Скачать 118.77 Kb.
|
Урок обществознания по теме "Конституция РФ — Основной закон страны" Евграфова Татьяна Сергеевна учитель истории и обществознания. МБОУ Родниковская сош Алексеевский муниципальный район РТ. Разделы: Преподавание истории и обществознания Презентации к уроку Тема: Конституция РФ – основной закон страны. Тип и форма урока: Комбинированный урок, урок-практикум, лабораторная работа. Умения и навыки развития личности:
Оборудование:
1. Вступительное слово. Сообщение цели урока Учитель: Все мы знаем о трех символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти – это Конституция РФ. В девятом классе на обществознании мы уже знакомились с основными характеристиками Конституции РФ. Сегодня же мы с вами узнаем подробнее о главном законе страны. 2. Словарная работа Учитель: Для начала давайте вспомним те понятия, без которых изучения нашей темы будет неполным. Правовое государство… Учитель: Демократия… Учитель: Суверенитет… Учитель: Федеративная форма… Учитель: Референдум… Учитель: Конституция… 3. Проверка домашней работы Учитель: Домашним заданием было у вас следующее:
Учитель: В начале урока мы проверим сочинение «Назначение Конституции в цивилизованном обществе?» Выступление учащихся Учитель: Итак, какой вывод мы можем сделать из услышанного? Ученик: Конституция – это юридический документ, который принимают в современном цивилизованном обществе, чтобы установить и закрепить:
4. Работа над изучением новой темы Учитель: Одна из первых Конституций была принята в США в 1787 году, а в нашей стране, когда она впервые принимается? Ученик: в 1918 году в Советской России после октябрьского переворота 1917 года. Учитель: А в последующем? Ученик: В 1924, 1936, 1977 – Конституции СССР. Учитель: Когда была принята Конституция РФ, и каким образом? Ученик: В 1993 году 12 декабря на референдуме. Социологический опрос Учитель: Хорошо, давайте узнаем, что думают и что знают российские граждане о Конституции РФ. У нас имеются данные социологического опроса, который провели ученики 10 «Б» класса на улицах города Павловский Посад. См. диаграмму (Рисунок1). Оценивая данные опроса, нетрудно догадаться о низком уровне правовой культуры наших граждан. На нашем уроке мы с вами постараемся этот уровень повысить, анализируя содержание нашей Конституции и практически поработать над текстом основного закона РФ. Откройте Конституцию на странице «Содержание». Ученик: Конституция состоит из преамбулы (вступления) и двух разделов: первый раздел состоит из девяти глав – 137 статей, второй раздел «Заключительные и переходные положения». 5. Практическая работа с тестом Конституцией РФ Учитель: Начнем по порядку, читаем преамбулу, то есть вступление (один человек вслух) и постараемся при этом выделять ценности, которые содержит эта краткая вводная часть. Ученик:
Глава 1. Учитель: Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1 – 16).Конституционных принципов 4: верховенство права, демократизм, федерализм и гуманизм. Когда речь идет о принципах демократизма и верховенства права – это значит, что источником власти является народ России и что закону должны подчиняться не только граждане, но и государство (статьи 3– 16). Народовластие – есть один из четырех основных конституционных принципов. Все эти принципы получили свое развитие в следующих главах Конституции РФ, более того, все другие законы должны исходить их этих принципов, так как они составляют основу конституционного строя. Глава 2. Учитель: Глава 2 посвящена правам и свободам человека и гражданина. См. схему (Рисунок2). Учитель: Найдите и прочитайте в тексте Конституции РФ статьи соответствующие этой схеме, назовите их. Ученик: ст.20, 22, 28, 29, 30 Учитель: А вот случай из жизни, давайте его рассмотрим с точки зрения границ свободы. Задача № 1. «На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались при своем мнение. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности: «Ты жадина, поэтому и не даешь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, вот и поешь!» - ответил другой» Скажите, допустима ли такая свобода выражения мнения? Кто из спорщиков нарушил правила использования права на свободу слова? Учитель: Свобода связана с сознательным выбором. Человек ответственен за свой выбор. Свобода слова , как и любая другая свобода, небезгранична. Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому в законе установлен ряд ограничений свободы, слова, призваны защитить права и законные интересы других лиц, в частности:
Ученик: Приведенные в задаче высказывания можно квалифицировать по-разному: «Жадина» - это скорее сведения порочащие честь и достоинство человека. Выражение типа «Балбес» - следует квалифицировать как оскорбление. Учитель: Взгляните еще раз на экран, здесь представлена схема, где представлены права и обязанности граждан РФ. См. схему (Рисунок 3). Учитель: Кроме прав существуют еще и обязанности, которые мы, как граждан РФ, должны выполнять. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, чем прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем без закрепления основных обязанностей индивидов обойтись нельзя, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:
Учитель: Обратимся к статье 43 Конституции РФ, здесь наряду с правом идет речь об обязанности. Прочитайте эту статью. А как вы отнесетесь к следующему факту, давайте подискутируем. Задача №2. В статье 43 Конституции РФ устанавливается обязанность в получении детьми основного общего образования (9 классов). Родители или лица, их заменяющие, объявляются ответственными за это. Эта норма закона далеко не у всех вызывает одобрение. Многие считают, что необходимо узаконить получение обязательного одиннадцатилетнего образования. Выскажите свое мнение относительно данной конституционной нормы. Ученик №1: Более прогрессивно мыслят поддерживающие вторую точку зрения. Конечно, можно выбрать любую работу, даже и без знания теорем и произведений Гоголя. Но ведь в школе изучается не только этот материал, но и основы обществознания, истории, географии, русского языка, физики и т.д. Ученик №2: Малограмотный человек – это потенциально плохой работник. Пусть сейчас мы еще нуждаемся в неквалифицированном труде, но в дальнейшем развитие технологии позволит от них избавиться еще в большей мере либо вообще. Куда же деваться необученному? Ведь научится пользоваться техническими орудиями труда, он не сможет – не знает основ физики и других наук. Вполне вероятно, он станет обузой общества. Ученик №3: Малограмотный человек – это политически незрелый и пассивный человек. Обладая рабской психологией, он не способен «давить» на власть и заставлять ее служить обществу. Ученик №4: Малограмотный человек – это и плохой семьянин, который не сможет вырастить здоровых и умных детей, поскольку сам не имеет ни какого представления о здоровом образе жизни. Учитель: Отступление назад в области образования, которое предусматриваются в действующей Конституции по сравнению с предыдущей, сделаны вынужденно. Но по мере накопления общественного богатства наше государство перейдет на обязательное полное среднее образование. Гос. Дума на данный момент рассматривает вопрос о внесение поправки в Конституцию об изменении статьи 43 Конституции. Правительство РФ предлагает установить обязательное полное образование (11-летнее). Глава 3. Учитель: Прочитайте название третьей главы Ученик: «Федеративное устройство». По Конституции в статье 65 говорится о 89 субъектах РФ, где 2 города федерального значения. (Это Москва и С-Петербург) Учитель: Ну, вот вам задачка: В апреле 2005 года начался процесс укрупнения субъектов РФ. Решение об объединении принимается на референдуме, а затем Государственная Дума вносит изменения в Конституцию. Так ,в результате проведенных референдумов, Красноярский край, Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединяется в Красноярский край; Камчатская область и Корякский автономный округ – в Камчатский край, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ – в Пермский край, а Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область оформятся в новый субъект РФ – Иркутская область На данный момент прошло 4 референдума, сколько же субъектов РФ теперь в нашей стране и Государственная Дума должна внести изменения в Конституцию об этом? Ученик: 84 субъекта. Решение: ((89-9)+4=84) – Государственная Дума должна внести изменения в Конституции РФ. Задание: Отметить на карте те субъекты РФ, которые участвовали в четырёх референдумах. См. приложение(Рисунок 4) Главы 4 – 8.Устройство государственной власти. Учитель: Сила этой власти объясняется тем, что она формируется путем прямого волеизлияния народа – всеобщих выборов, эту власть принято называть представительной, так как она представляет народ страны, только эта власть наделена исключительным правом издавать законы, все остальные (исполнительная и судебная) могут действовать на основе законов, принятых парламентом. Следует помнить, что главный источник власти – народ – это принцип демократизма. Учитель: Президент РФ – является главой государства, президент является гарантом Конституции. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он способствует их взаимодействию и помогает найти выход в случае спора, он является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властями. Он может сдерживать Федеральное собрание, если оно вызвало недоверие Правительству РФ. А Федеральное собрание имеет право отстранить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, которую он проводит, не отвечает интересам России и является преступной. Может ли, один и тот же человек занимать более двух сроков пост президента РФ? Ученик: Нет, по статье 81 Конституции РФ. Учитель: Я предлагаю вам пройти тест на определение способностей быть президентом. Чтобы узнать, обладатели вы способностью влиять на окружающих, столь необходимой президенту, ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на вопросы теста:
Теперь подсчитайте баллы по таблице (Рисунок 5): От 65 до 35 баллов. Вы обладаете хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнение, советовать им. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно, убеждены, что человек не должен замыкаться и думать только о себе. Вы испытываете потребность делать что-то для окружающих, руководить ими, указывать на ошибки, учить их, пробуждать у них интерес к окружающему. Считаете, что тех, кто не разделяет ваших принципов, надо переубеждать, и вы это умеете. Однако чтобы не превратиться в тирана, нужно следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не переходило в крайность. От 35 баллов до 0. Увы, даже будучи абсолютно правыми, вы бываете малоубедительны. Считаете, что жизнь и ваша, и окружающих должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите все делать «через силу». Иногда не можете достичь намеченного из-за чрезмерной неуверенности в себе и в результате оказываетесь несправедливо обделенными. Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (2 раздел). Учитель: «Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные и переходные положения». Здесь содержаться положения, в которых, говорится об особенностях вступления в силу Конституции как нового закона современной жизни россиян. 6. Закрепление Вопросы:
Учитель: Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее. Принятая Конституция РФ ставит перед обществом цель-утверждение демократического устройства государства, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы. 7. Выставление оценок 8. Д.З.: в учебнике «Право, основы правовой культуры» §24-25. Литература:
|