Скачать 328.65 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г.Лениногорска Лениногорского муниципального района Республики Татарстан Деловая игра «Законы писаны для всех» для учащихся 9 класса Автор: Полякова Любовь Геннадьевна, учитель истории МОУ СОШ №8 г.Лениногорска Республики Татарстан Деловая игра для учащихся 9 класса «Законы писаны для всех» Цель: обобщить базисные знания школьников о государстве, праве, правах и обязанностях человека; учить учащихся цивилизованно пользоваться своими правами, гармонично соотносить их со своими обязанностями; воспитывать гражданственность; развивать умение грамотно излагать свои мысли, работать в группе, делать выводы, обобщения. Форма проведения: деловая игра. Эксперты: учащиеся класса (3 человека), специально подготовленные к игре, учителя. Участники: В игре участвуют 2 команды по 7 человек из числа учащихся 9 классов. Команды создает учитель. В зале находятся учащиеся, учителя, родители. Оборудование: компьютерная презентация «Памятные места Казани», выполненная учащимися старших классов, видеосюжет «Все на выборы» из видеоприложения к программе гражданско-патриотического воспитания «Апельсин», плакаты с изречениями о власти, государстве, законе. Подготовительная работа: В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу. Для каждой команды изготавливается специальный конверт, в который помещаются задания, памятки «Правила работы в группе». План проведения: Сообщение цели игры, объявление правил игры. Представление команд. Конкурсы. Подведение итогов. Правила игры:
Продолжительность игры: 45 минут. Ход игры. Учитель – 3 мин.: Дорогие ребята! Мы с вами живем в удивительное время. Жизнь каждого человека в обществе регулируется правилами морали, сложившимися традициями и обычаями и конечно, законом. Замечательный французский писатель, знаток человеческих душ и характеров Оноре де Бальзак когда-то сказал: «Ничто так плохо не знаем, как должны знать: закон». Попробуем с ним не согласиться, попробуем показать, что мы ориентируемся в законах государства. Конкурс 1. «Государственная власть» «Если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой». Команды называют термины, соответствующие каждому определению. Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый правильный вариант ответа – 1 балл. Команда №1.
Термины: демократия, монархия, федерация, референдум, суверенитет, унитарное, форма правления, режим правления. Команда №2.
Термины: демократия, федерация, референдум, унитарное, форма правления, режим правления, теократия, республика. Правильные ответы: Команда №1 – режим правления, суверенитет, унитарное, монархия, федерация. Команда №2- форма правления, теократия, референдум, демократия, республика. Пауза – 6 минут Демонстрация видеосюжета «Все на выборы». Цель: углубить знания учащихся об избирательном праве, подвести к пониманию того, что выборы - это возможность обозначить свою позицию гражданина. Конкурс 2. «Закон» «У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». Гете. Уголовное правоКомандам предлагаются карточки с заданиями. Время на выполнение задания — 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный вариант). Задача команды №1: указать, какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность и какие – отягчающими её. Обстоятельства а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); и) освобождает от ответственности (снимает ответственность); г) никак не учитывается. Правильный ответ: совершение преступления в группе (отягчающее обстоятельство); явка с повинной (смягчающее обстоятельство); несовершеннолетие виновного (смягчающее обстоятельство); необходимая оборона (освобождает от ответственности); совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство); наличие заболевания у обвиняемого (никак не учитывается). Команде №2 предлагается карточка, на которой перечислены различные возрастные категории и виды преступлений. Задача команды: определить возраст, с которого начинается уголовная ответственность за то или иное преступление. Возраста) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет. Преступления: убийство (с 14 лет); кража (с 14 лет); вымогательство (с 14 лет); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет); бандитизм (с 16 лет); получение взятки (с 16 лет). Семейное правоКомандам предлагаются задачи. Необходимо дать обоснованный ответ. За правильное выполнение задания – 5 баллов. Время на выполнение задания -5 минут. Команда №1. Супруги Л. постоянно пьянствовали, пропивали все деньги, дрались, сквернословили. В последнее время стали посылать своих детей – 9-летнего Витю и 6-летнюю Кристину – побираться на вокзал. По инициативе школы, где учился Витя, в суде было возбуждено дело о … Какое дело должно было быть в данном случае возбуждено? Чем его рассмотрение должно закончиться? Правильный ответ: Жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического и психического насилия над ними, влечет за собой лишение родительских прав. Родители утрачивают право на личное воспитание ребенка ( ст.69 СК РФ). Команда №2. Гражданин Ф. Написал в суд заявление, в котором были такие слова: «Прошу освободить меня от уплаты алиментов на моего шестнадцатилетнего сына, так как он в настоящее время работает и, значит, имеет самостоятельный заработок»». Как вы думаете, может суд освободить Ф. От уплаты алиментов до того, как его сыну исполнится 18 лет? Правильный ответ: Выплата алиментов прекращается в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (ст. 120 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27. ГК РФ) Пауза – 3 минуты. Звучит тихая лирическая музыка. Ученица читает стихотворение Н.Рыленкова «Я помню руки матери моей». Цель: закрепить представление о том, что семья – основная ценность человека и общества. |