Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 188.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.12.2013
Размер188.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет экономики и управления
Кафедра социальных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706.65 Педагогика и психология (заочная форма обучения)

Составитель: Мальцева А.П., доктор

философских наук, профессор
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «__» ________ 2012 г. № __).


Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины «Политология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050706.65 Педагогика и психология (заочная форма обучения) и Положения о рабочей программе учебной дисциплины Ульяновского государственного педагогического университета имени И. П. Ульянова».

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины

ГСЭ.Ф.Об Политология.

Объекты, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электронные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Актуальность дисциплины обусловлена происходящими в стране социально-экономическими (модернизация) и политическими (курс на демократизацию политической системы, построение развитого гражданского общества) изменениями, требующими от каждого гражданина РФ глубоких познаний в области политологии, активной жизненной позиции и действенного включения в общественную жизнь страны. Освоение курса политологии актуально для будущей профессиональной деятельности биоэкологов, связанной с просвещением населения. Политологические знания необходимы биоэкологу в области культурно-просветительской деятельности: при разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных групп и популяризации профессиональной области знаний общества.

Цели и задачи

Целью курса политологии является формирование у студентов системных знаний о политической сфере, способности самостоятельно анализировать политические явления и процессы, представлений об основных направлениях политической науки.

Задачами дисциплины являются: освоение методов политологии; изучение истории и функций дисциплины, основных этапов развития политической мысли, основных теорий, концепций, подходов, категорий и понятий; постижение механизма формирования и функционирования политической власти; изучение современных форм правления и государственного устройства; усвоение важнейших прав, свобод, обязанностей человека и гражданина; выяснение особенностей политического процесса в России.
Требования к усвоению дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

  • основные понятия политологии,

  • этапы становления политологии как науки,

  • основные направления в зарубежной политологии,

  • этапы становления политического знания в России,

  • принципы современного политического устройства,

  • основные проблемные комплексы политической науки,

  • общие сведения о прикладной политологии.

Уметь:

  • работать с научной и справочной литературой,

  • пользоваться понятиями и специальной терминологией политологии, готовить реферативные сообщения на политологическую или сопряжённую с ней тематику,

  • ориентироваться в политических процессах современного мира.

Владеть навыками:

  • формулирования суждений относительно политических проблем современности.

  • самостоятельного поиска информации по политологической тематике

  • анализа политических ситуаций с использованием понятийно-терминологического аппарата политологии.


По данному курсу предусматривается выполнение студентами индивидуального задания (написание эссе), выполнение контрольной работы и сдача зачета. Зачет получает студент, подготовивший развернутые ответы на вопросы семинарских занятий, предъявивший конспекты основной и дополнительной литературы ко всему курсу, успешно ответивший на зачетный вопрос.
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Курс



5-6

Общая трудоемкость дисциплины

69

Аудиторные занятия

16

Лекции

8

Практические занятия (ПЗ)

8

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




И (или) другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

53

И (или) другие виды самостоятельной работы




Итоговый контроль

зачет










ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем


Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Семинарские, практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1.

Политология как наука: цели и задачи ее изучения. Методы исследования в политологии.










5

2.

Социальные и культурные аспекты политики.

4







5

3.

Сущность власти, ее структура, признаки, функции, ресурсы и эффективность.










3

4.

Генезис и эволюция политических учений.










6

5.

Основные идеологические системы.

2

2




6

6.

Государство и гражданское общество: эволюция и взаимовлияние.




2




6


7.

Политические режимы.

2

2




6

8.

Партийные и избирательные системы.




2




6

9.

Политическое лидерство и политические элиты.










6




Всего

8

8




53


Лекционный курс:
Лекция 1. Социальные и культурные аспекты политики

Сущность понятия «политика». Структура политики (субъекты, объекты и т.д.). Функции политики. Виды политики (внутренняя и внешняя и т.д.). Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни (экономикой, моралью, правом).

Сущность понятия «власть». Концепции происхождения власти. Признаки власти (двусторонность отношений: субъекты и объекты и т.д.). Источники и ресурсы власти. Функции власти. Формы проявления и методы власти. Виды власти. Государственная власть и политическая власть: соотношение понятий. Легитимность власти: сущность понятия, признаки (показатели), типы (традиционный, рациональный, харизматический).

Сущность понятия «политическая культура». Структура политической культуры. Типология политической культуры: критерии и разновидности. Функции политической культуры. Политическая социализация: сущность понятия, типы. Политическое сознание: сущность понятия, формы, уровни, функции, типология.

Основные черты политической культуры России и породившие их причины. Изменения в политической культуре современной России.
Лекция 2. Основные идеологические системы

Сущность понятия «политическая идеология», причины возникновения, классические концепции идеологии. Свойства и функции идеологии. Виды политических идеологий: либерализм и нео-, консерватизм и нео-, коммунизм, фашизм, социал-демократизм.
Лекция 3. Политические режимы.

Сущность понятия «политический режим». Типология политических режимов. Демократия: сущность понятия, исторические формы, теории демократии.

Темы для самостоятельного изучения:


  1. Политология как наука: цели и задачи ее изучения. Методы исследования в политологии.

1. Политология как наука: цели и задачи ее изучения.

2. Система категорий политологии.

3. Методы исследования в политологии.

4. Функции политологии. Политология в системе общественных наук.

  1. Социальные и культурные аспекты политики



  1. Сущность власти, ее структура, признаки, функции, ресурсы и эффективность.

  2. Политическая жизнь общества. Личностное и социально-групповое измерение политической жизни. Динамика политической жизни.

  3. Политическое сознание и политическая культура. Типологии политических культур.



  1. Сущность власти, ее структура, признаки, функции, ресурсы и эффективность

1. Понятие власти.

2. Структура политический власти.

3. Признаки власти.

4. Функции власти.

5. Ресурсы власти.

6. Критерии эффективности власти.

  1. Генезис и эволюция политических учений

1. Модели идеальногообществаПлатона иАристотеля: общее иособенное.

2. Политическая концепцияН. Макиавелли.

3. Политические взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка.

4. Политические воззрения Ж.-Ж. Руссо.

5. Политические воззрения И. Бентама, А. Токвиля, К. Маркса, Л. Гумпловича, Г. Еллинека.

6. Политические теории русского либерализма (Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин).

  1. Основные идеологические системы



  1. Либерализм.

  2. Консерватизм.

  3. Социализм и марксизм. Современные социал-демократические проекты.

6. Государство и гражданское общество: эволюция и взаимовлияние

1. Государство как политический институт. Природа и типология.

2. Гражданское общество и государство.

3. Гражданское общество и власть в России.

7. Политические режимы

1. Понятие политического режима и его типы.

2. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия.

3. Политический режим в современной России.

8. Партийные и избирательные системы

1. Партия как политический институт. Типология партий и партийных систем.

2. Политические партии России: истоки и эволюция.

3. Избирательная система и выборы в современной России.

9. Политическое лидерство и политические элиты

  1. Современные теории политического лидерства.

  2. Типология политических лидеров и их функции (М. Вебер, Р. Такер, М.Дж. Херманн).

  3. Классические и современные теории элиты (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс).

  4. Политическая элита России.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации преподавателю

В преподавании Политологии в равных долях сочетаются формы аудиторной работы и самостоятельной работы студентов.

Лекции имеют в основном установочный и обзорный характер, они не исчерпывают всего курса и не заменяют учебник, о чём обучаемые должны быть поставлены в известность на первом, вводном занятии.

На лекции целесообразно выносить основной теоретический материал, и материал, нуждающийся, по мнению педагога, в дополнительной детализации. В конце лекции преподаватель оставляет время (в пределах 5-10 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции могут предваряться заданиями студентам на самостоятельную работу с тем, чтобы основное лекционное время уделялось не всей теме вообще, а лишь её отдельным вопросам, неоднозначно понимаемым или способным вызвать затруднения у обучаемых. В этом случае лекция может проводиться по схеме «вопрос-ответ», в свободной или дискуссионной манере.

Методы проведения практических (семинарских) занятий по дисциплине разнообразны и применяются в различных сочетаниях, в зависимости от обстоятельств конкретного учебного года, начального уровня подготовленности обучаемых, характера изучаемого материала и других факторов. Наиболее распространёнными и хорошо себя зарекомендовавшими являются:

— свободный опрос по заранее обозначенной тематике,

  • дискуссия, проводимая, как правило, по актуальным вопросам, максимально интересующим аудиторию,

  • заслушивание подготовленных сообщений по отдельным вопросам изучаемой темы,

  • реферирование студентами упоминаемых в учебнике научных публикаций с последующим обсуждением в аудитории,

  • применение теоретического материала и категориального аппарата политологии для описания конкретных ситуаций в странах и регионах,

и другие.

Оправданной является оценка слабых и сильных сторон студенческих выступлений преподавателем в конце занятия, а также взаимное оппонирование сообщений и докладов самими обучаемыми.

При подведении итогов семинарского (практического) занятия, преподавателю рекомендуется раскрыть значение обсуждаемых проблем в общей структуре курса, показать их теоретическую ценность и практическую значимость.

В целях лучшей подготовки студентов к семинарскому занятию, педагог может заранее (в предыдущие аудиторные часы) ознакомить аудиторию с учебным планированием, рассказать о порядке и методике проведения занятий, основных вопросах и проблемах, выносимых на обсуждение, сделать краткий обзор литературы с учетом накопленного опыта её использования.

Рекомендуется обращать внимание не только на усвоение студенческой аудиторией содержания курса, но и на формирование навыков работы с научной, справочной литературой, электронными ресурсами.
Методические рекомендации студенту

Студенту, приступающему к изучению дисциплины, рекомендуется актуализировать ранее полученные знания по пособию А.В.Клименко и В.В.Румыниной (любой год издания; например, Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с). Структура и содержание книги соответствуют программе, разработанной авторским коллективом под руководством Л.Н.Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. В целях самооценки начального уровня подготовленности желательным является самостоятельное пробное тестирование на сайте www.fepo.ru.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции - одна из форм активной работы студентов, требующая навыка и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

Семинарское (практическое) занятие - важнейшая форма работы студентов, представляющая отчёт о самостоятельной работе с учебной и научной литературой. На семинарском (практическом) занятии каждый студент имеет возможность проверить, насколько глубоко и правильно он усваивает учебный материал, принять участие в обсуждении, высказать и защитить свою точку зрения на ту или иную проблему, изучаемую в курсе.

Семинарские занятия направлены на совершенствование навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, навыков самостоятельного поиска информации, реферирования, обобщения, компетентного участия в обсуждении дискуссионных вопросов.
Критерии оценивания знаний по дисциплине
«Зачтено»: студент усвоил более 50% материала, в основных моментах отвечает правильно, системно мыслит.

«Не зачтено»: усвоено менее половины материала. Студент знает отдельные разделы курса, но не весь курс как систему. Анализировать какое-либо явление из мира политики с опорой на историю науки, с учётом подходов научных школ и направлений, изложенных в базовом учебнике, с использованием соответствующего категориального аппарата студент не может.
Темы эссе:

(объем итогового текста - 15 - 20 стр. с обязательным списком использованной литературы, правильным оформлением цитируемых авторов, сносками, введением и заключением):

  1. Элементы актуальности в античных проектах политического устройства общества.

  2. Общее в политических учениях Конфуция и Н. Макиавелли.

  3. Сравнительный анализ представлений о природе человека в политических теориях Т.Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

  4. Б. Констан о значении таланта, врождённых способностей и одарённости в достижении человеком счастья.

  5. Дж. С. Милль о значении таланта, врождённых способностей и одарённости в достижении человеком счастья.

  6. А. де Токвиль о значении труда и личных усилий в достижении человеком счастья.

  7. Сбывшиеся футурологические прогнозы К. Маркса.

  8. Актуальность теории отчуждения К. Маркса.

  9. Мировой экономический кризис и новейшие аргументы европейских консерваторов.

  10. Современный неолиберализм и его отличие от классического либерализма.

  11. Связь и отношения между государством и гражданским обществом в 17, 19 и 21 веках.

  12. Причины ослабления института государства в 21 веке.

  13. Элиты модерна и постмодерна: общее и отличное.

  14. Истоки и причины тоталитаризма в концепциях российских и западных политологов.

  15. Природа и эволюция мирового авторитаризма.

  16. Экономические, политические, социальные и биолого-психологические причины тоталитаризма.

  17. Трудности демократии в современном мире.

  18. Многополярность как новая геополитическая модель мира (американская, европейская, российская и «восточная» версии).

Вопросы к зачету:

  1. Становление и развитие политической науки.

  2. Предмет и методы политологии.

  3. Сущность и специфика политики как общественного явления.

  4. Сущность политической власти, её признаки и легитимность.

  5. Демократический политический режим.

  6. Тоталитарный режим и его особенности.

  7. Авторитарный политический режим.

  8. Сущность, основные признаки и функции государства.

  9. Президентская форма государственного правления.

  10. Парламентская форма государственного правления.

  11. Гражданское общество, его отличительные черты.

  12. Сущность политической партии и её функции.

  13. Партийные системы и их типы.

  14. Особенности многопартийной системы в современной России.

  15. Политические блоки и движения в современной России.

  16. Сущность и функции политического лидерства.

  17. Типология политического лидерства.

  18. Политические лидеры современной России.

  19. Сущность и функции политической элиты.

  20. Система рекрутирования политической элиты.

  21. Политические конфликты и их специфика.

  22. Сущность политического сознания и механизм его формирования.

  23. Политическая идеология, её содержание.

  24. Политическая культура как органическая часть общей культуры.

  25. Сравнительный анализ демократии: Запад - Россия.

Темы контрольных работ:

1. Политическое сознание и политическая культура россиян.

2. Политическое сознание и политическая культура современного европейца.

3. Политическое сознание и политическая культура американского гражданина.

4. Эффективность власти в современной России.

5. Идеология современной политической элиты в России.

6. Институты гражданского общества в России и Ульяновской области.

7. Институты гражданского общества в Ульяновской области.

8. Политический режим в современной России.

9. Избирательная система современной России.

10. Политические партии современной России.

11. Политическая элита России.

описание: http://adv.informika.ru/openx/www/delivery/avw.php?zoneid=5&n=b8c9697

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная литература

  1. Мухаев Р. Т. Политология: учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с. (Библиотека УлГПУ)

  2. Основы теории политических партий: учебное пособие. - Издательство: Европа, 2008. - 264 с. (Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/13304)

  3. Исаев Б. А. Современная российская политика: учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2012. - 443 с. (Библиотека УлГПУ)

  4. Политология: учебник / Горелов А.А. - Издательство: Флинта; МПСИ, 2008. - 312 с. (Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106461)

5. Политология: курс лекций: учебник / Лавриненко В.Н., Скрипкина Ж.Б., Юдин В.В. - Издательство: Волтерс Клувер, 2010. - 399 с. (Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/38112)
Дополнительная литература:

  1. Политология: хрестоматия / сост. : Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. - СПб. и др. : Питер, 2006. - 458 с. (Библиотека УлГПУ)

  2. Бачинин В. А. Политология: энцикл. словарь. - СПб. : Издательство Михайлова В.А., 2005. - 287 с. (Библиотека УлГПУ)

  3. Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии: учеб. для вузов. - М. : Аспек-Пресс, 2006. (Библиотека УлГПУ)

  4. Политология в схемах и определениях: учебное пособие / Федощев А.Г. - Издательство: Книжный мир, 2010. - 128 с.

(Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/88740)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск