Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления и экономики здравоохранения
Программа дисциплины
«Медицинская этика и деонтология»
по направлению 081100.68
«Государственное и муниципальное управление»
подготовки магистра
Магистерская программа «Управление и экономика здравоохранения» Автор: к.с .н., доцент Тарасенко Е.А. (etarasenko@hse.ru)
Одобрена на заседании кафедры управления
и экономики здравоохранения
Зав. кафедрой С.В.Шишкин_______________ Рекомендована секцией УМС «Государственное
и муниципальное управление» «___»____________ 20 г
Председатель В.В. Киселева________________ Утверждена УС факультета государственного и
муниципального управления «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Л.М. Симонова ___________
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистратуры по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», магистерской программы «Управление и экономика здравоохранения», изучающих дисциплину «Медицинская этика и деонтология».
Программа разработана в соответствии с:
- ФГОС «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «Менеджмент»), утвержденным в 2010 г.
- Рабочим учебным планом университета по подготовке магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», утвержденным в 2011 г.
Цели освоения дисциплины Цель дисциплины – сформировать у студентов магистратуры целостное представление об основных принципах медицинской этики и о необходимости соблюдения моральных норм в клинической деятельности медицинского персонала; дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и методологических аспектах возможных вариантов их решения; ознакомить студентов с современным этапом развития медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии1 в Российской Федерации и за рубежом.
Эта цель связана с формированием у студентов тех компетенций, которые относятся к профессиональным умениям и навыкам государственных гражданских служащих, связанных с управлением и экономикой здравоохранения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные принципы медицинской этики и биоэтики;
общую характеристику современного состояния медицинской этики, биоэтики и деонтологии в России и за рубежом;
основные этические дилеммы при оказании медицинской помощи пациентам;
теоретические основы медицинской деонтологии, принципы взаимоотношений в системе «врач-пациент».
Уметь:
применять полученные знания при решении основных этических дилемм и проблем, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам;
решать практические задачи по формированию культуры профессионального общения врача с пациентами, коллегами и руководством;
Владеть:
навыками аналитического анализа влияния профессиональной этики врача на качество и доступность оказания медицинской помощи пациентам;
навыками подготовки предложений по отдельным вопросам совершенствования моральных норм в деятельности медицинских организаций.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности
| ПК-1
| Понимает, может транслировать и оценить важность соблюдения правил этического поведения медицинского персонала
| Лекции, семинары, посещения крупных медицинских организаций и страховых медицинских организаций.
| Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия
| ПК-4
| Владеет этически приемлемыми стратегиями межличностного взаимодействия с коллегами и пациентами
| Разбор и обсуждение конкретных кейсов в сфере организации здравоохранения
| Способен строить профессиональную деятельность и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности
| ПК-7
| Осуществляет осознанный выбор принципа социальной ответственности в профессиональной деятельности
| Дискуссии, деловые игры, проектная работа в группах, обзор и анализ конкретных кейсов в сфере медицинской этики и деонтологии
| Способен управлять кадрами государственной и муниципальной службы в различных сферах государственного и муниципального управления
| ПК-11
| Представляет связи и потенциальные последствия этически выверенного руководства, контроля и координации в сфере кадрового менеджмента медицинских организаций
| Лекции, семинары, посещения крупных медицинских организаций и страховых медицинских организаций
| Способен эффективно представлять результаты профессиональной деятельности с учетом специфики аудитории
|
ПК-20
| может использовать современные средства и методы коммуникации для эффективности и качества представления результатов профессиональной деятельности с учетом специфики аудитории
| Лекции, подготовка к семинарским занятиям, круглые столы, научные коллоквиумы
| Способен самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере государственного и муниципального управления
| ПК-21
| -сформировано общее представление о специфике научно-исследовательской работы в сфере государственного управления здравоохранением;
- понимает и может оценить основные преимущества и проблемы обследований при сборе и анализе данных в области медицинской этики и деонтологии;
- может самостоятельно подобрать методику и провести исследование
в области медицинской этики и деонтологии
| лекции, подготовка док-лада и оппонирование на семинаре
| Способен осуществлять верификацию, структуризацию и критическую оценку информации, получаемой из различных источников, и осуществлять ее анализ и синтез для обоснования управленческих решений в области государственного и муниципального управления
| ПК-22
| Способен понять, структурировать и оценить информацию, получаемую из различных источников, и осуществлять ее анализ и синтез для обоснования управленческих решений в области медицинской этики и деонтологии
| Лекции, семинары, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, посещения крупных медицинских организаций, обзор и анализ конкретных деловых кейсов в сфере организации и управления здравоохранением.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин по выбору кафедры управления и экономики здравоохранения.
В последние годы в России значительно возрос публичный интерес к соблюдению моральных норм во врачебной деятельности , что обусловлено высокими темпами развития сектора здравоохранения и его усиливающейся ролью в отечественной экономике. Знание влияния профессиональной этики врача на качество и доступность оказания медицинской помощи пациентам становится на сегодняшний день неотъемлемой частью процесса подготовки управленцев в сфере здравоохранения.
|