Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/18
Дата публикации13.01.2014
Размер2.06 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



www.samorazvitie.ru www.soblaznenie.ru

Практические тренинги общения в реальных условиях

(095) 108-05-35, 108-03-73, 446-10-67, 195-22-42


М.А.Павлова

Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП

Введение
Конечно, что-то в этом учебном пособии не будет для вас совершенно новым. Мы не предлагаем вам полного теоретического курса грамматики, который содержится в школьных учебниках. Мы просто хотим дать несколько советов, как научить писать грамотно легко и быстро, хотя советы, как ношеное платье, не всякому приходятся впору. Но если можно учить легко и успешно, то что мешает вам сделать это? Когда вы закончите чтение, возможно, у вас появятся свои собственные идеи и в памяти возникнут давно известные упражнения, которые можно использовать на занятиях.

Для тех, кто хочет сделать творческий скачок в обучении, может быть полезно чтение книг по НЛП и посещение семинаров “НЛП в образовании”, которые проводит Московский Центр Нейролингвистического программирования в образовании”. Мы, без сомнения, могли бы “сделать” еще десяток страниц, объясняя, как НЛП меняет подход к образованию (в том числе). Но мы не хотим отнимать у вас возможность самим прочитать книги по НЛП и насладиться идеями и стилем Гриндера и Бэндлера (особенно в хорошем переводе).

На своем опыте мы убедились, что большинство тех, кто покупает книги по образованию, надеются в конце концов приобрести что-то вроде кулинарной книги с точными рецептами. Им мы бы рекомендовали остановить свои поиски на одной из книг типа “Учитесь вкусно готовить”. В нашем пособии нет точных рецептов. Свободно прибавляйте, вычитайте и делите ингредиенты для приготовления вашего “блюда”, которое доставит удовольствие вам и пригодится компании, собравшейся за вашим столом. Если вы хорошо учились в школе, вы, разумеется, помните историю с Милоном Кротонским? Будучи ребенком, он взвалил на плечи теленка и носил его на спине. Мальчик рос, а вместе с ним рос и теленок. Юноша становится знаменитым борцом, победителем Олимпийских игр, о его необычайной силе складывают легенды. Почему-то о дальнейшей судьбе быка история умалчивает... Смог ли он ходить, когда Милон наконец поставил его на землю? Вероятно, он сделал два-три шага на дрожащих ногах и упал. Современное образование во многом напоминает этого античного героя. Могут ли самостоятельно ходить ученики, если в течение 10 лет учителя буквально носили их на плечах?

Подход НЛП к образованию поможет вашим ученикам двигаться самостоятельно. Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие представляет собой систему работы по интенсивному повышению практической грамотности, развитию внимания, памяти, мышления и речи, включает элементы психокоррекции. Пособие состоит из сведений по НЛП, подробных конспектов 26 трехчасовых занятий и приложения, состоящего из текстов разноплановых упражнений по орфографии и пунктуации, составленных в связи с частотным определением ошибок в письменных работах учащихся (за время работы в школе автором проверено и проанализировано более 1500 диктантов и сочинений старшеклассников). Пособие дает возможность спланировать индивидуальный подход к повышению практической грамотности и адресовано тем, кто занимается преподаванием русского языка. Наиболее эффективно использование пособия для занятий с учащимися 9-11 классов, хотя основные принципы и большинство игр и упражнений с успехом применялись и применяются в работе на уроках с учащимися 5-8 классов.
В один из дней, предшествующих началу занятий, мы предлагаем участникам группы диктант, содержащий большую часть правил курса средней школы по орфографии и пунктуации. После проверки диктантов данные заносятся в таблицу и составляется график частотности допущенных ошибок (см. стр.61). Если текст диктанта покажется вам слишком сложным, вы можете выбрать любой другой текст на ваше усмотрение.
ПОСЛЕ ОХОТЫ

Мы возвращались с охоты с далеко не заурядной добычей: восемьюдесятью четырьмя дикими утками, настрелянными в течение нескольких часов. Путь был нелегкий, и мы заметно обессилели, однако настроение ни у кого не портилось: в нашей компании был никогда не унывающий Кирилл. Он-то и рассчитал, что через полчаса нам удастся отдохнуть у лесного объездчика. Только мы входим в дом - свинцово-черные тучи нависают над лесом, вот-вот раздастся гром, заблестит молния. И вот началась гроза. Но через полчаса яростный ливень сначала приостановил, а затем и совсем прекратил свою трескотню. Стихии больше не спорят, не ссорятся, не борются. Расстроенные полчища туч уносятся куда-то вдаль, а небо, озаренное прерывающимся солнечным лучом, уже брызжет золотом. Осматриваешься вокруг и поражаешься, как мгновенно после дождя преображается все окружающее: благодарно трепещет освеженная листва, все живое суетится и мечется, над камышом ручья кружатся темно-синие стрекозы, шмель что-то интригански жужжит не слушающим его насекомым, уже не чувствующим опасности. И все мы теперь говорим наперебой, а рассудительный Кирилка вставляет: “Да умолкните хоть на минуту! Пока не умолкнете, я ни слова не скажу вам о своем плане”. Мы затихаем. “Пойдемте-ка к озеру, только договоримся, что вы сами выберете себе дорогу”,- предлагает он.

Любезно простившись с немолодой, но очень энергичной хозяйкой, мы отправляемся в путь. В какой-нибудь полусотне шагов от избушки из лесной чащобы вытекает ручеек. Его, однако, не перепрыгнешь и вброд не перейдешь. Выручает нас шаткий дощатый мостик, по которому можно пройти лишь поодиночке. Выйдя из леса, мы сначала следуем по уже изъезженному проселку, а затем по асфальтированному шоссе, заменившему немощеную дорогу.

Краткие сведения по НЛП, которые помогут вам

использовать эту книгу.

Раскрыв книгу на этих страницах, вы можете выбирать: прочитать ли их сейчас или обращаться к ним в процессе чтения конспектов занятий.
Что такое нейролингвистическое программирование?

НЛП- новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке. НЛП возникло в 1974 году (выход в свет первых книг по НЛП, написанных Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, “Структура магии” и “Из лягушек в принцы”) как эффективная модель коммуникации. В современном мире НЛП успешно используется в контекстах менеджмента, психотерапии и образования. Это психологическое направление соединяет в себе знания нескольких когнитивных наук: кибернетики, психологии, лингвистики и нейробиологии. Новым этапом в развитии НЛП следует считать период с 1984 года, когда была опубликована книга тех же авторов “Черепахи до самого низа или Предпосылки личностной гениальности”. НЛП родилось в содружестве представителей разных наук и психологов-практиков Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Лесли Камерон (Бэндлер), Мэри Бэс Мэгус, Дэвида Гордона, Роберта Дилтса и Джудит Делозье.

РАППОРТ

Раппорт - это довольно хрупкие формы обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у собеседника появляется чувство доверия к коммуникатору. В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться (ненавязчиво использовать) предпочитаемые собеседником речевые предикаты и “отзеркаливать” позу, жесты, темп дыхания и т.д. Необходимо предупредить, что “отзеркаливание” должно быть крайне деликатным, иначе оно вызовет прямо противоположную реакцию. За подстройкой следует ведение, когда коммуникатор, изменяя свое поведение, вызывает изменения в поведении партнера.

КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО (ЗРИТЕЛЬНОГО) ДОСТУПА

Когда люди думают и говорят, они двигают глазными яблоками. Эти движения называются паттернами глазного сканирования. Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в нашем мозгу в одной или более репрезентативных системах. Зрительная реакция человека указывает на репрезентативную систему, которой он пользуется в настоящий момент. Когда вы наблюдаете за разговаривающими или размышляющими людьми, то можете заметить, что глазные яблоки находятся в постоянном движении. Итак, эти движения являются показателями того, как люди думают.

На схеме ключи глазного доступа изображены так, как если бы вы смотрели на лицо человека, находящегося перед вами.

Взгляд вверх и влево: визуальная память. Это хранимые визуальной памятью образы прошлого. Сюда включаются сны и сконструированные образы, которые уже были “увидены” ранее.

Взгляд вверх и вправо: конструирование визуальных образов. Как правило, здесь человек конструирует образы, которые он не видел.

Взгляд горизонтально налево: аудиальная память. Запомненные звуки (звуки речи, мелодии, часто номера телефонов, запомненные стихи без фокусировки на смысле - ритмичное запоминание).

Взгляд горизонтально вправо: аудиальное конструирование. Обычно это конструируемая речь или конструирование звуков с новым тембром, ритмом, высотой и т. д.

Взгляд вниз налево: внутренний диалог. Внутренний диалог является комментарием опыта. Внутренний диалог может быть орудием рационального логического мышления.

Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент человек может получить доступ к эмоциям и к кинестетическим переживаниям. Характерная поза для людей, находящихся в депрессии: голова опущена, “поникший” вид, взгляд вниз вправо (или вниз влево).

Расфокусированные глаза: человек находится не менее чем в двух системах. Например, слышит и видит, видит и чувствует, а возможно, все вместе. Такое состояние называют легким трансом - измененным сознанием.

Для некоторых левшей схема будет обратной. Еще раз подчеркнем: она выражает обобщенную модель поведения.

В В

констр память

А А

констр. память

К Вн. диалог

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ (МОДАЛЬНОСТИ)

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторую репрезентацию (представление) или модель. Эти индивидуальные модели называются репрезентативными системами. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия - В), на слух (аудиальная система восприятия - А) и в ощущениях (кинестетическая система - К). Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой человека. Эта система используется сознательно и бессознательно, в ней человек проводит наибольшее количество разграничений или различает наибольшее количество субмодальностей. Предпочитаемые репрезентативные системы являются одним из наиболее систематических способов различения моделей мира людей. И даже когда человек демонстрирует предпочтение одной репрезентативной системы, это не означает, что он не использует и другие системы. Наоборот, люди используют все системы все время. Но обычно они все же зависят от своей предпочитаемой системы. Особенно ярко это проявляется в ситуации стресса, когда человек “зависает” в одной из систем.
СУБМОДАЛЬНОСТИ

Каждая сенсорная система содержит ряд узких характеристик или субмодальностей. Некоторые характерные субмодальности приводятся ниже:


ВИЗУАЛЬНАЯ

АУДИАЛЬНАЯ

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ

яркость

расстояние

местоположение размеры

двухмерный трехмерный

цвет

громкость

местоположение источника звука

тональность

направление звука

темп

резонанс

продолжительность

интенсивность

текстура

давление

вес

температура гладкость



РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ

Когда вы внимательно слушаете чью-то речь, вы можете заметить, что бессознательно человек преимущественно использует речевые предикаты (глаголы, наречия, прилагательные и некоторые существительные) предпочитаемой репрезентативной системы. Кто-то скажет: “Я отчетливо вижу нарисованную вами перспективу” (В), кто-то скажет: “Это звучит серьезно” (А), а кто-то “Я чувствую себя уверенно в этой ситуации” (К).

Визуальные предикаты: посмотрите, отражаются, выглядят, ясно, блестящий, красочный, вид, цвет и т.п.

Аудиальные предикаты: звучит, расскажите, слышится, громко, шумно, звонко, звенящий, эхо и т.п.

Кинестетические предикаты: чувствую, переживаю, тепло, сильно, вкус, ощущение.

Иногда возникают трудности в определении принадлежности речевых предикатов к одной из репрезентативных систем. Часто это связано с контекстом - для визуалов слово “отчетливый” будет иметь одно значение, для аудиалов - другое. Многие слова нельзя отнести только к одной из репрезентативных систем. Например, при слове “море” одни видят картинку, другие слышат шум волн, а третьи вдыхают морской воздух и чувствуют горячий песок под ногами. Еще раз хотим напомнить, что обычно человек использует предикаты всех трех систем. Если вы хотите подстроиться по речевым предикатам, послушайте речь собеседника, определите предпочитаемую систему и используйте ее в своей речи. В результате у партнера обычно возникает чувство, что “с ним говорят на его языке”.

На основе предпочитаемой репрезентативной системы и предпочитаемых речевых предикатов определяется обобщенный тип личности: визуалы, аудиалы и кинестетики. Исследования показали, что ученики начальной школы в основном кинестетики, средней - более аудиальны, и в старшей - более визуальны.
УСЛОВИЯ ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННОЙ ЦЕЛИ

(фрагмент в применении к образованию)

1. Определите желаемое состояние. Вопрос “Чего вы хотите?”

Проверьте, чтобы цель была заявлена в позитиве ( Я хочу писать грамотно). Часто люди говорят: “Я не хочу чувствовать себя плохо”. В таком случае необходимо переформирование: “А что вы хотите получить взамен этого чувства?” Помните, частица НЕ существует в языке, но не в опыте.

Иногда цель заявляется следующим образом: “Я хочу, чтобы учитель перестал ставить мне двойки”. Уточните, насколько это зависит от самого человека. Результат реален лишь тогда, когда зависит от самого человека и контролируется им. Итак, “Насколько это от вас зависит?”

Определите метацель: “Если это у вас будет, что вам это даст?” (Укрупнение и движение вверх по логическим уровням). Получив ответ на этот вопрос, снова предложите его, использовав в первой части новое заявление партнера. (“Я хочу писать грамотно”. - “Хорошо, а если ты уже научился грамотно писать, что тебе это даст?” - “Ну, я получаю хорошие оценки, меня хвалят”. - “Хорошо, а если ты получаешь хорошие оценки и тебя хвалят, что это тебе дает?” - “Я буду чувствовать себя уверенно и спокойно”. - “Значит, если я тебя правильно понимаю, ты хочешь чувствовать себя уверенно и спокойно. И для этого ты хочешь научиться грамотно писать?”). Установка якоря. Вы можете подняться и на более высокий логический уровень, задав этот вопрос еще раз, если это необходимо. Таким образом, мотивация на обучение становится более глубокой и вытекает из личной семантики ребенка.

2. Как вы узнаете, что вы это уже имеете?

Вопрос: “Представь, как если бы это у тебя уже было, как ты это поймешь?” (“Представь себе, что ты уже умеешь грамотно писать. Как ты поймешь, что это у тебя уже есть? Что ты видишь вокруг (быть может, чье-то лицо), что ты слышишь (может быть, чей-то голос, который что-то говорит), что ты чувствуешь? На что это похоже?”). Обратите внимание на сенсорную основанность цели - она выверена в категориях сенсорного опыта: вижу, слышу, чувствую. Установка якоря.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск