«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология»





Скачать 361.41 Kb.
Название«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология»
страница1/2
Дата публикации03.08.2013
Размер361.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра «Экологии»

Учебно-методический комплекс

Дисциплины «Медицинская экология»

Блок дисциплин М2.ДВ1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная


Сыктывкар 2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра «Экологии»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методической

комиссии Института естественных наук

«_7_» сентября 2012 Протокол №__1__


Председатель УМК

Л.А. Тулаева_____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины «Медицинская экология»

Блок дисциплин М2.ДВ1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная
Семестр: В

Всего учебных занятий: 72 часа

В том числе:

Аудиторных: 40 часов, из них

Практических занятий: 20 часов

Лабораторных занятий: 20 часов

Занятия, проводимые в интерактивной форме: 20 часов

Контроль самостоятельной работы: 6 часов

Самостоятельная работа студентов: 26 часов

Текущий контроль: контрольная работа

Итоговый контроль: зачет


Сыктывкар 2012
Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составители УМК

доцент кафедры экологии, к.б.н. ____________Юранёва И.Н.

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры экологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2012 г.

Заведующий кафедрой

д.б.н. ____________ А.А. Москалёв

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва

(подпись)

1. Цели освоения дисциплины (модуля) «Медицинская экология»
Медицинская экология – быстро развивающееся междисци­плинарное направление современной эпидемиологии и экологии, изу­чающее влияние природных, антропогенных, техногенных и социальных факторов окружающей среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц. В отличие от классической эпидемиологии она призвана во взаимодействии с биологией, профилактической медициной и (эко)токсикологией решать задачи выявления, характеристики и иденти­фикации воздействий всего реального комплекса неблагоприятных фак­торов окружающей среды, разнообразных медико-биологических послед­ствий этих воздействий в динамике их развития и количественной оценки отношений между показателями состояния здоровья и окружающей сре­ды. Медицинская экология является одним из основных инстру­ментов эколого-гигиенической оценки качества окружающей среды, оценки и управления риском в реальных ситуациях, обеспечения экологи­ческой безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Цель курса – знакомство студентов с методами описательной и аналитической эпидемиологии неинфекционных болезней, проведение разбора качества исходных данных о здоровье населения и о загрязнении окружающей среды. Особое внимание уделяется современным эколого-эпидемиологическим технологиям, позволяющим выделить влияние загрязненной окружающей среды на нарушения репродуктивной функции, динамику и интенсивность заболевания детского возраста, на злокачественные новообразования, по влиянию супертоксикантов на здоровье населения (свинец, хлорорганические соединения и др.). Задачей курса является также изучение студентами методологии оценки риска для здоровья при воздействии загрязненной окружающей среды.
2. Место дисциплины «Экологической эпидемиологии» в структуре ООП магистриата
Дисциплина «Экология человека» входит в базовую часть профессионального блока дисциплин Б.3.ДВ3 (дисциплины по выбору) Учебная программа «Медицинская экология» бази­руется на биологических и экологических знаниях студентов, полученных на предыдущих учебных дисциплинах по данной образовательной программе, в частности по биологии, общей экологии, экологии человека. Данная дисциплина логически связана с другими дисциплинами профессионального цикла (Б.3), направленными на формирование умений применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач, владение методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, получение знаний основ безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Медицинская экология»
В результате освоения дисциплины «Медицинская экология» формируется компетенция ПК-4: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды.
4. Результаты обучения

В результате освоения дисциплины «Экологической эпидемиологии» обучающийся должен:

Знать современные концептуальные основы и методологические подходы, направленные на решение проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой: знать актуальные проблемы медико-экологической безопасности; знать основные понятия, принципы и методы проведения эколого-эпидемиологических исследований; иметь современные представления о научно-обоснованных подходах к комплексному, многоуровневому, междисциплинарному изучению систе­мы «окружающая среда – здоровье человека»; иметь навыки планирования и проведения эколого-эпидемиологических расследований на примерах анализа конкретных экотоксикологических ситуаций.

Уметь использовать полученные теоретические знания об экологической эпидемиологии при изучении последующих учебных дисциплин профессионального блока (Б.3) образовательной программы «Экология и природопользование» и в дальнейшем применять в своей практической деятельности.

Владеть методами описательной и аналитической эпидемиологии неинфекционных болезней, проведения разбора качества исходных данных о здоровье населения и о загрязнении окружающей среды.
5. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Экологической эпидемиологии»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).

Календарно-тематический план составлен на основе учебного плана по направлению подготовки 022000.62 – «Экология и природопользование».
Календарно-тематический план




Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максима-льная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самосто-ятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Практич. работа

Лаборатор.

работа

1.

Раздел 1. Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России.


















2.

Тема 1. Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России.


3


1


1








2

3.

Раздел 2. Методы эколого-эпидемиологических работ



















4.

Тема 2. Методы эколого-эпидемиологических работ


9


3


1





2


6

5.

Раздел 3. Состояние окружающей среды населенных пунктов и здоровье населения



















6.

Тема 3. Загрязнение атмосферного воздуха. Заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха


9


5


1





4


4

7.

Тема 4. Солнечная радиация, ее экологическое и гигиеническое значение



7



3



1







2



4

8.

Тема 5. Загрязнение питьевой воды и здоровье населения


13


9


1





8


4

9.

Тема 6. Заболевания человека, связанные с загрязнением почв и продуктов питания



13



9



1







8



4

10.

Тема 7. Влияние ионизирующей радиации на заболеваемость населения. Радон. Современная радиационно-гигиеническая обстановка в России. Воздействие шума на человека


13


9


1





8


4

11.

Тема 8. Электромагнитные поля и излучение, их действие на человека


9


5


1





4


4

12.

Тема 9. Внутренняя среда жилища и здоровье населения. Влияние микроклимата на организм человека


18


14


2





12


4

13.

Раздел 4. Стойкие токсичные соединения и здоровье населения



















14.

Тема 10. Стойкие токсичные соединения и заболеваемость населения



16



6



2







4



10

15.

Раздел 5. Показатели состояния здоровья населения при воздействии загрязненной окружающей среды



















16.

Тема 11. Основные экологические и экологически зависимые заболевания



14



10



2







8



4

17.

Тема 12. Влияние факторов окружающей среды на заболеваемость и смертность населения. Заболеваемость злокачественными новообразованиями


7


5


1





4


2

18.

Тема 13. Влияние загрязняющих веществ на репродуктивное здоровье и здоровье детей



7



5



1







4



2

19.

Раздел 6. Оценка риска влияния загрязненной окружающей среды на здоровье населения



















20.

Тема 14. Оценка риска влияния загрязненной окружающей среды на здоровье населения



5



3



1







2



2

21.

Раздел 7. Национальные и региональные планы действий по гигиене окружающей среды



















22.

Тема 15. Национальные и региональные планы действий по гигиене окружающей среды



4



3



1







2



1




Итого

147

90

18



72

57


Содержание дисциплины
Раздел 1. Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России
Тема 1. Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России

Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России.

Студент должен знать: предмет экологической эпидемиологии; историю развития экологической эпидемиологии в России.

Аудиторная работа. Лекция № 1 по теме: «Предмет и методы экологической эпидемиологии» (1 ч.).

Самостоятельная работа (2 ч.): повторить лекционный материал.
Раздел 2. Методы эколого-эпидемиологических работ
Тема 2. Методы эколого-эпидемиологических работ

Методологические основы экологической эпидемиологии. Ос­новные понятия: здоровье и окружающая среда; экспозиция и эффекты; опасность и риск; эпидемиологические методы исследования; медико-экологический скрининг и мониторинг; показатели экспозиции и эффек­тов; чувствительность и специфичность показателей; эпидемиологические гипотезы; критерии причинности и показатели риска; мешающие факто­ры, индивидуальная чувствительность и факторы неопределенности; популяционные эффекты и индивидуальный риск; возможности и ограниче­ния эпидемиологических исследований. Основные приемы и методы ис­следования: планирование, основные схемы и алгоритмы проведения ис­следований; выбор, регистрация, систематизация и оценка надежности эпидемиологических показателей; анализ данных и построение причинно-следственных моделей; основные элементы методологии оценки риска; медико-статистическое и информационное обеспечение исследований.

Основные концепции и направления развития экологической эпидемиологии. Токсикологическое нормирование и прогностическая оценка риска; «ориентированный на болезнь подход»; «молекулярная эпидемиология» и «интегрированный эпидемиолого-токсикологический подход», «медико-экологическое районирование»; медико-демографические подходы», «концепция индивидуального риска в экологической и промышленной токсикологии»; научно-практические основы обеспечения медико-экологической безопасности.

Студент должен знать: методологические основы экологической эпидемиологии; основные концепции и направления развития экологической эпидемиологии.

Аудиторная работа. Лекция № 1 по теме: «Предмет и методы экологической эпидемиологии» (1 ч.).

Лабораторная работа № 1 по теме «Определение показателей распространенности, заболеваемости, летальности, смертности и количе­ственных значений риска воздействия того или иного фактора окружающей среды на развитие патологии» (2 ч.).

Самостоятельная работа (6 ч.): повторить лекционный материал; подготовиться к терминологическому диктанту (необходимо знать методологические основы экологической эпидемиологии) к лабораторной работе № 1.
Раздел 3. Состояние окружающей среды населенных пунктов и здоровье населения
Тема 3. Загрязнение атмосферного воздуха. Заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха

Заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха: канцерогенными, неканцерогенными веществами, тяжелыми металлами.

Студент должен знать: заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха.

Аудиторная работа. Лекция № 2.1 по теме: «Загрязнение атмосферного воздуха. Заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха» (1 ч.).

Лабораторная работа № 2 по теме «Загрязнение окружающей среды химическими веществами и экологически обусловленные изменения состояния здоровья населения в городах России» (4 ч.).

Самостоятельная работа (4 ч.): повторить лекционный материал; подготовиться к тестам (к контрольной работе необходимо знать какие экотоксиканты влияют на здоровье населения при том или ином промышленном производстве).
Тема 4. Солнечная радиация, ее экологическое и гигиеническое значение. Влияние солнечной радиации на заболеваемость населения

Световой климат. Биологическое действие инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения (УФИ). Общестимулирующее действие УФИ. Действие ультрафиолетового излучения на кожу. Абиогенное действие УФИ. Канцерогенное действие УФИ. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика.

Студент должен знать: экологическое и гигиеническое значение солнечной радиации; влияние солнечной радиации на здоровье человека.

Аудиторная работа. Лекция № 2.2 по теме: «Солнечная радиация, ее экологическое и гигиеническое значение. Влияние солнечной радиации на заболеваемость населения» (1 ч.).

Лабораторная работа № 3 по теме «Влияние солнечной радиации на заболеваемость населения» (2 ч.).

Самостоятельная работа (4 ч.): повторить лекционный материал.
Тема 5. Загрязнение питьевой воды и здоровье населения
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...

«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Опд. Ф9 Экология человека
Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория информации Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Жигилева О. Н. Эколого-паразитологический мониторинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Казанцева М. Н. Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск