1. Цель и задачи освоения дисциплины





Название1. Цель и задачи освоения дисциплины
страница1/6
Дата публикации31.07.2013
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
––––––––––––––––––––––––––––––––––
«________»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Направление подготовки

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (030900)

Наименование магистерской программы

030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений
Степень выпускника

МАГИСТР
Форма обучения

ОЧНАЯ

Ижевск 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «Теория разделения властей» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (Квалификация (степень) «Магистр»).

Дисциплина «Теория разделения властей» способствует пониманию эволюции конкретно-исторических форм властных отношений и их закреплении в политико-правовых актах с учетом изменений природы и функций государства и государственной власти. Объектом дисциплины является категория «власть» как явление объективной реальности, окружающее человека и общество, существующее независимо от его воли и сознания. Предметом дисциплины выступает совокупность теорий разделения властей в их взаимосвязях с политико-правовыми доктринами, идеологиями и правоприменительными практиками в разных государственных системах и формах.

Данный курс тесно связан с теорией государства и права, историей государства и права, историей политических и правовых учений, знание которых необходимы студенту для усвоения материала данной дисциплины.

Учебная цель освоения дисциплины заключается в формировании теоретических знаний, практических навыков и умений по анализу государственно-правового развития различных стран, в том числе России, с учетом всемирно-исторического опыта реализации принципа разделения властей.

Воспитательная цель заключается в формировании личности, способной к анализу государственно-правового развития России на основе всемирно-исторического опыта и занимающей активную жизненную позицию.

Задачи освоения дисциплины:

– формирование у студентов определенной системы эмпирических и теоретических знаний об основных этапах и результатах эволюции учения о разделении властей;

– активизация познавательной самостоятельности обучаемых в плане освоения ими методов рационального объяснения исторических феноменов государственности и ее политико-правового обеспечения, способов их понимания в ходе культурологической интерпретации;

– инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентаций социального поведения и деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы магистратуры

Программа курса построена на принципах историзма, объективности, всесторонности, социальной ориентированности с опорой на сравнительно-правовой метод исследования.

Дисциплина «Теория разделения властей» входит в профессиональный цикл ООП магистратуры, вариативная (профильная) часть дисциплин по выбору (М.2).

Дисциплина адресована студентам 2 курса магистратуры по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (Квалификация (степень) «Магистр»).

Для успешного освоения курса студенту необходимо владеть знаниями, полученными в ходе изучения дисциплины общенаучного цикла базовой части «Философия права» (М1.Б.01); дисциплины общенаучного цикла по выбору «Современные проблемы правовой политики» (М1.В.01.03); дисциплин профессионального цикла базовой части «История политических и правовых учений» (М2.Б.01), «История и методология юридической науки» (М2.Б.02); дисциплин профессионального цикла вариативной составляющей «Социология права: история и современность» (М2.ВР.01), «Актуальные проблемы истории права и государства» (модуль 1) (М2.ВР.03), «Особенности правопонимания Нового времени: сравнительный анализ» (М2.ВР.05), «Государственный механизм России: вопросы теории и истории» (М2.ВР.09); дисциплин профессионального цикла по выбору «Публичная служба: теоретические аспекты» (М2.В.01.01), «Теория и история прав человека» (М2.В.02.01), «Публичная служба: проблемы правового регулирования» (модуль 1) (М2.В.02.02), «Проблемы становления социального государства» (М2.В.03.01). «История политической и правовой мысли России XIX в.» (М2.В.03.02).

Изучение дисциплины начинается в 3 семестре 2 курса одновременно с дисциплинами профессионального цикла базовой части «Сравнительное правоведение» (М2.Б.03), «Актуальные проблемы теории государства и права» (М2.Б.04); дисциплинами профессионального цикла вариативной составляющей «Актуальные проблемы истории права и государства» (М2.ВР.02), «Проблемы современной социологии права» (М2.ВР.03); дисциплинами профессионального цикла по выбору «Государственное и муниципальное управление зарубежных стран: сравнительный анализ» (М2.В.04.01), «Права человека в свете практики Европейского суда» (М2.В.05.01), «Функции современного государства» (М2.В.05.02).

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на пороговом уровне.

Успешное освоение дисциплины позволяет продолжить научно-исследовательскую работу магистранта, создать условия для квалифицированного прохождения учебной и производственной практики, подготовки к государственному экзамену по специализации и защите выпускной квалификационной работы.

Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы:

  1. Теоретико-методологические аспекты проблемы разделения властей.

  2. Теория разделения властей в контексте философии права.

  3. Актуализация принципа разделения властей в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины «Теория разделения властей» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которые должен приобрести студент в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие профессиональные (ПК-2, 6, 7, 9) компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

в правоприменительной деятельности:

– способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

– способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

– способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

в организационно-управленческой деятельности:

– способен принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9).

В результате изучения дисциплины «Теория разделения властей» обучающийся должен:

знать:

– природу, сущность понятий «власть», «разделение властей», связь власти права (ПК-9);

– основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития теории разделения властей (ПК-7);

– интерпретации теории разделения властей западными мыслителями и их рецепцию российской политико-правовой мыслью (ПК-7);

– основные модели власти на современном этапе развития общества (ПК-7);

– разные варианты решения проблем прав человека, наилучшей организации государства, разделения властей и их соотношения (ПК-2, 6, 7, 9);

– особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в Российской Федерации (ПК-2, 6, 7, 9);

– социальную значимость профессии (ПК-9);

уметь:

– оперировать историко-юридическими понятиями и категориями (ПК-2, 9);

– сопоставлять и самостоятельно оценивать особенности конкретной политико-правовой доктрины в изложении разных мыслителей (ПК-2);

– выявлять факторы и причины, обусловившие ту или иную авторскую интерпретацию основных положений рассматриваемой теории (ПК-2);

– прослеживать преемственность во взглядах исследователей разных времён и народов (ПК-2);

– устанавливать связь прогрессивной политико-правовой мысли прошлых лет с современностью (ПК-2, 7);

– воспринимать и осмысливать проблемы права и политики с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах (ПК-2, 7);

– аннотировать, реферировать, презентовать научно-исследовательскую и практическую информацию (ПК-2, 7, 9);

– выражать и обосновывать свою позицию на семинарских занятиях и диспутах по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции государственного механизма, вкладу народов России и ее представителей в достижения мировой цивилизации (ПК-2, 6, 7, 9);

– применять полученные знания для понимания закономерностей развития государственного механизма для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы (ПК-2, 6, 7, 9);

владеть:

– историко-юридической терминологией (ПК-2, 7);

– навыками работы с правовыми актами (ПК-2, 7);

– навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений государственной и общественной жизни на основе исторического материала (ПК-2, 6, 7);

– навыками анализа политико-правовой теории и практики с позиций системного и сравнительно-правового подходов (ПК-2, 7);

– навыками политической и правовой дискуссии (ПК-2, 7, 9).
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Курс……………………………………………..................

2

Семестр……………………………………………………

3

Всего часов по курсу…………………………..................

108

Всего аудиторных занятий (часов)……………………...

28

Лекции, час………………………………………………..

6

Практические (семинарские) занятия, час……………...

20

Контроль самостоятельной работы студента, час...........

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, час…………

80

Контрольная работа (семестр)………..…………….........

3

Зачет (семестр)…...………………………….……………

3




№ п/п

Разделы, темы дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам. раб.










1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр 1

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы разделения властей

1.1

Тема 1. «Теория разделения властей» как учебная дисциплина и научно-практическая историко-юридическая проблема

1

2




8

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы

ПК-2

ПК-6

2

Раздел 2. Теория разделения властей в контексте философии права

2.1

Тема 1. Исторические этапы формирования теории разделения властей

1

2




8

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы

ПК-9

1

2.2

Тема 2. Проблема ограничения властного произвола в античной и средневековой традициях

2




4

8

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

Защита КР

ПК-7

1

2.3

Тема 3. Принцип разделения властей в трудах Дж. Локка


3




2

8

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

Защита КР

ПК-7

1

2.4

Тема 4. Принцип разделения властей в трудах Ш.Л. Монтескье

3




2

8

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

Защита КР

ПК-7

1

2.5

Тема 5. Американская модель разделения властей


4




4

8

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

Защита КР

ПК-7

1

2.6

Тема 6. Теория разделения властей в трудах немецких философов

5




4

8

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

Защита КР

ПК-7

1

2.7

Тема 7. Модель разделения властей в российской политико-правовой традиции

6




2

8

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

Защита КР

ПК-7

1

Раздел 3. Актуализация принципа разделения властей в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации

3.1

Тема 1. Нормативное закрепление принципа разделения властей в российском законодательстве

6

2




8

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы

ПК-2

ПК-6

ПК-7

ПК-9

4

3.2

Тема 2. Реализация принципа разделения властей в современном государственном механизме РФ


7




2

8

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

Защита КР

ПК-2

ПК-6

ПК-7

ПК-9

4

Всего часов




6

20

80










Форма промежуточной аттестации – зачет


5. Содержание дисциплины

5.1. Темы лекций и аннотации к ним




Лекция 1. «Теория разделения властей» как учебная дисциплина и научно-практическая историко-юридическая проблема (2 часа).

  1. Место и роль теории разделения властей в основной образовательной программе подготовки магистра.

  2. Объект и предмет дисциплины.

  3. Цели и задачи курса.

  4. Литература (учебная, учебно-методическая, научная)

  5. Источники изучения дисциплины.

Возможные интерактивные формы проведения лекции:

«направляемая дискуссия» по:

интерпретации содержания понятия «власть» на основе полученных ранее знаний.
Лекция 2. Исторические этапы формирования теории разделения властей (2 часа).

  1. Хронология и закономерности становления теории разделения властей.

  2. Теория разделения властей как элемент общей теории государства и права.

  3. Идеологическое и научное содержание принципа «разделение властей» как правового принципа, требующего нормативного закрепления.

  4. Общая характеристика теории разделения властей как научной концепции.

Возможные интерактивные формы проведения лекции:

«направляемая дискуссия» по:

интерпретации понятий «правовое государство», «гражданское общество», «разделение властей», «конституционализм», «парламентаризм», «федерализм»;

определению функций и задач теории разделения властей на основе полученных ранее знаний.
Лекция 3. Нормативное закрепление принципа разделения властей в российском законодательстве (2 часа).

  1. Понятие федерализма, формы его проявления, специфические черты, роль и назначение.

  2. Принцип разделения властных полномочий между центром и субъектами федерации.

  3. Особенности действия принципа разделения властей в федеративном государстве.

  4. Модели современного федерализма: сравнительный анализ.

  5. Договорная, централистская и кооперативная формы федерализма.

Возможные интерактивные формы проведения лекции:

«направляемая дискуссия»

по анализу:

основных принципов и механизмов распределения правовых полномочий между уровнями власти в Российской Федерации;

тенденций развития федеративных отношений в России;

перспектив усиления централистского компонента в российской государственности;

по оценке:

эффективности функционирования федеральных округов;

эффективности системы комбинированного федерализма РФ на основе полученных ранее знаний.
5.2. Планы практических (семинарских) занятий

Краткое описание технологий семинарских занятий:

Семинарские занятия проводятся в форме собеседований по сформулированным вопросам, устных ответов на перечень вопросов для самостоятельной подготовки, дискуссий с привлечением источников и научной литературы, защиты контрольных работ. Активно задействованы интерактивные формы. Студенты работают в парах или микрогруппах сменного состава. На практических занятиях закрепляются знания, отрабатываются умения и навыки, формируемые в ходе освоения теоретического курса. Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие темы. Работа в парах или микрогруппах сменного состава организована в логике проблемного обучения – студенты получают и решают определенные проблемы, во время проверочной работы студенты под руководством преподавателя участвуют в оценивании разработанных вариантов решений. То есть студенты находятся в субъектной позиции; поощряется ясное выражение их собственного мнения по обсуждаемым вопросам и проблемам.

При подготовке сообщений (информации), докладов и других публичных выступлений, студент должен получить консультацию у ведущего преподавателя, изучить рекомендованную научную и учебную литературу, нормативно-правовые акты (по отдельным темам), составить развернутый план-конспект, стремясь к наиболее системному изложению материала. Время, отводимое на публичное выступление, как правило, не должно превышать 8-10 минут на каждый обсуждаемый вопрос. При подготовке презентации выступающему отводится 15-25 минут. После завершения выступления студент должен быть готов к ответам на вопросы преподавателя, студентов. Материалы публичного выступления, при условии доработки и оформления в соответствии с требованиями кафедры, могут быть представлены (после согласования с преподавателем) для защиты в качестве контрольной работы.

Образовательной практикой выработаны основные требования к оформлению презентаций:

1. Структура презентации:

  1. Титульный лист с указанием темы, автора, руководителя проекта.

  2. Слайд с оглавлением и гипертекстовыми ссылками. Наличие кнопок возврата на титул, на начало разделов.

  3. Каждый слайд содержит кнопки >, < возврата на предыдущий кадр.

  4. Гиперссылки на внешние Интернет-ресурсы (если необходимо).


2. Требования к оформлению слайдов:

  1. Насыщенность не более 1/3 площади экрана.

  2. Наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение.

  3. Использование не более трех вариантов хорошо читаемых шрифтов в презентации.

  4. Размер шрифта не менее 24 для текста и 36 для заголовка.

  5. Длина строки не более 36 знаков.

  6. Расстояние между строками внутри абзаца 1,5, между абзацев - 2 интервала.

  7. Контраст изображения по отношению к фону.

  8. Яркость цветов по отношению к фону.

  9. Возможно применение анимации кадров для привлечения внимания.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цель и задачи освоения дисциплины iconРабочая программа Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения...
«Гражданское право» является формирование у обучающихся комплекса компетенций, обеспечивающих готовность бакалавра эффективно решать...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности,...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4)
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconЛитература по курсу 19 Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Гэу в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060201 – Стоматология
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний о современной системе правовых отношений в...
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить...
Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск