Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/13
Дата публикации04.12.2013
Размер1.87 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право».

Преподаватель   Батычко В.Т., 2007г.
Конспект лекций по уголовно-исполнительному праву подготовлен с целью оказания помощи слушателям в изучении данного предмета. Автор не стремился к подробному рассмотрению всех изучаемых вопросов. Некоторые вопросы, по мнению автора представляющие интерес в изучении, рассматриваются в нем более подробно, другие, не представляющие сложности – рассматриваются кратко. Уделяя внимание истории развития уголовно-исполнительного права в России, автор преследовал цель информационного характера, т.к. данный вопрос в юридической литературе освещен слабо.

В то же время курс лекций составлен с учетом требований, предъявляемых к высшему юридическому образованию. В нем имеется необходимый минимум информации, который должны усвоить слушатели.

Для более полного изучения уголовно-исполнительного права необходимо обратится также к другим источникам, список которых прилагается в конце курса.

За последние годы произошли коренные изменения не только в нормативной базе, но и в практике исполнения уголовных наказаний. Данный конспект лекций переработан и в него внесены изменения в соответствии с действующим законодательством на 10.01 2007 года.
Тема: Общие положения уголовно-исполнительного права


  1. Понятие уголовно-исполнительного права.

  2. Предмет, метод и система уголовно-исполнительного права.

  3. Уголовно-исполнительное законодательство.

  4. Пределы действия уголовно-исполнительного законодательства.

  5. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

  6. Уголовно-исполнительные правоотношения.

  7. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права.

  8. Принципы уголовно-исполнительного права.




  1. Понятие уголовно-исполнительного права


Обеспечивая исполнение правоохранительной функции, государство сталкивается с проблемой применения мер принуждения к лицам, совершившим правонарушение. В статье 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью государства провозглашены человек, его права и свободы. Но, обеспечивая правопорядок в стране, государственные органы вынуждены применять по отношению к своим гражданам меры принуждения. Особенно остро эта проблема проявляется при исполнении уголовных наказаний. Реформы в обществе, изменение социальных ценностей повлекли за собой необходимость коренного пересмотра правовой системы в России. Принятие нового уголовного кодекса в свою очередь потребовало изменение уголовно-исполнительной системы.

Уголовное право, определяя понятие преступления, его состав, устанавливая виды наказания, определяя конкретные деяния, за совершение которых судом назначается уголовное наказание, не рассматривает порядок и условия исполнения уголовных наказаний. Эта задача ложится на отдельную отрасль российского права – Уголовно-исполнительное право.

Данная отрасль права развивалась и развивается в рамках различных отраслей знаний как у нас в России, так и за рубежом. Укажем лишь только её названия: пенитенциарное право, пенология, тюрьмоведение, исправительно-трудовое право, уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а ещё ранее – тюрьмоведения и пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России ещё в XIX веке. Несмотря на различные наименования, предметом их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и, прежде всего, наказаний в виде лишения свободы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трёх значениях:

а) как отрасль науки;

б) как учебная дисциплина;

в) как отрасль права (законодательства).

Уголовно-исполнительное право как наука – область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях учебный курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом, за совершение преступления.

Пенитенциарная система Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными (специальное предупреждение), так и иными лицами (общее предупреждение).

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая категория. Под сущностью исправления осужденных следует понимать их ресоциализацию, то есть процесс, который стимулирует формирование у осужденного жизненной позиции, отвечающей конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан.

Закон определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).
2. Предмет, метод и система уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом за совершения преступления.

Предмет уголовно-исполнительного законодательства составляет обособленная часть относительно однородных общественных отношений, регулируемая данной отраслью права. Предмет уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Согласно данной норме уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются: общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Характер и содержание предмета регулирования обуславливает выбор методов отрасли уголовно-исполнительного права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются отраслью права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приёмов и способов с помощью которых право воздействует на общественные отношения.

В связи с тем, что само уголовное наказание представляет собой наиболее жёсткую форму государственного принуждения, основным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный (властный), предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от чётко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения.

Таким образом, императивный метод является главенствующим в уголовно-исполнительном праве. Однако он не является единственным, так как затрудняет достижения такой цели, как исправление (положительное изменение личности осужденного, стимулирование его правопослушного поведения и подготовка к жизни в обществе в качестве полноправного его члена после отбытия наказания). В этой связи в уголовно-исполнительном праве используются и другие методы.

Диспозитивный метод – способ воздействия, предоставляющий субъектам правоотношений возможность урегулировать отношения между собой в рамках, определённых законом. Например, осужденному к лишению свободы, прибывшему в исправительное учреждение, предоставляется право по своему усмотрению выбрать в качестве первого длительное или краткосрочное свидание (§ 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденный вправе просить о замене длительного свидания на краткосрочное, длительного или краткосрочного свидания на телефонный разговор, а в воспитательных колониях – длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения – на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии ( ч.3 ст. 89 УИК РФ),

В соответствии со ст. 0 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными во многом построена на создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство использует и поощрительный метод путём закрепления возможности применения к осужденным целого ряда поощрений. Например, к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие поощрения: благодарность, награждение подарком, денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и другие (ст. 113 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина традиционно разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права: предмет и метод правового регулирования, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение лиц, отбывающих наказание, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.

В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными, а также исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.
3. Уголовно-исполнительное законодательство
В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью уголовно-исполнительного законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права. Соответственно, под источниками уголовно-исполнительного законодательства необходимо понимать систему законов и подзаконных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Среди источников права особое место занимают международные договоры. В ч..4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Это положение отражает требования Конституции, устанавливая, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

Подобное положение содержит и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в ст. 3 которого сказано, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской федерации, то применяются правила международного договора. Такое приоритетное положение имеют общепризнанные принципы и нормы международного права, к числу которых относятся защита от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. К важнейшим из них относятся:

- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

- Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г.;

- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.;

- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорён к смертной казни 1984 г.;

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;

- Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.;

- правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.

Основополагающим законом является Конституция Российской Федерации. Помимо того, что Конституция РФ является базой для всего законодательства Российской федерации, она содержит и нормы, прямо регламентирующие уголовно-исполнительные правоотношения. Конституция РФ впервые закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (ст. 2). В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Эти положения полностью распространяются на лиц, отбывающих уголовные наказания. Поэтому с точки зрения источников уголовно-исполнительного права первостепенное значение имеют конституционные нормы, закрепляющие права и свободы осужденных как граждан России.

Уголовные наказания являются наиболее строгой формой реализации юридической ответственности, мерами государственного принуждения, которые заключаются в существенном лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Поэтому институт прав и свобод осужденных может рассматриваться только в совокупности с системой конституционных ограничений. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исполнение уголовных наказаний связано с ограничением таких социальных ценностей и благ осужденного, как свобода передвижения и общения, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища и др., а также с особенностями реализации остальных прав и свобод. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, отбывающие уголовные наказания в виде лишения свободы.

Для развития правового положения осужденных как граждан России необходимы юридические гарантии, определённые в ст. 45-54 Конституции РФ, которые обеспечивают реализацию прав и свобод осужденных – это судебная защита, международно-правовая защита, получение квалифицированной юридической помощи; запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление и придание обратной силы закону, отягчающему ответственность за совершённое преступление; право на пересмотр приговора, на просьбу о помиловании или смягчении наказания; гарантии при отправлении правосудия по новому уголовному делу (презумпция невиновности, рассмотрение дела судом присяжных, освобождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников); право на компенсацию причинённого ущерба вследствие злоупотребления властью и возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ устанавливает основные обязанности осужденных как граждан России, в частности, платить законно установленные налоги (ст. 57) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Помимо норм Конституции РФ, закрепляющих правовое положение осужденных, при определении системы источников уголовно-исполнительного права большое значение имеет конституционное положение (п. «о» ст. 71), согласно которому уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской федерации. Это обусловлено как важностью регулируемых этим законодательством общественных отношений, их предназначением в деле обеспечения внутренней политики государства, так и заинтересованностью всех субъектов РФ и государства в целом в принципиально едином правовом пространстве в сфере уголовной политики, в едином порядке исполнения уголовных наказаний на всей территории страны. Из смысла данной статьи следует, что принятие законодательных актов в сфере исполнения уголовных наказаний возлагается только на федеральные органы государственной власти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, а именно на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и государственную Думу), Правительство РФ, а их реализация – на Министерство юстиции России и его Уголовно-исполнительную систему. Рассмотренные положения исключают возможность издания субъектами РФ основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации – основной нормативный акт, который регулирует исполнение всех видов уголовных наказаний, и применение иных мер уголовно-правового характера. УИК РФ, разрабатывавшийся в течение последних десяти лет, принят 18 декабря 1996 года Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года и подписан Президентом России 8 января 1997 года № 1-ФЗ1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ вступил в силу с 1 июля 1997 года, за исключением положений о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста. Они вводятся в действие отдельными федеральными законами по мере создания условий для исполнения этих наказаний. Глава 4 УИК РФ, регулирующая исполнения наказания в виде обязательных работ уже введена в действие Федеральным законом «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» от 28 декабря 2004 года № 177-ФЗ2. Другие же федеральные законы лишь могут развивать и дополнять его положения. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года регулировал лишь наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (а в последнее время лишь два из них – лишение свободы и исправительные работы без лишения свободы), а исполнение других видов наказания регулировалось другими законами (Положением о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 1984 года, Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР 1984 года и др.).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 8 разделов, 24 главы и 192 статьи (13 из них утратили силу в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 08.12.2003 г)3.

Общая часть включает в себя один раздел – Основные положения Уголовно-исполнительного законодательства РФ, состоящий из трёх глав: Общие положения (9 статей); Правовое положение осужденных (6 статей); Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (9 статей).

Особенная часть состоит из 7 разделов и 21 главы, которые систематизированы, как правило, в зависимости от регулирования исполнения того или иного наказания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск