Скачать 498.05 Kb.
|
ивэсэп ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» Киров 2007 ББК 67.3 И 90 История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт-сост. В.Н. Дряхлов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007. – 41 с. Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 9 от 26.06.2007 г. Автор-составитель: канд. ист. наук, доцент Дряхлов В.Н. Рецензент: кафедра истории и права Смоленского государственного университета Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров © филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007; © Дряхлов В.Н., 2007 Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» по направлению 030500 – «Юриспруденция», по специальности 030501 – «Юриспруденция» Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский халифат; Индия, Япония, Китай; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); образование англо-саксонской и континентальной системы права; государство и право новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность изучения курса «История государства и права зарубежных стран» в современных условиях вызвана объективной необходимостью использовать мировой гуманистический опыт в виде знания наиболее общих законов развития государства и права зарубежных стран для формирования всесторонне развитой личности молодого юриста, выработке у него особого юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права. Предмет курса – возникновение, развитие и функционирование государства и права ведущих стран мира, зарождение и эволюция идеи о правах человека, правового государства, республиканизма, разделения властей и парламентаризма, основных институтов публичного и частного права. Цель курса – формирование основ теоретических знаний будущих юристов в области истории государства и права зарубежных стран, повышение уровня их правосознания на основе приобщения к историческому и гуманистическому наследию зарубежных государств в области развития государства и права. Задачи курса:
В результате изучения курса истории государства и права зарубежных стран студенты должны: Иметь представление о:
Знать:
Уметь:
Виды занятий и методики обучения В рамках учебного процесса лекционные занятия на вечернем и заочном отделениях составляют 22 часа; практические занятия – 4 часа. Лекционные занятия организуются по потокам. Практические занятия проводятся по группам на основе учебно-методического пособия История государства и права зарубежных стран: практические занятия / сост. В.Н. Дряхлов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2004. На практических занятиях используются методы опроса, обсуждения проблемной ситуации. Самостоятельная работа (общий объем – 224 часа) осуществляется студентом при подготовке к практическому занятию, при изучении учебных материалов для написания контрольной работы и при подготовке к экзамену. Формы контроля Оперативный контроль проводится путем устных опросов во время чтения лекции для определения того, насколько успешно и глубоко студенты понимают излагаемый теоретический материал. Рубежный контроль осуществляется при проверке контрольных работ преподавателем; при самостоятельной работе студентов он происходит во время их работы над проверочными вопросами и тестами. Итоговый контроль происходит во время сдачи экзамена. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Раздел 1. Государство и право в период древности В данном разделе изучается процесс возникновения государства и права и их становления на Древнем Востоке и в античном мире. При изучении происхождения государства и права необходимо усвоить содержание основных этапов возникновения и развития родового строя, причин его разложения и трансформации системы военной демократии в государственную форму власти. Для понимания истории государств Древнего Востока важное значение имеет усвоение вопроса об общих закономерностях возникновения государственности на Древнем Востоке. Наиболее характерные черты древневосточного раннеклассового общества и его права рассматриваются на примере «Законов Хаммурапи» и «Законов Ману». Наибольшее внимание уделяется государству и праву античного мира. При изучении государства в Древней Греции особый интерес представляют процесс создания демократического государственного механизма и его основные изменения в Древних Афинах. Это достигается через изучение содержания реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла. В вопросе об эволюции строя Афинской республики основное внимание необходимо уделить изучению структуры органов государственной власти в Афинах, изменению их места во время вышеназванных реформ, определению важнейших демократических принципов устройства государственного аппарата. В истории Римского государства необходимо обратить внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме с учетом деления истории государства и права Рима на царский период, период республики и период империи. Отправной точкой здесь служит механизм государственной власти Римской республики, его перерождение в систему принципата – ранней формы монархии в Риме. История домината – поздней монархии – позволяет представить причины ослабления государственной власти и падения Западной Римской империи. Раздел 2. Государство и право в средние века Изучение истории феодального государства и права начинается с истории государства Меровингов и Каролингов, на примере истории которых рассматриваются основные черты раннефеодального государства и отрабатываются основные методологические понятия (аллод, феод и пр.). Следует обратить внимание на ту роль, которую сыграли в развитии процесса феодализации такие формы землевладения, как прекарий и бенефиций, система коммендации и иммунитеты. Период расцвета феодализма, возникновения монархии с сословно-представительными органами изучается на примере Франции и Англии. Необходимо уяснить процесс возникновения и развития наиболее известных сословно-представительных государственных органов этого периода – английского парламента и французских Генеральных Штатов, их функции и значение для развития феодальной государственности. Из документов той эпохи наибольшее значение имеет «Великая хартия вольностей». Знание содержания королевских реформ в Англии и Франции важно для понимания функционирования феодального государства и процесса усиления королевской власти. При изучении истории абсолютизма основное внимание уделяется усвоению вопроса о предпосылках оформления абсолютной монархии в Западной Европе; классические признаки абсолютизма рассматриваются на примере Франции, на фоне которой разъясняются особенности английского и немецкого абсолютизма. История государства и права Византии важна для понимания особенностей возникновения феодального общества в Византии в сравнении с Западной Европой, а также сущности и исторического значения кодификации римского права в правление Юстиниана. Раздел 3. Государство и право в новое время История государства и права этого периода начинается с изучения истории буржуазных революций в Англии, Северной Америке и Франции; при этом целесообразно сравнить исторические условия, социально-экономические и политические предпосылки буржуазных революций и их итоги. При изучении истории Английской революции XVII в., кроме общих вопросов (причины, характер революции), необходимо изучить содержание основных конституционных документов («Петиция о праве», «Великая ремонстрация», «Орудие управления»). Для понимания политической и конституционной истории Англии XVII в. особое значение имеет изучение «Хабеас корпус акта», «Билля о правах» 1689 г. Дальнейшая эволюция британского государства изучается через содержание реформ избирательного права в XIX в., создание доминионов в рамках Британской колониальной империи, реформирование законотворческого процесса в парламенте. Для истории образования США необходимо понять особенности образования американского государства в ходе войны за независимость на основе изучения важнейших правовых актов того времени – «Декларации независимости», «Статей конфедерации», Конституции 1787 г. Это позволяет лучше уяснить особенности государственного строя США как конфедерации, а также и те новые принципы в организации государства, какие были закреплены во второй конституции США. Изучение истории государства и права Франции открывает возможность для познания процесса возникновения буржуазного государства в ходе Великой Французской революции 1789–1799 гг. Наряду с изучением общеисторических вопросов (причины революции, её основные этапы) особое внимание нужно уделить усвоению правовых документов революции. Среди них наибольшее значение имеет «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г., послужившая основой для принятия последующих конституционных документов в истории Франции. При изучении революции особого внимания заслуживает якобинский период и его механизм революционного правительства, а также социально-экономическое законодательство. Из истории Франции XIX в. изучается эволюция государственного строя, причем главное внимание уделяется революции 1848 г., возникновению политического строя Третьей республики. Для истории Германии в XIX в. основным является вопрос об её объединении; политическое преобладание дворянства (юнкерства) обусловило многие черты государственного строя Германии по конституции 1871 г. Раздел 4. Государство и право в новейшее время В истории государства и права США важное место принадлежит вопросу о «новом курсе» Ф.Д. Рузвельта. Следует понять значение нового направления в деятельности американского государства и уметь охарактеризовать наиболее важные меры правительства в области экономики. По истории Англии студенту необходимо проследить, как менялись отношения английского парламента с правительством в ходе реформ парламента 1911 и 1949 гг., запомнить основные изменения в состоянии избирательного права в XX в. Из истории государства послевоенной Франции основное внимание уделяется изменениям конституционного строя в 1946 и 1958 гг., что необходимо для определения основных черт политического режима Четвертой и Пятой республик. При изучении истории Германии нужно изучить особенности Ноябрьской революции в Германии и политического строя Веймарской конституции, предпосылки прихода нацистов к власти, сущность государственного механизма нацисткой диктатуры как одного из вариантов тоталитарного государства. При освещении темы об основных изменениях в праве ведущих стран мира главное внимание уделяется основным прогрессивным тенденциям в развитии права. При этом следует обратить внимание на то, какие перемены произошли в институтах гражданского права (отношения собственности, обязательственное право и пр.), какие новые тенденции (либерализации и пр.) характерны для уголовного права, какие уступки в области законодательного регулирования отношений между трудом и капиталом характеризуют трудовое и социальное право. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
|