Содержание
Пояснительная записка
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.
Сведения о квалификации педагогических кадров
Сведения о семьях воспитанников
Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Особенности осуществления образовательного процесса в ДОУ.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы ДОУ.
Инвариантная часть
Основные характеристики организации образовательного процесса ДОУ.
Организация режима пребывания детей в ДОУ.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Содержание коррекционной работы с детьми.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Вариативная часть
Условия реализации образовательной программы.
Пояснительная записка
В соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании» образовательная программа – это нормативный управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Настоящая образовательная программа разработана творческой группой педагогов с опорой на следующие нормативные правовые документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 г. № 2562 «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
Постановление от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010 № 03-248).
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.04.1999 № 70/23-16. "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования".
Согласно п.5 ст.14 закона «Об образовании» Российской Федерации (от 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
Согласно пункту 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562) содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно.
Образовательная программа МБДОУ города Костромы «Детский сад № 53» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников.
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, а также разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, а также для детей раннего дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности.
Образовательная программа ДОУ предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В ходе проектирования программы учитывались рекомендации:
Программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», авторы: О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, Москва: «Просвещение» 1991 г.;
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва: «Мозаика-Синтез», 2012 г.;
Кроме того, учитывались образовательные потребности воспитанников и их родителей, специфика национально-культурных, демографических и климатических условий.
Цель программы: определение содержания и организации образовательного процесса, обеспечение построения целостного педагогического процесса
Назначение программы
Программа направлена на:
- коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- на формирование общей культуры детей;
- на развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей;
- на сохранение и укрепление здоровья детей;
- на формирование у детей предпосылок учебной деятельности. Основными средствами реализации образовательной программы являются:
Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», авторы: О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, Москва: «Просвещение» 1991 г.;
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва: «Мозаика-Синтез», 2012 г.;
«Готовимся к школе». Программа общеобразовательной направленности для детей с задержкой психического развития под ред. С.Г. Шевченко М., 1998.
Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту и развитию детей формах работы. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Оказывая решающее влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в ее разных формах позволяет решать широкий круг коррекционных задач.
Образовательная программа сугубо индивидуальна для конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывает особенности воспитанников, контингент родителей, социальное окружение и многое другое. Срок реализации программы:
- для групп компенсирующей направленности – 4 года;
- для группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста – 1 год.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ
Возрастная категория
|
Направленность групп
|
Количество групп
|
Количество детей
| От 2 до 3 лет
| Общеразвивающая
| 1
| 25
| От 4 до 5 лет
| Коррекционная
| 2
| 20
| От 5 до 6 лет
| Коррекционная
| 1
| 10
| От 6 до 7 лет
| Коррекционная
| 2
| 20
| Всего 6 групп – 65 детей
|
Сведения о квалификации педагогических кадров
№ п/п
| ФИО
| Должность
| Квалификационная категория
| 1
| Белегонова Надежда Николаевна
| воспитатель
| вторая
| 2
| Виноградова Ольга Николаевна
| воспитатель
| высшая
| 3
| Григорьева Альбина Ивановна
| воспитатель
| вторая
| 4
| Долгих Любовь Александровна
| учитель - дефектолог
| первая
| 5
| Кобернюк Ирина Александровна
| воспитатель
| высшая
| 6
| Козлова Елена Валерьевна
| воспитатель
| первая
| 7
| Королева Ольга Арнольдовна
| воспитатель
| первая
| 8
| Крутикова Светлана Юрьевна
| воспитатель
| вторая
| 9
| Крутова Ольга Геннадьевна
| воспитатель
| первая
| 10
| Кузнецова Светлана Михайловна
| воспитатель
| вторая
| 11
| Кузнецова Ирина Васильевна
| музыкальный руководитель
| высшая
| 12
| Лисицина Евгения Алексеевна
| учитель - дефектолог
|
| 13
| Матюшкина Галина Николаевна
| учитель - логопед
|
| 14
| Махова Ирина Вячеславовна
| воспитатель
| вторая
| 15
| Мухина Анастасия Владимировна
| учитель - дефектолог
| вторая
| 16
| Ожогина Ирина Михайловна
| воспитатель
| высшая
| 17
| Пелевина Елена Павловна
| воспитатель
| вторая
| 18
| Платонова Анна Михайловна
| воспитатель
| вторая
| 19
| Скворцова Евгения Александровна
| воспитатель
| вторая
| 20
| Смирнова Ольга Михайловна
| учитель - дефектолог
| высшая
| 21
| Смирнова Юлия Александровна
| педагог - психолог
| вторая
| 22
| Трунова Ирина Васильевна
| воспитатель
| вторая
| 23
| Федоткина Ирина Витальевна
| учитель - дефектолог
| вторая
| 24
| Шамхалова Людмила Аркадьевна
| старший воспитатель
|
| 25
| Шевелева Людмила Анатольевна
| заведующий
| высшая
| 26
| Шилова Галина Евгеньевна
| воспитатель
| первая
|
Сводная таблица
| данные на 01.03.2013
| Всего педагогов
| 26
| 100%
| Вторая категория
| 12
| 46%
| Первая категория
| 5
| 19%
| Высшая категория
| 6
| 23%
| Не аттестовано
| 3
| 12%
| |