Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации04.02.2014
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №1965

_____________В.А.Тихонов


«______»___________2012г.

Программа развития

профессиональных компетенций педагога

«Успешный учитель»

на 2012 -2016 г.г.


Содержание:

Раздел 1. Паспорт программы «Успешный педагог».

Раздел 2. Характеристика педагогического коллектива ГБОУ СОШ №1965..

Раздел 3. Введение: актуальность, назначение и цель разработки программы.

Раздел 4. Концепция программы развития .

Раздел 5. Стратегия реализации концепции.

Раздел 6. Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата

Приложения:

  1. Проект плана саморазвития и самореализации педагога «Я – успешный педагог»

  2. Программа мониторинговых исследований по изучению уровня профессиональной компетентности педагогов ГБОУ СОШ №1965.

Раздел 1.

ПАСПОРТ

программы повышения профессиональной компетентности педагогов

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1965

города Москвы

на 2012 -2016 год


Наименование Программы


«Успешный педагог».


Сроки реализации Программы

2012 – 2016 г.г.

Основания для разработки Программы

  • Конвенция о правах ребенка,

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,

  • Закон РФ «Об образовании»,

  • Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

  • Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)




Разработчик Программы

Творческая группа педагогических работников ГБОУ СОШ № 1965 г.Москвы.

Научно-методические основы разработки программы

Системный подход к управлению развитием школы, компетентностный подход, дифференцированный, мотивационный подход к управлению школы, акмеологический подход, рефлексивный подход к моделированию управления образовательным процессом, личностный подход в коллективном воспитании.

Цель Программы

  1. Формирование акмеологическои позиции (профессиональной, личностной, духовной зрелости) педагогического коллектива и отдельного педагога на основе его профессионально-личностного развития.




Задачи Программы




  1. Повышение качества образования учащихся школы во взаимосвязи с повышением уровеня продуктивности педагогической деятельности педагогов

  2. Формирование коллективного и индивидуального «акме» педагогического коллектива.

  3. Внедрение акмеологических педагогических технологий

  4. Готовность педагогического коллектива к следующему этапу профессионального развития.

Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижения

  • Наличие значимой положительной динамики уровня профессионально-личностного развития педагогов.

  • Высокий уровень продуктивности педагогической деятельности педагогов как условие высокого уровня качества образования.

  • Готовность педагогического коллектива к следующему этапу профессионального развития.

Срок действия программы

2012-2016 гг.

Этапы реализации программы

1 этап: подготовительный -2012-2013г.г.

2 этап: формирующий– 2013-2015г.г.

3 этап: результативно-оценочный – 2015-2016г.г.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы

Входной, текущий и итоговый мониторинг


Раздел 2. Характеристика педагогического коллектива ГБОУ СОШ №1965.

Общая численность персонала нашего учреждения составляет 92 работника, из них:
• педагогические работники - 63
• из них учителя –39
• вспомогательный персонал –16

Кадровый потенциал школы.

По стажу работы:

(без администрации)

менее 2 лет      -  6 человек;

от 2  до 5 лет   -  4 человека;

от 5  до 10 лет - 11 человек;

от 10 до 20 лет- 24 человека;

свыше 20 лет   - 15 человек.

По возрасту:

моложе 25 лет  -  3 человека;

от 25 до 35 лет - 20 человек;

от 35 до 55 лет - 30 человек;

пенсионного возраста   – 7 человек;.


  Коллектив школы укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Квалификационные категории имеют 75% педагогических работников. Из них: высшая квалификационная категория – 33% педагогов; первая квалификационная категория – 33 % педагогов, вторая квалификационная категория – 18 % педагогов.
97,2% педагогов имеют высшее образование, остальные (3 человек) - среднее специальное.
  Учителя нашей школы постоянно повышают свою квалификацию по основным направлениям модернизации образования: 100% учителей начальной школы прошли курсы по подготовке к внедрению ФГОС, 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по развитию информационной компетентности, 95 % регулярно применяют информационные технологии в учебном процессе через различные формы. Все учителя, по чьим предметам государственная итоговая аттестация выпускников средней школы проходила в форме ЕГЭ, прошли обучение по данной проблеме в различных формах, 31 учитель прошёл курсы по теме: «Профессиональная компетенция учителя как ресурс развития качества образовательного процесса» (144 часа ФПК ГОУ ВППО МПГУ), организованные на базе школы;
  В школе сформировалась высококвалифицированная команда управленцев, в состав которой входит директор и три его заместителя. Все члены администрации, связанные с образовательным процессом, имеют высшее образование. Все представители управленческой команды аттестованы и имеют высшую квалификационную категорию. 

Проведенные тематические педагогические советы, обучающие семинары, практические занятия, работа МО, курсовая подготовка сформировали умения учителей решать педагогические задачи:

- формировать урок как целостную систему могут 70 % учителей;

- умеют мотивировать учащихся на каждом этапе урока 65%;

- умеют включать учащихся в активную познавательную деятельность 63%;

- умеют организовать самостоятельную познавательную деятельность на

каждом этапе урока 37% учителей;

- умеют организовать работу с информационным текстом 30% учителей;

- ведут разноуровневое обучение 42%;

- метод проектов и проектная деятельность 45%.

Таким образом, характерными чертами педагогического коллектива нашей школы являются открытость, инициативность, креативность. Педагогический коллектив обладает достаточным уровнем профессиональной компетентности для решения задач, поставленных перед современной системой образования.




Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»



Раздел 3. Актуальность темы.
В проекте федерального закона Об образовании в Российской федерации определены основные обязанности педагогических работников, в том числе :

  1. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю;

  2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

  3. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

  4. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни;

  5. применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса;

  6. систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень и др.

Таким образом, в настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы ориентировано оценить его место в российском обществе, выявить степень его готовности и модернизации системы образования.

На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности учителя, но и особенности окружающей его инновационной среды. Понятие «инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность.

Развитию профессионализма педагогов способствует создание акмеологической образовательной среды средней школы как среды психолого-педагогического и методического сопровождения; как среды, обеспечивающей творческую деятельность педагогов; как среды, гарантирующей условия для самосовершенствования и самоактуализации.

Основными тенденциями развития акмеологической образовательной среды средней школы являются: взаимопроникновение (конвергенция) и сближение внешней и внутренней составляющей образовательной среде школы; усиление влияния на развитие акмеологической среды общественного фактора; все большая зависимость динамики развития акмеологической среды от информационно–технологической составляющей; гармонизация личностных, социальных и национальных смыслов в структуре, организации и содержании профессионально-личностного роста педагогов средней школы..

Под профессионализмом педагога понимается высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Учитель-профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.

Главным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания).
Смысловое переживание – это та емкая грань опыта, в которой сплавлены самые разные, но авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные аспекты его, жизнедеятельности. Смысл может проявляться как процесс соответствия самому себе и миру, что субъективно переживается как счастье и полнота жизни, как основная приоритетная ценность, определяющая жизненный путь человека.

Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.

Педагогическое мастерство и профессионализм – это интегральные характеристики личности педагога. Педагогические задачи, которые приходится решать педагогу, всегда нестандартны и полифункциональны. Педагогическая деятельность обеспечивает реализацию многих и различных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, диагностиче¬ской, коррекционной, консультативной, управленческой, организационной, рефлексивной.

Совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогов связано с осознанием необходимости восхождения личности к высокому уровню компетентности и профессиональному мастерству. Это становится возможным с использованием новой и перспективной науки – педагогической акмеологии.

Акмеологияакме» – вершина, «логос» – наука) – направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке на этапе его зрелости, изучающее закономерности достижения взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и в профессиональной деятельности.

Педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма в труде педагога. Акмеологический подход в современной системе педагогического образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога.

С целью профессионального развития педагогов и на базе современных знаний новой науки – педагогической акмеологии, возможно решение следующих задач в образовательном учреждении:

  • повышение профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики и педагогической акмеологии;

  • выявление личностных ресурсов педагогов и формирование навыков построения эффективных индивидуальных стратегий профессионального роста, карьеры, имиджа;

  • овладение современными технологиями и приемами недирективного (гуманистического) влияния и развития мотивации учащихся, формирования и развития конкурентоспособности личности.

Раздел 3. Концепция программы.

В 1867 году в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский писал о системности педагогического знания. Сейчас эти идеи разрабатываются и реализуются в первую очередь в антропоцентрическом и акмеологическом1 подходах к анализу и проектированию образовательных систем. Реалии сегодняшнего дня востребовали идеи великого ученого-педагога для решения насущных задач. Миграция населения, профилизация учебных заведений, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, связанные не только с требованиями гуманной педагогики, но и с введением подушевого финансирования, в результате которого началась интеграция детей с ОВЗ в массовую школу.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

         как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

         как повысить мотивацию учащихся к изучению непрофильного предмета в непрофильной школе;

         как осуществить педагогическую поддержку одаренному ребенку, обучающемуся по индивидуальной образовательной траектории;

         как помочь школьнику преодолеть неуспешность в обучении, особенно, если она связана с особенностями его здоровья и т.п.

Современная система педагогического знания включает знания широкого спектра наук – психофизиологии, этнопсихологии, теории управления, специальной педагогики и психологии и т.д.

И только в системе эти знания могут стать основой становления компетентности современного учителя, от качества работы которого сегодня зависит в немалой мере выживание не только отдельного человека, но и человечества в целом. В одном из важнейших докладов Римского клуба «Проблемы образования» (1980) основной вывод звучит так: «В конце концов, успех в преодолении трудностей человечеством будет решаться не так в кабинетах правительства, как за школьной партой каждого государства».

Координатор программы оценки качества Ассоциации нидерландских университетов доктор А.И. Вройенстийн так написал о понятии «качество»: «Часто исследователи предполагают, что можно точно определить понятие «качество». Все говорят об этом, и каждый думает, что ему известно, что это такое. Однако в этом смысле качество подобно любви: каждый знает и чувствует присутствие любви, каждый узнает ее, но когда мы пытаемся дать определение любви, мы остаемся ни с чем».

В теории социального управления качеством социальной системы определяется как:

         уровень достижения поставленных целей;

         соответствие неким стандартам;

         степень удовлетворения ожиданий потребителя.

Высокого качества работы современного педагога можно добиться путем создания в образовательном учреждении условий для развития профессиональных компетенций педагогов, т.е. акмеологической профессиональной среды.

Основными акмеологическими характеристиками профессиональной среды средней школы могут быть:

  • влияние на профессионализм личности и деятельности;

  • векторность – выраженность обучающего эффекта в контексте решения акмеологических задач;

  • перенос механизмов взаимодействия с образовательной средой и опосредованных ею психических свойств субъекта на потенциальные профессиональные среды;

  • насыщенность образовательной среды максимальным количеством элементов профессионализации, обучение исчерпывающему количеству педагогических функции.

Среди акмеологических характеристик среды значимо выделяются характеристики управления, встраиваемые в модель действия механизмов формирования профессионально-педагогического мастерства.

Профессиональное мастерство педагогов можно рассматривать как акмеологический феномен профессиональной организации, возникающий при сочетании условий, характеризующихся как акмеологическая среда.

В основе формирования педагогического мастерства как психического новообразования, проявляющегося в развитии педагогических способностей, высоком уровне развития знаний, навыков и умений, приобретении педагогической техники и опыта творчества, развитии эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности, мотивации, лежит комплекс преобразующих механизмов, обеспечивающих стабильное достижение высокой продуктивности труда, получение продукта труда, соответствующего социальным требованиям профессии. К ведущим акмеологическим механизмам формирования профессионального педагогического мастерства относятся:

  • адаптация с компенсаторным эффектом;

  • идентификация с профессиональным образом (идеалом);

  • побуждение внутренней активности педагога в его взаимодействии cо средой средней школы.

Показателями эффективности действия акмеологических механизмов формирования педагогического мастерства являются:

  • высокая продуктивность педагогической деятельности;

  • высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;

  • оптимальная интенсивность и напряженность труда;

  • высокая организованность;

  • низкая опосредованность, зависимость от внешних факторов;

  • владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

  • стабильность высоких показателей деятельности;

  • возможность развития субъекта труда как личности;

  • направленность на достижение положительных социально–значимых целей.

На характер локальной профессиональной среды оказывают влияние:

  • качество взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности;

  • интеграция и взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование инноваций;

  • мультикультурные процессы, направленные на сохранение многообразия культурных ценностей и норм.

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
1. Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания школьников. Совокупность различных профессиональных умений учителя (воспитателя) называют педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:

– владение своим организмом (мимика, пантомима);

– управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);

– социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

– техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.

Педагогическая техника как форма организации поведения учителя представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

2. Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Сегодня также оно включает как минимум еще четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности.

3. Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

4. Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

5. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторскому стилю его педагогической деятельности – один из важнейших показателей личностного развития.

6. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

7. Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно их самых распространенных направлений новационного педагогического поиска в образовательных учреждениях.

8. Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Беспалько В. П. выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:

1. «Актуальное Я» (каким сейчас себя видит учитель) является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других.
2. «Ретроспективное Я» (каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы). По отношению к нему дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений.
3. «Идеальное Я» (каким хотел бы стать учитель) дает перспективу личности и обуславливает саморазвитие в профессиональной сфере.
4. «Рефлексивное Я» (как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители) является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и обеспечивает объективность самооценки.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
1. Поиск своей позиции, когда учитель осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.
2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.
3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются учителю в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий.
4. Ситуация «отказ от стереотипов» – рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск