Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 124.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.12.2013
Размер124.09 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный

технический университет

ПРАВОВЕДЕНИЕ
Методические указания

к выполнению самостоятельной работы

студентами всех специальностей и

направлений дневной формы обучения

Одобрено

редакционно-издательским

советом Саратовского

государственного

технического университета

Саратов 2009

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Правоведение представляет собой комплексную юридическую дисциплину, формирующую научные представления о праве, государстве, правовом статусе личности и действующем законодательстве.

Самостоятельная работа студента играет важную роль в процессе изучения данной дисциплины. Задачами самостоятельной работы студента являются:

  • формирование устойчивых знаний в области права;

  • развитие правового сознания и правовой культуры;

  • развитие способности восприятия и анализа нормативно-правовых актов;

  • формирование навыков практического применения норм права, в том числе для применения этих знаний в своей профессиональной деятельности.

В процессе рассмотрения вопросов для самостоятельного изучения студент получает навыки правоприменительной деятельности и научно-исследовательской работы, имеет возможность ознакомления с основными проблемами различных отраслей права, что должно способствовать формированию у него правового мышления. Самостоятельная работа студента - это способ адаптации к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности, в ходе которой нужно быстро реагировать на изменения в ситуации, находить правильные решения и ответы, принимать решения.

Самостоятельная работа студента служит целям организации учебного процесса по правоведению со студентами всех направлений и специальностей.

Самостоятельная работа предполагает работу с научной, учебно-методической литературой и нормативно-правовыми актами, то есть с монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями, законами, постановлениями, указами, приказами. Изучение этой литературы и нормативно правовых актов позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.

Работа с источником начинается с предварительного знакомства. Оно дает первое представление о его содержании.

Внимательное изучение источника начинается с выделения в его содержании цельных частей: разделов, глав. Изучение источника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора (законодателя), так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро концепции в целом.

Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к очередному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора.

При изучении нормативно-правовых актов необходимо увязывать основные их положения с современными реалиями.

Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.

Краткий план источника. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т.д.

Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Студент может встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.

Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах и т.д. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что вписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал и т.п., которые интересуют именно студента и которые могут использоваться в научной работе для создания собственной концепции или творческого развития идей, заимствованных из проработанных источников.

Аннотация. Эта форма записи – наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т.п.

Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т.д.

Наиболее известная и распространенная форма конспектирования – сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования – сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах и т.п.

Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект – не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости – и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного.

Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируемой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции – от их обоснований, примеры – от доказательств и т.д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать переписанное

Объем конспекта – далеко не решающий фактор. Главное – правильный подход к конспектированию. Конспектировать целесообразно определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста.

Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т.д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст.

Конспектирование – это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот.

Целесообразно руководствоваться тем, что главное в источниках – это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора подвергнутся студентом собственному осмыслению, будут увязаны с современными проблемами.

При осуществлении самостоятельной работы советуем обратить внимание на основные юридические категории, имеющиеся в каждой теме. Это поможет систематизировать имеющиеся знания, а также более рационально, целенаправленно использовать время в ходе самостоятельной подготовительной работы.

Необходимо учитывать те изменения в законодательстве, которые в него в последнее время были внесены. В этой связи целесообразно использовать нормативные акты в редакции, наиболее полно отражающей внесенные изменения и дополнения. Нормативно – правовые акты, рекомендуемые по каждой теме, в надлежащей редакции содержатся в справочных правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант», установленных в библиотеке вуза.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении дисциплины студенту необходимо изучить ряд тем самостоятельно (см. табл. 1)

Таблица 1

График выполнения самостоятельной работы по изучению тем дисциплины



п/п

№ темы в тематическом плане

дисциплины

Тема дисциплины

Период выполнения

(№ недели)

Срок сдачи отчета

(№ недели)

1

(1.9)

Законность, правопорядок, общественный порядок

4

5

2

(1.10)

Основные правовые системы современности. Международное право

5

6

3

(2.2)

Права и свободы человека и гражданина

6

7


При выполнении самостоятельной работы по теме необходимо:

  • изучить рекомендуемую литературу;

  • написать краткий конспект в тетради для лекций;

  • ответить на вопросы и выполнить задания по теме;

  • подготовить отчет о выполнении самостоятельной работы, оформить его в соответствии с требованиями кафедры и сдать преподавателю в установленные сроки.


Тема 1. (1.9) Законность, правопорядок, общественный порядок

Литература [3,4,5,6,7]

Каждый студент должен иметь представление о важности законности и правопорядка в общественной жизни. Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Состояние законности отражает отношение людей к действующему праву и государственной власти, поэтому студент в целях повышения правосознания должен иметь представление о данных категориях.

План изучения темы:

  1. Законность и правопорядок в системе политико-правовых ценностей современной правовой жизни

  2. Законность и её признаки

  3. Основные принципы законности

  4. Понятие правового порядка

  5. Соотношение общественного порядка и правопорядка

  6. Соотношение законности и правового порядка

При изучении данной темы обратите внимание на:

  • то, что законность, с одной стороны, производна от права, поскольку оно закрепляет образцы социально значимого поведения и стимулирует их выполнение, с другой, от субъектов права, поскольку от них зависит степень выполнения требований закона;

  • наличие объективной необходимости законности и правопорядка в условиях формирования и становления правового государства;

  • гарантии укрепления законности и правопорядка.


Задание для выполнения отчета по теме

Ответьте на вопросы:

  1. Что понимают под законностью и правопорядком?

  2. Назовите основные принципы законности?

  3. Оцените состояние законности в современной России.

  4. В чем заключаются различия между понятиями «правопорядок» и «общественный порядок».

  5. Охарактеризуйте принцип единства законности.

  6. Назовите специальные (юридические) гарантии законности.


Тема 2 (1.10) Основные правовые системы современности. Международное право

Литература: [3,4,5,6,7,9].

Наряду с экономической и политической системами в обществе существует и правовая система. Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не только отдельные её компоненты. Существует множество правовых систем: англосаксонская, романогерманская, мусульманская и другие. Они взаимодействуют между собой. Роль регулятора в этом взаимодействии выполняет международное право. Международное право устанавливает правила поведения участников межгосударственного общения в отношении друг друга.

План изучения темы:

  1. Классификация правовых систем современности

  2. Общая характеристика основных правовых систем современности

  3. Роль и значение судебного прецедента в романо-германской и англосаксонской правовых системах.

  4. Влияние источников права одних правовых систем на другие.

  5. Понятие международного права, его принципы

  6. Источники международного права

  7. Субъекты международного права

  8. Права человека и международное право

  9. Ответственность в международном праве

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на:

    • место правовой системы России среди других правовых систем;

    • различие между понятиями «правовая семья», «правовая система», «национальная правовая система»;

    • процесс создания международного права.



Задание для выполнения отчета по теме

Ответьте на вопросы:

  1. К какой из правовых семей относится Россия?

  2. Какие критерии лежат в основе разграничения понятий «правовая система» и «правовая семья»?

  3. Является ли судебный прецедент источником права в России?

  4. Какие отношения входят в предмет международного права?

  5. Можно ли создать единую систему международного права? Ответ обоснуйте.

  6. Является ли гражданин Российской Федерации субъектом международного права?

  7. Каковы основные принципы международного права?


Тема 3 (2.2) Права и свободы человека и гражданина

Литература: [1,2,3,4,5,6,7].

В общей системе гуманитарных ценностей человек и его права занимают центральное место и доминируют над всеми остальными ценностями. Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в Конституции, законодательстве и в процессе правоприменения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина они должны быть восстановлены государственными органами или законными действиями лица, чьи права были нарушены. Необходимо усвоить личные, экономические, политические права и свободы человека и гражданина.

План изучения темы:

  1. Правовой статус личности

  2. Гражданство в РФ

  3. Система прав и свобод человека и гражданина

  4. Классификация прав и свобод

  5. Гарантии прав и свобод гражданина


Задание для выполнения отчета по теме

Ответьте на вопросы:

  1. Назовите личные, политические, социальные и имущественные права и свободы человека и гражданина.

  2. Назовите виды и основные элементы правового статуса?

  3. В какой момент у человека появляются основные права и свободы?

  4. Может ли человек быть ограничен в своих правах? Ответ обоснуйте.

  5. Имеют ли право избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда?

Выполните индивидуальное задание преподавателя.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.)

Учебники и учебные пособия

  1. Правоведение / М.В. Маркгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков; под. Ред. Смоленского. – 8-е изд., испр. и доп. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 412 с.

  2. Правоведение: учебник / отв. Ред. Б.И. Пугинский. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт – Издат, 2009. – 426 с.

  3. Правоведение. Учебник для вузов./ Под ред. Балашова А.И., Рудаков Г.П. 3-е изд., доп. и прераб.- СПб.: Питер, 2008.-464с.

  4. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007.-541с.

  5. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. В.Л. Кулапова. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2006. – 378 с.

  6. Конституционное право. / Под ред. Постникова А.Е.- М.:, Из-во Проспект, 2007г.-504с.

  7. Международное право:Учеб./Под ред. Ковалева А.А., Черниченко С.В.- 3-е изд.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008. -832 с.


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Методические указания к выполнению

самостоятельной работы студентами

всех специальностей и направлений

дневной формы обучения

Составили: РОМАНОВА Екатерина Александровна,

АРХИПОВ Дмитрий Сергеевич

Рецензент В.В. Толстов

Корректор

Подписано в печать Формат 60х84 1/16

Бум. офсет. Усл.печ.л. Уч.-изд.л.

Тираж экз. Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, Саратов, Политехническая ул., 77

Отпечатано в РИЦ СГТУ,. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск