Скачать 218.2 Kb.
|
Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Программа для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Направление - проектирование содержания образования по специальности ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ Наименование учреждения: ФГБОУ «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: №1460 «04» июля 2011г. серия ААА №001521 Наименование программы с указанием категорий слушателей: Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Объем (в часах): 108 часов Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: 4800 тыс. руб. ректор учреждения: Потапов А.С. ФИО, должность разработчиков программы повышения квалификации: Стуколова Г.П., кандидат филологических наук доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Бахтина О.В., кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Иванова Н.А., кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Татаринцева А.Ю., кандидат психологических наук доцент кафедры коррекционной психологии, Бодрова Н.Ф., кандидат педагогических наук доцент кафедры биологии растений и животных Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86 Контактные адреса и телефоны учреждения: 2- 54-56-43, 2 - 55-54-46, е-mail : гекtorat@vspu.ac.ru Ректор Потапов А.С. М.П. Пояснительная записка Программа курса «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» предназначена для повышения квалификации учителей начальных классов. Актуальность темы обусловлена необходимостью рассмотрения процессов, происходящих сегодня в современной школе – процессов реформирования и модернизации содержания общего образования, в том числе и начального, предъявлением новых требований к качеству образования, новых требований к деятельности учителя начальных классов с позиций компетентностного подхода. Цель – подготовить слушателей к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и научить моделировать учебный процесс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Результаты освоения программы повышения квалификации По результатам освоения данной программы повышения квалификации учителей начальных классов будут сформированы необходимые для учителя-практика компетентности – профессионально-педагогическая и предметно-технологическая, которые представлены следующими компетенциями:
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Модуль 1. Государственная политика в области начального общего образования Учебно-тематический план
Содержание тем Тема 1. Документы, сопровождающие ФГОС начального общего образования Рассмотрение содержания основных документов, сопровождающих ФГОС начального общего образования: Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (17 ноября 2008 г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.); Фундаментального ядро содержания общего образования (2009 г.); Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (04 февраля 2010 г.); Послания Президента Федеральному Собранию (30 ноября 2010 г.). Тема 2. Содержание и принципы построения ФГОС начального общего образования Анализ документа. Стандарт как совокупность трех групп требований (требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования), разделы Стандарта, основные положения Стандарта, дополнения к Стандарту. Тема 3. Основные термины стандарта нового поколения Особенности языка изложения содержания Стандарта: декларативный характер текста, официально-научный стиль речи, наличие терминов (системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, компетенция, компетентностный подход, результат образования, метапредметные результаты, основная образовательная программа и др.). Тема 4. Модель организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования Отличительные особенности организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО, структурные компоненты модели организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Модуль 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования Учебно-тематический план
Содержание тем Тема 1. Системно-деятельностный подход как основа Стандарта нового поколения Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода; способы реализации системно-деятельностного подхода в практической деятельности учителя начальных классов; реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании посредством системы дидактических принципов. Тема 2. Деятельностный подход как основа в преподавании математики в начальной школе как в свете введения ФГОС начального общего образования Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики; педагогические технологии, реализующие деятельностный подход; общие и специфические черты реализации деятельностного подхода в современных программах по математике в начальной школе, деятельностный подход на уроках "открытия новых знаний" по математике в начальной школе. Тема 3. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности Типология уроков деятельностной направленности: урок «открытия» нового знания, урок построения системы знаний, урок рефлексии, урок развивающего контроля. Содержание основных этапов уроков разных типов. Алгоритм конструирования уроков разных типов. Тема 4. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования как системообразующий компонент Стандарта (личностные, метапредметные и предметные) Освещение новых требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования. Тема 5. Программа курса «Мир деятельности» как средство формирования у младших школьников УУД Цели и структура надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной начальной школы (Л.Г. Петерсон). Учебное содержание курса. Методическое обеспечение курса «Мир деятельности». Тема 6. Универсальные учебные действия как результат образования и пути их формирования Методологические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы. Понятие «универсальные учебные действия». Виды универсальных учебных действий. Возрастные особенности развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий у младших школьников. Использование различных методик по выявлению сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Тема 7. Новые подходы в обучении младших школьников русскому языку в свете требований ФГОС начального общего образования Модернизация традиционного обучения. Использование современных образовательных технологий в начальной школе. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (метод проектного обучения). Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. Их характеристика. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Компьютерные программы-презентации. Информационно-обучающие программы. Тема 8. Контроль и оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС начального общего образования Требования стандарта к системе оценки достижения планируемых результатов обучения; особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучения; портфолио достижений учащихся. Контрольно-оценочная самостоятельность школьника. Модуль 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования Учебно-тематический план
Тема 1: Сферы обеспечения и осуществления ФГОС начального общего образования. Направления Стандарта в сфере обеспечения: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Направления Стандарта в сфере осуществления: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Тема 2. Внеурочная деятельность как составляющая требований к структуре ООП НОО. Требования Стандарта к организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности. Возможности образовательных учреждений при организации внеурочной деятельности. О внесении изменений в ФГОС НОО в плане организации внеурочной деятельности образовательного учреждения. Тема 3. Отличия образовательных стандартов первого и второго поколения друг от друга. Образовательный стандарт начального общего образования первого поколения как обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения как возможность моделирования современного учебного процесса. Контрольные процедуры Круглый стол; тестирование; разработка конспектов уроков в соответствии с ФГОС НОО. Список литературы
|