Скачать 51.77 Kb.
|
Преподаватель: Ханафиева Рузия Марселевна, учитель истории и обществознания Тема урока: Конституция – основной закон страны. Урок обществознания в 6 классе посвященный 20летию Конституции РФ. Цели и задачи:
Тип урока: урок-путешествие. Оборудование урока: учебник «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, рабочая тетрадь, Конституция Российской Федерации, электронная слайдовая презентация Microsoft Office PowerPoint. План урока:
Ход урока:
Введение в материал Учитель: Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на проводимые им реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить 10 золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян учил общинников доверять законам. Вопросы к классу:
(Выслушиваются ответы учащихся). Объявление темы, учебных результатов и хода занятия. Учитель: Подумайте, как содержание притчи связано с темой нашего урока? (Выслушиваются мнения учащихся). Если на предыдущих уроках мы с вами изучали смысловое содержание термина «закон», то сегодня на уроке мы узнаем, где же рождаются законы, выясним, кто такие депутаты и какова их роль в нашей жизни, рассмотрим систему органов государственной власти в Российской Федерации . - Как вы думаете, с чего мы должны начать поиск ответов на эти вопросы? (Ребята высказывают свои предположения). 1. Определение понятия «конституция». Учитель: Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну под названием «Закония». Первая наша остановка будет на станции под названием «Конституция – основной закон страны». Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «конституция»? На доске записываются варианты ответов учащихся. Учитель: А теперь проверим, насколько интуитивно мы сумели дать определение конституции и у кого это получилось лучше всего. Давайте прочитаем, как автор нашего учебника дает определение этому понятию (стр. 96). Учитель: Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution, что означает устройство, установление. Конституция определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан (по ходу объяснения на доске появляется схема): 2. Система органов государственной власти в Российской Федерации . Учитель: Наша следующая остановка в путешествии называется «Система органов государственной власти в Российской Федерации » Задание: На странице нашего путеводителя по стране «Закония» изображена схема «Органы государственной власти Российской Федерации». Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена, видимо, художник поторопился и не закончил ее. Попробуем восполнить его недоработку, используя знания, полученные на предыдущей станции, и следующие термины: Президент, Высший Арбитражный Суд, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд. Учитель: Посмотрите внимательно на схему. На ней хорошо видно, что в Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей (каждая ветвь власти выполняет свои задачи). - Какие три ветви власти существует в нашем государстве? - Как вы думаете, почему они стоят раздельно? Действительно, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. 3. Где рождаются законы? Учитель: Ребята, на предыдущих станциях мы с вами рассмотрели структуру органов государственной власти РФ узнали, что Конституция – это основной закон страны, а вот на следующей станции нам предстоит выяснить, где же рождаются законы. Итак, наша следующая станция «Где рождаются законы?». Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть вам видеофильм. Посмотрев его, вы узнаете много нового и интересного.
4. Депутаты и их роль в жизни общества. Учитель: Я нисколько не сомневаюсь, что последняя наша остановка вам покажется интересной, потому что носит она название «Депутатская». Задание:
Выслушиваются ответы учащихся. - Я предлагаю «оживить» станцию и «нарисовать» портрет депутата. Разобьемся по группам: Первая группа – описывает внешний облик депутата, манеры поведения. Вторая группа – профессиональные качества, уровень образования, широту знаний, эрудицию. Третья группа – необходимые черты характера (пунктуальность, тактичность, доброжелательность, выдержку и т.д.). Четвертая группа – моральные качества. Группы выполняют задание, и по ходу презентации работы групп на доске появляется «портрет» депутата. Учитель: Мы построили с вами образ идеального депутата, нам стал понятен его внешний и внутренний мир.
Высказываются мнения ребят, и подводятся итоги работы. Подведение итогов урока. Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в интересную страну «Конституция».
Домашнее задание: Выучить §18 и письменно выполнить задание: «Подготовить информацию о Государственной Думе Российской Федерации». |