МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Конституция Российской Федерации:
основы конституционного строя
/Урок обществознания в 9 классе/
Разработка урока составлена Шафигуллиной Р.Ю., учителем обществознания муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения
башкирская гимназия № 3 муниципального района
Давлекановский район Республики Башкортостан
2009
Конституция Российской Федерации:
основы конституционного строя.
/Урок обществознания в 9 классе/ Задачи урока: - подвести учащихся к раскрытию сущности Основного
закона РФ, основ конституционного строя РФ;
- помочь понять основные положения главы I Конституции РФ;
продолжить формирование умения работы с документом – первоисточником;
продолжить формирование у учащихся правовой культуры.
Ход урока:
Оргмомент
Мотивационный этап урока (беседа):
Как вы знаете, профессия юриста сегодня одна из распространенных. Почему? Как вы думаете?
В чем заключается правовая культура человека?
III. Самооценка: Какие правовые термины вам уже известны?
Перечислите. Дайте определение 3-м из них.
IV. Продолжение проверки знаний у учащихся:
Выступление учащихся с сообщениями:
История конституций в мире.
История конституций в России.
Рассказать о структуре Конституции РФ, по которой мы с вами живем.
Когда и кем принята? – Что такое референдум?
Что говорится в преамбуле?
Сколько разделов в Конституции РФ?
Сколько глав в I разделе?
Сколько всего статей в Конституции РФ?
Сколько пунктов (положений) во II разделе?
V. Работа по теме урока: «Основы конституционного строя» (основные положения гл. I Конституции РФ).
Организационные вопросы:
знакомство с основными задачами при изучении темы;
запись темы;
повторение основных правил работы с новым текстом;
внимательное чтение абзаца (пункта статьи);
выделение главной мысли (в форме вопроса);
работа с новыми терминами (при необходимости – со словарем);
комментарии;
краткие записи в тетради (только ответы).
Комментированное чтение статей конституции, словарная работа.
Записи в тетради:
РФ – государство
демократическое,
федеративное,
правовое,
с республиканской формой правления.
Высшей ценностью в РФ является
человек, его права и свободы.
Главная обязанность государства –
признание прав и свобод человека,
соблюдение прав и свобод человека,
защита прав и свобод человека.
Носителем суверенитета и источником власти в РФ является:
Народ осуществляет свою власть:
непосредственно,
через органы государственной власти и местного самоуправления.
Суверенитет и Конституция РФ распространяется на всю территорию РФ.
Приобретение и прекращение гражданства осуществляется по федеральному закону.
РФ – социальное государство.
Государство гарантирует единство экономического пространства (обеспечивает единые условия для экономического развития).
В РФ признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и т.д. формы собственности.
Земля и природные ресурсы – основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.
Государственная власть в РФ существует на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную, судебную (один из признаков правового государства).
Государственную власть в РФ осуществляют –
Президент РФ – глава государства – гл. 4 Конституции РФ,
Федеральное собрание (Совет Федерации и государственная Дума) – гл. 5 Конституции РФ,
Правительство – гл. 6 Конституции РФ,
Суды РФ – гл. 7 Конституции РФ,
В субъектах РФ – свои органы государственной власти (Отношения между органами власти Федеральными и субъектов – на основе договоров и Конституции РФ).
Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти – гл.8 Конституции РФ.
В РФ признается идеологическое многообразие – свобода мысли, идей
- многопартийность.
РФ – светское государство, т.е. никакая религия не является государственной, обязательной – религиозные объединения отделены от государства.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.
VI. Вывод: В чем сущность и значение главы I Конституции РФ?
VII. Домашнее задание:
повторить тему по записям в тетради - знать основные положения главы I Конституции РФ;
объяснить их своим родителям, членам семьи;
отметить непонятные положения карандашом для выяснения на следующем уроке.
VIII. Проверка знаний (тест):
Высшим органов исполнительной власти Российской Федерации является?
А. Президент РФ;
Б. Правительство РФ;
В. Государственная Дума РФ;
Г. Министерство экономического развития РФ.
Одно и тоже лицо может занимать должность Президента Российской Федерации:
А. Два срока подряд
Б. Один срок
В. Три срока подряд.
3. Государственным языком Российской Федерации является:
А. Русский;
Б. Русский и языки субъектов РФ;
В. Языки Республик;
Г. В каждом субъекте свой государственный язык
4.Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания можно стать по достижении:
А. 18 лет;
Б. 21 год;
В. 25 лет.
5. В каком году была принята первая конституция РСФСР:
А. 1924;
Б. 1925;
В. 1921;
Г. 1918.
6.В какой стране была принята первая в мире конституция:
А. В Англии;
Б. Во Франции;
В. В Польше; Г. В США
Парламентом Российской Федерации является:
А. Государственная Дума;
Б. Совет Федерации;
В. Федеральное Собрание.
Из скольких судей состоит Конституционный суд Российской Федерации?
А. 12;
Б. 14;
В. 16;
Г. 19.
Какие нормативные правовые акты издает Президент Российской Федерации:
А. Законы;
Б. Указы и распоряжения;
В. Постановления и приказы;
Г. Законы, постановления, приказы, инструкции. Установите соответствие
1)
Правительство Российской Федерации;
Президент Российской Федерации;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
А) указы;
Б) постановления;
В) законы;
2)
Гражданин;
Гражданство;
Правовой статус гражданина.
А. Совокупность прав и обязанностей гражданина;
Б. Лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
В. Устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. (Вопросы тестов подготовлены учителем на основе олимпиадных заданий по праву – муниципальный этап Всероссийской олимпиады на 2007-2008
уч. год) |