Скачать 361.41 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» Учебно-методический комплекс Дисциплины «Медицинская экология» Блок дисциплин М2.ДВ1 Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» Квалификация – магистр Институт естественных наук Форма обучения – очная Сыктывкар 2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра «Экологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании учебно-методической комиссии Института естественных наук «_7_» сентября 2012 Протокол №__1__ Председатель УМК Л.А. Тулаева_____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Медицинская экология» Блок дисциплин М2.ДВ1 Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» Квалификация – магистр Институт естественных наук Форма обучения – очная Семестр: В Всего учебных занятий: 72 часа В том числе: Аудиторных: 40 часов, из них Практических занятий: 20 часов Лабораторных занятий: 20 часов Занятия, проводимые в интерактивной форме: 20 часов Контроль самостоятельной работы: 6 часов Самостоятельная работа студентов: 26 часов Текущий контроль: контрольная работа Итоговый контроль: зачет Сыктывкар 2012 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составители УМК доцент кафедры экологии, к.б.н. ____________Юранёва И.Н. (подпись) Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана по направлению 022000.62 «Экология и природопользование» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии Протокол заседания №___ от «___»_______2012 г. Заведующий кафедрой д.б.н. ____________ А.А. Москалёв (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва (подпись) 1. Цели освоения дисциплины (модуля) «Медицинская экология» Медицинская экология – быстро развивающееся междисциплинарное направление современной эпидемиологии и экологии, изучающее влияние природных, антропогенных, техногенных и социальных факторов окружающей среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц. В отличие от классической эпидемиологии она призвана во взаимодействии с биологией, профилактической медициной и (эко)токсикологией решать задачи выявления, характеристики и идентификации воздействий всего реального комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды, разнообразных медико-биологических последствий этих воздействий в динамике их развития и количественной оценки отношений между показателями состояния здоровья и окружающей среды. Медицинская экология является одним из основных инструментов эколого-гигиенической оценки качества окружающей среды, оценки и управления риском в реальных ситуациях, обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Цель курса – знакомство студентов с методами описательной и аналитической эпидемиологии неинфекционных болезней, проведение разбора качества исходных данных о здоровье населения и о загрязнении окружающей среды. Особое внимание уделяется современным эколого-эпидемиологическим технологиям, позволяющим выделить влияние загрязненной окружающей среды на нарушения репродуктивной функции, динамику и интенсивность заболевания детского возраста, на злокачественные новообразования, по влиянию супертоксикантов на здоровье населения (свинец, хлорорганические соединения и др.). Задачей курса является также изучение студентами методологии оценки риска для здоровья при воздействии загрязненной окружающей среды. 2. Место дисциплины «Экологической эпидемиологии» в структуре ООП магистриата Дисциплина «Экология человека» входит в базовую часть профессионального блока дисциплин Б.3.ДВ3 (дисциплины по выбору) Учебная программа «Медицинская экология» базируется на биологических и экологических знаниях студентов, полученных на предыдущих учебных дисциплинах по данной образовательной программе, в частности по биологии, общей экологии, экологии человека. Данная дисциплина логически связана с другими дисциплинами профессионального цикла (Б.3), направленными на формирование умений применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач, владение методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, получение знаний основ безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Медицинская экология» В результате освоения дисциплины «Медицинская экология» формируется компетенция ПК-4: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды. 4. Результаты обучения В результате освоения дисциплины «Экологической эпидемиологии» обучающийся должен: Знать современные концептуальные основы и методологические подходы, направленные на решение проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой: знать актуальные проблемы медико-экологической безопасности; знать основные понятия, принципы и методы проведения эколого-эпидемиологических исследований; иметь современные представления о научно-обоснованных подходах к комплексному, многоуровневому, междисциплинарному изучению системы «окружающая среда – здоровье человека»; иметь навыки планирования и проведения эколого-эпидемиологических расследований на примерах анализа конкретных экотоксикологических ситуаций. Уметь использовать полученные теоретические знания об экологической эпидемиологии при изучении последующих учебных дисциплин профессионального блока (Б.3) образовательной программы «Экология и природопользование» и в дальнейшем применять в своей практической деятельности. Владеть методами описательной и аналитической эпидемиологии неинфекционных болезней, проведения разбора качества исходных данных о здоровье населения и о загрязнении окружающей среды. 5. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Экологической эпидемиологии» Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов). Календарно-тематический план составлен на основе учебного плана по направлению подготовки 022000.62 – «Экология и природопользование». Календарно-тематический план
Содержание дисциплины Раздел 1. Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России Тема 1. Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России Предмет экологической эпидемиологии. Развитие экологической эпидемиологии в России. Студент должен знать: предмет экологической эпидемиологии; историю развития экологической эпидемиологии в России. Аудиторная работа. Лекция № 1 по теме: «Предмет и методы экологической эпидемиологии» (1 ч.). Самостоятельная работа (2 ч.): повторить лекционный материал. Раздел 2. Методы эколого-эпидемиологических работ Тема 2. Методы эколого-эпидемиологических работ Методологические основы экологической эпидемиологии. Основные понятия: здоровье и окружающая среда; экспозиция и эффекты; опасность и риск; эпидемиологические методы исследования; медико-экологический скрининг и мониторинг; показатели экспозиции и эффектов; чувствительность и специфичность показателей; эпидемиологические гипотезы; критерии причинности и показатели риска; мешающие факторы, индивидуальная чувствительность и факторы неопределенности; популяционные эффекты и индивидуальный риск; возможности и ограничения эпидемиологических исследований. Основные приемы и методы исследования: планирование, основные схемы и алгоритмы проведения исследований; выбор, регистрация, систематизация и оценка надежности эпидемиологических показателей; анализ данных и построение причинно-следственных моделей; основные элементы методологии оценки риска; медико-статистическое и информационное обеспечение исследований. Основные концепции и направления развития экологической эпидемиологии. Токсикологическое нормирование и прогностическая оценка риска; «ориентированный на болезнь подход»; «молекулярная эпидемиология» и «интегрированный эпидемиолого-токсикологический подход», «медико-экологическое районирование»; медико-демографические подходы», «концепция индивидуального риска в экологической и промышленной токсикологии»; научно-практические основы обеспечения медико-экологической безопасности. Студент должен знать: методологические основы экологической эпидемиологии; основные концепции и направления развития экологической эпидемиологии. Аудиторная работа. Лекция № 1 по теме: «Предмет и методы экологической эпидемиологии» (1 ч.). Лабораторная работа № 1 по теме «Определение показателей распространенности, заболеваемости, летальности, смертности и количественных значений риска воздействия того или иного фактора окружающей среды на развитие патологии» (2 ч.). Самостоятельная работа (6 ч.): повторить лекционный материал; подготовиться к терминологическому диктанту (необходимо знать методологические основы экологической эпидемиологии) к лабораторной работе № 1. Раздел 3. Состояние окружающей среды населенных пунктов и здоровье населения Тема 3. Загрязнение атмосферного воздуха. Заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха Заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха: канцерогенными, неканцерогенными веществами, тяжелыми металлами. Студент должен знать: заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха. Аудиторная работа. Лекция № 2.1 по теме: «Загрязнение атмосферного воздуха. Заболевания и патологии, вызванные загрязнителями атмосферного воздуха» (1 ч.). Лабораторная работа № 2 по теме «Загрязнение окружающей среды химическими веществами и экологически обусловленные изменения состояния здоровья населения в городах России» (4 ч.). Самостоятельная работа (4 ч.): повторить лекционный материал; подготовиться к тестам (к контрольной работе необходимо знать какие экотоксиканты влияют на здоровье населения при том или ином промышленном производстве). Тема 4. Солнечная радиация, ее экологическое и гигиеническое значение. Влияние солнечной радиации на заболеваемость населения Световой климат. Биологическое действие инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения (УФИ). Общестимулирующее действие УФИ. Действие ультрафиолетового излучения на кожу. Абиогенное действие УФИ. Канцерогенное действие УФИ. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика. Студент должен знать: экологическое и гигиеническое значение солнечной радиации; влияние солнечной радиации на здоровье человека. Аудиторная работа. Лекция № 2.2 по теме: «Солнечная радиация, ее экологическое и гигиеническое значение. Влияние солнечной радиации на заболеваемость населения» (1 ч.). Лабораторная работа № 3 по теме «Влияние солнечной радиации на заболеваемость населения» (2 ч.). Самостоятельная работа (4 ч.): повторить лекционный материал. Тема 5. Загрязнение питьевой воды и здоровье населения |
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... ... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Опд. Ф9 Экология человека Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины теория информации Специальность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Жигилева О. Н. Эколого-паразитологический мониторинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Казанцева М. Н. Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... |