Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 97.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.11.2013
Размер97.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок

Окружающий мир

Урок «Мировое хозяйство»

(Образовательная программа «Школа 2100», 4 класс)

Технология проблемно-диалогического обучения

Обоснование к применению технологии

Основная задача обучения в начальной школе заключается не в сообщении ученику более или менее значительной информации, а в обучении его свободно оперировать приобретёнными знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающего мира, воспитывать наблюдательность и любознательность. Этому способствует технология проблемно-диалогического обучения.

Учебный результат. В беседу вовлечены все дети класса, они учатся делиться своим опытом, впечатлениями и объясняют чужие поступки. Учащиеся приучаются к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта.

Методы обучения: проблемный, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося, игровой (деловая обучающая игра)

Форма урока: урок – учебная дискуссия, с элементами деловой игры

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Воспитательная: воспитывать наблюдательность и любознательность; учить детей делиться своим жизненным опытом, впечатлениями и умению объяснять чужие поступки; способствовать и формированию того, что далеко не всё измеряется деньгами.

Обучающая: дать первичное представление об основных экономических понятиях: труд, деньги, собственность доход; сформировать первичное представление о товарно-денежном обмене, об основах мирового хозяйства; познакомить с одним из основных прав человека - правом на владение собственностью.

Развивающая: развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить; развивать способность ученика сознательно ориентироваться в экономических понятиях и их связях с жизнью человека

План урока.

I. Постановка проблемы: почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света?

II. Версии детей, актуализация знаний.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Товарно-денежные отношения.

2. Собственность.

IV. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока

I. Постановка проблемы.

Учитель: В какой стране мы живем? (В России.)

На доске появляется запись: «Мы живем в России».

Учитель предлагает посмотреть на упаковки от различных продук­тов питания, игрушек, канцтоваров.Каждой группе учеников может быть предложен свой набор упаковок, на которых будет по-русски написано, в какой стране сделан тот или иной товар. Учитель предлагает каждому учени­ку или группе составить список или отметить флажками на карте стра­ны, в которых эти товары были сделаны.

На доске появляется запись: «В каждом доме есть товары из разных стран».

Учитель: Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (про­блему) урока: «Почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть това­ры из разных частей света?».

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоян­но обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

II. Версии детей, актуализация знаний.

Приём «знаем - не знаем».

Учитель: Как вы понимаете выражение «домашнее хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведется в каждой семье, дома.)

Учитель: В домашнем хозяйстве мы используем только то, что выращиваем или делаем сами? (Нет, многое мы покупаем в магазинах: мебель, продукты, вещи.)

Учитель: Что значит «покупаем»? (Платим деньги за товары.)

Учитель: Где люди берут деньги? (Получают за труд.)

Аналогично рассуждаем о мировом хозяйстве:

Учитель: Как вы понимаете выражение «мировое хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведется в мире, то есть в разных странах.)

Учитель: Все страны мира расположены в одинаковых природных

условиях? (Нет.)

Должна получиться примерно такая таблица:

Знаем

Не знаем

Каждая семья ведет домашнее хо­зяйство и покупает товары, сделан­ные другими людьми.

На планете существует около 200 государств (стран), которые располо­жены в разных природных условиях.

Почему к нам попадают продукты из разных стран?

Учитель: В мировом хозяйстве страны используют только то, что делают или выращивают сами? (Судя по тому, что в каждом доме есть товары из разных стран - нет.)

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученики могут высказать различные предположения, среди них ; могут быть такие:

- в одних странах растет много фруктов, а в других - ловится много рыбы. Они могут обмениваться товарами;

  • страны продают излишки своих товаров соседям;

  • страны покупают то, чего у них не хватает, у других государств;

  • большие страны помогают маленьким;

  • богатые государства помогают бедным и т.п.

От вопроса в колонке «не знаем» провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Товарно-денежные отношения.

Учитель: Если страна расположена на острове и окружена океаном, какие профессии будут преобладать в этой стране?

Ученики: Рыболовы, рабочие консервных заводов, моряки ...

Учитель: А в государстве, расположенном в глубине материка в горах, которые богаты месторождениями железной руды?

Ученики: Шахтеры, рабочие металлургических заводов...

Учитель: А что делать жителям горной страны, если они любят рыбу? И что делать жителям островных или приморских государств, у которых не хватает металла для консервных банок и кораблей?

Ученики: Обмениваться друг с другом!

Учитель: Какие из предложенных вами версий подтвердились? Около подтвердившихся версий поставить знак «+».

Учитель: Вы уже говорили о том, что многое из того, что используется в домашнем хозяйстве, мы покупаем в магазине за деньги. А как вы понимаете, что такое деньги? (Ученики высказывают предположения.)

Проверку предположений проводим по тексту фрагмента «Труд человека кормит, а лень портит». Ориентируясь на выделенные жир­ным шрифтом слова, ученики объясняют, что деньги - такой товар, на который можно обменять все остальные. О том, какими свойствами должны обладать деньги, рассуждаем с помощью иллюстраций и под­писей к ним на с. 99.

На доску нужно вывесить карточку со словом «деньги».

Учитель: А как разные товары попадают в магазин? (Ученики дол­жны выстроить логическую цепочку, чтобы показать: в основе всего лежит труд людей, которые этот товар производят, доставляют и про­дают.)

На доску вывешиваем карточку со словом «труд».

Учитель: Как вы думаете, как удобнее осуществлять обмен товара­ми между государствами - с использованием денег или без них: рыбу меняют на металл, фрукты на уголь?

Учитель: Прямой обмен товарами и услугами без использования денег называется бартер, вы сейчас примите участие в игре, которая иллюстрирует это понятие.

Деловая игра «Давайте меняться»

Ход игры:

  1. Учащиеся раскладывают свои предметы для обмена на столах. Пусть они осмотрят все предметы и решат, какие предметы они хотят выменять по бартеру.

  2. На столах у учащихся список сделок. Учащиеся должны вписать в эту форму наименование того предмета, который они хотят получить в результате обмена. Нужно объяснить учащимся, что для получения желаемого предмета им может быть придётся совершить несколько промежуточных сделок.

  3. Дать учащимся 2 минуты. Чтобы они обменяли свои предметы на те, которые они хотят получить. Пусть они запишут информацию о сделке №1 в раздаточном материале. Попросить их свериться с первой колонкой, получили ли они то, что хотели (предмет первого или второго предпочтения). Затем они заполняют вторую колонку, если они получили в обмен какой-либо другой предмет.

И в случае, если кто-то не захочет меняться на тот предмет, который они принесли, и они не совершили обмен, они заполняют третью колонку.

4. Проводится второй раунд. Учащиеся, которые получили желаемый предмет (первого или второго предпочтения) остаются на своих местах. Остальным даётся 2 минуты для завершения второго раунда сделок.

После завершения раундов учащиеся выполняют то, что указано в нижней части листа.

Учитель: Кто не получил желаемого результата, что помешало вам совершить обмен?

( Очень трудно пользоваться бартером для удовлетворения всех потребностей и желаний. Деньги облегчают процесс обмена. Подумайте, каким напряжённым был бы день людей, если бы все продукты питания, которые они потребляют, одежду, которую они носят и услуги, которыми они пользуются, приходилось выменивать по бартеру)

Важно вспомнить и о гуманитарной помощи, когда продукты и необходимые вещи предоставляются в каче­стве помощи, а не на обмен.

Напротив подтвердившихся версий ставим знак « + ».

2. Собственность.

Ученики самостоятельно или по цепочке читают текст на с. 100—101 от слов «Деньгами сейчас измеряется...» до «...сразу или целое государ­ство».

Учитель: Составьте логическую цепочку из слов. (На доске добавля­ется к карточкам «деньги» и «труд» еще такие: «доход», «товар», «соб­ственность».) Что у человека появляется раньше, а что позже?

Ученики работают в парах или группах, составляют варианты логи­ческих цепочек, объясняют их. В итоге должна появиться такая после­довательность: «Труд» — «деньги» — «доход» — «товар» — «собствен­ность». Сначала человек трудится, за это он получает деньги. Все день­ги, заработанные человеком, — это его доход. На свои доходы человек покупает товар, который становится его собственностью.

В заключение необходимо, чтобы ребята выполнили задание к ри­сункам на с. 100. Здесь принципиально важно, чтобы дети смогли образ­ные и комичные ситуации рисунков соотнести с реальными жизненны­ми ситуациями, когда жадность превращает человека в раба своих ве­щей и денег.

Учитель: Какое право нарушается, если у вас отнимают игрушку, велосипед, сумку с продуктами? (Право на собственность.) Что надо делать в таком случае? (Отстаивать свои права - обратиться к другим ребятам, родителям, любому взрослому, который находится рядом.) Правильно ли поступает государство, которое пытается захватить у соседней страны часть леса, залежи руды и т.д.? (Нет, у каждого госу­дарства тоже есть право собственности, и другие должны с ним счи­таться.)

IV. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики дол­жны прийти к выводу, что все страны на Земле связаны между собой мировым хозяйством. В каждой из них производят и выращивают то, что удобнее (у каждой страны есть как бы своя профессия). Затем, используя деньги или без них, государства обмениваются товарами. При этом каждая страна, каждое государство имеют право на собствен­ность.

Итог урока - организационный. Оцените свою работу: кому, что показалось трудным на уро­ке, непонятным. Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным.

Домашнее задание.

  1. Обязательное для всех: выполнить одно из зада­ний рабочей тетради к теме 18, выбрав из тех, которые не были сде­ланы в классе.

  2. Желающим ученикам про­читать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

придумай и нарисуй схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой мировым хозяйством.

  1. Также по желанию ученики выполняют задание актуализации на с. 102.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск