Скачать 117.1 Kb.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению тематического урока («Урок П.А. Столыпина») в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Введение. В апреле 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения ПА.Столыпина, государственного деятеля министра внутренних дел и председателя Совета министров Российской империи. Возглавив исполнительную власть в разгар революции, П.А. Столыпин сумел в сравнительно короткие сроки вывести страну из хаоса и обеспечить ей высокие темпы экономического и социального развития. Под его руководством осуществлялась комплексная программа модернизации России, подразумевавшей формирование правового государства и гражданского общества. Столыпин настаивал на необходимости политической, судебной, аграрной реформы демократизации местного самоуправления, активной переселенческой политики направленной на освоение Сибири и Дальнего Востока; укреплении обороноспособности страны, решении целого блока социальных вопросов, борьбы терроризмом. В основании всего этого курса преобразований лежала мысль, что залогом успешного развития России может быть лишь в полной мер раскрепощенная личность. Правительство должно было создать благоприятные условия для раскрытия ее творческого потенциала. Именно для этого в России должно было упрочиться положение института частной собственности, законодательного представительств местного самоуправления. Это могло обеспечить поступательное, эволюционное развитие страны. Действительно, кабинет П.А. Столыпин достиг весы существенных результатов. Благодаря его усилиям, страна вышла на первое место в мире по темпам экономического роста, на пятое место - по объему экономики. Эти успехи были обусловлены как продуманностью преобразований, так личностью реформатора. Современники отмечали такие черты П.А. Столыпина, как масштабность его государственного мышления, бескорыстие, нравственную чистоту, самоотверженность в служении России. По словам П.А. Столыпина, «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». Его идеалом была Великая Россия, держава, занимающая лидирующие позиции в мире. П.А. Столыпин сделал многое, но многого не успел. Он мечтал о том времени, когда в России появятся граждане, обладающие политическими правами, частной собственностью, хотя бы элементарным образованием и, главное, чувством собственного достоинства. Это могло обеспечить подлинное величие России. На это сам Столыпин отводил многие годы, понимая, что страна находится в самом начале пути. Рекомендации по содержанию и форме проведения учебного занятия. Реформы П.А. Столыпины изучаются в курсе Истории России в 9-м и в 11-м классах (тема «Реформы П.А. Столыпина»). Уроки по данной теме в соответствие с учебным планом можно провести в самых различных формах, начиная от проблемной лекции или лекции «вдвоём», при которой два учителя ведут урок отстаивая противоположные взгляды на реформаторскую деятельность П.А. Столыпина, и заканчивая интерактивными уроками. (Урок, разработанный в формате проблемной лекции, приводится в приложении к рекомендациям). Однако желательно не ограничиваться только программными требованиями и провести данный урок в более широком формате. Такой урок может быть проведен в рамках внеклассного (внеурочного) мероприятия по предмету и проходить в рамках декады истории и обществознания школе. Возможно также максимальное задействование музейных фондов историко-краеведческих музеев в ходе проведения музейного урока. При этом задач личностного развития и воспитания на таком уроке должны рассматриваться учителем как приоритетные. Результаты урока по возможности следует направить на осмысление опыта перемен в российской истории, на характерные черт личности выдающегося политического деятеля, который их проводит. Внимание школьников в ходе подготовки и проведения данных уроков может бы сконцентрировано на: более пристальном изучении исторического наследия П.А. Столыпина; овладении базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития российского общества в эпоху реформ; формировании умений применения этих знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, таких, как модернизация России; развитии умений анализировать, сопоставлять, оценивать цели и результаты реформаторской деятельности; уважительном отношении к исторической личности, действующей в государственных интересах. Формы работы с учащимися при проведении урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, с использованием активных и интерактивных стратегий преподавания, с учетом возраста учащихся, где предпочтение отдается проблемно - диалогическим проектным и исследовательским методам обучения. Для основной школы (5-8 классы) предлагается следующие темы урока: Как Вы думаете, что такое «Великая Россия»?; П.А. Столыпин: судьба реформатора в России; Что сделал, а что не мог сделать П.А. Столыпин для России начала XX в.?; Семья П.А. Столыпина; Благотворительная и просветительская деятельность П. А. Столыпина; Реформы Столыпина и судьбы моих земляков (членов моей семьи). Для учащихся 9-11 классов актуальными могут быть следующие темы урока: Реформы П.А.Столыпина: человеческий ресурс и перспективы развития России; В чем уникальность программы системных реформ П.А. Столыпина для российской истории? П.А. Столыпин и революционеры: «Им нужны великие потрясения»; П. А. Столыпин и переселенческое движение в России: итоги и возможные перспективы; Противники и сторонники реформ П.А.Столыпина: шансы правительства на успех; Реформы Столыпина: западный опыт и/или национальные традиции? Политические взгляды П.А.Столыпина: каким путём должна развиваться Россия? Наш край в период реформ П.А.Столыпина; Мой род в период реформ П.А.Столыпина; Формула свободы: гражданские вольности + чувство государственности (П.А.Столыпин); П.А.Столыпин и Государственная дума: диалог самодержавной власти и общества? П.А.Столыпин: человек с государственным мышлением; Личность реформатора и судьба преобразований в российской истории. Учитывая возраст, интересы и возможности учащихся, на данном этапе обучения предпочтение должно отдаваться исследовательской и проектной деятельности, организации дискуссий, дебатов, диспутов, проведению ученических конференций, круглых столов, пресс-конференций и т.д. Список рекомендуемой литературы:
Приложение 1. Методические разработки учебных занятий, связанных с жизнью и деятельность П.А. Столыпина Школьная лекция: Социально-экономические преобразования в начале XX века: замысел и результаты План изучения нового материала: 1 .Концепция реформ П.А. Столыпина.
10. Дискуссия о результатах реформ. Для изучения нового материала данного урока целесообразно использовать тематическую лекцию, включающую основные структурно-содержательные идеи факты, явления и процессы, преподносимые учителем в проблемно-обобщенном виде. Важно также использовать весь перечень ключевых и основных понятий, раскрывающих смысловое значение темы. Варианты вопросов и заданий, активизирующего, преобразующего, проблемного, развивающего характер; которые рекомендуется использовать в процессе лекции, предлагаются ниже, пост методической вставки. Вопросы и задания к тематической лекции:
9. Обсудите в парах, почему переселенческая политика дала чрезвычайно высокие результаты?
12. Почему, с точки зрения П.А.Столыпина, реформа местного самоуправления должна была стать основой успеха всей модернизационной политики? В завершении лекции учитель перечисляет основные цели социально-экономических преобразований П.А. Столыпина и насколько удалось их выполнить. Домашнее задание: параграф и вопросы к нему, подготовиться к практической работе. 2. Практическое занятие по теме «Социально-экономические преобразования: замысел и результаты» План занятия: 1. Групповая работа с документами.
Используемая дополнительная литература: История России XX века. Пособие для учителя. Под ред. А.О. Чубарьяна, М., Просвещение, 2003г. Практическая работа учащихся ориентирована на изучение исторических очерков из указанного пособия. 2.1. Работа в группах: группа 1: - Изучите документ № 19. «Из речи П.А. Столыпина на заседании Государственной думы о проблемах в решении законодательных вопросов в стране», «Документальные и справочные материалы», стр.39. Сформулируйте ответы на вопросы к документу. Дополнительные вопросы:
группа 2: - Изучите документ № 21. «Переселение за Урал и водворение переселенцев 1906-1914гг.», «Документальные и справочные материалы», стр.42. Сформулируйте ответы на вопросы к документу. Дополнительные вопросы:
3. Как вы думаете, почему крестьяне переселялись за Урал? Работа в группах постоянного или переменного состава: «Мозговой штурм» вопросов (в зависимости от класса - на выбор, но менее двух): 1. Как Вы думаете, почему правительство шло на диалог с различными кругами общественности (даже настроенными весьма оппозиционно по отношению к действующей власти)? 2. Как Вы думаете, что обусловило политический кризис весны 1911 г.? Смог бы Столыпин продолжать свой курс, если бы не был убит в сентябре 1911 г.? 3. Каким представляется вам политическое и социально-экономическое будущее России, если бы программа П.А. Столыпина была бы реализована? Справка для учителя Технология «мозгового штурма» Это технология быстрого и качественного решения проблемы. Существуют разные формы: групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи). Правила «мозговой атаки»: 1. Строгий регламент взаимодействия. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников. 2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров. 3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам. 4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей. 5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма.
участники дают повод экспертам снимать баллы команде. 8. Оптимизм и уверенность всех участников штурма. Индивидуальное творческое задание: Задания могут выполнять в автономном режиме на протяжении урока, или за определенный отрезок времени на одном из его этапов, в том числе и во время игры. По окончанию работы учащиеся представляют сформулированный ответ на вопрос, который оценивается учителем, по необходимости - корректируется. Возможно короткое обсуждение со всем классом. - Составьте идеальный словесный портрет государственного человека, который на тот момент был нужен России. - Продумайте, какую карикатуру можно было бы нарисовать на оппонентов П.А. Столыпина: и справа, и слева. - Поясните, почему П.А. Столыпин предполагал ограничить властные полномочия поместного дворянства (в т.ч. и его предводителей)? По завершении практического занятия следует предложить учащимся ответить на последний вопрос: -Что помешало П.А. Столыпину в полной мере осуществить задуманные преобразования? Домашнее задание: Составить таблицу реформ П.А. Столыпина самостоятельно выбрав основание для группировки сведений. |