Скачать 245.12 Kb.
|
. 0… . 201.. г. Учитель Райш О.М. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Работа с фразеологизмами». « Почему мы так говорим» Форма учебной работы: классно – урочная. Форма организации работы детей: индивидуальная и коллективная. Технологические способности: использование компьютера, проектора Цели урока: 1.В игровой занимательной форме расширить понятие обучающихся о фразеологизмах. 2. Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний. 3. Прививать любовь к родному языку. Задачи урока:
Оборудование: ИКТ- оборудование, раздаточный материал, рабочая презентация Ход урока. 1. Организационный момент. Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Поприветствуем гостей Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! Ученики оформляют в тетрадях начало урока. 2. Знакомство с темой и структурой урока. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Тему урока разгадаем, Со словами поиграем, Сочиним и сотворим. Все, что знаем повторим! - Запишите слова, которые кроются под следующими номерами, пользуясь шифром, и вы узнаете тему нашего урока. Слайд 1. На доске записаны цифры, а под ними буквы:
4, 1,10,7- (тема) 2, 5, 8, 3, 7- (урока) 6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15 - (фразеологизмы) -Какая тема нашего урока? ( «Фразеологизмы»). - Запишем тему урока – «Фразеологизмы». (Учитель пишет на доске, ученики – в тетрадях). - Девиз урока. В народе говорят: «Хорошую речь, хорошо и слушать». -Сегодня мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая называется - Фразеология. Слайд 2. Фразеология – это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Ее жители ничем не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого образна и каждое слово употребляется к месту и ко времени. Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. - Почему мальчик спрятал щенка? - Как на эту речь отреагировали родители? - Что значит выражение «Собаку съела»- имеет большой опыт, знания в чём-лбо Гонять лодыря мы не будем, поговорим что же такое фразеологизмы. Попробуйте составить определение фразеологизмов. Слайд 3. Фразеологизмы – особые обороты, устойчивые выражения, служат для украшения нашей речи. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Часто их можно встретить при изучении русского народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, былины. - А в жизни вы часто сталкиваетесь с фразеологическими оборотами? -Рождается большинство фразеологизмов из сочетания слов Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы.. Во фразеологизмах слова теряют прежние значения. . Например,Слайд4. существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь Глаза, куда, глядят и фразеологизм Куда глаза глядят 3. Введение нового материала Проверка умения находить в тексте фразеологизмы и умение их заменять словами – лексическими значениями. Жители удивительной страны предлагают нам рассказ Н.Носова, который очень загадочный и необычный. Слайд 4.Чтение текста.
- О каком человеке можно так сказать, применив все эти фразеологизмы? (Любопытном, несерьезном, легкомысленном). -А подходит ко всем этим характеристика Незнайка? (Да). - Что же такого загадочного и необычного? ( Их надо употреблять не буквально, они употребляются в переносном значении). Попробуйте перевести эти фразеологизмы на наш язык, объясни их смысл и значение. - Что у вас получилось? Запись в карточках№1 Слайд 5. 4.Рефлексия урока. Обобщение знаний о фразеологизмах. - А теперь давайте закрепим, что же такое фразеологизмы, какое значение имеют. Ученики говорят, что знают о фразеологизмах, а учитель вывешивает опорные таблички
5.Физминутка. Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вдохнем. «Шлем творцов» мы одеваем. Глупые мысли отгоняем… Глазки тренируем… (Круговые движения глаз по часовой, против часовой стрелки, по 5 раз; открыли – закрыли глаза, по 5 раз). Улыбнулись, тихо сели. 6. Почему мы так говорим? Наше путешествие продолжается. И мы побываем « В гостях у слов» и узнаем значение и возникновение следующих выражений Спустя рукава и время истекло
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.
Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год). 7. Выполнение логически- поисковых заданий. 1. Проверка умения применять в речи фразеологизмы и знания их лексического значения. Игра « Устами младенца» -Мы продолжаем путешествовать. Угадайте, о каком предмете говорится. Заменим каждую фразу фразеологизмом с этим словом, которое повторилось в найденных вами устойчивых сочетаниях. Слайд 5. А). Его вешают, приходят в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Ученики говорят, что во всех фразах говорится о носе. Заменяют устно на фразеологизмы: 1 – повешать нос; 2- задирать нос; 3 – всюду сует свой нос). - Запишем последний фразеологизм. Аналогично проходит работа и с другими «тройками» фразеологизмов. Слайд 6. Б). цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего – то не понимают. Не белье, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Слайд 7. В). Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. (1 – ищи ветра в поле; 2 – деньги на ветер; 3 – ветер в голове). |