Конспект урока: «Сообщающиеся сосуды»
Цель урока: Выяснить закономерности происходящие в сообщающихся сосудах.
Задачи урока:
Познавательные: сформировать понятие о сообщающихся сосудах, продолжить формирование умения применять понятие гидростатического давления в данной теме. Научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.
Развивающие: Развитие умения решать качественные и вычислительные задачи, развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; для развития слуховой памяти – проговаривание определений.
Воспитательные: повышение интереса учащихся к изучаемому материалу, расширение мировоззрения учащихся и их кругозора.
Литература:
Перышкин А. В. Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. §39, стр.93-95.
Оборудование: презентация по теме урока, проектор, компьютер.
План урока Этапы урока
| Время, мин
| Приемы и методы
| 1.Организационный момент
| 2
| Приветствие.
| 2.Актуализация знаний по пройденному материалу
| 10
| Самостоятельная работа с тестовыми заданиями.
| 3. Изучение нового материала
| 20
| Объяснение нового материала.
| 4. Закрепление материала
| 8
| Решение задач.
Выполнение теста «Сообщающиеся сосуды»
| 5.Домашнее задание
| 3
| Запись на доске. Комментирование.
|
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1
| Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
| Приветствие учителя.
| 2
| Раздает карточки с тестовыми заданиями, разъясняет порядок и способ выполнения.
| Выполняют задание.
| 3
| На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с понятием «Сообщающиеся сосуды» и рассмотрим основные закономерности свойственные им.
Запишите тему урока «Сообщающиеся сосуды»
Скажите, как вы понимаете что такое сообщающиеся сосуды, почему их называют сообщающимися?
Давайте запишем определение:
Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися.
Примерами сообщающихся сосудов являются например – лейка, чайник, кофейник.
Вы замечали когда-нибудь, что вода в самом чайнике и в носике стоит на одном уровне?
Рассмотрим следующий опыт:
На экране изображены 2 стеклянных сосуда соединенные резиновой трубкой.
Сначала резиновую трубку пережимают и наливают в правый сосуд воду. Затем при разжатии трубки, посмотрим что происходит? Вода из правого сосуда перетекла в левый, но она установилась так что уровни жидкости в обоих сосудах стали одинаковы. Как вы думаете почему вода в сосудах установилась на одном уровне? Давайте разберемся, для этого выберем небольшую площадку, обозначим ее буквой а.
Так как жидкость установившись теперь находится в покое можно сказать что давление столбов жидкости справа и слева на площадку а одинаково. Чему у нас равняется давление жидкости? P = pgh, Р1- давление правого столба жидкости, Р2-левого. Т.к. мы сказали что давление с обоих сторон равно, то можно записать Р1=Р2, распишем используя формулу: pgh1= pgh2, т.к. в обоих сосудах вода, то плотности можно сократить и g мы тоже можем сократить. Остается h1=h2, т.е. высота правого столба равняется высоте левого, что мы и увидели из опыта. Записываем вывод:
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Этот вывод называется законом сообщающихся сосудов.
Даже если один из сосудов поднимать или наклонять то, как только вода успокоится, то ее уровни в сосудах будут одинаковыми.
Если мы возьмем сообщающиеся сосуды разной формы и сечения, то жидкость в них тоже установится на одном уровне. Слайд. Записываем в тетрадь: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Если же в один сосуд налить жидкость одной плотности, а в другой – другой плотности, то при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковыми. Слайд. Уровень высот отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом.
Рассмотрим также небольшую площадку на границе раздела двух различных жидкостей.
Т.к. жидкость находится в покое то, что можно сказать? Что давление столбов жидкостей на эту площадку одинаковое.
Р1=Р2, распишем по формуле p1gh1= p2gh2 , что здесь можно сократить (g), остается р1h1=p2h2, отсюда можно записать что p1/p2=h2/h1. Отсюда видно, что плотности жидкостей обратно пропорциональны их высотам.
Записываем вывод: при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
| Записывают тему: «Сообщающиеся сосуды»
Отвечают на вопрос
Записываем вывод:
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Записывают в тетрадь: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.
Записываем вывод: при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
| 4
| Решение качественных задач, за ответы выдаются жетоны. Заранее разъяснить правила, в соответствии с которыми будут выдаваться жетоны.
1)Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?
2) Два сосуда, изображенные на рисунке, наполнены водой до одной и той же высоты. Одинаково ли давление на дно каждого сосуда? Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой?
3) Два сосуда, наполнены: один – водой, другой – керосином, причем уровни жидкости находятся на одной и той же высоте. Одинаково ли давление на дно? Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран? Какой из уровней будет выше при открытом кране?
4) В одно колено сообщающихся сосудов налита ртуть, а в другое – вода. В каком колене ртуть, а в каком вода?
5)Какой чайник более вместительный? Почему? 6) На каком из рисунков допущена ошибка? Какая?
7) В сосуд изображенный на рисунке налили жидкость. Какой из приведенных рисунков соответствует расположению уровней жидкости при наклоне сосуда вправо?
8) В сообщающийся сосуд с краном, имеющий колена одинакового сечения налита вода. В левом колене вода находится на высоте 40см, в правом - на высоте 10см. На сколько уменьшится уровень воды в левом колене, после открытия крана?
А) Уменьшится на 15см
| B) Уменьшится на 25 см
| C) Уменьшится на 10см
| D) Увеличится на 25см
| E) Увеличится на 15см
| 9)На сколько поднимется уровень воды в левом колене сосуда, изображенного на рисунке, после открытия кранов? Уровень воды в среднем колене (до открытия кранов) находится на высоте 24см. Сечения всех колен одинаковы.
А) 16см
| B) 32см
| C) 2см
| D) 4см
| E) 8см
| 10) Какое из нижеприведенных утверждений справедливо?
А) Высоты столбов различных жидкостей в коленах сообщающегося сосуда прямо пропорциональны плотностям этих жидкостей.
| B) Закон сообщающихся сосудов справедлив и в условиях невесомости.
| C) В сообщающимся сосуде масса жидкости в обеих коленах одинакова, если они находятся в равновесии.
| D) Закон сообщающихся сосудов справедлив только на планете Земля.
| E) Высоты столбов различных жидкостей в коленах сообщающегося сосуда, обратно пропорциональны плотностям этих жидкостей.
| 11) В правое колено сосуда, изображенного на рисунке, налита жидкость. Какой из приведенных рисунков соответствует расположению свободных поверхностей данной жидкости в других коленах сосуда после открытия крана К?
12) В U-образный сосуд одинакового сечения налита вода. На сколько поднимется уровень воды в левом колене, если в правое колено налить масло высотой 20см?
А) 8см
| B) 16см
| C) 4см
| D) 2 см
| E) 11см
| 13) Как используя сообщающиеся сосуды наметить на стене горизонтальную линию?
14) В сообщающиеся сосуды налиты ртуть, вода и керосин. Какова высота слоя керосина, если высота столба воды равна 20 см, а уровень ртути в обоих сосудах одинаков?
15) Для чего отводящие трубы раковины имеют коленчатую форму?
Выполнение теста «Сообщающиеся сосуды»
https://docs.google.com/a/umc74.ru/spreadsheet/viewform?formkey=dFE4X3FVOTg4Y2swX0xkZWRnR0FaSEE6MQ#gid=0
|
| 5
| §39,вопросы к параграфу, Зад.9(3)
| Записывают в дневник.
| |