Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 435.81 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации12.01.2014
Размер435.81 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Утверждено

На заседании совета факультета Политологии и права

Протокол № ______ от «___»______20___

Председатель совета Багреева Е.Г.

___________________
МП

Факультет политологии и права

Кафедра политологии и социологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

Направление подготовки 030200 – «Политология»

Профиль подготовки – теоретико-инструментальный

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Москва - 2012


Составитель: кандидат политических наук, доцент Е.Е. Прокопенко

Рецензенты: заведующий кафедрой 507 «экономическая теория» Московского авиационного института (национальный исследовательский университет), кандидат экономических наук Н.В. Финько; заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук, профессор Т. Э. Зульфугарзаде.
Сравнительная политология – одно из направлений политологии. Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления — компаративистика (от англ. — compare — сравнивать). Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.

Сравнительная политология представляет собой научное направление и учебную дисциплину, которая сегодня интенсивно развивается. К тому же политика сама по себе объект изучения невероятно динамичный.

«Сравнительная политология», как учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин Б.3Б.6
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030200.62 – «Политология».


_______________________________________________________________
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры политологии и социологии,

протокол № 6 от «25» декабря 2012 г.

Заведующий кафедрой В.В. Бурматов
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ____________________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)


Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ____________________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ____________________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Содержание
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………...5

Цель дисциплины …………………………………………………………………………...5

Учебные задачи дисциплины ……………………………………………………………....5

Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной

образовательной программы высшего профессионального образования) ……………..5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………………………….5

Формы контроля …………………………………………………………………………….6
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................................................7
Модули, темы и краткое содержание …………………………………………………..…..8

Обеспечение содержания дисциплины ………………………………………………..….14
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ………………………………………..……..16
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………..……17
Рекомендуемая литература ……………………………………………………………....17

Рекомендуемые Интернет-ресурсы ……………………………………………………...20

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) ……………………....20
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ……………………………………………………………....20
Тематика рефератов…….. ………………………………………………………….…..…21

Вопросы к экзамену (зачету) …………………………………………………………......21
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………..23
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………...24
Приложение 1…………………………………………………………………………….24

Приложение 2…………………………………………………………………………….27


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель дисциплины
   Главной целью дисциплины является систематическое сравнение политических практик в различных странах, понимание и объяснение их, а также формирование на этой основе теоретико-методологической культуры анализа политических явлений и процессов. После освоения курса студент может самостоятельно выделять классификационные признаки политической власти, субъектов политики,  политических систем, основных прав граждан  в разных культурных средах. Курс позволяет овладеть практическими навыками применения базовых аналитических методик, понимания и оценки политического развития, процессов функционирования политической системы.
Учебные задачи дисциплины
 Задачи дисциплины «Сравнительная политология» определяются необходимостью усвоения студентами всего многообразия универсальных моделей политического порядка, выявлением факторов, задающих их национальную и региональную специфику, формы политической коммуникации.

В более детальном виде задачами дисциплины являются:

- освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике,

- знание современных школ и концепций в сравнительной политологии,

- владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов
Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки политолога
Дисциплина «Сравнительная политология» относится к дисциплинам профессионального цикла. Дисциплина изучается в 5 и 6 семестрах. Она основывается на выводах  дисциплин общекультурного цикла: «Философии»,  «Истории», «Социологии», «Культурологии».

Для успешного освоения дисциплины «Сравнительная политология» студент должен:

- знать сущность философских и культурологических категорий, и их взаимосвязи;

- знать основы психологии, теории психоанализа  и области их применения в анализе политических процессов;

- знать культурные и ментальные коды политических практик, сложившихся в разных странах и программировавших их институциональный дизайн.

  Изучение дисциплины «Сравнительная политология» тесно связано со всем циклом политологических дисциплин:  Введение в политическую теорию, Политическая социология, Политическая философия,

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения студентами дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

- способность и умение использовать полученные знания и навыки для анализа политических практик разных стран на основе владения методологией исследования современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики (ПК-4)

- знание основных этапов и характеристик политической истории зарубежных стран, влияние исторических традиций на политическое развитие, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-5) 

- знание основных учений и концепций мировой политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-6)

- освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов (ПК-7)

- знание закономерностей поведения и менталитета политических лидеров и рядовых граждан в разных странах, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков (ПК-8) 

- знание основных закономерностей и тенденций мирового политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе (ПК-9) 

 

В результате освоения компетенций студент должен:

знать:

- основные теоретико-методологические подходы в политической компаративистике,

- современные школы и концепции в сравнительной политологии (ПК-7)  

- основные этапы и характеристики возникновения и развития политических институтов зарубежных стран, влияние исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-5)

- закономерности поведения и менталитета политических лидеров и рядовых граждан в различных средах, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных особенностей национальных политиков (ПК-8) 

- основные закономерности и тенденции мирового политического процесса, представления о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе (ПК-9)  

уметь:

  - использовать полученные знания и навыки по сравнительной политологии на основе владения методологией анализа современных политологических доктрин и подходов для формирования навыков исследовательской работы в области теории политики (ПК-4) 

  - конструировать сценарии возможного развития на основе знания основных этапов и характеристик политической истории зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-5)

  - методически грамотно осуществлять поиск информации по политическим проблемам современного общества и использовать ее (ОК-1, ОК-6);

  - анализировать политически значимые проблемы современного общества и определять политические технологии их решения (ОК-4);

владеть:

- навыками сравнительного анализа политических систем и институтов (ПК-7)

- методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти навыками аудита политических процессов и отношений (ПК-1)

- навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2) 

- методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание (ПК-3) 

Формы контроля:
Текущий контроль освоения модуля «Сравнительная политология» осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в виде:

- письменного опроса по теории;

- контрольных работ;

- письменных домашних заданий;

- индивидуальных проектов;

- подготовки докладов и выступлений.
Рубежный контроль: тестирования по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточная аттестация во 4 семестре зачет

Промежуточная аттестация в 5 семестре экзамен в письменной форме.

.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины осуществляется в соответствии с Приложением 1.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины:


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образователь-

ные технологии

1.

Сравнительная политология как наука и учебная дисциплина.


Рациональное осмысление собственного политического опыта, работа над базовыми теоретическими понятиями, выявление закономерностей социально-политического развития, функциональное отождествление сравнительного метода обществознания с естественнонаучным экспериментом как средством верификации научных результатов. Сравнение как  способ получения нового знания и верификации полученных данных в социальных науках. Сравнение как  стимул развития, источник движения, заимствование  и подражательство наиболее престижным образцам.

ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-9

Знать: предмет, объект и задачи сравнительной политологии как науки, ее основной категориальный аппарат

Уметь: сравнивать

Владеть: принципами сравнения как стимулом развития

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой

2.

Генезис и эволюция политической компаративистики

Функциональность сравнения  в процессе дифференциации обществознания. Объективные факторы, предопределившие функциональность сравнения в процессе дифференциации обществознания: "критическая масса" эмпирических данных, тематическое разнообразие социальных наук; необходимость упорядочения и систематизации эмпирики, объективная необходимость использования неописательных методов исследования;  волна интереса к исследованию социума в других измерениях; стремление вывести из-под исторического крыла ряд новых социальных дисциплин посредством сравнительного метода; успехи в области естествознания, ассоциируемые преимущественно с применением сравнения. Направленность дискуссий, посвященных становлению новых социальных наук: что должно быть целью научного исследования;  линия демаркации в отношении к методологическим средствам достижения цели: вызвал разногласие принцип построения исследования.

ОК-1, ОК-2

ОК-5, ОК-9

Знать: генезис политической компаративистики

Уметь: выделять отслеживать эволюцию политической компаративистики.

Владеть: навыками изучения политологических исследований

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой

3.

Сравнительный анализ политических систем

Основные направления проведения сравнительного анализа форм государственного правления. Виды разграничений полномочий по «горизонтали»: президентская система, ее достоинства и недостатки, линии напряженности, преимущества президентско-парламентской системы, характеристика премьерско-президентской формы правления, сравнительная характеристика парламентских систем. Партийный характер органов представительной власти. Режимы сосуществования. Линии напряженности в отношениях основных политических фигурантов, фиксированные конституционно. Концепция более свежей легитимности. Сравнительный анализ российской формы правления (в качестве сравнительных референтов используются варианты чистого президенциализма и чистого парламентаризма)


ОК-1, ОК-3, ОК-5

Знать: естественные основы неравенства в обществе.

Уметь: различать типы поведения.

Владеть: навыками анализа структурной иерархии

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание

4.

Политические элиты в разных странах


Сравнение как средство освобождения от этноцентрических "завихрений". Разновидности центричности результатов исследования:  американо-, евро-, этно-, андро-, антропо-, ориенто-центричности. Сравнение как способ организованного упорядочения и систематизации данных. Функциональность в процессе нивелирования «центричности» результатов сравнительных исследований

ПК-1, ПК-15

Знать: основные причины социального неравенства.

Уметь: ориентироваться в понятии социальной мобильности

Владеть: анализом современных и традиционных теорий политических элит

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание




5.

Модели гражданского общества


Объективные причины неоднозначности: разнообразие мировоззренческих, методологических ориентаций и субъективных "пристрастий" учёных;  разнообразие исследований, которые могут быть идентифицированы как сравнительные; многобразие парадигмальных подходов. Исследовательская цель как один из наиболее предпочтительных факторов структурирования механизмов сравнительного анализа. Нечёткое разграничение на теоретическом уровне понятия сравнительного метода и методологии сравнительного анализа. Масштабность и количество объектов сравнения: государства, нации, страны, общества, культуры, общественно-экономические формации, системы или цивилизации в целом. Разнообразие исследований, идентифицируемых как сравнительные на различных уровнях эмпирического и теоретического знания, с качественной и количественной интерпретацией результатов, дедуктивной или индуктивной исследовательской стратегиями. Принцип сравнительности в сочетании с эволюционирующими парадигмальными подходами.

ОК-2, ОК-5, ОК-9, ПК-15

Знать: понятие власти и властных отношений

Уметь: понимать природу политического лидерства

Владеть: анализом моделей гражданского общества

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений

6.

Политические режимы в современном мире


Эволюционные циклы С. Хантингтона как методология сравнительного исследования политических переходных систем. Возможность проведения «вертикальных» и «горизонтальных» сравнительных исследований. Генетическая модель Д. Растоу. Национальная идентичность как предварительное условие, подготовительная фаза, фаза принятия решения, фаза привыкания. Идеал–типическая модель переходных процессов Ф. Шмиттера. Три стадии перехода: либерализация, демократизация, консолидация. Типы взаимодействий между элитами в процессе перехода. Варианты переходных процессов по Ф. Шмиттеру: пакт, реформа, навязанный переход и революция. Основные способы воздействия международных факторов: диффузия, согласие, приручение, контроль. Особенности методологического подхода В. Банс к исследованию стран Восточной Европы. Элементы определенности и неопределенности в политико–экономических системах государственного социализма, либерально–демократического капитализма и переходного периода. Факторы, влияющие на динамику переходных процессов: внешняя международная среда, государство и нациобразующие факторы, уровень социально-экономического развития, социально-классовая структура, культурно-политические ценности и ориентации, политические факторы и процессы, политико-психологические факторы.

ОК-1, ОК-2

Знать: условия появления лидерства в догосударственном обществе.

Уметь: проводить аналогии родства.

Владеть: навыками составления генеалогической иерархии

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений, консультации преподавателей

7.

Демократия и ее национальные модели


Эмпирические модели демократии: институциональная, экономическая, полиархическая, элитарная, плебисцитарная. Теория и методология измерения политического режима. Способы измерения демократии. Методики эмпирического определения степени демократичности политических систем К. Джагерса, Т. Гарра, Д. Нейбауэра, Р. Даля, Ф. Катрайта. Расчет индексов демократизации. Преимущества и недостатки количественных критериев демократизации. Методологические трудности сравнительного изучения переходных систем. Методологические трудности анализа переходных систем в сравнительной политологии: противоречия между регионоведами и транзитологами, сторонниками процедурного и структурного подходов, контекстуалистами и универсалистами, проблемы соотношения самолегитимации и легитимации экономической эффективностью, проблемы соотношения демократической эволюции и диффузии.

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-9, ПК-1, ПК-15

Знать: теории происхождения государства, причины генезиса государственности.

Уметь: обозначить роль демократических институтов в государстве

Владеть: понятийно-категориальным аппаратом идеологического обоснования демократии


Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений

8.

Политическая модернизация: модели и дилеммы


Функциональность избирательных систем. Трансформация избирательных законов в европейских странах от жесткой мажоритарности к различным модификациям пропорциональности. Объективные факторы, обусловившие необходимость трансформационных процессов: Недостатки систем большинства; поликультурность европейских обществ и необходимость отстаивать интересы представителей общества на уровне государственной власти; избирательные системы как средство балансировки политического процесса в Европе; развитие института партийного представительства.

ОК-4, ОК-5, ОК-9

Знать: объекты и субъекты политической модернизации

Уметь: дифференцировать проблемы общественного способа производства.

Владеть: техникой исследования российской политической традиции

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание

9.

Политическая культура и идеология


«Цивилизационные проекты» как аналитические единицы сравнительного изучения политики. Культурные системы и их компоненты как источники интерпретации политики.  Отличительные методологические особенности исследований, специфика которых заключена в цивилизационно-сравнительном уровне анализа: расстановка авторских акцентов относительно того, что подразумевается под цивилизацией, отбор критериев. Формулирование концепта «цивилизация» как способ моделирования социально-политической реальности глобального уровня. Критические оценки сравнительно-цивилизационного уровня изучения политики: сложность верификации, субъективность, высокий уровень абстрактности. Цели сравнительно-цивилизационного моделирования: выведение устойчивых закономерностей социально-политического движения макросоциального организма, источники движения, особенности взаимодействий макросоциальных организмов, характер и направленность их движения. Варианты социально-политической динамики: линейно-поступательная или стадиальная траекторию; движение, аналогичное организму биологическому; модель революционной, циклической и волнообразной динамики. Характер и основы взаимодействия макросоциальных организмов: столкновение цивилизаций, цивилизационная диалектика, «концерт» или соревнование цивилизаций. Место России в сравнительно-цивилизационных исследованиях.

ПК-1, ПК-15, ОК-9

Знать: политические ценности российской цивилизации.

Уметь: ориентироваться в демократических процессах и административной власти.

Владеть: принципиальными отличиями Западных и Восточных цивилизаций.

Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений, консультации преподавателей
Обеспечение содержания дисциплины:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск