Скачать 435.81 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Утверждено На заседании совета факультета Политологии и права Протокол № ______ от «___»______20___ Председатель совета Багреева Е.Г. ___________________ МП Факультет политологии и права Кафедра политологии и социологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ Направление подготовки 030200 – «Политология» Профиль подготовки – теоретико-инструментальный Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр Москва - 2012 Составитель: кандидат политических наук, доцент Е.Е. Прокопенко Рецензенты: заведующий кафедрой 507 «экономическая теория» Московского авиационного института (национальный исследовательский университет), кандидат экономических наук Н.В. Финько; заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук, профессор Т. Э. Зульфугарзаде. Сравнительная политология – одно из направлений политологии. Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления — компаративистика (от англ. — compare — сравнивать). Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п. Сравнительная политология представляет собой научное направление и учебную дисциплину, которая сегодня интенсивно развивается. К тому же политика сама по себе объект изучения невероятно динамичный. «Сравнительная политология», как учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин Б.3Б.6 Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030200.62 – «Политология». _______________________________________________________________ Рабочая программа утверждена на заседании кафедры политологии и социологии, протокол № 6 от «25» декабря 2012 г. Заведующий кафедрой В.В. Бурматов Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ____________________________________________________, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г. Заведующий кафедрой ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г. Председатель ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ____________________________________________________, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г. Заведующий кафедрой ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г. Председатель ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ____________________________________________________, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г. Заведующий кафедрой ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г. Председатель ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) Содержание I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………...5 Цель дисциплины …………………………………………………………………………...5 Учебные задачи дисциплины ……………………………………………………………....5 Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) ……………..5 Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………………………….5 Формы контроля …………………………………………………………………………….6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................................................7 Модули, темы и краткое содержание …………………………………………………..…..8 Обеспечение содержания дисциплины ………………………………………………..….14 III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ………………………………………..……..16 IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………..……17 Рекомендуемая литература ……………………………………………………………....17 Рекомендуемые Интернет-ресурсы ……………………………………………………...20 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) ……………………....20 V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ……………………………………………………………....20 Тематика рефератов…….. ………………………………………………………….…..…21 Вопросы к экзамену (зачету) …………………………………………………………......21 VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………..23 VII. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………...24 Приложение 1…………………………………………………………………………….24 Приложение 2…………………………………………………………………………….27
Цель дисциплины Главной целью дисциплины является систематическое сравнение политических практик в различных странах, понимание и объяснение их, а также формирование на этой основе теоретико-методологической культуры анализа политических явлений и процессов. После освоения курса студент может самостоятельно выделять классификационные признаки политической власти, субъектов политики, политических систем, основных прав граждан в разных культурных средах. Курс позволяет овладеть практическими навыками применения базовых аналитических методик, понимания и оценки политического развития, процессов функционирования политической системы. Учебные задачи дисциплины Задачи дисциплины «Сравнительная политология» определяются необходимостью усвоения студентами всего многообразия универсальных моделей политического порядка, выявлением факторов, задающих их национальную и региональную специфику, формы политической коммуникации. В более детальном виде задачами дисциплины являются: - освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, - знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, - владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки политолога Дисциплина «Сравнительная политология» относится к дисциплинам профессионального цикла. Дисциплина изучается в 5 и 6 семестрах. Она основывается на выводах дисциплин общекультурного цикла: «Философии», «Истории», «Социологии», «Культурологии». Для успешного освоения дисциплины «Сравнительная политология» студент должен: - знать сущность философских и культурологических категорий, и их взаимосвязи; - знать основы психологии, теории психоанализа и области их применения в анализе политических процессов; - знать культурные и ментальные коды политических практик, сложившихся в разных странах и программировавших их институциональный дизайн. Изучение дисциплины «Сравнительная политология» тесно связано со всем циклом политологических дисциплин: Введение в политическую теорию, Политическая социология, Политическая философия, Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате освоения студентами дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: - способность и умение использовать полученные знания и навыки для анализа политических практик разных стран на основе владения методологией исследования современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики (ПК-4) - знание основных этапов и характеристик политической истории зарубежных стран, влияние исторических традиций на политическое развитие, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-5) - знание основных учений и концепций мировой политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-6) - освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов (ПК-7) - знание закономерностей поведения и менталитета политических лидеров и рядовых граждан в разных странах, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков (ПК-8) - знание основных закономерностей и тенденций мирового политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе (ПК-9) В результате освоения компетенций студент должен: знать: - основные теоретико-методологические подходы в политической компаративистике, - современные школы и концепции в сравнительной политологии (ПК-7) - основные этапы и характеристики возникновения и развития политических институтов зарубежных стран, влияние исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-5) - закономерности поведения и менталитета политических лидеров и рядовых граждан в различных средах, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных особенностей национальных политиков (ПК-8) - основные закономерности и тенденции мирового политического процесса, представления о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе (ПК-9) уметь: - использовать полученные знания и навыки по сравнительной политологии на основе владения методологией анализа современных политологических доктрин и подходов для формирования навыков исследовательской работы в области теории политики (ПК-4) - конструировать сценарии возможного развития на основе знания основных этапов и характеристик политической истории зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-5) - методически грамотно осуществлять поиск информации по политическим проблемам современного общества и использовать ее (ОК-1, ОК-6); - анализировать политически значимые проблемы современного общества и определять политические технологии их решения (ОК-4); владеть: - навыками сравнительного анализа политических систем и институтов (ПК-7) - методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти навыками аудита политических процессов и отношений (ПК-1) - навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2) - методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание (ПК-3) Формы контроля: Текущий контроль освоения модуля «Сравнительная политология» осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в виде: - письменного опроса по теории; - контрольных работ; - письменных домашних заданий; - индивидуальных проектов; - подготовки докладов и выступлений. Рубежный контроль: тестирования по отдельным разделам дисциплины. Промежуточная аттестация во 4 семестре – зачет Промежуточная аттестация в 5 семестре – экзамен в письменной форме. . Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины осуществляется в соответствии с Приложением 1. II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание разделов дисциплины:
|