Скачать 124.09 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет ПРАВОВЕДЕНИЕ Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентами всех специальностей и направлений дневной формы обучения Одобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного технического университета Саратов 2009 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Правоведение представляет собой комплексную юридическую дисциплину, формирующую научные представления о праве, государстве, правовом статусе личности и действующем законодательстве. Самостоятельная работа студента играет важную роль в процессе изучения данной дисциплины. Задачами самостоятельной работы студента являются:
В процессе рассмотрения вопросов для самостоятельного изучения студент получает навыки правоприменительной деятельности и научно-исследовательской работы, имеет возможность ознакомления с основными проблемами различных отраслей права, что должно способствовать формированию у него правового мышления. Самостоятельная работа студента - это способ адаптации к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности, в ходе которой нужно быстро реагировать на изменения в ситуации, находить правильные решения и ответы, принимать решения. Самостоятельная работа студента служит целям организации учебного процесса по правоведению со студентами всех направлений и специальностей. Самостоятельная работа предполагает работу с научной, учебно-методической литературой и нормативно-правовыми актами, то есть с монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями, законами, постановлениями, указами, приказами. Изучение этой литературы и нормативно правовых актов позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем. Работа с источником начинается с предварительного знакомства. Оно дает первое представление о его содержании. Внимательное изучение источника начинается с выделения в его содержании цельных частей: разделов, глав. Изучение источника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора (законодателя), так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро концепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к очередному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора. При изучении нормативно-правовых актов необходимо увязывать основные их положения с современными реалиями. Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму. Краткий план источника. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т.д. Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Студент может встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора. Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах и т.д. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что вписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал и т.п., которые интересуют именно студента и которые могут использоваться в научной работе для создания собственной концепции или творческого развития идей, заимствованных из проработанных источников. Аннотация. Эта форма записи – наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т.п. Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т.д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования – сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования – сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект – не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости – и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного. Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируемой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции – от их обоснований, примеры – от доказательств и т.д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать переписанное Объем конспекта – далеко не решающий фактор. Главное – правильный подход к конспектированию. Конспектировать целесообразно определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста. Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т.д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст. Конспектирование – это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Целесообразно руководствоваться тем, что главное в источниках – это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора подвергнутся студентом собственному осмыслению, будут увязаны с современными проблемами. При осуществлении самостоятельной работы советуем обратить внимание на основные юридические категории, имеющиеся в каждой теме. Это поможет систематизировать имеющиеся знания, а также более рационально, целенаправленно использовать время в ходе самостоятельной подготовительной работы. Необходимо учитывать те изменения в законодательстве, которые в него в последнее время были внесены. В этой связи целесообразно использовать нормативные акты в редакции, наиболее полно отражающей внесенные изменения и дополнения. Нормативно – правовые акты, рекомендуемые по каждой теме, в надлежащей редакции содержатся в справочных правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант», установленных в библиотеке вуза. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ При изучении дисциплины студенту необходимо изучить ряд тем самостоятельно (см. табл. 1) Таблица 1 График выполнения самостоятельной работы по изучению тем дисциплины
При выполнении самостоятельной работы по теме необходимо:
Тема 1. (1.9) Законность, правопорядок, общественный порядок Литература [3,4,5,6,7] Каждый студент должен иметь представление о важности законности и правопорядка в общественной жизни. Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Состояние законности отражает отношение людей к действующему праву и государственной власти, поэтому студент в целях повышения правосознания должен иметь представление о данных категориях. План изучения темы:
При изучении данной темы обратите внимание на:
Задание для выполнения отчета по теме Ответьте на вопросы:
Тема 2 (1.10) Основные правовые системы современности. Международное право Литература: [3,4,5,6,7,9]. Наряду с экономической и политической системами в обществе существует и правовая система. Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не только отдельные её компоненты. Существует множество правовых систем: англосаксонская, романогерманская, мусульманская и другие. Они взаимодействуют между собой. Роль регулятора в этом взаимодействии выполняет международное право. Международное право устанавливает правила поведения участников межгосударственного общения в отношении друг друга. План изучения темы:
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на:
Задание для выполнения отчета по теме Ответьте на вопросы:
Тема 3 (2.2) Права и свободы человека и гражданина Литература: [1,2,3,4,5,6,7]. В общей системе гуманитарных ценностей человек и его права занимают центральное место и доминируют над всеми остальными ценностями. Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в Конституции, законодательстве и в процессе правоприменения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина они должны быть восстановлены государственными органами или законными действиями лица, чьи права были нарушены. Необходимо усвоить личные, экономические, политические права и свободы человека и гражданина. План изучения темы:
Задание для выполнения отчета по теме Ответьте на вопросы:
Выполните индивидуальное задание преподавателя. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовые акты
Учебники и учебные пособия
ПРАВОВЕДЕНИЕ Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентами всех специальностей и направлений дневной формы обучения Составили: РОМАНОВА Екатерина Александровна, АРХИПОВ Дмитрий Сергеевич Рецензент В.В. Толстов Корректор Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бум. офсет. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ Бесплатно Саратовский государственный технический университет 410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Отпечатано в РИЦ СГТУ,. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77 |