Наука и государство





Скачать 124.28 Kb.
НазваниеНаука и государство
Дата публикации31.07.2013
Размер124.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
НАУКА И ГОСУДАРСТВО



I.A. ADMIRALOVA,

candidate of legal sciences, associate professor of department

of operatively-search activity

of organs of internal affairs

of the Russian institute of the in-plant of employees MVD of Russia training
E.V. KASHKINA,

candidate of legal sciences, teacher

of department of preparation

of employees of militia of public safety of the Russian institute

of the in-plant of employees MVD

of Russia training
LEGAL ADJUSTING

OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

IS IN TEACHING OF LISTENERS OF COURSES OF IN-PLANT

OF EMPLOYEES OF ORGANS

OF INTERNAL AFFAIRS TRAINING
The institute of the in-plant of employees MVD training and his branches pass to modern innovative pedagogical technologies teaching at which basis of the in-plant training is made by an educational process on the basis of adaptation to the changing terms of professional activity of employees of organs of internal affairs.

Key words: professional preparation of employees of organs of internal affairs, in-plant training, innovative methods of education.

И.А. АДМИРАЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России
Е.В. КАШКИНА,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры подготовки сотрудников милиции общественной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Институт повышения квалификации сотрудников МВД и его филиалы переходят на современные инновационные педагогические технологии обучения, при которых основу повышения квалификации составляет учебный процесс на основе адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел, повышение квалификации, инновационные методы образования.

Курсы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел входят в систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, основной целью которых является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач1. Ежегодно более 20 тыс. сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации проходят профессиональную подготовку. Ежегодно на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки проходят около 6 тыс. сотрудников различных служб и подразделений системы МВД России, из них 30 сотрудников категории «начальники (заместители) управлений, отделов по организации работы участковых уполномоченных милиции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации».

Согласно Образовательной концепции ВИПК МВД России2, Институт и его филиалы переходят на современные инновационные педагогические технологии обучения (блочно-модульное, проблемное, дистанционное и др.), а именно основу повышения квалификации составляет учебный процесс на основе адаптации к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Один из способов обучения взрослой категории в Институте – система блочно-модульного изложения материала3, составной частью которого является метод моделируемых ситуаций служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Практическая реализация указанного метода проявляется в использовании профессионально ориентированных игр: деловых, ролевых, операционных, организационно-деятельностных и т.д.1 Наиболее эффективным признается такой метод обучения, как организационно-деятельностная игра (ОДИ)2. Суть ее заключается в коллективном выявлении проблем, их анализе и ранжировании, в поиске наиболее эффективных путей разрешения проблем малыми коллективами (группами).

Данный метод проведения занятия допускается в случае, когда роль преподавателя модифицируется от источника передачи информации до организатора процесса, при этом учебный процесс осуществляется по схеме «слушатель – слушатель», при котором происходит обмен опытом профессиональной деятельности3.

В настоящее время можно встретить и сторонников, и противников инновационных методов образования, тем более повышения квалификации специалистов, однако одной из основных целей повышения квалификации является, как мы уже говорили выше, обновление практических знаний, которое возможно только благодаря обмену опытом практической деятельности между регионами Российской Федерации на основе инновационных методов. В поддержку данного факта говорит то, что более 40% слушателей приоритетным источником получения информации считают обмен информацией о служебной деятельности. Обмен опытом в процессе обучения не противоречит Концепции, в которой сказано, что профессорско-преподавательский состав должен ориентироваться на изучение, обобщение отечественного и зарубежного опыта деятельности ОВД, являющейся составной частью системы повышения квалификации4, а изучение практического опыта возможно не только на анализе материалов, предоставляемых департаментами МВД России, научно-практических конференций, семинаров и т.д., но и благодаря проведению ОДИ, при котором выявляется проблема, предлагаются возможные пути решения, а также опыт разрешения сходных проблем в том или ином регионе Российской Федерации.

С 2008 г. по настоящее время в ВИПК МВД России с категорией слушателей «начальники (заместители) управлений, отделов по организации работы участковых уполномоченных милиции», проводилась игра на тему: «Совершенствование деятельности участковых уполномоченных милиции».

В правила проведения игры, предложенные разработчиками, были внесены коррективы. Так, например, если авторы учебного пособия в начале игры предлагают раздать слушателям карточки, на них они должны в письменном виде сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответы1, то нами были розданы карточки, на которых уже было дано задание: «Назовите одну проблему, возникающую в деятельности участковых уполномоченных милиции в Вашем подразделении». Несмотря на то что принципиальной разницы в предложенных способах выявления проблемы нет, акцент ставится на вопрос «какая проблема?», а не «как быть?», чем отделяются малозначительные, несущественные проблемы.

На занятиях были выявлены следующие проблемы в деятельности участковых уполномоченных милиции (УУМ):

- профилактическая работа с лицами, употребляющими алкоголь и наркотические средства;

- профилактическая работа с ранее судимыми лицами;

- влияние документооборота на эффективность профилактической деятельности УУМ;

- реализация дублирующих функций УУМ;

- исполнение функций, не входящих в должностные обязанности УУМ;

- взаимодействие с военными комиссариатами;

- взаимодействие с мировыми судьями и прокуратурой Российской Федерации;

- подготовка кадров;

- проблемы в материально-техническом и социально-экономическом обеспечении службы УУМ;

- контроль над лицами, в отношении которых избрана мера пресечения – домашний арест;

- розыск алиментщиков.

После проведенного ранжирования (путем голосования) определились наиболее значимые проблемы в деятельности УУМ, а именно:

- влияние документооборота на эффективность профилактической деятельности УУМ;

- взаимодействие с мировыми судьями и прокуратурой Российской Федерации;

- проблемы в материально-техническом и социально-экономическом обеспечении УУМ;

- исполнение функций, не входящих в должностные обязанности УУМ.

По окончании ОДИ было проведено анкетирование, цель которого – определить значение организационно-деятельностной игры как средства выявления и разрешения основных проблем в деятельности УУМ.

Большинство респондентов – 50%, впервые проходили курсы повышения квалификации, 36% из опрошенных ранее проходили курсы повышения квалификации, однако 77% из них с подобным способом проведения занятий познакомились впервые. Тем не менее 14% слушателей аналогичные методы преподавания встречали в Академии управления МВД России и Обнинском филиале ВИПК МВД России.

Если говорить об отношении слушателей к подобному виду занятия, то 59% опрошенных считают их познавательными, 36% интересными, 3% неконструктивными, так как большинство выявленных проблем не являются новыми и их решение не входит в компетенцию слушателей и преподавателей.

Предложенный авторами пособия способ проведения игры позволил коллективно разрешить выявленные проблемы, что оценили 68% слушателей, 14% из опрошенных столкнулись с некоторыми трудностями при решении проблемы коллективно, так как, в силу экономических, социальных и географических особенностей того или иного региона, проблемы в деятельности УУМ различны, обладают своей спецификой, зачастую редко встречающиеся в ряде регионов. Однако, благодаря организационно-деятельностной игре, можно более полно получить сведения о положительном опыте регионов при разрешении выявленных проблем, и так полагают 41% опрошенных слушателей, 55% респондентов предполагают, что можно внедрить практический опыт, с которым ознакомились в ходе занятия, в практическую деятельность службы УУМ в своем регионе, тем не менее 4% опрошенных склонны считать, что в частной (личной) беседе более полно раскрываются детали деятельность службы УУМ. Мы не согласны с данной категорией опрошенных, так как в личной беседе собрать сведения можно лишь с 4–5 человек, тогда как на занятии, в частности ОДИ, можно получить более обширную информацию, потому что на занятии присутствует больше представителей регионов Российской Федерации.

Нельзя сказать, что предложенный авторским коллективом метод проведения ОДИ является каноническим, его можно использовать как шаблон, корректируя его в зависимости от категории обучающихся.

Хотелось бы внести некоторые предложения, которые позволили бы проводить занятия не в русле «поговорили и забыли», а перенять и внедрить в практическую деятельность службы УУМ региона определенный опыт, инновационные, оптимальные и эффективные пути решения тех или иных проблем, поскольку большинство слушателей прибывают на курсы с вопросами, которые они надеются решить или получить на них квалифицированные ответы.

На наш взгляд, подобное занятие должно проходить красной линией на всем протяжении процесса обучения такой категории, как «начальники управлений, отделов по организации работы УУМ».

Мы предлагаем в начале учебного сбора определить со слушателями посредством ОДИ основные проблемы и направления, в которых необходимо их решать, а во время практических занятий с представителями департаментов МВД России и других правоохранительных органов и служб вносить свои предложения. При этом остается время для того, чтобы проанализировать полученную информацию и скорректировать ее для дальнейшего внедрения с учетом специфики региона.

Только благодаря тому, что проведение игры не было ограничено 6–12 часами, а проходило интегрированно, занятия со слушателями провели различные специалисты, теоретики и практики: слушатели получили достаточный объем информации, что к концу обучения позволило творческим коллективам по каждой выделенной проблеме сформулировать и предложить свои конструктивные решения.

Подобное «интегрированное» ОДИ дало возможность определить слушателям основные проблемы, возникающие в деятельности УУМ, с чем согласны 59% опрошенных, и по-иному взглянуть на устранение возникающих проблем (так ответило 18%).

Вот некоторые предложения по совершенствованию деятельности УУМ и разрешению проблем, которые были выдвинуты слушателями:

1. Пересмотреть положения Закона РФ «О милиции» и приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 9001 с целью определения правового статуса участкового уполномоченного милиции, изменения структуры службы УУМ и порядка замещения должностей, четкого определения его функциональных обязанностей, отмены дублирующих с другими подразделениями и службы МОБ и криминальной милиции функций.

2. Принять федеральный закон «Об источниках финансирования милиции общественной безопасности», в котором было бы закреплено материально-техническое и социально-бытовое разрешение проблем на федеральном и региональном уровнях.

3. Закрепить (возродить) в главе Налогового кодекса РФ налог на нужды муниципальной милиции, взимаемый с физических и юридических лиц, поступающий в бюджет муниципального образования, за счет чего повысить должностной оклад УУМ и создать достойный социальный пакет.

4. На федеральном уровне разграничить функции, определить обязанности и взаимодействие участкового уполномоченного милиции и сотрудников Федеральной миграционной службы.

5. Для более эффективной профилактической работы необходимо принятие федеральных законов «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка», «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании», некоторые из которых находятся в разработке (проекты), тем не менее на уровне субъектов РФ данные нормативные акты приняты.

6. Возродить в новой редакции Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и социальной реабилитации бродяг».

Тем не менее, если вопрос о материально-техническом, социально-экономическом, правовом статусе УУМ и его должностных обязанностей не раз поднимался в Департаменте обеспечения общественной безопасности МВД России, в котором ведется разработка проекта Приказа МВД России «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных милиции», то решить вопрос на федеральном уровне, в частности о принятии новых нормативных актов, которые будут способствовать повышению общественной безопасности и безопасности граждан, а также повышению имиджа службы УУМ и созданию достойных для них условий, более проблематично. Данный факт отмечают 54% опрошенных, считающих, что необходимо разрешать проблемы службы УУМ на федеральном уровне, 38% респондентов полагают, что данные вопросы останутся неразрешенными.

К сожалению, в рамках блочно-модульного обучения на проведение ОДИ рекомендовано отводить 10% аудиторного учебного времени, приоритет остается за практическими занятиями (30%) и тематическими дискуссиями (17%). Однако, на наш взгляд, исходя из категории слушателей виды учебных занятий и соответственно учебное время необходимо варьировать. Так, для категории «начальники (заместители) управлений, отделов по организации работы участковых уполномоченных милиции» на первое место необходимо поставить анализ конкретной ситуации и организационно-деятельностную игру. Однако в рамках блочно-модульного типа обучения подобное вызовет ряд трудностей, связанных с необходимостью отработанного и слаженного механизма внедрения в учебный процесс скорректированного учебно-тематического плана, что, к сожалению, пока вызывает некоторые проблемы, такие, как: сжатый срок обучения, заблаговременно утвержденные учебно-тематические планы, утвержденная блочно-модульная модель курса обучения, возможные сложности корректировки расписания учебного процесса.

Тем не менее, несмотря на ряд трудностей и противоречий, организационно-деятельностную игру можно признать одним из наиболее целесообразных способов разрешения проблем, возникающих в служебной деятельности УУМ. Благодаря проведению ОДИ, происходит обмен положительным практическим опытом работы УУМ в регионах, вырабатывается определенная стратегия разрешения проблемы, модель которой применима ко многим регионам, невзирая на специфику экономического и социального развития. Однако процесс совершенствования службы УУМ после завершения слушателями курсов повышения квалификации не заканчивается. Необходимо продолжение работы со стороны профессорско-преподавательского состава Института, начальников (заместителей) управлений, отделов по организации работы участковых уполномоченных милиции МВД, ГУВД, УВД в субъектах Российской Федерации с целью разработки предложений по совершенствованию службы УУМ, внесению их на рассмотрение в Департамент обеспечения общественного порядка МВД России и на более высокий уровень. Таким образом, при внедрении предложенных методов законным путем на местах появится возможность запрашивать разъяснение направлений устранения возникших проблем и наиболее эффективных путей дальнейшего функционирования службы участковых уполномоченных милиции.
Библиографический список:

  1. Груненков Ю.П., Ратова И.В., Трофимов А.В. Подготовка и проведение учебных занятий в системе дополнительного образования МВД России при блочно-модульном (инновационном) обучении: Учебно-методическое пособие. Домодедово, 2007.

  2. Гудков Н.А., Груненков Ю.П., Мотин В.В. Инновационное обучение в системе дополнительного профессионального образования на основе блочно-модульного формирования учебно-программной документации: Учебно-методическое пособие. Домодедово, 2004. С. 13.

  3. Образовательная концепция Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России и его филиалов на период с 2008 по 2011 гг. Домодедово, 2008.

  4. Тенденции и проблемы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел: Аналитический обзор. Домодедово, 2010. С. 7.


1 Приложение к приказу МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

2 Образовательная концепция Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России и его филиалов на период с 2008 по 2011 гг. Домодедово, 2008.

3 Гудков Н.А., Груненков Ю.П., Мотин В.В. Инновационное обучение в системе дополнительного профессионального образования на основе блочно-модульного формирования учебно-программной документации: Учебно-методическое пособие. Домодедово, 2004. С. 13.

1 Тенденции и проблемы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел: Аналитический обзор. Домодедово, 2010. С. 7.

2 См. более подробно: Груненков Ю.П., Ратова И.В., Трофимов А.В. Подготовка и проведение учебных занятий в системе дополнительного образования МВД России при блочно-модульном (инновационном) обучении: Учебно-методическое пособие. Домодедово, 2007.

3 Гудков Н.А., Груненков Ю.П., Мотин В.В. Указ. соч. С. 8.

4 Образовательная концепция Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России и его филиалов на период с 2008 по 2011 гг. Домодедово, 2008. С. 12.

1 См.: Груненков Ю.П., Ратова И.В., Трофимов А.В. Указ. соч. С. 68.

1 Приложение к приказу МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наука и государство iconЛ. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме
О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа
Наука и государство iconСоветское государство и право в годы Гражданской войны (1918–1920 гг.)
Государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х – середина 1960-х гг.)
Наука и государство iconДревнерусское государство – когда и как
Но много земель восточных славян еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой...
Наука и государство icon«государство и право в тоталитарном обществе»
«Государство и право в то­талитарном обществе» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Наука и государство iconПрограмма вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата
Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,...
Наука и государство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Уяснить, что Древнерусское государство – это раннефеодальное государство IX-XI вв; знать различные точки зрения, в том...
Наука и государство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не только государство воздействует на экономику и предпринимательство, но и предпринимательство, бизнес влияют на государство. Предпринимательство...
Наука и государство iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Наука и государство iconА тот п федот, да не тот и апу Нахасапимапетилон с эа
Многое из того, что мы используем в нашей жизни, имеет своё начало в далёком прошлом. В древности были созданы первые жилища, орудия...
Наука и государство iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)
Наука и государство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Российская наука» (иброН). Учредителями стали Российская академия наук, национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»,...
Наука и государство iconТест по теме «Биология – наука о живой природе». Задания с выбором...
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Наука и государство iconДва кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время
Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В восточной Европе...
Наука и государство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чем старше становится еврейское государство, чем чаще в его проблемах винят социалистов, которые, как известно, построили государство....
Наука и государство iconНаука и техника
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Наука и государство iconИмперия (от лат imperium власть) это: 1) монархическое государство,...
Бэс). Империя – большое (очень большое) государство, которое воспринимается подданными как целая Вселенная. Как правило, такие государства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск