Скачать 97.29 Kb.
|
Окружающий мир Урок «Мировое хозяйство» (Образовательная программа «Школа 2100», 4 класс) Технология проблемно-диалогического обучения Обоснование к применению технологии Основная задача обучения в начальной школе заключается не в сообщении ученику более или менее значительной информации, а в обучении его свободно оперировать приобретёнными знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающего мира, воспитывать наблюдательность и любознательность. Этому способствует технология проблемно-диалогического обучения. Учебный результат. В беседу вовлечены все дети класса, они учатся делиться своим опытом, впечатлениями и объясняют чужие поступки. Учащиеся приучаются к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта. Методы обучения: проблемный, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося, игровой (деловая обучающая игра) Форма урока: урок – учебная дискуссия, с элементами деловой игры Тип урока: комбинированный Цели урока: Воспитательная: воспитывать наблюдательность и любознательность; учить детей делиться своим жизненным опытом, впечатлениями и умению объяснять чужие поступки; способствовать и формированию того, что далеко не всё измеряется деньгами. Обучающая: дать первичное представление об основных экономических понятиях: труд, деньги, собственность доход; сформировать первичное представление о товарно-денежном обмене, об основах мирового хозяйства; познакомить с одним из основных прав человека - правом на владение собственностью. Развивающая: развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить; развивать способность ученика сознательно ориентироваться в экономических понятиях и их связях с жизнью человека План урока. I. Постановка проблемы: почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света? II. Версии детей, актуализация знаний. III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. Товарно-денежные отношения. 2. Собственность. IV. Выражение решения проблемы. Применение нового знания. Итоги урока. Домашнее задание. Ход урока I. Постановка проблемы. Учитель: В какой стране мы живем? (В России.) На доске появляется запись: «Мы живем в России». Учитель предлагает посмотреть на упаковки от различных продуктов питания, игрушек, канцтоваров.Каждой группе учеников может быть предложен свой набор упаковок, на которых будет по-русски написано, в какой стране сделан тот или иной товар. Учитель предлагает каждому ученику или группе составить список или отметить флажками на карте страны, в которых эти товары были сделаны. На доске появляется запись: «В каждом доме есть товары из разных стран». Учитель: Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света?». Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. II. Версии детей, актуализация знаний. Приём «знаем - не знаем». Учитель: Как вы понимаете выражение «домашнее хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведется в каждой семье, дома.) Учитель: В домашнем хозяйстве мы используем только то, что выращиваем или делаем сами? (Нет, многое мы покупаем в магазинах: мебель, продукты, вещи.) Учитель: Что значит «покупаем»? (Платим деньги за товары.) Учитель: Где люди берут деньги? (Получают за труд.) Аналогично рассуждаем о мировом хозяйстве: Учитель: Как вы понимаете выражение «мировое хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведется в мире, то есть в разных странах.) Учитель: Все страны мира расположены в одинаковых природных условиях? (Нет.) Должна получиться примерно такая таблица:
Учитель: В мировом хозяйстве страны используют только то, что делают или выращивают сами? (Судя по тому, что в каждом доме есть товары из разных стран - нет.) Учитель: Как вы думаете, почему? Ученики могут высказать различные предположения, среди них ; могут быть такие: - в одних странах растет много фруктов, а в других - ловится много рыбы. Они могут обмениваться товарами;
От вопроса в колонке «не знаем» провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. Товарно-денежные отношения. Учитель: Если страна расположена на острове и окружена океаном, какие профессии будут преобладать в этой стране? Ученики: Рыболовы, рабочие консервных заводов, моряки ... Учитель: А в государстве, расположенном в глубине материка в горах, которые богаты месторождениями железной руды? Ученики: Шахтеры, рабочие металлургических заводов... Учитель: А что делать жителям горной страны, если они любят рыбу? И что делать жителям островных или приморских государств, у которых не хватает металла для консервных банок и кораблей? Ученики: Обмениваться друг с другом! Учитель: Какие из предложенных вами версий подтвердились? Около подтвердившихся версий поставить знак «+». Учитель: Вы уже говорили о том, что многое из того, что используется в домашнем хозяйстве, мы покупаем в магазине за деньги. А как вы понимаете, что такое деньги? (Ученики высказывают предположения.) Проверку предположений проводим по тексту фрагмента «Труд человека кормит, а лень портит». Ориентируясь на выделенные жирным шрифтом слова, ученики объясняют, что деньги - такой товар, на который можно обменять все остальные. О том, какими свойствами должны обладать деньги, рассуждаем с помощью иллюстраций и подписей к ним на с. 99. На доску нужно вывесить карточку со словом «деньги». Учитель: А как разные товары попадают в магазин? (Ученики должны выстроить логическую цепочку, чтобы показать: в основе всего лежит труд людей, которые этот товар производят, доставляют и продают.) На доску вывешиваем карточку со словом «труд». Учитель: Как вы думаете, как удобнее осуществлять обмен товарами между государствами - с использованием денег или без них: рыбу меняют на металл, фрукты на уголь? Учитель: Прямой обмен товарами и услугами без использования денег называется бартер, вы сейчас примите участие в игре, которая иллюстрирует это понятие. Деловая игра «Давайте меняться» Ход игры:
И в случае, если кто-то не захочет меняться на тот предмет, который они принесли, и они не совершили обмен, они заполняют третью колонку. 4. Проводится второй раунд. Учащиеся, которые получили желаемый предмет (первого или второго предпочтения) остаются на своих местах. Остальным даётся 2 минуты для завершения второго раунда сделок. После завершения раундов учащиеся выполняют то, что указано в нижней части листа. Учитель: Кто не получил желаемого результата, что помешало вам совершить обмен? ( Очень трудно пользоваться бартером для удовлетворения всех потребностей и желаний. Деньги облегчают процесс обмена. Подумайте, каким напряжённым был бы день людей, если бы все продукты питания, которые они потребляют, одежду, которую они носят и услуги, которыми они пользуются, приходилось выменивать по бартеру) Важно вспомнить и о гуманитарной помощи, когда продукты и необходимые вещи предоставляются в качестве помощи, а не на обмен. Напротив подтвердившихся версий ставим знак « + ». 2. Собственность. Ученики самостоятельно или по цепочке читают текст на с. 100—101 от слов «Деньгами сейчас измеряется...» до «...сразу или целое государство». Учитель: Составьте логическую цепочку из слов. (На доске добавляется к карточкам «деньги» и «труд» еще такие: «доход», «товар», «собственность».) Что у человека появляется раньше, а что позже? Ученики работают в парах или группах, составляют варианты логических цепочек, объясняют их. В итоге должна появиться такая последовательность: «Труд» — «деньги» — «доход» — «товар» — «собственность». Сначала человек трудится, за это он получает деньги. Все деньги, заработанные человеком, — это его доход. На свои доходы человек покупает товар, который становится его собственностью. В заключение необходимо, чтобы ребята выполнили задание к рисункам на с. 100. Здесь принципиально важно, чтобы дети смогли образные и комичные ситуации рисунков соотнести с реальными жизненными ситуациями, когда жадность превращает человека в раба своих вещей и денег. Учитель: Какое право нарушается, если у вас отнимают игрушку, велосипед, сумку с продуктами? (Право на собственность.) Что надо делать в таком случае? (Отстаивать свои права - обратиться к другим ребятам, родителям, любому взрослому, который находится рядом.) Правильно ли поступает государство, которое пытается захватить у соседней страны часть леса, залежи руды и т.д.? (Нет, у каждого государства тоже есть право собственности, и другие должны с ним считаться.) IV. Выражение решения проблемы. Применение нового знания. В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Ученики: Почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света? Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все страны на Земле связаны между собой мировым хозяйством. В каждой из них производят и выращивают то, что удобнее (у каждой страны есть как бы своя профессия). Затем, используя деньги или без них, государства обмениваются товарами. При этом каждая страна, каждое государство имеют право на собственность. Итог урока - организационный. Оцените свою работу: кому, что показалось трудным на уроке, непонятным. Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным. Домашнее задание.
придумай и нарисуй схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой мировым хозяйством.
|