труда, сокращают должности специалистов по охране труда в аппаратах, устраняются от функций по сохранению жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, перекладывая на работодателя, у которого и других забот невпроворот. В большинстве органов управления образованием на региональном, муниципальном уровнях, а также в образовательных учреждениях, где численность работников превышает 50 человек, вопреки норме, установленной ст. 217 Трудового кодекса РФ, отсутствуют специалисты по охране труда. Крайне медленно решается такая важная и злободневная проблема как аттестация рабочих мест по условиям труда. По данным за 2010 год в образовательных учреждениях проведена аттестация только 472,7 тыс. рабочих мест, что составляет всего 24,1% от общего количества рабочих мест, подлежащих аттестации. В результате круг замкнулся. Дети в школе или детском саду без присмотра, работники - на неаттестованных рабочих местах, без соответствующих инструкций по охране труда, обучения по вопросам безопасности и охране труда. И как следствие – грубейшие нарушения правил и норм охраны труда, различные ЧП, высокий уровень производственного травматизма среди работников сфере образования и несчастных случаев с детьми при проведении образовательного процесса. Так, в 2010 году произошло 1284 несчастных случая среди работников образовательных учреждений (в 2009 г. -1345), из них 120 случаев с тяжелым, 28 - с летальным исходом. По-прежнему на высоком уровне сохраняется травматизм среди обучающихся во время учебного процесса. Так, в 2009 году произошло 19136 несчастных случаев с обучающимися образовательных учреждений, из них 33 - со смертельным исходом, 14 обучающихся стали инвалидами. Создавшееся положение Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования считает недопустимым и неоправданным, учитывая последние заявления Председателя Правительства РФ В.В. Путина, касающиеся ответственности руководителей всех рангов исполнительной власти в вопросах охраны труда, и Президента России Д.А. Медведева, определившего на совещании в апреле нынешнего года, что «улучшение условий труда рассматривается как одна из важнейших составляющих модернизации нашей экономики в целом». Руководство Профсоюза в апреле 2011г. обратилось с письмом в адрес заместителя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова с предложением принять необходимые меры для решения вопроса об определении полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации по заключению и реализации отраслевых соглашений, а также по вопросам охраны труда в системе образования. Мною, главным техническим инспектором труда Профсоюза, в апреле этого года в Генеральную прокуратуру РФ подано обращение для проведения соответствующих мероприятий в порядке государственного надзора за выполнением Министерством образования и науки Российской Федерации функций по выполнению законодательства об охране труда по вопросам, указанным выше. Рассчитывали, что эти обращения помогут сдвинуть с «мертвой точки» ситуацию, сложившуюся с нормативно-правовым регулированием охраны труда в системе образования. Однако дальше межведомственной переписки, к сожалению, дело не пошло. В настоящее время мы подготовили письмо на имя В.В. Путина о принятии необходимых мер и привлечения к ответственности руководителей Министерства образования и науки, как не выполняющих поручения Правительства. Считаем необходимым передать организаторам сегодняшнего мероприятия наши предложения, в том числе в адрес Думы и Правительства, для включения их в итоговый документ «Круглого стола» Теперь несколько слов о проблеме детского травматизма. При подготовке к «круглому столу» мы запросили от наших технических инспекторов труда Профсоюза в территориях оперативную информацию по обсуждаемому вопросу. Обобщая поступившую информацию, можно сделать вывод, что травматизм с обучающимися по-прежнему остается высоким. Только несколько цифр. В Омской области в 2010 году во время образовательного процесса получено 1427 травм, из которых 611 (43%) на перемене, 462 (32%) – на уроках физкультуры, далее 38 – на уроках технологии, 118 – в детских садах, 36 – в оздоровительных лагерях. В г. Санкт-Петербурге за 2010-2011 учебный год зарегистрировано 1158 несчастных случаев с детьми. Здесь также 55% - на школьных переменах, 31% - во время учебных и спортивных занятий, далее 11% - экскурсии и лагеря отдыха. В Челябинской области в 2010 году зарегистрировано и оформлено актом по ф. Н-2 - 636 случаев с обучающимися, пострадавших во время учебного и воспитательного процесса. В Ставропольском крае в 2010 года во время учебно-воспитательного процесса пострадали 595 обучающихся, из которых в период летнего отдыха произошло 26 случаев травмирования детей. В Тульской области -226 случаев с обучающимися за прошлый год. Распределение по видам деятельности в процентном соотношении примерно одинаковое. В Ростовской области во время летнего отдыха в результате ДТП, пожара, поражения электрическим током, отравления газом, удара молнии, суицида и других причин в этом году погибли 24 обучающихся, 13 детей получили тяжелые травмы. В летних оздоровительных лагерях тяжело травмировано 4 подростка. Я не случайно в этой информации акцентирую внимание на имеющихся фактах несчастных случаев с детьми в оздоровительных лагерях. Дело в том, что до настоящего времени Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации не разработаны и не утверждены Правила безопасности и охраны труда для учреждений отдыха и оздоровления детей. В своих предложениях к Рекомендациям по организации оздоровительной кампании детей в 2011 году наш Профсоюз указывал на необходимость утверждения такого нормативного акта, а также Положения или Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с детьми, находящимися в учреждениях отдыха и оздоровления. Мы разработали (!) и направили в марте нынешнего года в Министерство «Примерные правила по безопасности и охране труда в оздоровительных лагерях». До настоящего времени ни о проекте, ни о самом столь необходимом документе ничего не слышно. Как не слышно и о подготовке Положения о страховании детей от несчастных случаев на период их пребывания и оздоровления в оздоровительных лагерях и других учреждениях отдыха. Ну что же, подождем до следующей летней оздоровительной кампании. Среди предложений направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение несчастных случаев, указанных нашими коллегами, необходимо отметить следующие:
В заключение разрешите поблагодарить наш профильный Комитет ГД по образованию за предложение принять участие и выступить с этой трибуны; всех участников «Круглого стола» за обсуждение обозначенной проблемы и высказанные предложения, которые должны войти в итоговый документ, изменить сложившуюся непростую ситуацию с детским травматизмом и в целом с проблемой охраны труда в сфере образования. Наши предложения передаю председательствующему. Предложения Общероссийского Профсоюза образования в адрес: 1. Правительства Российской Федерации Установить контроль за выполнением поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова в адрес Минобрнауки России (А.А. Фурсенко) и Минздравсоцразвития России (Т.А. Голиковой) от 12 апреля 2011 г. № АЖ-П82231 в части предложений, касающихся охраны труда в сфере образования, указанных в письме ЦС Профсоюза от 07 апреля 2011 № 34 за подписью Председателя Общероссийского Профсоюза образования Г.И. Меркуловой 2. Минздравсоцразвития России В целях обеспечения дополнительных мер по улучшению летней оздоровительной кампании 2012 года и предотвращения несчастных случаев с детьми во время их нахождения в детских оздоровительных учреждениях, при проведении экскурсионных мероприятий, а также при перевозке детей и во время купания необходимо: Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработать и утвердить: 1. Правила безопасности и охраны труда для учреждений отдыха и оздоровления детей; 2. Положение об учете и расследовании несчастных случаев с детьми, находящимися в учреждениях отдыха и оздоровления. Совместно с Фондом обязательного социального страхования Российской Федерации: 1. Положение о страховании детей от несчастных случаев на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки к местам отдыха и обратно. 3. Минобрнауки России В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса РФ Минобрнауки России, как федеральный орган исполнительной власти, обязано осуществлять государственное управление охраной труда и функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда в системе образования. С этой целью Министерству: 1. Обеспечить общее руководство и возложить ответственность за организацию работы по охране труда на одного из руководителей Министерства. 2. Создать в штате Министерства структурное подразделение (департамент, отдел по охране труда) для организации и координации работы по вопросам охраны труда и здоровья. 3. Реформировать нормативно-правовую базу по организации работы по охране труда в сфере образования в соответствии с изменениями и дополнениями в Трудовом кодексе РФ. Обеспечить разработку нормативных правовых актов, определяющих основы управления охраной труда. 4. Разработать федеральную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2012 -2015 годы. 5. Установить Порядок организации и проведения обучения по охране труда по утвержденным программам для работников сферы образования, в том числе руководителей региональных органов управления образованием, работодателей и руководителей образовательных организаций и учреждений. Кроме перечисленного, исполнять другие функции и полномочия в сфере охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Заведующий отделом охраны труда и здоровья, Главный технический инспектор труда Профсоюза Ю.Г. ЩЕМЕЛЁВ www.ed-union.ru тел. 495- 9387578 ф. 495-9388643 119119, Москва, Ленинский пр-т, 42 |