Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кимильтейская средняя общеобразовательная школа Согласовано Утверждаю:
На заседании методического объединения Директор МБОУ Кимильтейская СОШ
Протокол от «31» августа 2013 г. №1 _______________ В.А. Клешков
Председатель метод. объединения «1» сентября 2013 г.
______________ Ковалева Л.И.
Рабочая программа
по обществознанию
для 9 класса
на 2013/2014 учебный год
Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев. Обществознание. 9 класс,
Учебник для общеобразовательных учреждений.
Москва. Издательство «Просвещение», 2013г..
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Разработчик программы учитель обществознания
Пушкарева Ирина Николаевна.
Пед. стаж 39 лет,
Первая квалификационная категория
2013 год
Календарно-тематическое планирование учебного материала
в 2013-2014 учебном году
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально – гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально – психологические знания в целостную, педагогически – обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания себя, других людей, процессов, происходящих в природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательный и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Система оценивания : наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы
Предмет: обществознание
Классы:
9 «А»
9 «Б»
Количество учебных часов: 34 (1 ч. в неделю)
Программно-методическое обеспечение
Программа:
Программы общеобразовательных учреждений.. Обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2011
Учебник:
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 9. М., «Просвещение», 2013
Пособие для учителя:
Боголюбов Л.Н. Матвеева А.И. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. М., «Просвещение», 2010
Рабочая тетрадь:
Жильцова Е.И., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 9 класс.
Дидактические материалы:
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.
Учебно-тематический план 9 класс
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид
контроля, измерителя
| Д/з
| Дата проведения
| По плану
| Фактически
| 1
| Курс обществознания: особенности и формы работы
| 1
| Введение
| Знакомство с курсом «Обществознание» 8 класса. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника
| Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета
| Анализ учебника
| Прочитать «Как работать с учебник
| 1 неделя
|
| 2
| Политика и власть
| 1
| Урок изучения нового материала
| Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и СМИ
| Объяснять понятия. Определять, что входит в сферу политики. Называть признаки любой власти. Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь: высказывать свое мнение. Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы; пояснить, что представляет собой власть, ее виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
| Составить схему «Ветви власти» Выполнение заданий с выбором ответа в форме ГИА.
| §1 вопр. и задания
| 2 неделя
|
| 3-4
| Государство
| 2
| Урок изучения нового материала
| Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство
| Знать: что такое политическая система общества, какова роль государства в ней; основные функции государства; что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус; какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь: анализировать виды монополии государства; давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства
| Составить схему «Признаки государства», таблицу «Функции государства», схему «Формы государства»
| §2 вопр. и задания
| 3-4 неделя
|
| 5
| Политические режимы
| 1
| Урок изучения нового материала
| Политический режим. Тоталитарный, авторитарный режимы. Демократия
| Знать, что такое формы правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать какие разновидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов
| Составление схемы и сравнительной таблицы «Политические режимы» Выполнение заданий с выбором ответа в форме ГИА.
| §3 вопр. и задания
| 5 неделя
|
| 6-7
| Правовое государство
| 2
| Урок изучения нового материала
| Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства
| Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.
| Выполнение проблемных заданий
| §4 вопр. и задания
| 6-7 неделя
|
| 8
| Гражданское общество и государство
| 1
| Комбинированный
| Гражданское общество. Местное самоуправление. Общественная палата
| Знать: что такое гражданское общество; что такое правовое государство и каковы его основные признаки, уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где живет ученик. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества.
| Составить схемы «Признаки гражданского общества», «Признаки правового государства»
| §5 вопр. и задания
| 8 неделя
|
| 9
| Участие граждан в политической жизни
| 1
| Урок изучения нового материала
| Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Другие пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого?
| Знать: что представляет собой голосование, референдум, и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения
| Составить синквейн «Референдум», схему «Формы участия граждан в политической жизни страны» Выполнение заданий с кратким и развернутым ответом в форме ГИА
| §6 вопр. и задания
| 9 неделя
|
| 10
| Политические партии и движения
| 1
| Урок изучения нового материала
| Общественно-политические движения. Политические партии
| Знать: что такое политическая партия, какие функции она выполняет; основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу); какими признаками наделена политическая партия. Уметь анализировать любые политические партии и определять к какому типу они относятся
| Групповые письменные задания по карточкам «Программа партии»
| §7 вопр. и задания
| 10 неделя
|
| 11
| Политика
| 1
| Повторительно-обобщающий
|
| Знать основные положения раздела. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.
| Тестирование в форме ГИА. Решение проблемных задач. Письменная работа
|
| 11 неделя
|
| 12-13
| Право, его роль в жизни общества и государства
| 2
| Урок изучения нового материала
| Право. Естественное право. Мера свободы, справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Отрасль права. Право и закон
| Знать: что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; что право связано с юридическими законами и государством; что право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать теории права. Аргументировать свою точку зрения
| Составить схемы «Нормативные акты», «отрасли права» Выполнение заданий с кратким и развернутым ответом в форме ГИА
| §8 вопр. и задания
| 12-13 неделя
|
| 14
| Правоотношения и субъекты права
| 1
| Урок изучения нового материала
| Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоспособность
| Знать сущность понятий: правосознание, правоотношение, правоспособность. Уметь: правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений
| Составить схему «Субъекты правоотношения». Выполнение заданий с кратким и развернутым ответом в форме ГИА
| §9 вопр. и задания
| 14 неделя
|
| 15-16
| Правонарушения и юридическая ответственность
| 2
| Урок изучения нового материала
| Противоправность. Правонарушение и его признаки. Деяние. Вина. Виды правонарушений: проступок и преступление. Юридическая ответственность, ее виды. Презумпция невиновности
| Знать: что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми; что такое юридическая ответственность. Какие виды ответственности существуют; что представляет собой принцип презумпции невиновности; наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением
| Составить схему «Признаки преступления», сравнительную таблицу «Виды юридической ответственности». Выполнение заданий с выбором ответа в форме ГИА
| §10 вопр. и задания
| 15-16 неделя
|
| 17
| Правоохранительные органы
| 1
| Комбинированный
| Государственные правоохранительные органы. Виды судов. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат
| Знать: что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснить в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека; что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсультанты и в каких случаях к ним нужно обращаться
| Составить таблицу «Структура и функции судебной власти». Выполнение заданий с кратким и развернутым ответом в форме ГИА
| §11 вопр. и задания
| 17 неделя
|
| 18-20
| Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
| 3
| Урок изучения нового материала (2ч).
Практическая работа (1ч)
| Конституция, этапы развития. Ценности закрепленные в Конституции РФ. Задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основные принципы Конституции. Основы статуса человека и гражданина
| Знать: особенности и структуру Конституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция: обладает высшей юридической силой; провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; базируется на ценностях нравственных демократических, патриотических. Разъяснять сущность правового статуса личности. Анализировать документы и тексты
| Составить таблицу «Классификация прав и свобод человека». Работа над статьями Конституции РФ (по заданиям)
| §12-13 вопр. и задания
| 18-20 неделя
|
| 21-23
| Права и свободы человека и гражданина
| 3
| Урок изучения нового материала (2ч).
Практическая работа (1ч)
| Права человека. История развития института прав человека. Общечеловеческие правовые документы. Всеобщая декларация прав человека. Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка
| Знать: основные права детей, уметь реализовывать и защищать права детей; основные положения урока. Уметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных документов по правам человека. Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем
| Творческое задание – нарисовать словесный портрет гражданина и обывателя. Составить словарик темы. Работа с документами по предложенным заданиям
| §14-15 вопр. и задания
| 21-23 неделя
|
| 24-25
| Гражданские правоотношения
| 2
| Урок изучения нового материала (1ч)
Практическая работа (1ч)
| Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.
| Знать: что представляют собой имущественные и неимущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников; основные виды договоров, сущность института права собственности; кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права; каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения. Уметь: разъяснять правила поведения участников договорных отношений; защищать свои имущественные и неимущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке
| Составление трудового договора, работа с Кодексом законов о труде РФ. Составить словарик темы, работа с законом «О защите прав потребителя»
| §16 вопр. и задания
| 24-25 неделя
|
| 26
| Право на труд. Трудовые правоотношения
| 1
| Урок изучения нового материала
| Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника и работодателя.
| Знать: чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей; основания возникновения трудовых отношений; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; как регулируется законом продолжительность рабочего времени, отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи; знать дальнейшие действия при потере работы.
| Работа со статьями Трудового Кодекса РФ. Выполнение заданий с кратким и развернутым ответом в форме ГИА
| §17 вопр. и задания
| 26 неделя
|
| 27
| Семейные правоотношения
| 1
| Урок изучения нового материала
| Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.
| Знать: что регулирует семейное право; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности; составлять брачный контракт
| Работа с Семейным кодексом РФ (по предложенным заданиям). Выполнение заданий с выбором ответа в форме ГИА.
| §18 вопр. и задания
| 27 неделя
|
| 28
| Административные правоотношения
| 1
| Урок изучения нового материала
| Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административное правонарушение и виды административных наказаний
| Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.
| Выполнение проблемных заданий
Выполнение заданий с выбором ответа в форме ГИА.
| §19 вопр. и задания
| 28 неделя
|
| 29
| Уголовно-правовые отношения
| 1
| Комбинированный
| Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Квалификация преступлений. Понятие преступления. Виновность. Наказуемость. Необходимая оборона. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних
| Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.
| Выполнение проблемных заданий
Выполнение заданий с кратким и развернутым ответом в форме ГИА
| §20 вопр. и задания
| 29 неделя
|
| 30
| Социальные права
| 1
| Комбинированный
| Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона
| Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.
| Выполнение проблемных заданий. Работа с документами
| §21 вопр. и задания
| 30 неделя
|
| 31
| Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
| 1
| Комбинированный
| Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права
| Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.
| Выполнение проблемных заданий. Работа с документами
| §22 вопр. и задания
| 31 неделя
|
| 32
| Правовое регулирование отношений в сфере образования
| 1
| Комбинированный
| Законодательство в сфере образования. Право на образование. Закон «Об образовании»
| Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.
| Выполнение заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом в форме ГИА
| §23 вопр. и задания
| 32 неделя
|
| 33
| Политика и право
| 1
| Контрольно-обобщающий
|
| Знать основные положения всех разделов изученных в 9 классе. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.
| Тестирование в форме ГИА. Решение проблемных задач. Понятийный диктант
|
| 33 неделя
|
| 34
|
| 1
| Итоговое повторение
|
| Знать основные положения всех разделов изученных в 9 классе. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.
| Тестирование в форме ГИА. Решение проблемных задач. Понятийный диктант
|
| 34 неделя
|
| |