Бояринцева Е.В.,учитель истории и обществознания
Кировского экономико-правового лицея ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРОВ
ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИИ, США И ФРГ)
(План-конспект урока)
ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Цель: дать сравнительную характеристику процедуры выборов президентов РФ, США и ФРГ
Задачи:
узнать, от чего зависят особенности выборов президентов;
Выяснить, в чем особенности выборов Президентов этих стран по их Конституциям;
Выработать собственную позицию по отношению к процедуре выборов Президента
Умения и навыки:
Умения анализировать нормативно-правовой акт, работать с Конституциями;
Умение сравнивать, выделять общее и различное;
Умение работать в группе;
Умение вырабатывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
Умение выступать публично;
Отношения, ценности, внутренние установки:
Выражать свое отношение к процессу выборов президентов, к существующим правилам и ограничениям.
Выражать свое отношение к устоям демократического общества.
Основные используемые понятия:
Конституция, закон, статья конституции, поправки к Конституции, выборы, президент, ценз.
Виды деятельности на занятии:
Индивидуальная (выступление ученика-консультанта с вопросом особенностей института президентства в разных странах)
Групповая (работа в малых группах с нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ, Конституцией США, Конституция ФРГ, презентация работ).
Опережающее домашнее задание:
Работа с информацией (подготовка выступления об институте президентства в теории права. Подразумевает использование и проработку литературы: общей, специальной, энциклопедической, привлечение Интернет-ресурсов)
Проработка понятийного аппарата (форма правления, республика, Президент, Конституция и т.д.)
Ресурсы к занятию:
Рабочие листы всем членам команды со сравнительной таблицей процедуры выборов Президентов (см. Приложения);
Аналогичная сравнительная таблица на доску (оформляется мелом);
Тексты Конституции РФ, Конституция США (фрагменты), Конституция ФРГ (фрагменты).
Последовательность отдельных этапов урока:
Организация – 1-2 мин.
Актуализация ЗУН (Песня, Загадки) – 2 мин.
Новый материал (Выступление ученика-консультанта) – 3-5 мин.
Работа в группах – 7 мин.
Заполнение сравнительной таблицы – 5 мин.
Закрепление (Работа в группах выработке собственного проекта) – 10 мин.
Презентация проектов – 10 мин.
Задание на дом – 1-2 мин.
Литература:
Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е.Крутских. – М.: ИНФРА – М, 1999. – С. 253–254.
Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост проф. В.В.Маклаков. – М.: Издательство БЕК, 2000. – С. 61-113, 339-368.
Этап урока
| Учитель
| Ученики
| Организация
| Приветствие, отметка отсутствующих
|
| Актуализация (беседа)
Работа с доской
(на доске написаны тема урока, задачи урока)
| Звучит фрагмент песни из к/ф «Большая перемена» - «Мы выбираем нас выбирают».
Ребята, как вы думаете, основываясь на словах песни, о какой юридической процедуре мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, но не просто о выборах, а о выборах Президента. Почему такая значимость придается именно выборам Президента?
Итак, сегодня мы говорим о выборах президента и не только у нас, но и в других странах, а именно в США и ФРГ
Я не случайно выбрала эти страны, сегодня наши задачи:
- узнать, от чего зависят особенности выборов президентов;
- Выяснить, в чем особенности выборов Президентов этих стран по их Конституциям;
- Выработать собственную позицию по отношению к процедуре выборов Президента
| Ученики отвечают: «О выборах» Потому что Президент это, как правило, глава государства. Первое лицо в государстве.
| Изучение нового материала
1. Выступление докладчика
Беседа
Работа в группах
Беседа
| Я попросила одного человека быть в начале урока консультантом и проконсультировать нас об особенностях существования Поста президента в некоторых странах.
Вы слушаете внимательно, после окончания рассказа вы должны будете ответить мне на вопросы «От чего зависят особенности выборов президентов?» и «Почему я выбрала для сравнения эти три страны»
Разделитесь на три группы, вы получаете тексты Конституций данных стран, а также рабочие листы с таблицами. Ваша задача на основе Конституций выявить особенности выборов Президента РФ, США и ФРГ соответственно. Критерии, по которым нужно найти особенности у вас даны в рабочем листе
А теперь давайте попробуем свести вместе все, что у нас получилось Итак, ребята, в чем же главная особенность выборов Президентов в зависимости от формы правления?
| 1 человек выступает с заранее подготовленным докладом о значении поста Президента в современном мире, процедуре выборов Президентов в различных странах в зависимости от формы правления
После доклада ребята отвечают на заданный ранее вопрос: «Особенности выборов Президентов зависят как правило от формы правления в стране»
Эти три страны имеют разные формы правления: РФ – смешанная республика, США – президентская республика, ФРГ – парламентская республика Делятся на три группы по рядам, получают рабочие листы и тексты Конституций. Работают в группах, оформляют таблицу каждый для своей страны.
На доске оформляется такая же сравнительная таблица, как у учеников в рабочем листе. Поочередно разбираются критерии для каждой страны и поэтапно составляется таблица. В парламентской республике (ФРГ) Президента избирает Парламент, а в президентской и смешанной республиках Президента избирает население страны: прямо (РФ) или опосредованно, т.е. через выборщиков (США)
| Закрепление (выработка собственных проектов)
их обсуждение
| Ребята, вы посмотрели 3 различных варианта выборов Президентов, попытайтесь сейчас, используя положения трех Конституций выработать свои основные положения Конституции, касающиеся выборов Президента.
Ответьте мне пожалуйста на вопрос «Возможно ли совершенствование системы выборов президента». У вас в рабочем листе есть специальный столбик «Ваш проект», по тем же критериям составьте свой проект, в котором вы попытаетесь усовершенствовать процедуру выборов Президента вообще в абстрактной стране. При этом выступая, вы должны будете объяснить, почему именно это положение вам показалось наиболее приемлемым. Посмотрите, какие параметры вы изменяли чаще?
Правильно, а почему нельзя изменить другие параметры
Итак, мы сегодня с вами узнали, что особенности выборов президентов стран зависят как правило от формы правления, в разных странах существую свои особенности выборов президентов (так в Германии Президент избирается сроком на 5 лет, в РФ и США на 4 года, разные возрастные цензы, наличие и отсутствие ценза оседлости и т.д.) Мы попробовали найти оптимальный вариант требований к процедуре выборов Президента, и пришли к выводу, что менять можно в основном только требования к кандидатам, а сама процедура выборов является основой демократии и изменять ее нельзя
| Составляют свой проект, опираясь на схему, данную в рабочем листе
Чаще изменяли параметры
2 и 4.
Их нельзя менять, потому что они основа демократии.
| Домашнее задание
| Написать эссе (мини-сочинение) на 1-2 листа «Если бы я был Президентом»
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сравнительная таблица
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ, США И ФРГ
критерии
| РФ
| США
| ФРГ
| Свой проект
|
Срок полномочий
Кем избирается?
Какие требования (цензы) устанавливаются для кандидата в Президенты?
5. Кто из кандидатов становится Президентом?
|
На 6 лет не более 2-х сроков подряд Населением с 18 лет на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании - Гражданин РФ
- с 35 лет
- не менее 10 лет проживающий на территории РФ Кто получил наибольшее число избирателей
|
На 4 года не более 2-х сроков подряд
Выборщики от каждого штата
- гражданин по рождению
- с 35 лет
не менее 14 лет должен постоянно проживать на территории США кто получил наибольшее число выборщиков
|
На 5 лет, не более двух сроков подряд Федеральным собранием (парламентский орган)
- Гр-н ФРГ (немец)
- с 40 лет Кто поучил наибольшее число голосов членов Федерального собрания
|
|
Рабочий лист ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ, США И ФРГ
критерии
| РФ
| США
| ФРГ
| Свой проект
| Срок полномочий
Кем избирается?
Какие требования (цензы) устанавливаются для кандидата в Президенты?
Кто из кандидатов становится Президентом?
|
|
|
|
| |