Скачать 51.67 Kb.
|
Логинова Наталья Владимировна, учитель истории, обществознания, «Истоков» МОУ СОШ №23 г. Кострома «Истоки» - 5 класс Тема урока: Икона « Живоначальная Троица». Раздел: Икона « Живоначальная Троица» ЦЕЛЬ: расширить первоначальное понятие об иконе и Святой Троице. ЗАДАЧИ: - раскрыть событие, происходящее на иконе; - показать икону в двух аспектах: как произведение искусства и как окно в духовный мир, - показать отличие иконы от живописного портрета. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
ХОД УРОКА: Эпиграф: «Икона – это тоже Божественное откровение, только расписанное не буквами, а краскам».. ( Преподобный Иоанн Дамаскин). Сегодня, ребята, мы будем с вами говорить о самой загадочной и таинственной иконе, которую знает не только вся Россия, но и весь мир. Это икона «Живоначальная Троица», которая написана еще в начале ХУ века известным иконописцем Преподобным Андреем Рублевым. Люди часами стоят перед этим образом. Одни молятся, другие замирают в восторге, иные же чувствуют, что с этого момента у них начинается новая жизнь. Попытаемся и мы проникнуть в мир этой удивительной иконы и постараемся понять, в чем ее загадка? Что значит икона в жизни православного человека? РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ: Посмотрите на иллюстрации, где изображены Преподобный Андрей Рублев и его творение: «Живоначальная Троица». Иконописец представил здесь величие высокой жертвенной любви, когда Отец посылает своего Сына на страдания за все человечество, и вместе с тем готовность Иисуса Христа, пойти на страдания, принести Себя в жертву людям. Прочитайте эпиграф и скажите, как вы его понимаете? «Икона- это тоже Божественное откровение, только написанное не буквами, а красками». (Преподобный Иоанн Дамаскин)… Икона (в переводе с греческого) – это образ. Икона- это окно в Божий мир, окно в духовный мир. Икона призвана помочь человеку в молитвенном общении с теми, кто на ней изображен. Икона может иметь свой сюжет. И вот сегодня мы будем говорить о сюжете, который изобразил А. Рублев в своей «Троице». Как же православные люди представляют Святую Троицу? ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: Библия. Ветхий Завет. Авраам. «Раньше люди знали только то, что Бог – Один, затем они узнали, что в Нем – Три Лица. Тайна эта непостижима. А чистому сердцу, доброму, послушному и справедливому Аврааму Бог показал Святую Троицу, явившись в виде трех ангелов». Поэтому на иконе - «Троица» всегда изображается в виде трех ангелов. Еще ее называют Ветхозаветной. Раньше до А. Рублева, на иконах изображались еще две фигуры – Авраама и его жены Сары, которая оказала гостеприимство Трем Странникам. А когда пришел на землю Иисус Христос, он людям открылся еще яснее. Святая Троица - это Бог- Отец, Бог- Сын, Бог – Святой Дух. Святая Троица, как говорится в Новом Завете, явилась людям при крещении Иисуса в водах Иорданских. Тайну Святой Троицы объясняли миру святые люди. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ ИКОНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ. - Что, мы видим на иконе, кроме ангелов? (страница учебника 79) Трон – признаки Жезлы - царской власти Дом (церковь)- строение рук человеческих Дерево - Мамврийский дуб, древо Креста, древо познания добра и зла. Гора - стремление к горнему, небесному, знак всего утешающего, возвышающего. Нимб - знак святости Чаша - чаша страдания, жертвенная чаша, что в ней? Выражения: «чаша терпения, испить чашу до дна»… - Какие цвета мы видим на иконе? Цвет напоминает краски сияющего летнего дня. Символика цвета: Красный – символ мученичества, жертвенности. Голубой – небесный, неземной. Зеленый – символ жизни, всего живого. Золотистый – теплый, невещественный, небесный свет, который струится отовсюду. Белый – чистота, безгреховность, что, кажется, сама икона излучает свет… Краски усиливают ощущение гармонии. А.Рублев взял краски для своей иконы из окружающей его природы с ее белыми березами, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. - Что чувствуется в иконе? ( Звучит фонограмма Херувимской песни в исполнении певчих). Какие чувства возникают, глядя на эту икону? Иконописец А. Рублев очень талантливо передал то, что ангелы – существа духовные, это небесные жители. Чувствуется их таинственность и недоступность. Они совсем легкие, бесплотные. И на тронах они как бы даже не сидят, а лишь соприкасаются с ними. Прозрачность и легкость одежд, лишь у среднего ангела одежды более плотные. Чувствуется, что они ведут беседу о чем-то исключительно важном. Здесь происходит какое-то важное событие, которое перевернет судьбу человечества. Икона еще называется «Предвечный Совет». - О чем же могут совещаться ангелы? АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 1.Индивидуальный этап. (3-5 мин.) Самостоятельно подумайте и запишите в тетради, о чем могут совещаться ангелы? 2.Работа в четверке.(5 мин.) Обсудите свои решения в группах и придите к единому решению. После обсуждения в четверках, от каждой группы выступает лидер и высказывает общее мнение группы. 3. Экспертная оценка учителя. Между ангелами идет внутреннее, духовное общение, хорошо им понятное. Нет сомнения в том, что они мыслят, чувствуют и действуют соборно – т.е. в любви и согласии. ЗАДАНИЕ - Кто на иконе является Богом-Отцом, Богом- Сыном, Богом – Святым Духом? (обращается внимание детей на то, что в учебнике ошибка стр. 81, автор ошибочно пишет о том, что в центре – Бог – Отец, но в центре Бог- Сын, Иисус Христос, левый ангел – Бог - Отец). Экспертная оценка учителя. Центр - Бог- Сын, Иисус Христос ( за его спиной образ дерева, из него сооружен крест для распятия Иисуса Христа, с ним связано чудо Воскресения – победа над смертью; так дерево напоминает о спасении человечества). Слева – Бог – Отец, Вседержитель ( за его спиной изображен храм) Справа – Бог – Святой Дух (гора за его спиной показывает устремление человека к высшему и чистому горнему миру.) РЕСУРСНЫЙ КРУГ. Для каждого православного христианина икона играла и играет огромную роль. Неслучайно в крестьянской избе – иконе отводили почетное, главное место - «Красный угол». Иконы сопровождали русского человека и в будни, и в праздники; иконой родители жениха и невесты благословляют молодых супругов на долгую и счастливую семейную жизнь; к иконам обращаются и в горе, и в радости. -А что, значит икона в твоей жизни? (первым высказывается учитель, затем прикосновением руки, передает слово следующему ученику). Учитель: - Икона для меня – это окно в мир духовный, она помогает мне общаться с теми, кто на ней изображен и в радости, и в горе. Я поняла – что духовный смысл иконы человек открывает для себя всю свою жизнь. И в каждом возрасте познает что-то новое и важное…. РЕФЛЕКСИЯ (подвести итог). -Вот о каких важных и серьезных вещах мы говорили сегодня, ребята. Какие чувства возникали во время разговора в круге дружбы? Какие моменты были особенно интересны, приятны? Каково значение этого разговора для вас? Что значимое и ценное возьмете с сегодняшнего урока? |