Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 195.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.11.2013
Размер195.3 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 33 города Костромы

Программа

«Гимназия – пространство гражданско-правового становления учащихся»
Раздел 1. Актуальность, цель и эффективность программы.

Содержание программы соответствует актуальным тенденциям в развитии современной школы. Гражданско-правовое направление, целью которого является воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, становится одним из основных в модернизации образования.

Актуальность создания программы вызвана следующими аспектами.

С одной стороны, в 2006 году принята государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.», в которой определена цель гражданско-правового образования в современных условиях — формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры. С другой стороны, специалистами в области гражданского образования констатируется факт, что «сегодня по данному вопросу в нашей стране нет ни идеологии, ни государственной политики, ни соответствующего финансирования, ни системы программных мероприятий»1.

Данное противоречие существует в условиях роста интереса учащихся к социальным наукам, в том числе к праву, экономике, экономической географии, новейшей истории России, обществознанию.

Цель программы – обеспечить необходимые научно-методические, организационные, кадровые, информационные и другие условия, необходимые для развития гражданско-правового образования гимназистов, формирования современного правового мышления.

Задачи программы

  1. Развитие образовательной деятельности учащихся, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений на основе развития интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях.

  2. Формирование осознанного правового поведения молодежи.

  3. Содействие интеграции правовых знаний с другими дисциплинами, с личным опытом учащихся, развитие всех форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе.

_______________________________________________________________________

1. А.А. Демидов. Председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку программы ЮНЕСКО «Образование для всех», государственный советник РФ 1 класса



  1. Повышение профессионального уровня педагогических кадров, работающих по реализации программы. Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

  2. Интеграция участников деятельности по реализации программы в гражданско-правовое сообщество. Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями.

  3. Информационная активность в продвижении идей гражданско-правового образования. Демонстрация достижений участников Программы.

Условия реализации программы:

  • Создание в гимназии модели гражданско-правового образования

  • Создание условий внедрения модели

  • Создание подпрограмм (программ элективных курсов, факультативов и т.п.) внесение корректив в учебно-тематические планы и планы воспитательной работы

  • Изучение и внедрение форм гражданско-правового образования

  • Разработка и проведение отдельных событий и акций

  • Создание целевой системы социального и образовательного партнерства

  • Создание информационно – образовательной среды гражданско-правового образования


Новизна программы заключается попытке создать действующую модель гражданско-правового образования в рамках Концепции гуманитаризации содержания образования гимназии (в декабре 2007 года в гимназии открыта муниципальная экспериментальная площадка поданной теме).

Планируемый результат:

  1. Создание эффективной модели гражданско-правового образования.

  2. Создание адекватного ресурсного обеспечения функционированию и развитию модели.

  3. Позитивные изменения в характеристиках личности участников Программы (учащихся, педагогов).

Критерии эффективности программы (мониторинг ее реализации)

  1. Соответствие созданной модели характеристикам гражданско-правового образования (через изучение мнения специалистов гражданско-правового образования, представителей СМИ).

  2. Наличие образовательной деятельности направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений (анализ учебного плана гимназии).

  3. Сформированность у гимназистов интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях, осознанного правового поведения (проведение анкетирования «Ценностные ориентации молодежи»).

  4. Удовлетворенность участием в проекте учащихся, педагогов, родителей.

  5. Повышение профессионального уровня педагогических кадров, освоение методики гражданско-правового воспитания и обучения учащихся (анализ участия педагогов гимназии в профессиональных конкурсах, связанных с проблемой гражданско-правового образования, публикаций в научно-методических журналах)

  6. Развитие форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе (создание методического портфеля по теме)

  7. Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями для улучшения работы по гражданско-правовому образованию

  8. Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

  9. Успешное участие учащихся гимназии в конкурсах, олимпиадах, связанных с темой гражданско-правового образования (статистические данные участия прикладываются в приложении)

Циклограмма мониторинговых процедур

Критерий

Частота диагностики

Участники диагностики

Способ представления результатов

Способ анализа результатов

Соответствие созданной модели характеристикам гражданско-правового образования

Ежегодно (в конце учебного года)

Учащиеся гимназии, педагоги

Сопоставление результатов реализации Программы основным ее направлениям, включая оценку специалистов

На итоговом педагогическом совете (май)

Наличие образовательной деятельности направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений

В сентябре (анализ учебного плана гимназии)

В течении учебного года через анализ уроков, занятий элективных курсов

Анализ контрольных, средовых работ

Анкетирование учащихся профильных классов (анкета Профиль умений) в конце года

Учащиеся гимназии, педагоги

Составление справки по реализации Программы

Анализ на научно-методическом совете, методических объединениях

Сформированность у гимназистов интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях, осознанного правового поведения

Анкета «Ценностные ориентации молодежи»

Учащиеся 5-11 классов

Составление диаграмм, таблиц по результатам анализа анкет

Проведение тематических заседаний методического объединения классных руководителей

Удовлетворенность участием в проекте учащихся, педагогов, родителей

Анкетирование в конце учебного года учащихся и родителей 5-11 классов

Учащиеся Родители

Составление диаграмм, таблиц по результатам анализа анкет

Проведение тематических заседаний методического объединения классных руководителей

Повышение профессионального уровня педагогических кадров, освоение методики гражданско-правового воспитания и обучения учащихся

Анализ педагогических кадров гимназии (в конце года)

Анализ участия педагогов в профессиональных конкурсах (в конце года)

Педагоги гимназии

В анализе работы гимназии за учебный год

Обсуждение результатов на научно-методическом совете

Развитие форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе

В течении учебного года

Педагоги гимназии

Создание методического портфеля по теме гражданско-правового образования

Размещение на сайте гимназии

Укрепление связей, партнерских отношений

В конце учебного года

Педагоги гимназии

Учащиеся Социальные партнеры

Справка о результатах взаимодействия с социальными партнерами, их отзывы о совместной деятельности

Обсуждение результатов на научно-методическом совете

Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.


В конце учебного года

Педагоги гимназии

Создание методического портфеля по теме гражданско-правового образования

Размещение на сайте гимназии

Успешное участие учащихся гимназии в конкурсах, олимпиадах, связанных с темой гражданско-правового образования

В конце учебного года

Учащиеся

Составление диаграмм, таблиц

Размещение на сайте гимназии


Раздел 2. Концепция гражданско-правового образования

МОУ гимназии № 33 города Костромы

Гражданско-правовое образование – это находящаяся в рамках учебно-воспитательного процесса и организованная на идеи права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у гимназистов:

  • уважения к праву,

  • собственных представлений и установок, основанных на современных демократических и правовых ценностях общества,

  • компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Исходя из этого, гражданское образование понимается нами не как реализация отдельных учебных дисциплин либо некий комплекс мероприятий, а как системный, направленный на достижение общей цели процесс деятельности образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.

Сферы реализации Программы: урочная и внеурочная деятельность, социальная практика, уклад жизни в гимназии

Характеристика действия модели.

Модель предполагает цикличность действий в освоении нововведений (реализации программы):

  • Появление и поиск решения проблемы гражданско-правового образования.

  • Апробация выбранного метода или способа ее решения (нововведения).

  • Расширение зоны социального партнерства, необходимого для решения проблемы.

  • Введение способа, формы, программы и т.п. в практику работы гимназии

Модель гражданского образования учащихся гимназии




Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Социальная практика

Уклад жизни в гимназии



Наполнение содержания образования учебными курсами и темами, формирующими у школьников знания об обществе, государстве и праве


Освоение практических навыков гражданско-правового поведения в обществе и государстве



Формирование навыков участия в решении социальных проблем через реализацию социальных проектов



Расширение участия ученического самоуправления и соуправления в образовательном и воспитательном пространстве гимназии



Характеристика структурных элементов модели гражданско-правового образования.

Учебная деятельность:

  1. Введение курсов права, обществознания, экономики как профильных предметов в 10 и 11 классах (социально-экономический профиль). Учебные курсы направлены на углубление уровня знаний учащихся по общественным дисциплинам, в первую очередь, углубление уровня правовых знаний и призваны способствовать развитию навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

    • Курс «Право», учебник «Право. Основы правовой культуры», автор Е.А. Певцова 10 класс в 2-х частях и 11 класс в 2-х частях издательство «Русское слово» 2007 год. Базовый и профильный уровень

Приложение. Учебно-тематическое планирование курса Право 10 класс

    • Курс «Человек и общество», автор учебника и программы Л.Н. Боголюбов.

Приложение. Учебно-тематическое планирование курса обществознание.

Профильный уровень 10 класс

  1. Введение элективного курса для учащихся профильных социально-экономических классов «Живое право». Освоение нового учебно-методического комплекса: авторы Пронькин В.В., Гутников А.Б. Интерактивный курс практического права. СПб изд-во Санкт-Петербургский институт права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.

  2. Курсы по выбору для учащихся 8-9-х классов: авторские программы педагогов гимназии: «Учимся защищать свои права!», «Экономика человека». В рамках изучения данных курсов учащиеся приобретают базовые навыки, обеспечивающие успешное действие подростка в реальных правоотношениях и ситуациях, получают основы правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве

  3. Проведение интегрированных уроков права, истории, обществознания

Приложение Конспект интегрированного урока по праву, истории и

обществознанию в 11 классе

Внеурочная деятельность

  1. Организация и сопровождение исследовательской деятельности учащихся гимназии по гражданско-правовому образованию в научно-исследовательском обществе «Гимназист»,

  2. Включение в планы воспитательной работы классных руководителей гражданско-правового воспитания учащихся как одного из направлений деятельности: проведение классных часов

  3. Встречи с представителями юридических профессий, экскурсии

Приложение Конспект классного часа «Государственные символы России»,

урок запланирован к печати в журнале «Классный руководитель» № 2 2008 год

  1. Проведение со старшеклассниками гражданских форумов, круглых столов по актуальным общественным проблемам, в том числе с приглашением представителей правоохранительных органов

  2. Реализация в гимназии программы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Восхождение».

Организация социальной практики учащихся по гражданско-правовому направлению

Создание в гимназии юридического клуба «Твой выбор - право!» для учащихся 5-11 классов, заинтересованных в изучении права, получения навыков и умений его практического применения. Одним из главных направлений деятельности клуба будет являться реализация социальных проектов.

Приложение Программа клуба «Твой выбор – право!»

Формирование особого уклада жизни гимназии, который обеспечивает учащимся возможность участвовать в самоуправлении, разработке правил и норм, регулирующих гимназический уклад, в создании и деятельности общественных организаций.

Включение в реализацию программы:

  • Совета старшеклассников

  • Органов ученического самоуправления, взаимодействующих с Советом старшеклассников

  • Детско-ветеранского объединения «Передовая»

  • Попечительского совета гимназии

Установление социального партнерства ученических организаций: с детским центром «Малышково», Заволжским домом ветеранов и инвалидов, городским клубом старшеклассников

Раздел 3. Механизм реализации программы

3.1. Этапы реализации программы:

I этап. 2005-2006 учебный год. Проектирование и апробация программы.

  • Разработка и введение в учебный план курсов по выбору «Учимся защищать свои права!» для учащихся 8-9-х классов, «Экономика человека» для 9-х классов.

  • Создание модели гражданско-правового образования учащихся,

  • Изучение УМК, апробация курса «Основы правовых знаний для 9-х классов» (издательство Российский Фонд Правовых реформ).

  • Внесение корректив в планы воспитательной работы с выделением в них гражданско-правового направления.

  • Разработка модели ученического самоуправления в школе и моделей самоуправления в классах.

  • Разработка мониторинговых процедур.


II этап. 2006-2008 год. Продуктивная реализация проекта.

  • Формирование профильного социально-экономического класса.

  • Реализация социальных проектов гражданско-правового направления, организация исследовательской деятельности учащихся.

  • Расширение сферы социального партнерства, увеличение количества учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах.

  • Включение в учебный план гимназии и апробация УМК «Живое право», расширение количества учащихся, участвующих в его освоении.

  • Повышение квалификации педагогов, освоение методов и приемов интерактивного обучения.

III этап. 2008- 2009 учебный год. Анализ реализации программы. Коррекция модели

  • Анализ результатов реализации проекта.

  • Закрепление результатов, полученных в ходе реализации проекта в образовательном процессе гимназии.

  • Активная демонстрация педагогического опыта

  • Подготовка к созданию на базе гимназии регионального центра гражданско-правового образования учащихся



3.2. Для реализации программы гражданско-правового образования в гимназии используются следующие механизмы:

Участники программы

Их роль и функции в реализации программы

Ученики гимназии

- формируют ученический заказ на изучение предметов права, обществознания, экономики

- участвуют в реализации социальных проектов, занимаются исследовательской деятельностью

- составляют индивидуальные маршруты в реализации программы

- целенаправленно развивают гражданско-правовую компетентность

- выступают с образовательными инициативами

- участвуют в оценке результатов реализации программы

- формируют индивидуальные и групповые продукты (базы данных, индивидуальные сети, проекты и т.п)

Администрация гимназии

- изучение Государственного заказа, нормативно-правовых документов о гражданско-правовом образовании, его месте в концепции модернизации Российского образования до 2010 года

- диагностика родительского и ученического заказа, выявление высокого интереса к общественным дисциплинам

- создание в гимназии социально-экономического профиля, что позволило включить в учебный план гимназии профильных предметов права, экономики, обществознания, элективных курсов по изучению УМК «Живое право», курсов по выбору учащихся

- заключение договоров о совместной деятельности с высшими учебными заведениями Костромы и Санкт-Петербурга, общественными организациями региона

Педагогический коллектив гимназии

- внесение педагогами гимназии корректив в учебно-тематическое планирование предметов история, Истоки, география, окружающий мир: включение интегрированных уроков с изучением гражданско-правовых аспектов изучаемого материала

-составление учебно-тематического планирования профильных предметов право, обществознание, экономика, география

Воспитательная служба гимназии, классные руководители

- внесение корректив в программу воспитания учащихся гимназии «Воспитание гимназиста», с целью выделения гражданско-правового образования учащихся как одного из направлений воспитательной работы в гимназии. Внесение корректив в планирование работы классных руководителей

Костромской институт повышения квалификации работников образования

- методическая поддержка проекта, оказание консультативной помощи педагогам гимназии

- обобщение педагогического опыта работы педагогов гимназии по гражданско-правовому образованию

Социальные партеры проекта:

- Юридический институт КГТУ

- Санкт-Петербургский Институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского

- региональная организация Костромской области «За гражданское образование»

- школьный инспектор (сотрудник ПДН ЗО УВД по Костромской области)

- оказание консультационной поддержки педагогам гимназии, учащимся в проведении исследовательской, проектной деятельности

- организация профориентационной работы с учащимися гимназии

- участие в проведении отдельных акций и форумов по гражданско-правовому образованию

Родители учащихся

- Формируют родительский заказ на изучение общественных дисциплин

- Участвуют в разработке и реализации социальных проектов

- Сопровождают детей в образовании

-Повышают собственную гражданско-правовую компетентность


3.3 Источники финансирования Программы

Источники финансирования

Размеры вложений

Выгоды и эффекты

1. Средства, полученные в результате победы гимназии в ПНП «Образование» в 2007 году

35.000 рублей

(федеральный бюджет)

25.000 рублей

(федеральный бюджет)

4.000 рублей

(федеральный бюджет)

- Приобретение в профильный кабинет истории и обществознания мультимедийного проектора
- Приобретение в кабинет истории и обществознания новой мебели
- Подключение компьютера в кабинете истории и обществознания к сети Интернет

2. Грантовые средства, полученные за успешное участие в конкурсах, смотрах:

- Грант за II место в конкурсе

«Надежда России» в 2006 году
- Грант за I место в муниципальном (2006 и 2007 год) и региональном (2006 год) конкурсе программ и проектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
- Грант за участие в финале регионального конкурса программ и проектов патриотического и гражданского воспитания в 2007 году



25.000 рублей

2.000 рублей

(муниципальный бюджет)

4.000 рублей

(региональный бюджет)
2.000 рублей

(региональный бюджет)


- Приобретение в кабинет истории и обществознания компьютера

- Приобретение в кабинет истории и обществознания ксерокопировальной техники


- Приобретение учебников УМК «Живое право» 10 экземпляров на кабинет

3. Оказание спонсорской помощи

5.000 рублей

(тепличный комбинат Высоковский)

- Приобретение в кабинет истории и обществознания экрана

4. Внебюджетные средства

72.000 рублей

(средства из фонда добровольных пожертвований)

- Ремонт кабинета истории и обществознания и создание на его базе ресурсного центра по реализации Проекта


Результат инвестиционных вложений: преобразование учебного кабинета истории и обществознания в профильный кабинет-лабораторию, на базе которого создан Центр по реализации в гимназии проекта гражданско-правового образования
Раздел 4. Основные риски от реализации программы

- в регионе отсутствует комплексно-целевая программа гражданского образования, что ограничивает возможности реализации Программы гимназии, сужает количество социальных партнеров, создает трудности для установления социального партнерства

- УМК по профильным предметам находится в стадии формирования, есть риски исключения из Федерального комплекта учебников Права под редакцией Е.А. Певцовой, учебников УМК «Живое право». Данный негативный опыт имеется после исключения из Федерального перечня учебников «Основы правовых знаний для 8-9 классов» изданных Фондом правовых реформ в 2003 году

- для реализации проекта необходим опыт педагогов в области преподавания права, обществознания, экономики на профильном уровне, подготовки таких специалистов в регионе не уделяется достаточного внимания, в КГУ нет факультета для подготовки учителей данных предметов

Раздел 5. Социальная оценка инновационной программы

Программа имеет достаточно высокую оценку со стороны представителей власти и общества, поддерживается методистами кабинета общественных дисциплин КОИПКРО, учащимися, родителями. В приложении представлены положительные отзывы о реализации ученических проектов, в том числе материалы СМИ, отзывы об обобщении педагогического опыта учителей гимназии по реализации проекта.

Раздел 7. Основные приложения к Программе

1. Учебно-тематическое планирование курса Право 10 класс

2. Учебно-тематическое планирование курса обществознание. Профильный уровень 10 класс

3. Конспект интегрированного урока по праву, истории и обществознанию в 11 классе

4. Конспект классного часа «Государственные символы России», урок запланирован к печати в журнале «Классный руководитель» № 2 2008 год

5. Программа клуба «Твой выбор – право!»

  1. Договоры о сотрудничестве гимназии:

    • с Юридическим институтом КГТУ

    • с кафедрой филологии КГУ им. Некрасова

    • с Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского

  2. Авторская программа курса по выбору «Учимся защищать свои права!» для учащихся 8-9-х классов

  3. Результаты участия учащихся в конкурсах, смотрах гражданско – правовой направленности

  4. Успешное участие учащихся гимназии в реализации социальных проектов (отзывы СМИ о реализации социальных проектов)

  5. Обобщение и демонстрация опыта работы коллектива гимназии по гражданско-правовому образованию учащихся, включая публикации в СМИ

Предварительные итоги реализации программы



Программа «Гимназия – пространство гражданско-правового становления учащихся»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск