Тема урока: Афинская демократия при Перикле
Класс: 5
Учебник: Вигасин А.А., Годер И.С., Свенцицкая И.С. История древнего мира.
Цели урока:
Образовательная: углубить знания обучающихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правлении Перикла.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, формулировать выводы, заполнять таблицу используя материал учебника, умение слушать и запоминать информацию.
Воспитание: продолжить формирование чувства уважения к человеческой личности, способности понимать ценность каждого человека, его уникальность и неповторимость.
Задачи:
1. Обеспечить усвоение обучающимися понятия демократия.
2. Выявить и осмыслить функции Народного собрания.
3. Организовать самостоятельную работу обучающихся по развитию навыков работы с учебником, заполняя таблицу.
4. Создать условия ля развития умения анализировать полученную информацию.
5.Способствовать формированию чувства уважения к великому государственному деятелю, показывая его заслуги перед обществом.
Учебные оборудования: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», наглядные пособия.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I .Организационный момент (4 мин):
Приветствие обучающихся. Проверка подготовки к уроку. Объявление результатов контрольной работы, написанной на предыдущем уроке.
II.Проверка домашнего задания. (12 мин):
При подготовке к уроке, необходимо было прочитать §38, 39. Вопросы к опросу:
1.Рассказать о занятиях в греческих школах.
2. Почему а афинских школах учили только мальчиков, а сейчас учат всех?
3. Что такое палестра?
4. Дайте определение понятию «театр».
III Переход к изучению новой темы:
Необходимо вспомнить из прошлых уроков:
1. Что такое демократия?
2. Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)
4. Какие преобразования осуществил Солон?
(Отменил долговое рабство, для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, где участвовали все свободные граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании).
Учитель: Основы демократии в Афинах заложи Солон. В период войны с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. Флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.
IV Изучение новой темы (17 мин):
План:
1. Афинское Народное собрание.
2. Афины при Перикле 1. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника. Страница 184-185 §40, пункт 1.
Задание:
а) Прочитать текст.
б) Ответить на вопрос: Чем занималось Народное собрание в Афинах?
в) Заполнить схему:
Функции народного собрания
1 2 3 4
1) Выбирало стратега
2) Объявляло войну
3) Утверждало мирные договоры
4) Принимало законы 2. В 444 – 429 годах до н.э. самым почитаемым гражданином в Афинах был образованный аристократ, внук Клисфена, стратег Перикл. Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерная продолговатая голова, поэтому скульпторы изображали его в шлеме. (обратить внимание обучающихся на портрет). Вся жизнь отдана служению государству. Афиняне говорили, что Перикл знал только те улицы, которые вели в Народное собрание и к зданиям, где заседали должностные лица. Граждане выбирали на должность первого стратега 15 раз. Перикл предложил принять законы, необходимые для расцвета демократии в Афинах. Задание: используя учебник на странице 186, пункт 2, ответить на вопрос: Что сделал Перикл для привлечения к управлению государством бедных граждан? (Перикл предложил афинянам принять закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день платили бы деньги из казны). Чтобы не допустить подкупа и давления при избрании на должностных лиц, Перикл предложил делать это при помощи жребия. Все граждане, которые хотели занять государственные должности, должны были доставать из специального сосуда плоды бобов. На службу поступал тот афинянин, кому доставался белый боб. Кроме того, Перикл стал раздавать бедным гражданам так называемые «театральные деньги», чтобы они могли посещать театральные представления. Древнегреческий историк Плутарх в своей книге «Сравнительные описания» писал, что Перикл начал готовить к выступлению на народном собрании за несколько дней до его заседания, и не виделся в это время ни с кем из близких. Перикл, по словам Плутарха, умел убеждать афинян в своей правоте, но мог заставить народ повиноваться своей воле, как врач, который применяет сильные лекарства для спасения больного. При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием своего стратега. Перикл славился своей осторожностью: он не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая что не имеет права подвергать риску своих сограждан. Но особенно известно время Перикла строительством новых красивых сооружений, на которые тратились огромные деньги. Стратег пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время греко-персидской войны стены и башни Афин. Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. (при помощи наглядных пособий показать изображение статуи). Размеры статуи были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятков километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон. Греки любовались величием этих построек и удивлялись тому, что здания, которые возводятся столетиями, строились так быстро. Во времена Перикла Афины были могущественным государством Эллады, ее культурным центром.
V. Закрепление новой темы (4 мин):
В тетрадях записать краткие выводы по эпохе Перикла. (Эпоха Перикла: 1) Привлек к управлению государством бедных, 2) Заботился о бедных, 3) При Перикле началось дорогостоящее строительство а Афинах)
|
Обучающиеся отвечают на вопросы
Ответы обучающихся
Обучающиеся записывают в тетрадях число, тему урока: «Афины при Перикле»
Заполнение таблицы.
Запись в тетрадях, что Перикл, был одним из крупнейших государственных деятелей из аристократического рода.
Просмотр иллюстрации.
Поиск ответа на поставленный вопрос, используя текст учебника.
Просмотр иллюстраций.
Запись кратких выводов в тетрадь.
|