ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Н], [Н,], БУКВА Н. ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ Н. СТРОЧНАЯ БУКВА Н, СОЕДИНЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ БУКВАМИ, НАПИСАНИЕ СЛОВ.
Медведева Юлия Александровна.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»
Учитель начальных классов.
Обучение грамоте.
1 класс.
Тема: «Согласные звуки [н], [н,], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н. Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание слов», 34 урок.
Учебник: «Букварь» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Издательство «БАЛАСС», «Мои волшебные пальчики». «Пропись № 1» к учебнику «Букварь».
Цель урока: познакомить учащихся с буквой н и звуками, которые она обозначает.
Задачи обучающие:
– формирование у учащихся умения выделять звук в слове;
– выделение звуков [н] и [н’], обозначение их на письме,
- формирование умения учащихся читать слоги, слова и предложения с буквой «н»;
– формирование умения овладевать начертаниями письменных букв, слов.
Задачи развивающие:
- развивать фонематический слух учащихся через умение находить слова с заданным звуком;
- развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Задачи воспитательные:
- воспитание любознательности, познавательного интереса, умения слушать и отвечать на вопросы, умения наблюдать и делать выводы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: составление схем слов; выделение звуков в слове; знакомство с новой буквой; чтение слогов, слов и предложений; письмо букв, слогов и слов.
Необходимое техническое оборудование: компьютер; касса букв и слогов, наборное полотно с буквами, "лента" букв; схемы слов; разноцветные кружки, обозначающие звуки.
Структура и ход урока:
Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Домашнее задание (по желанию).
Рефлексия.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1.
2.
3.
4.
| Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения
|
1.
Строчная буква "н"
| Посмотрите на с. 50-51. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте посмотрим на доску. Составьте слова из предложенных слогов: та, ра, ро, на.
Что обозначают эти слова? (Уточняем смысл слов).
Поработаем в группах. Составим схемы этих слов. 1 группа составляет схему слова «тара»,
2 группа – «рота»,
3 группа – «рана».
У доски работают представители от каждой группы. Почему третья группа затрудняется с заданием?
Чем же мы сейчас займёмся?
–Что напоминает буква Н? (Висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол и т.д.) Сравните печатную и письменную буквы Н. Работа в прописи (с. 18)
1) Графический анализ строчной буквы н.
– Из каких элементов состоит буква н?
– В написании каких букв есть такие же элементы?
Образец учителя на доске с комментированием.
– Пишу наклонную линию сверху вниз, возвращаюсь по написанному до середины линии, выполняю маленький поворот и веду ручку вверх наискосок вправо, пишу линию с закруглением внизу вправо. Соединительный элемент слегка провисает, как верёвочка. Счёт: раз-и-два-и.
б) Письмо элементов на строке.
– Обведите на следующей строке все элементы с петелькой.
– Все наклонные линии с закруглением внизу вправо обведите синим цветом.
2) Как вы думаете, почему на строке написаны сразу три буквы? Что в них общего, чем похожи? – Каким цветом обведём букву П? Почему?
– Каким цветом обведём букву Ы? Почему? – Какая буква осталась? Обведём букву Н «правильным» цветом. Продолжите работу.
Физминутка.
| Составляют примерный план:
Составление схем слов.
Выделение звуков в слове.
Знакомство с новой буквой.
Чтение слогов, слов, предложений и текста.
Письмо букв, слогов и слов.
Устно составляют слова: тара, рота, рана.
Высказывают предположения.
Работают в группах. Составляют схемы:
т а р а р о т а р а ? а ( Мы ещё не умеем писать букву Н).
(Будем учиться писать букву).
а) Ученики обводят буквы в табло
(с проговариванием). Б) Выполняют упражнения под счёт учителя.
У этих букв ( п, ы, н)есть общий элемент: прямая наклонная линия и наклонная линия с закруглением вправо.
Синим, т.к. она обозначает согласный звук.
Красным, т.к. она обозначает гласный звук Самостоятельно работают в «Прописи».
| 1 4
1
2
8
| 5.
6.
| Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
|
2. Собери схему буквы "н".
| Работа в «Букваре».
– Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте на с. 50 «Букваря».
На листочке, на страничке – То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки.
– Посмотрите, на картинке в «Букваре» много нот?
Ещё раз произнесите слово «нота», потяните первый звук. Что можете о нём сказать?
– Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука?
– Отгадайте вторую загадку.
Низкорослой он породы. Не боится непогоды. Высотою метр в холке. Умный взгляд, крутая челка, Пышный хвост, густая грива… Мощный. Добрый и игривый. Одомашнен он. Послушен. К ребятне неравнодушен. Если он от чистокровной, Шаг его свободный, ровный. Резв, активен он в забеге - Под седлом или в телеге. Долькой яблока с ладони Угостите крошку … Жанна Синючкова
- Какой звук обозначает буква н в этом слове?
Чем отличаются звуки, которые обозначает буква Н в этих словах?
– Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука?
– Что нового мы сейчас для себя открыли?
– Поучимся различать эти звуки. Приготовьте два кружочка – синий и зелёный.
– Я буду называть слова, а вы показываете кружочек, соответствующий звуку.
– Нитки, наряд, нация, нервы.
– Это легко, когда Н в начале, а теперь в середине: полено, пряник, карандаш, карамель (ловушка)… (Дети повторяют слово за учителем, форсируя новый звук.)
2. Работа в прописи.
Работа в прописи на с. 18. Схема - «человечек».
- Закончите раскрашивание схемы.
Давайте проверим себя. (Двое учащихся собирают схему буквы Н, затем остальные проверяют работу.)
– Давайте посмотрим в прописи на с. 19
– Прочитайте все изученные (только изученные) буквы в схемах - «человечках».
– Какие буквы записаны в схемах? (Печатные.)
– Что означают стрелки?
– Какие слоги получились?
– Что мы сейчас составили? Зачем?
Написание слогов.
– Хорошо у вас получилось прочитать, а теперь давайте напишем слоги.
1) Показ образца соединения учителем.
2) Чтение. Работа в парах: взаимопроверка.
– Найдите в прописи соседа самые красивые слоги. Поставьте под ними точку карандашом.
Физминутка.
| (Ноты) (Одна.) [н]- звук согласный, звонкий.
Синего.
(Пони.)
[н,]
В слове «ноты» буква Н обозначает - твёрдый согласный звук [н] , а в слове «пони» -мягкий [н,].
Зелёного.
Дети повторяют слово за учителем, форсируя первый звук.
Работают в парах. Дети дорисовывают колпачок-звоночек, раскрашивают один ботиночек синим, другой – зелёным цветом. Называют все буквы: г, п, т, р, н, а, о, и, ы.
Составляют и читают полученные слоги.
Дети самостоятельно записывают слоги.
Взаимопроверка.
| 5
2
5
| 7.
| Включение в систему знаний и повторение.
|
3.. Найди друзей буквы "н"
| Работа в «Букваре» на с . 50.
– Посмотрите на страницу «Букваря». Что мы сейчас будем делать?
– Прочитайте слоги с глухими согласными звуками; со звонкими согласными звуками.
– Прочитайте только строчки.
– Есть ли столбик, где все согласные звуки мягкие? Прочитайте его.
– Я буду произносить слова; если вы услышите в слове знакомый слог (из второго столбика), то хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
– Ротик, собака, Наташа, бараны, сосна, лупа, нота, Никита, лопата.
Чтение слов в парах. Прочитайте друг другу
слова правого столбика второго ряда. (Гони и т.д.)
– Что обозначают эти слова? Когда так можно сказать?
– Составьте предложения с этими словами.
2) Дочитывание слов из левого столбика.
– Прочитайте первое слово. (Ран и т.д.)
Индивидуальная работа с сильными учащимися.
Коллективная проверка.
-Вы согласны с ребятами? Почему?
| Читают по заданию учителя.
Работают в парах.
Ученики читают слова.
| 5
1
| 8.
| Домашнее задание (по желанию)
|
| – Нарисуйте дома, на что похожа буква Н.
|
|
| 9.
| Рефлексия.
Итог урока.
|
| – Что нового для себя сегодня открыли?
– Чему учились?
- Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Понравилось ли вам работать в паре? Почему?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Давайте отметим ваше настроение в дневнике.
| Ученики проводят самооценку работы на уроке.
| 1
|
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭОР НА ДАННОМ УРОКЕ
____________________________КОНЕЦ ФОРМЫ______________________________ |